Jump to content

Хильми Зия Юлкен

Хильми Зия Юлкен
Ваша страна в 1946 году
Рожденный 3 октября 1901 г.
Умер 5 июня 1974 г. ) ( 1974-06-05 ) ( 72 года
Стамбул, Турция
Место отдыха Ашиянское кладбище , Стамбул.
Национальность турецкий
Альма-матер Дарульфюнун (Стамбульский университет)
Супруг
Хатидже Юлкен
( м. 1924)
Дети 1
Научная карьера
Поля Философия
Учреждения
Известные студенты Пертев Наили Боратав

Хильми Зия Юлкен (1901–1974) был турецким ученым и писателем, сыгравшим влиятельную роль в развитии социологических и философских взглядов в Турции. Помимо научной деятельности, он занимался литературной деятельностью, в том числе стихами.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Хильми Зия родился в Константинополе 3 октября 1901 года. [ 1 ] Его отец, Мехмет Зия-бей, был преподавателем в Дарульфюнун, предшественнике Стамбульского университета, где он преподавал химию и был деканом Школы стоматологии и фармацевтики. [ 2 ] Его мать, Мюшфике Ханым, происходила из семьи из Казани , а ее отец, Керим Хазрет, был религиозным деятелем, поселившимся в Константинополе в 1850-х годах, когда османский султан Абдулазиз пригласил его во время Крымской войны . [ 2 ]

В 1918 году Хильми Зия окончил стамбульскую среднюю школу и поступил в Школу политических наук Дарульфюнуна, где получил ученую степень в 1921 году. [ 3 ]

После окончания университета Хилми Зия работал учителем географии. [ 3 ] Получив дальнейшее образование в Дарульфюнун в области этики, социологии и истории философии, он продолжил работать учителем в Анкаре и Стамбуле. [ 3 ] В Анкаре он работал в учительской школе. [ 4 ] Он преподавал социологию в Стамбульской средней школе, и одним из его учеников был Пертев Наили Боратав . [ 5 ] Он также преподавал философию и социологию в Галатасарайской средней школе . [ 6 ]

В 1933 году Хильми Зия отправился в Берлин с исследовательской поездкой. [ 6 ] В том же году Дарульфюнун был реорганизован в Стамбульский университет, и после своего возвращения в Турцию он поступил на факультет философии в качестве доцента кафедры истории турецкой культуры. [ 6 ] Он преподавал историю учений, историю логики, философию, социологию и историю искусства. [ 3 ] Одним из его коллег по кафедре был немецкий философ Ганс Райхенбах, поселившийся в Стамбуле из-за правления нацистов в Германии. [ 6 ] [ 7 ] Юлькен стал доцентом в 1944 году и ординарным профессором в 1957 году. [ 2 ] Он занимал должность заведующего кафедрой социологии Стамбульского университета. [ 8 ]

Хильми Зия поступил в Университет Анкары в 1950-х годах и стал деканом теологического факультета в 1959 году, но вскоре ушел в отставку. [ 2 ] Он был избран на тот же пост в 1962 году. [ 2 ] Однако через шесть месяцев он снова подал в отставку. [ 2 ] С 1964 года он начал преподавать первый курс философии образования на факультете педагогических наук Университета Анкары. [ 9 ] В 1973 году он ушел с преподавательской должности. [ 2 ]

Просмотры

[ редактировать ]

На его взгляды в основном повлияли работы различных мусульманских, турецких и европейских деятелей, таких как Ибн Араби , Мехмет Фуат Кёпрюлю , Зия Гёкальп , Мехмет Иззет, Эмиль Дюркгейм , Анри Бергсон , Эмиль Бутру , Барух Спиноза , Макс Шелер и Мартин Хайдеггер . [ 2 ] Юлькен сообщил, что он и другие ведущие деятели начали следовать идеям Анри Бергсона в том смысле, что эти идеи предлагали им духовную власть над интуицией и материальную силу перемен. [ 10 ] Потому что им нужно было такое вдохновение в период перемирия . [ 10 ]

После создания Турецкой Республики в 1923 году Юлькен принял консервативную версию республиканизма . [ 11 ] Примерно в 1926 году он утверждал, что если национализм признает гражданские и политические права , он становится самым современным политическим режимом. [ 4 ] Он также утверждал, что республика как режим была единственной подходящей формой правления для современных граждан. [ 4 ]

В конце 1920-х годов, когда Юлькен преподавал в Дарульфюнуне, он поддерживал идейно-ориентированную социологию в противовес экспериментальной социологии. [ 12 ] Во время своего пребывания в Стамбульском университете Юлькен был одним из первых турецких ученых, которые анализировали с помощью логического эмпиризма . [ 6 ]

Юлькен был автором различных книг, включая учебники по психологии, социологии и философии. В 1931 году он опубликовал «Ашк Ахлаки» (турецкий: «Этика любви »), в котором изложил свои взгляды на этическую философию, включающую социологические и культурные аспекты. [ 13 ] Другой его книгой была «Инсани Ватанперверлик» (1933; турецкий: «Гуманистический патриотизм» ), в которой он обсуждал гуманистический универсализм и национализм и пытался представить решение проблемы между идеализмом и реализмом. [ 2 ] Эта книга была его первой и единственной попыткой создать философский синкретизм . [ 2 ] В 1935 году Юлькен опубликовал книгу о функциях перевода под названием « Роль перевода в эпоху пробуждения» ( турецкий : Роль перевода в эпоху пробуждения ). [ 1 ] Там он утверждал, что перевод обеспечивает творческую силу, когда группа участвует в процессе пробуждения. [ 14 ] Одной из его самых известных книг была Türkiye'de Çağdaş Düşünce Tarihi (1966; Турецкая история современной мысли в Турции ), в которой он исследовал историю мысли в Турции. [ 2 ] Его исследование содержало анализ этой темы в течение трех периодов, а именно периода Танзимата , периода Мешрутиета и периода Республики. [ 2 ] Его конспекты лекций по философии образования были опубликованы в виде книги в 1982 году. [ 9 ]

Юлькен был автором нескольких публикаций и основал несколько журналов. Впервые он сотрудничал с журналами Mihrab (турецкий: Altar ) и Anadolu Mecmuası (турецкий: Anatolia Journal ) в 1920-х годах. [ 3 ] Другими периодическими изданиями, в которых он публиковал статьи, являются: «Дерга» , «Ее месяц» , «Тюрк Юрду» , «Йени Инсанлык» , «Тюрк Мысль» , [ 3 ] Шаги [ 15 ] и Движение . [ 16 ]

Улькен был соучредителем и издавал журнал «Инсан» (турецкий: «Человек ») вместе с Нуруллой Атачем , Сабахаттином Эйюбоглу и Джелаледдином Эзином с 1938 по 1943 год. [ 3 ] С 1943 года Юлькен основал и редактировал Sosyoloji Dergisi ( турецкий : журнал социологии ), который был изданием факультета искусств Стамбульского университета. [ 2 ] [ 17 ]

Членство и деятельность

[ редактировать ]
Могила Хильми Зии Юлкена и его жены Хатидже Юлкен

Хильми Зия вместе с Мехметом Серветом основал Философскую ассоциацию в 1928 году, которая стала первой в своей категории в Турецкой Республике. [ 12 ] [ 7 ] Однако в 1930 году он был закрыт. [ 12 ] Юлькен также был основателем Ассоциации социологов, основанной в Анкаре 2 декабря 1949 года. [ 12 ]

Во время подготовки к созданию Международной социологической ассоциации (ISA) в 1949 году подготовительный комитет Учредительного конгресса связался с двумя учеными из Турции, Юлькеном и Зияеддином Фахри Финдыкоглу. [ 18 ] Юлькен участвовал в Конгрессе, проходившем в Осло в сентябре 1949 года. [ 18 ] Он был вице-президентом ISA и членом ее исполнительного комитета с 1953 по 1959 год. [ 18 ]

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]

Хильми Зия вышла замуж в 1924 году. [ 2 ] Его женой была Хатидже Юлкен, и у них родилась дочь. [ 19 ]

Юлькен умер в Стамбуле 5 июня 1974 года и был похоронен на кладбище Ашиян в Стамбуле. [ 1 ] [ 19 ]

  1. ^ Jump up to: а б с «Хильми Зия Улкен» . Оксфордский справочник . Проверено 2 апреля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хакан Арсланбензер (31 января 2015 г.). «Хильми Зия Юлкен: Этика любви» . Ежедневный Сабах . Стамбул . Проверено 2 апреля 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Хилми Зия Юлкен» (на турецком языке). Биография . Проверено 2 апреля 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Барак Салмони (2004). «Упорядоченная свобода и дисциплинированная свобода: турецкое образование и республиканская демократия, 1923–50». Ближневосточные исследования . 40 (2): 84. дои : 10.1080/00263200412331301997 .
  5. ^ Арзу Озтюркмен (2005). «Фольклор на суде: Пертев Наили Боратав и денационализация турецкого фольклора». Журнал фольклорных исследований . 42 (2): 41. doi : 10.2979/JFR.2005.42.2.185 . JSTOR   3814600 . S2CID   145810490 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Паскаль Рур (2022). «Логический эмпиризм в турецком изгнании: исследовательская и преподавательская деятельность Ганса Райхенбаха в Стамбульском университете (1933–1938)» . Синтезируйте . 200 (265): 265. дои : 10.1007/s11229-022-03740-9 . S2CID   255377035 .
  7. ^ Jump up to: а б Яман Орс (2006). «Ганс Райхенбах и логический эмпиризм в Турции]» . В Марии Карле Галавотти (ред.). Кембридж и Вена. Ежегодник Института Венского кружка . Том. 12. Дордрехт: Спрингер. стр. 191, 196. doi : 10.1007/1-4020-4101-2_13 . ISBN  978-1-4020-4101-3 .
  8. ^ Кристоф Херцог (2016). «Столкновение цивилизаций» в дискурсе Турции после Nine-Eleven» . У Кристофа Херцога; Барбара Пуш (ред.). Группы, идеологии и дискурсы: взгляд на тюркоязычный мир . Вюрцбург: Институт Востока в Стамбуле. п. 15. ISBN  978-3-95650-184-5 .
  9. ^ Jump up to: а б Хасан Ундер (ноябрь 2008 г.). «Философия образования как академическая дисциплина в Турции: прошлое и настоящее». Исследования в области философии и образования . 27 (6): 416. doi : 10.1007/s11217-007-9049-z . S2CID   145492315 .
  10. ^ Jump up to: а б М. Саит Озерварлы (октябрь 2013 г.). «Интеллектуальные основы и трансформации в имперском городе: Стамбул от позднего османского до раннего республиканского периода». Мусульманский мир . 103 (4): 524. дои : 10.1111/muwo.12031 .
  11. ^ Ахмет Хынчалан (2011). Расходящиеся пути турецкого консерватизма в эпоху холодной войны: исследование Джемиля Мерича и Тарика Бугры (магистерская диссертация). Университет Богазичи . п. 6.
  12. ^ Jump up to: а б с д Нилгюн Челеби (2002). «Социологические ассоциации в Турции: преемственность за прерывистостью». Международная социология . 17 (2): 257–260. дои : 10.1177/0268580902017002007 . S2CID   146681514 .
  13. ^ Нуртен Кириш Йылмаз (осень 2018 г.). «Моральное мнение Хильми Зии Юлкена: этика любви» . Турецкие исследования . 13 (26): 813. doi : 10.7827/TurkishStudies.14571 .
  14. ^ Иэн Бойд Уайт (2013). «Редакционная статья: Переезд из Берлина в Анкару». Искусство в переводе . 5 (3): 318. дои : 10,2752/175613113X13714828569819 . S2CID   194058859 .
  15. ^ Сервет Тикен (2022). «Шаги к западной литературе в Турции в 1940-е годы» . Литера: Журнал языков, литературы и культурных исследований (на турецком языке). 32 (1): 435–456. дои : 10.26650/LITERA2021-980572 .
  16. ^ "Движение" . Проект исламистского журнала . Проверено 2 мая 2024 г.
  17. ^ Пол Дж. Магнарелла; Орхан Тюркдоган (июнь 1976 г.). «Развитие турецкой социальной антропологии [а также комментарии и ответы]». Современная антропология . 17 (2): 266. дои : 10.1086/201715 . S2CID   147258531 .
  18. ^ Jump up to: а б с Стефан Дюфуа (март 2021 г.). «Глазами Запада? Элементы транснациональной и международной истории социологии в Азии (1960–1980-е годы)». Журнал исторической социологии . 34 (1): 58–60. дои : 10.1111/johs.12319 . S2CID   235584936 .
  19. ^ Jump up to: а б Хатидже Юлкен (1979). «Частная жизнь моей жены Хильми Зия» . Стамбульский журнал социологических исследований (на турецком языке) (17).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2efe728105339a24fe167f3c8709636__1714663980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/36/c2efe728105339a24fe167f3c8709636.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hilmi Ziya Ülken - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)