Немезида (1839)
![]() Гравюра Немезиды (опубликована в 1844 г.)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Немезида |
Владелец | Ост-Индская компания |
Строитель | Биркенхедский металлургический завод |
Запущен | 1839 |
Введен в эксплуатацию | Март 1840 г. [ 1 ] |
Судьба | Продан в 1852 году. [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Весельный фрегат [ 2 ] |
Тонны нагрузки | 660 БМ |
Длина | 184 футов (56 м) |
Луч | 29 футов (8,8 м) |
Черновик | 6 футов (1,8 м) |
Движение | Твин мощностью 60 лошадиных сил Джордж Форрестер и Ко . паровые двигатели [ 3 ] |
Вооружение | 2 × 32-фунтовые + 4 × 6-фунтовые пушки + 1 Конгрив ракетная установка |
«Немезида» была первым британским железным военным кораблем океанского плавания. Это было самое большое из шести подобных судов, заказанных «Секретным комитетом» Ост-Индской компании. «Немезида» вместе со своими однотипными кораблями «Флегетон», «Плутон», «Прозерпина», «Ариадна» и «Медуза» была построена верфью Джона Лэрда в Биркенхеде и компанией William Fairbairn & Sons в Миллуолле . [ 4 ]
Спущенный на воду в 1839 году, «Немезида» была отправлена в Китай – прибыла в конце 1840 года – и с большим успехом использовалась в Первой опиумной войне капитаном Уильямом Хатчеоном Холлом , а затем, в 1842 году, капитаном Ричардом Коллинсоном . [ 5 ] Китайцы называли ее «кораблем дьявола». [ 2 ]
Строительство
[ редактировать ]Несмотря на то, что судно было заказано Секретным комитетом Ост-Индской компании (EIC) в 1839 году, оно не значилось в списке кораблей EIC. [ 6 ] ведущий The Times прокомментировал:
«...это судно снабжено лицензией или каперским свидетельством Адмиралтейства . Если так, то оно может быть направлено только против китайцев; а для целей контрабанды опиума оно превосходно приспособлено». [ 7 ]
Nemesis — канонерская лодка, построенная британской судостроительной компанией John Laird’s Birkenhead Iron Works за три месяца. [ 8 ] Она имела длину 184 фута (56 м), ширину 29 футов (8,8 м), осадку 6 футов (1,8 м), когда она была заполнена углем, и менее 5 футов, когда она загружена меньшим количеством угля, и грузоподъемность 660 тонн. тонн. [ 1 ] [ 2 ] Она была оснащена двумя двигателями Forrester по шестьдесят лошадиных сил . [ 9 ] Она была вооружена двумя шкворневыми 32-фунтовыми и четырьмя 6-фунтовыми пушками. Корабль с паровым и парусным приводом был особенно эффективен в Китае, поскольку его мелкая осадка всего в пять футов позволяла ему путешествовать вверх по рекам, преследуя и поражая другие суда и цели.
Ее водонепроницаемые переборки были первыми, использованными на военном корабле. Они позволили ей пережить повреждение корпуса, которое она получила во время ходовых испытаний и по пути в Китай в 1840 году. [ 10 ] [ а ] В июле 1840 г. [ 11 ] «Немезида» стала первым железным кораблем, обогнувшим мыс Доброй Надежды , чему способствовали методы, разработанные за год до этого сэром Джорджем Эйри , Королевским астрономом , для настройки компаса под эффект железного корпуса. Регулировки оказались не особенно эффективными, в результате чего компас корабля работал плохо на протяжении всего его существования. [ 12 ]
Китай
[ редактировать ]

Немезида прибыла к берегам Китая в конце 1840 года. [ 3 ] хотя, когда она отплыла из Ливерпуля , публично было заявлено, что она направляется в Одессу, чтобы сохранить путешествие в секрете. [ 6 ] Британский офицер писал, что начало Первой опиумной войны «считалось чрезвычайно благоприятной возможностью для проверки преимуществ или недостатков железных пароходов». [ 13 ] Впервые она участвовала в боевых действиях во Второй битве при Чуэнпи 7 января 1841 года против китайского флота у фортов Бокка-Тигрис . В битве при Ферст-Баре (27 февраля) «Немезида» потопила «Кембридж» , старый, но перевооруженный ост-индский корабль , купленный китайцами. Из-за Немезиды « небольшой осадки » «Немезида» смогла двигаться по мелководью во время бродвейской экспедиции 13–15 марта и помогла захватить Кантон 18 марта. Базируясь в Чусане , она также участвовала в боевых действиях у Тайсама в феврале 1842 года в успешной стычке, связанной с отражением гораздо более крупного китайского нападения на Нинбо . [ 5 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]После Первой Опиумной войны Немезиде было поручено подавление пиратов вблизи Индонезии и Филиппин . [ нужна ссылка ]
Затем она работала из Бомбея, в основном в Карачи. [ 14 ]
Примерно в конце 1846 года, в результате беспорядков толпы в Кантоне , начавшихся в июле, сэр Джон Дэвис направил ее для прикрытия Ост-Индской компании тамошней фабрики . [ 15 ] Затем она была отозвана до февраля 1847 года, несмотря на протесты торговцев. [ 16 ] В мае 1847 года он атаковал флотилию пиратских кораблей Сулоо на реке Бруней , Борнео . [ 17 ] В начале 1853 года она помогла пароходу компании «Зенобия» изгнать бирманские войска из провинции Бассейн . [ 18 ] Она отплыла из Шанхая 1 февраля 1854 года и направилась в Белфаст. [ 19 ]
Компания Laird Brothers представила модель HEIC «Nemesis» (1839 г.) на Чикагской выставке 1893 г. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б « Гонконгский музей береговой обороны ». Департамент досуга и культурных услуг. По состоянию на 26 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейн, Линкольн П. (2000). Военные корабли мира до 1900 года . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 115. ISBN 0-395-98414-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Маркс, Роберт Б. (2007). Истоки современного мира: глобальное и экологическое повествование с пятнадцатого по двадцать первый век (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. п. 116. ISBN 0-7425-5419-8 .
- ^ Маршалл, Адриан Г. (23 октября 2015 г.). Немезида: первый железный военный корабль и ее мир . НУС Пресс. стр. 12–13. ISBN 9789971698225 – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б «Азиатский журнал и ежемесячный реестр британской и зарубежной Индии, Китая и Австралии» . Азиатский журнал . Парбери, Аллен и компания: 300. 1842 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фэй, Питер Уорд (1975). Опиумная война 1840–1842 гг . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. стр. 260–263.
- ↑ «Таймс» , 30 марта 1840 г.
- ^ Холл, Уильям Хатчеон; Бернард, Уильям Даллас (1845). Рассказ о путешествиях и службах «Немезиды» с 1840 по 1843 год (2-е изд.). Генри Колберн. п. 3.
- ^ Хедрик, Дэниел Р. (1981). Инструменты Империи: технологии и европейский империализм в девятнадцатом веке . Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк. п. 47. ISBN 0-19-502832-5 .
- ^ Хедрик 1981, стр. 48–49.
- ^ Объединенная служба Ежемесячный обзор военных и военно-морских дел . Хаммерсли. 1894.
- ^ Браун, Дэвид К. (1978). «Немезида: первый железный военный корабль». Военный корабль . 2 . Conway Maritime Press: 283–285.
- ^ Холл и Бернард 1845, с. 1
- ^ «Немезида, Корабль — Британская библиотека» . searcharchives.bl.uk .
- ^ «Китай – Кантон» . № 19437. The Times (Лондон, Англия). 4 января 1847 г. с. 5 . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ "Китай" . № 19465. The Times (Лондон, Англия). 5 февраля 1847 г. с. 6 . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Пираты Сулу. — По прибытии в Сингапур» . № 19689. The Times (Лондон, Англия). 25 октября 1847 г. с. 5 . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Индия и Китай» . № 21392. The Times (Лондон, Англия). 2 апреля 1853 г. с. 5 . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Доставка разведки» . № 21701. The Times (Лондон, Англия). 29 марта 1854 г. с. 10 . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Чикагская выставка 1893 года» . Руководство Грейс . Проверено 4 октября 2018 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Она «коснулась» камня возле Лэндс-Энда после отъезда из Ливерпуля и была пришвартована в Портсмуте в марте 1840 года для проверки повреждений.
Внешние ссылки
[ редактировать ]