Хильми Зия Юлкен
Хильми Зия Юлкен | |
---|---|
![]() Ваша страна в 1946 году | |
Рожденный | 3 октября 1901 г. |
Умер | 5 июня 1974 г. Стамбул, Турция | ( 72 года
Место отдыха | Ашиянское кладбище , Стамбул. |
Национальность | турецкий |
Альма-матер | Дарульфюнун (Стамбульский университет) |
Супруг |
Хатидже Юлкен |
Дети | 1 |
Научная карьера | |
Поля | Философия |
Учреждения | |
Известные студенты | Пертев Наили Боратав |
Хильми Зия Юлкен (1901–1974) был турецким ученым и писателем, сыгравшим влиятельную роль в развитии социологических и философских взглядов в Турции. Помимо научной деятельности, он занимался литературной деятельностью, в том числе стихами.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хильми Зия родился в Константинополе 3 октября 1901 года. [ 1 ] Его отец, Мехмет Зия-бей, был преподавателем в Дарульфюнун, предшественнике Стамбульского университета, где он преподавал химию и был деканом Школы стоматологии и фармацевтики. [ 2 ] Его мать, Мюшфике Ханым, происходила из семьи из Казани , а ее отец, Керим Хазрет, был религиозным деятелем, поселившимся в Константинополе в 1850-х годах, когда османский султан Абдулазиз пригласил его во время Крымской войны . [ 2 ]
В 1918 году Хильми Зия окончил стамбульскую среднюю школу и поступил в Школу политических наук Дарульфюнуна, где получил ученую степень в 1921 году. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]После окончания университета Хилми Зия работал учителем географии. [ 3 ] Получив дальнейшее образование в Дарульфюнун в области этики, социологии и истории философии, он продолжил работать учителем в Анкаре и Стамбуле. [ 3 ] В Анкаре он работал в учительской школе. [ 4 ] Он преподавал социологию в Стамбульской средней школе, и одним из его учеников был Пертев Наили Боратав . [ 5 ] Он также преподавал философию и социологию в Галатасарайской средней школе . [ 6 ]
В 1933 году Хильми Зия отправился в Берлин с исследовательской поездкой. [ 6 ] В том же году Дарульфюнун был реорганизован в Стамбульский университет, и после своего возвращения в Турцию он поступил на факультет философии в качестве доцента кафедры истории турецкой культуры. [ 6 ] Он преподавал историю учений, историю логики, философию, социологию и историю искусства. [ 3 ] Одним из его коллег по кафедре был немецкий философ Ганс Райхенбах, поселившийся в Стамбуле из-за правления нацистов в Германии. [ 6 ] [ 7 ] Юлькен стал доцентом в 1944 году и ординарным профессором в 1957 году. [ 2 ] Он занимал должность заведующего кафедрой социологии Стамбульского университета. [ 8 ]
Хильми Зия поступил в Университет Анкары в 1950-х годах и стал деканом теологического факультета в 1959 году, но вскоре ушел в отставку. [ 2 ] Он был избран на тот же пост в 1962 году. [ 2 ] Однако через шесть месяцев он снова подал в отставку. [ 2 ] С 1964 года он начал преподавать первый курс философии образования на факультете педагогических наук Университета Анкары. [ 9 ] В 1973 году он ушел с преподавательской должности. [ 2 ]
Просмотры
[ редактировать ]На его взгляды в основном повлияли работы различных мусульманских, турецких и европейских деятелей, таких как Ибн Араби , Мехмет Фуат Кёпрюлю , Зия Гёкальп , Мехмет Иззет, Эмиль Дюркгейм , Анри Бергсон , Эмиль Бутру , Барух Спиноза , Макс Шелер и Мартин Хайдеггер . [ 2 ] Юлькен сообщил, что он и другие ведущие деятели начали следовать идеям Анри Бергсона в том смысле, что эти идеи предлагали им духовную власть над интуицией и материальную силу перемен. [ 10 ] Потому что им нужно было такое вдохновение в период перемирия . [ 10 ]
После создания Турецкой Республики в 1923 году Юлькен принял консервативную версию республиканизма . [ 11 ] Примерно в 1926 году он утверждал, что если национализм признает гражданские и политические права , он становится самым современным политическим режимом. [ 4 ] Он также утверждал, что республика как режим была единственной подходящей формой правления для современных граждан. [ 4 ]
В конце 1920-х годов, когда Юлькен преподавал в Дарульфюнуне, он поддерживал идейно-ориентированную социологию в противовес экспериментальной социологии. [ 12 ] Во время своего пребывания в Стамбульском университете Юлькен был одним из первых турецких ученых, которые анализировали с помощью логического эмпиризма . [ 6 ]
Работа
[ редактировать ]Юлькен был автором различных книг, включая учебники по психологии, социологии и философии. В 1931 году он опубликовал «Ашк Ахлаки» (турецкий: «Этика любви »), в котором изложил свои взгляды на этическую философию, включающую социологические и культурные аспекты. [ 13 ] Другой его книгой была «Инсани Ватанперверлик» (1933; турецкий: «Гуманистический патриотизм» ), в которой он обсуждал гуманистический универсализм и национализм и пытался представить решение проблемы между идеализмом и реализмом. [ 2 ] Эта книга была его первой и единственной попыткой создать философский синкретизм . [ 2 ] В 1935 году Юлькен опубликовал книгу о функциях перевода под названием « Роль перевода в эпоху пробуждения» ( турецкий : Роль перевода в эпоху пробуждения ). [ 1 ] Там он утверждал, что перевод обеспечивает творческую силу, когда группа участвует в процессе пробуждения. [ 14 ] Одной из его самых известных книг была Türkiye'de Çağdaş Düşünce Tarihi (1966; Турецкая история современной мысли в Турции ), в которой он исследовал историю мысли в Турции. [ 2 ] Его исследование содержало анализ этой темы в течение трех периодов, а именно периода Танзимата , периода Мешрутиета и периода Республики. [ 2 ] Его конспекты лекций по философии образования были опубликованы в виде книги в 1982 году. [ 9 ]
Юлькен был автором нескольких публикаций и основал несколько журналов. Впервые он сотрудничал с журналами Mihrab (турецкий: Altar ) и Anadolu Mecmuası (турецкий: Anatolia Journal ) в 1920-х годах. [ 3 ] Другими периодическими изданиями, в которых он публиковал статьи, являются: «Дерга» , «Ее месяц» , «Тюрк Юрду» , «Йени Инсанлык» , «Тюрк Мысль» , [ 3 ] Шаги [ 15 ] и Движение . [ 16 ]
Улькен был соучредителем и издавал журнал «Инсан» (турецкий: «Человек ») вместе с Нуруллой Атачем , Сабахаттином Эйюбоглу и Джелаледдином Эзином с 1938 по 1943 год. [ 3 ] С 1943 года Юлькен основал и редактировал Sosyoloji Dergisi ( турецкий : журнал социологии ), который был изданием факультета искусств Стамбульского университета. [ 2 ] [ 17 ]
Членство и деятельность
[ редактировать ]
Хильми Зия вместе с Мехметом Серветом основал Философскую ассоциацию в 1928 году, которая стала первой в своей категории в Турецкой Республике. [ 12 ] [ 7 ] Однако в 1930 году он был закрыт. [ 12 ] Юлькен также был основателем Ассоциации социологов, основанной в Анкаре 2 декабря 1949 года. [ 12 ]
Во время подготовки к созданию Международной социологической ассоциации (ISA) в 1949 году подготовительный комитет Учредительного конгресса связался с двумя учеными из Турции, Юлькеном и Зияеддином Фахри Финдыкоглу. [ 18 ] Юлькен участвовал в Конгрессе, проходившем в Осло в сентябре 1949 года. [ 18 ] Он был вице-президентом ISA и членом ее исполнительного комитета с 1953 по 1959 год. [ 18 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Хильми Зия вышла замуж в 1924 году. [ 2 ] Его женой была Хатидже Юлкен, и у них родилась дочь. [ 19 ]
Юлькен умер в Стамбуле 5 июня 1974 года и был похоронен на кладбище Ашиян в Стамбуле. [ 1 ] [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Хильми Зия Улкен» . Оксфордский справочник . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хакан Арсланбензер (31 января 2015 г.). «Хильми Зия Юлкен: Этика любви» . Ежедневный Сабах . Стамбул . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Хилми Зия Юлкен» (на турецком языке). Биография . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Барак Салмони (2004). «Упорядоченная свобода и дисциплинированная свобода: турецкое образование и республиканская демократия, 1923–50». Ближневосточные исследования . 40 (2): 84. дои : 10.1080/00263200412331301997 .
- ^ Арзу Озтюркмен (2005). «Фольклор на суде: Пертев Наили Боратав и денационализация турецкого фольклора». Журнал фольклорных исследований . 42 (2): 41. doi : 10.2979/JFR.2005.42.2.185 . JSTOR 3814600 . S2CID 145810490 .
- ^ Jump up to: а б с д и Паскаль Рур (2022). «Логический эмпиризм в турецком изгнании: исследовательская и преподавательская деятельность Ганса Райхенбаха в Стамбульском университете (1933–1938)» . Синтезируйте . 200 (265): 265. дои : 10.1007/s11229-022-03740-9 . S2CID 255377035 .
- ^ Jump up to: а б Яман Орс (2006). «Ганс Райхенбах и логический эмпиризм в Турции]» . В Марии Карле Галавотти (ред.). Кембридж и Вена. Ежегодник Института Венского кружка . Том. 12. Дордрехт: Спрингер. стр. 191, 196. doi : 10.1007/1-4020-4101-2_13 . ISBN 978-1-4020-4101-3 .
- ^ Кристоф Херцог (2016). «Столкновение цивилизаций» в дискурсе Турции после Nine-Eleven» . У Кристофа Херцога; Барбара Пуш (ред.). Группы, идеологии и дискурсы: взгляд на тюркоязычный мир . Вюрцбург: Институт Востока в Стамбуле. п. 15. ISBN 978-3-95650-184-5 .
- ^ Jump up to: а б Хасан Ундер (ноябрь 2008 г.). «Философия образования как академическая дисциплина в Турции: прошлое и настоящее». Исследования в области философии и образования . 27 (6): 416. doi : 10.1007/s11217-007-9049-z . S2CID 145492315 .
- ^ Jump up to: а б М. Саит Озерварлы (октябрь 2013 г.). «Интеллектуальные основы и трансформации в имперском городе: Стамбул от позднего османского до раннего республиканского периода». Мусульманский мир . 103 (4): 524. дои : 10.1111/muwo.12031 .
- ^ Ахмет Хынчалан (2011). Расходящиеся пути турецкого консерватизма в эпоху холодной войны: исследование Джемиля Мерича и Тарика Бугры (магистерская диссертация). Университет Богазичи . п. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Нилгюн Челеби (2002). «Социологические ассоциации в Турции: преемственность за прерывистостью». Международная социология . 17 (2): 257–260. дои : 10.1177/0268580902017002007 . S2CID 146681514 .
- ^ Нуртен Кириш Йылмаз (осень 2018 г.). «Моральное мнение Хильми Зии Юлкена: этика любви» . Турецкие исследования . 13 (26): 813. doi : 10.7827/TurkishStudies.14571 .
- ^ Иэн Бойд Уайт (2013). «Редакционная статья: Переезд из Берлина в Анкару». Искусство в переводе . 5 (3): 318. дои : 10,2752/175613113X13714828569819 . S2CID 194058859 .
- ^ Сервет Тикен (2022). «Шаги к западной литературе в Турции в 1940-е годы» . Литера: Журнал языков, литературы и культурных исследований (на турецком языке). 32 (1): 435–456. дои : 10.26650/LITERA2021-980572 .
- ^ "Движение" . Проект исламистского журнала . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Пол Дж. Магнарелла; Орхан Тюркдоган (июнь 1976 г.). «Развитие турецкой социальной антропологии [а также комментарии и ответы]». Современная антропология . 17 (2): 266. дои : 10.1086/201715 . S2CID 147258531 .
- ^ Jump up to: а б с Стефан Дюфуа (март 2021 г.). «Глазами Запада? Элементы транснациональной и международной истории социологии в Азии (1960–1980-е годы)». Журнал исторической социологии . 34 (1): 58–60. дои : 10.1111/johs.12319 . S2CID 235584936 .
- ^ Jump up to: а б Хатидже Юлкен (1979). «Частная жизнь моей жены Хильми Зия» . Стамбульский журнал социологических исследований (на турецком языке) (17).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Турецкие писатели-публицисты XX века
- Турецкие философы ХХ века
- Ученые 20-го века
- 1901 рождений
- 1974 смертей
- Академический состав Университета Анкары
- Академический состав Стамбульского университета
- Похороны на кладбище Ашиян Асри
- Выпускники Дарюльфюнуна
- Основатели турецкого журнала
- Турецкие социологи
- Турецкие академические администраторы
- Турецкий народ крымскотатарского происхождения
- Выпускники Стамбульской средней школы