Даши-Доржо Исповедь
Даши-Доржо Исповедь | |
---|---|
Этигелей Дашадорджо | |
![]() | |
Двенадцатый Пандито Хамбо Лама | |
В офисе 1911–1917 | |
Предшественник | Чоинзон Дорджо Иролтын |
Преемник | Цыбикжап-Намжил Лайданов |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 15 июня 1927 г. | (75 лет)
Религия | Тибетский буддизм |
Школа | Воздух |
Организация | |
Храм | Янгажинский дацан |
Даши-Доржо Исповедь [ а ] также записанный в Этигэлове или Итигэлове (13 мая 1852 г. - 15 июня 1927 г.), был бурятским буддийским ламой и 12-м Пандито Хамбо-ламой тибетской буддийской традиции. [ 2 ] [ 3 ]
После смерти Итигилова в 1927 году его тело было эксгумировано и перезахоронено в 1955 году и снова в 1972 году, обнаружив нетронутое тело. [ 4 ] В 2002 году тело было эксгумировано в последний раз, что привлекло внимание ученых и средств массовой информации из-за его хорошей сохранности. [ 5 ] Тело Итигилова в настоящее время хранится в витрине в храме Иволгинского дацана в Бурятии, в 23 км от Улан-Удэ , где оно стало местом паломничества.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Итигилов родился недалеко от села Оронгой в Бурятии, Россия, и в молодом возрасте остался сиротой. [ 6 ] Несмотря на это, благодаря своим интеллектуальным возможностям, он поступил в Аннинский дацан , где начал свое образование и готовился к сдаче буддийских академических экзаменов. Он учился почти двадцать лет. [ 7 ] В 1895 году Итигилов переехал в Тамчинский дацан, где получил медицинское образование. [ 7 ] Затем, в 1898 году, Итигилов начал преподавать философию в Янгажинском дацане, где в 1903 году стал ведущим настоятелем монастыря. [ 8 ]
Военные усилия
[ редактировать ]Из-за своего казачьего происхождения Итигилов должен был отбыть срок военной службы, но благодаря ходатайству начальника Аннинского дацана, где Итигилов вел работу и учебу, был освобожден от военной службы за счет выплаченных контрибуций. четыре деревни за двадцать лет. [ 9 ] Однако, когда в 1904 году началась русско-японская война , Итигилов почувствовал мотивацию предоставить свои собственные возможности для помощи в военных действиях - совершать буддийские обряды для умерших солдат и солдат, отправляющихся на фронт. [ 10 ]
В 1915 году, во время Первой мировой войны , Пандито Хамбо Лама Итигилов и Дамби Хешектуев путешествовали по различным дацанам Сибири, собирая средства на нужды войны. [ 11 ] Они смогли купить одежду, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар и другие необходимые продукты для отправки на передовую и в нуждающиеся госпитали. [ 8 ] Итигилов также призвал буддийских монахов, обладающих медицинскими знаниями, добровольно служить в госпиталях российской армии; Говорят, что Итигилов пожертвовал большую часть собственных средств на обеспечение товарами и медицинской помощью нуждающихся, около 5000 рублей. [ 10 ] За самоотверженную работу по сбору средств и оказанию помощи раненым на войне император Николай II наградил Итигилова орденом Святой Анны II степени. [ 8 ]
Религиозное руководство
[ редактировать ]В 1911 году Итигилов был избран Пандито ламой сибирских Хамбо - буддистов. [ 12 ] С 1764 года Пандито Хамбо-лама был признан государством лидером восточносибирских (преимущественно бурятских и эвенкийских ) буддистов. [ 13 ] Это название происходит от гелуг традиции тибетского буддизма . [ 13 ] Согласно бурятскому буддийскому учению, поскольку Итигилов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, он был признан реинкарнацией первого Пандито Хамбо-ламы Заяева (1711–76). [ 3 ] В это время Итигилов был также провозглашен тулку — глубоко просветленным человеком, принимающим телесную форму для продолжения линии конкретных учений. [ 14 ]
В царский период бурятского буддизма Хамбо Ламбо был не просто религиозным деятелем, но и выполнял официальные политические и государственные обязанности. [ 7 ] В 1913 году Итигилова пригласили присоединиться к делегации бурят, которая должна была представлять бурятский народ на праздновании 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге . Находясь в Санкт-Петербурге, Итигилов провел вступительный хуральный молебен в петербургском дацане. [ 14 ] Будучи Хамбо-ламой, Итигилов твердо верил в запрет принятия пожертвований по каким-либо причинам, кроме пользы монастырям и буддийским образовательным инициативам, и призывал своих собратьев-монахов отказаться от ненужной роскоши. [ 15 ]
Что касается его политической роли в Бурятии, Итигилов был избран председателем 2-го Всебурятского съезда, состоявшегося в Чите, Бурятия, в июле 1917 года в Тамчинском дацане . [ 15 ] Будучи духовным лидером сибирских буддистов, Итигилов также стремился регулировать и модернизировать роль бурятского буддизма, способствуя изучению бурятского языка и сводя к минимуму внешнее влияние на местные буддийские практики. [ 16 ]
губернатору В письме иркутскому Итигилов писал следующее:
Бандидо Хамбо, 6 февраля 1913 г. № 8.
Иркутскому генерал-губернатору.
Ежегодно подданные Китая, Тибета и Монголии посещают Забайкалье и присваивают себе титул хубилганов, то есть божественных реинкарнаций, на основании разрешений, выданных нашими дипломатическими представительствами в указанных странах, а зачастую и дополнительных документов от пограничных комиссаров, свидетельствующих о том, что они имеют высокий религиозный статус и их титулы имеют давнюю историческую родословную и так далее; […] По моему мнению, иностранные ламы, пойманные при исполнении религиозных нужд среди населения без письменного разрешения Бандидо Хамбо, должны быть немедленно конвоированы обратно за границу под стражу в местной полиции. Я смиренно прошу вас оказать мне честь, проследив за этим вопросом.
Bandido Khambo, signed by Itigelov ( Perepiska 1912: pp 1-3) [ 16 ]
В сентябре 1917 года Итигилов по неизвестным причинам сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы , но продолжал играть роль в руководстве Янгажинским дацаном и обучении студентов в монастыре. [ 15 ]
Сочинения
[ редактировать ]За свою жизнь Итигилов написал более 50 работ по буддийской философии, причем некоторые из его самых известных работ посвящены концепции пустоты ( шуньята ) в буддийской космологии. [ 17 ] Он также завершил книгу под названием «Жор» — текст по тибетской фармакологии, основанный на его собственном медицинском образовании. [ 17 ] Сочинения Итигилова были написаны на классическом монгольском языке , как и многие записи его жизни, задокументированные его семьей и собратьями-монахами. [ 18 ]
Незадолго до своей смерти в 1927 году Итигилов написал свой последний текст. Это окончательное произведение хранилось в Баргинском районе Монгольского Китая с 1930-х годов до 1966 года, когда оно было возвращено в Иволгинский дацан Галегом Балбар-ламой. [ 19 ] Текст размышляет о статусе жизни и смерти через призму буддийской философии. Фрагмент можно увидеть ниже в переводе на русский язык Хамбо Ламы Аюшеева:
Во время одинокого ухода в следующий мир,
Все твое богатство, родные, близкие,
Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.
Эти богатства безумно собранные и накопленные,
Превратятся в особый яд и станут бесполезными,
Так учили все предыдущие Будды.
Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня
Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!
Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,
Когда пребываю в данной жизни.
(Перевод на русский язык Хамбо Ламы Аюшеева) [ 20 ]
Смерть
[ редактировать ]Распространенная история из конца жизни Итигэлова повествует о его встрече с ламой Агваном Доржиевым, который только что вернулся в Советский Союз из Монголии в 1921 году. Итигэлов говорит ему: «Ты вернулся сюда напрасно. Лучше было бы остаться за границей. Уверяю вас, что очень скоро начнутся аресты лам. Если ты попадешь в руки чекистов, они не оставят тебя в живых!» [ 21 ] Доржиев спрашивает его: «Почему ты не едешь за границу?». Итигилов отвечает: «Меня взять не успеют». [ 21 ]
В 1927 году Итигилов посоветовал своим ученикам бежать в Монголию, но сам остался в Бурятии, где, , повторял Хуг Намши , мантру для умерших сидя в позе лотоса . [ 22 ] В ваджрной позе лотоса его левая рука оставалась открытой, тогда как правая рука символизировала проповедь сутры . [ 23 ] Он был похоронен еще в позе лотоса, и его последней просьбой к собратьям-монахам было эксгумировать его из земли через 30 лет. [ 5 ] Хотя точное место захоронения было засекречено, оно находилось в Хухэ-Зурхэньском районе Бурятии (современный Иволгинский район ). [ 15 ]
После смерти Итигэлова по приказу советского правительства монастырь был разрушен, а село коллективизировано . Однако хижина, где жил Итигилов, была перенесена и охранялась дальним родственником Итигилова, хранившим в семье устную традицию Хамбо-ламы. [ 24 ]
Эксгумации
[ редактировать ]Тело Итигилова впервые было эксгумировано в 1955 году, но без огласки из-за опасений преследований со стороны советских властей. [ 5 ] По словам нынешнего и 24-го Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева : «Тогда об этом никто не мог говорить. Вернуть его в храм — это было запрещено, невозможно. Поэтому его вернули обратно». [ 25 ] Тело Итигилова было перезахоронено в деревянном гробу, набитом солью, эксгумировано и снова перезахоронено в 1972 году. [ 26 ]
В 2002 году Итигилов явился во сне молодому ламе Иволгинского монастыря и сообщил, что пришло время его возвращения. [ 3 ] Молодой лама Бимба Доржиев заинтересовался захоронением и останками Итигилова. 88-летний верующий, чей тесть присутствовал при открытии гроба в 1955 году, сообщил ламе о местонахождении могилы. Затем, 11 сентября 2002 года, могилу вскрыли и тело эксгумировали в присутствии фотографа, двух судмедэкспертов и дюжины свидетелей, при этом тело Итигилова оказалось прекрасно сохранившимся. [ 4 ] Затем тело было доставлено в Иволгинский дацан и помещено на втором этаже одного из храмов монастыря, за занавесками и запертой дверью. [ 4 ]
Сохранившееся состояние тела Итигилова вызвало любопытство как в отечественной, так и в международной прессе по поводу так называемого «нетленного» или «нетленного» тела ( Сокушинбуцу ). [ 27 ] Ученые выдвинули теории о том, как тело так хорошо сохранилось естественным путем. Ученый Центра биомедицинских технологий в Москве Владислав Козельцев прокомментировал, что соль, которая была упакована в гроб Итигилова, возможно, замедлила разложение тела, но не полностью объяснила сохранение Итигилова. [ 25 ] Однако «скорее всего, сказал г-н Козельцев, Итигилов страдал дефектом гена, ускоряющего разложение клеточной структуры организма после смерти». [ 25 ]
По мнению Хамбо-ламы Аюшеева и других бурятских буддистов, тело Итигилова так хорошо сохранилось потому, что лама еще жив, достигнув высшего медитативного состояния, известного как шуньята , или пустота. [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2004 году в Иволгинском дацане был основан фонд Института Хамбо Ламы Итигэлова, призванный способствовать сохранению духовной истории и учения Итигэлова. Организатором данного проекта выступил XXIV Хамбо Лама Дамба Аюшеев. [ 15 ]
В 2005 году исследователи нашли пятистраничный текст, приписываемый Итигэлову. Эта письменность была одной из тысяч рукописей Иволгинского монастыря. Поскольку об истории и существовании документа до его обнаружения было известно мало, предполагалось, что «[текст] намеренно раскрылся через посредство Итигэлова». [ 28 ] В произведении Итигилов рассказывает о своей прошлой жизни в качестве первого Хамбо-ламы Заяева. В этой предыдущей жизни он встретился с Далай-ламой и Панчен-ламой , которым вручил подарки и получил информацию о других своих жизнях. В документе также приводится список этих прежних жизней, включающий «пять индийских, пять тибетских и два бурятских воплощения». [ 28 ]
В 2008 году возле Иволгинского дацана был построен новый храм для хранения и почитания тела Итигилова. [ 29 ] В Иволгинский дацан был перенесен и деревянный домик, в котором Хамбо-лама жил в последние годы своей жизни . [ 29 ] Новый дворец построен «по фотографии храма, найденной в Музее истории Бурятии»; этот бывший храм был частью Янгажинского монастыря, разрушенного в 1930-е годы. [ 30 ] Утверждается, что это здание построил сам Итигэлов, когда он работал настоятелем монастыря. [ 30 ]

С момента постройки нового дворца, где было помещено тело Итигилова, это место стало важным местом паломничества как для практикующих буддизм, так и для тех, кто интересуется историей Итигилова и его удивительно сохранившимся состоянием. [ 15 ] Считается, что паломничество к Итигилову способно творить чудеса, так как Итигилов исполняет желания зрителя, а его присутствие исправляет карму . Более того, говорят, что болезни исцеляются от прикосновения к его рукам, а люди, как сообщается, оставляли свои костыли в храме». [ 5 ] Бывший президент Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин посетили это место, чтобы увидеться с Итигиловым. [ 15 ] Медведев посетил в 2009 году. [ 27 ] и Путин посетил Иволгинский дацан в 2013 году, обсуждая бурятские благотворительные и буддийские образовательные инициативы с монахами дацана. [ 31 ]
Обнаружение тела Итигэлова также связано с возрождением бурятского буддизма, которое можно увидеть в «строительстве нового культа Пандито Хамбо-ламы Итигэлова, который активно поддерживается в СМИ и социальных сетях». [ 32 ] В социальной сети «ВКонтакте» , расположенной в Санкт-Петербурге , существует группа сообщества «Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов», участники которой онлайн обсуждают жизнь и учение Итигэлова, демонстрируя влияние буддийских сообществ в социальных сетях. [ 32 ]

См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Fedorovich, Nastya (9 November 2023). "Говорят, что мертвые не потеют. Почему Хамбо Лама, который умер в 1927 году, выглядит лучше, чем многие из нас по утрам?" [They say the dead aren't sweating: Why does the Khambo Lama, who died in 1927, look better than so many of us in the morning?]. TechInsider (in Russian) . Retrieved 10 February 2024 .
- ^ "В главном Буддийском храме России в Бурятии пройдёт праздник Хамбо ламы Этигэлова" [Khambo Lama Itigilov celebration to be held in Russia's main Buddhist temple]. Eastern TeleInform (in Russian). 13 September 2018 . Retrieved 10 February 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кихиада, Жюстин Бак (2019). «Инаугурация Этигэлова: многообразие жанров истории в Бурятии», Буддисты, шаманы и советы: ритуалы истории в постсоветской Бурятии . стр. 34–42. дои : 10.1093/oso/9780190916794.003.0002 .
- ^ Перейти обратно: а б с Майерс, Стивен Ли (1 октября 2002 г.). «Иволгинский журнал; Тело русского ламы и его вера бросают вызов времени» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернштейн, Аня (2011). «Постсоветская охота за сокровищами: время, пространство и некрополитика в сибирском буддизме» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 53 (3): 632. doi : 10.1017/S0010417511000272 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 41241827 .
- ^ Кихада, Жюстин Бак (15 марта 2019 г.), «Инаугурация Этигэлова» , Буддисты, шаманы и Советы , Oxford University Press, стр. 45, номер домена : 10.1093/oso/9780190916794.003.0002 , ISBN 978-0-19-091679-4
- ^ Перейти обратно: а б с Амоголонова, Дарима (2015). «Символическое лицо буддийского возрождения в Бурятии: «Наш Хамбо» Дамба Аюшеев» . Внутренняя Азия . 17 (2): 226–236. дои : 10.1163/22105018-12340043 . ISSN 1464-8172 . JSTOR 24572082 .
- ^ Перейти обратно: а б с "Биография [Biography]" . The Insititute of the Hambo Lama Itigelov etegelov.ru .
- ^ Намсараева, Алла (2011-10-27). "Казаки и буддизм. 2.0 [Cossacks and Buddhism 2.0]" . Радио Свобода (in Russian).
- ^ Перейти обратно: а б Syrtypova, Surun-Khanda (2023). "О состоянии и внешних связях буддийских монастырей Российского Забайкалья на рубеже XIX–XX вв. (на примере Эгитуйского дацана и истории Зандан Жуу) [On the state and external relations of Buddhist monasteries of the Russian Transbaikalia at the turn of the XIX-XX centuries (on the example of the Egitui datsan and the history of Zandan Zhuu).]" . vestnik.ivran.ru (in Russian). p. 145.
- ^ Саблин, Иван (26 ноября 2018 г.). «Официальный буддизм в политике и образовании России: религия, национальность и патриотизм в Бурятии» . Запутанные религии . 5 : 217–220. дои : 10.13154/er.v5.2018.210-249 . ISSN 2363-6696 .
- ^ Кихада, Жюстин Бак (15 марта 2019 г.), «Инаугурация Этигэлова» , Буддисты, шаманы и Советы , Oxford University Press, стр. 35, номер домена : 10.1093/oso/9780190916794.003.0002 , ISBN 978-0-19-091679-4
- ^ Перейти обратно: а б Саблин, Иван (26 ноября 2018 г.). «Официальный буддизм в политике и образовании России: религия, национальность и патриотизм в Бурятии» . Запутанные религии . 5 : 217. дои : 10.13154/er.v5.2018.210-249 . ISSN 2363-6696 .
- ^ Перейти обратно: а б Кихада, Жюстин Бак (15 марта 2019 г.), «Инаугурация Этигэлова» , Буддисты, шаманы и Советы , Oxford University Press, стр. 45, номер домена : 10.1093/oso/9780190916794.003.0002 , ISBN 978-0-19-091679-4
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Амоголонова, Дарима (2015). «Символическое лицо буддийского возрождения в Бурятии: «Наш Хамбо» Дамба Аюшеев» . Внутренняя Азия . 17 (2): 238–239. дои : 10.1163/22105018-12340043 . ISSN 1464-8172 . JSTOR 24572082 .
- ^ Перейти обратно: а б Цыремпилов, Николай (25 мая 2021 г.). Под сенью Белой Тары . Брилл | Шёнинг. п. 151. дои : 10.30965/9783657760480 . ISBN 978-3-506-76048-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Александрович, Федотов Артём; Александровна, Лаврецкая Ирина (2018). "Бурятское чудо или загадочный феномен Итигелова" . Проблемы науки . 4 (28): 71. ISSN 2413-2101 .
- ^ Кихада, Жюстин Бак (2019). «Инаугурация Этигэлова: многообразие жанров истории в Бурятии», Буддисты, шаманы и советские власти: ритуалы истории в постсоветской Бурятии . п. 36.
- ^ Балданмаксарова, Элизабет Э. (2017). " "Завещание" XII Пандито Хамбо-ламы Дашидоржи Итегелова в контексте буддийской философии " Студия Литтерарум (на русском языке). 2 (4): 274. дои : 10.22455/2500-4247-2017-2-4-270-289 . ISSN 2500-4247 .
- ^ "Послание Хамбо Ламы Итигэлова своему народу (From the Insititute of the Hambo Lama Itigelov)" . etegelov.ru .
- ^ Перейти обратно: а б Александрович, Федотов Артём; Александровна, Лаврецкая Ирина (2018). "Бурятское чудо или загадочный феномен Итигелова" . Проблемы науки . 4 (28): 73. ISSN 2413-2101 .
- ^ Кихада, Жюстин Бак (15 марта 2019 г.), «Инаугурация Этигэлова» , Буддисты, шаманы и Советы , Oxford University Press, стр. 47, номер домена : 10.1093/oso/9780190916794.003.0002 , ISBN 978-0-19-091679-4
- ^ Маккой, Терренс (25 октября 2021 г.). «Двухсотлетний мумифицированный монах, найденный в позе лотоса, — и его загадочное прошлое» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 .
- ^ Кихада, Жюстин Бак (15 марта 2019 г.), «Инаугурация Этигэлова» , Буддисты, шаманы и Советы , Oxford University Press, стр. 50, номер домена : 10.1093/oso/9780190916794.003.0002 , ISBN 978-0-19-091679-4
- ^ Перейти обратно: а б с д Майерс, Стивен Ли (1 октября 2002 г.). «Иволгинский журнал; Тело русского ламы и его вера бросают вызов времени» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ "Предыстория | Статьи | Чудесная тайна рода Улзы" . archive.predistoria.org (in Russian) . Retrieved 2024-05-11 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернштейн, Аня (2012). «ЖИВЕ, ЧЕМ ВСЕ ЖИВЫЕ: Суверенные органы и космическая политика в буддийской Сибири: ЖИВЕ, ЧЕМ ВСЕ ЖИВЫЕ» . Культурная антропология . 27 (2): 274. doi : 10.1111/j.1548-1360.2012.01143.x . hdl : 2027.42/91185 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернштейн, Аня (30 июня 2011 г.). «Постсоветская охота за сокровищами: время, пространство и некрополитика в сибирском буддизме» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 53 (3): 638. дои : 10.1017/s0010417511000272 . ISSN 0010-4175 .
- ^ Перейти обратно: а б Йонутите, Кристина (12 декабря 2022 г.). «Укрощение города: незавершенная религиозная экспансия в Бурятии» . Этнос : 11. дои : 10.1080/00141844.2022.2156577 . ISSN 0014-1844 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернштейн, Аня (30 июня 2011 г.). «Постсоветская охота за сокровищами: время, пространство и некрополитика в сибирском буддизме» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 53 (3): 643. дои : 10.1017/s0010417511000272 . ISSN 0010-4175 .
- ^ «Путин посещает Иволгинский дацан» . Российское информационное агентство ТАСС . 2013.
- ^ Перейти обратно: а б Бадмацыренов Тимур; Бадмацыренова Елизавета; Дансарунова, Санжида (2022). «Буддийские интернет-сообщества в социальной сети Вконтакте: структура, практика и идеи» . Сеть конференций SHS . 134 : 4. doi : 10.1051/shsconf/202213400139 . ISSN 2261-2424 .