Лазар Вайллер
Лазар Вайллер | |
---|---|
![]() Вейллер из Revue Illustrée (1911) | |
Депутат от Шаранты | |
В офисе 10 мая 1914 г. - 7 декабря 1919 г. | |
Сенатор от Шаранты | |
В офисе 11 января 1920 г. - 12 августа 1928 г. | |
Личные данные | |
Рожденный | Селестат , Нижний Рейн, Франция | 12 июля 1858 г.
Умер | 12 августа 1928 г. Территет , Во, Швейцария | (70 лет)
Занятие | Инженер, промышленник и политик |
Лазар Вейлер (20 июля 1858 — 12 августа 1928) — французский инженер, промышленник и политик. Он родился в Эльзасе и получил техническое образование в Англии и на медном заводе своего двоюродного брата в Ангулеме . Его очень интересовали физические науки, особенно использование электричества для передачи звука и изображений. Он предложил систему сканирования, передачи и отображения изображений, которая легла в основу экспериментов различных пионеров телевидения. Он спонсировал первые авиационные эксперименты братьев Райт . Он основал несколько компаний, в том числе производителя телефонных проводов, производителя таксометров , первую парижскую компанию такси, использующую автомобили, авиастроительную компанию и компанию беспроводной телеграфии. Он был депутатом во время Первой мировой войны (1914–18), а затем до своей смерти сенатором.
Жизнь
[ редактировать ]Лазар Вейлер родился в Селестате , Нижний Рейн, 20 июля 1858 года. [1] Его родителями были Леопольд Вейллер (род. 1807) и Рейн Дюкасс/Дакс (род. 1819). [2] Он происходил из еврейской семьи Эльзаса. Его дед, Бар Кошель, подал заявление на получение французского гражданства в Сеппуа-ле-Ба в 1808 году, взял имя Бернхард Вейллер, поселился в Селестате и стал «учителем иудаизма». Его отец Леопольд, торговец, женился на Рейне Дакес, служанке. [3] Его семья стала богатой. [4]
Эльзас вошел в состав Германии в 1871 году после франко-прусской войны . Мать Вейлера была ярой патриоткой и хотела, чтобы он учился во Франции. Его отправили в Ангулем, чтобы он оставался со своим дядей Моисом Вейлем, пока он учился в школе. У его дяди был бизнес по производству металлических тканей для бумажной промышленности, который он перевел из Селестата в Ангулем. Вейллер поступил в лицей Сен-Луи в Париже. Он не смог поступить в Политехническую школу из-за проблем со здоровьем и вместо этого поступил в Тринити-колледж в Оксфорде в Англии, чтобы улучшить свой английский и изучить греческий язык, физику и химию. После военной службы он присоединился к роте своего дяди в Ангулеме. [3]
В 1882 году Вейллер принял католицизм. Он женился на своей племяннице Мари Маргарите Жанне Вейллер, но вскоре она умерла. [3] В 1883 году Вейллер основал компанию Société Lazare Weiller по производству телефонных и телеграфных проводов, которая позже стала Tréfileries et Laminoirs du Havre (TLH). [3] 12 августа 1889 года Вейллер женился на Алисе Джаваль (1870–1943) в Париже. [2] Она была дочерью и внучкой депутатов Йонны . [3] Ее отцом был Луи Эмиль Жаваль (1839–1907). [5] Джаваль был офтальмологом, автором множества статей по уходу за глазами и дефектам глаз, депутатом с 1885 по 1889 год. [6] Их детьми были Жан-Пьер (1890 г.р.), Мари-Тереза (1890 г.р.), Жорж-Андре (1892 г.р.) и Поль-Луи (1893–1993 г.р.). [5] [а]
Вейллер посетил Соединенные Штаты в 1901 году и был очень впечатлен бурным экономическим ростом, а также металлургической, электротехнической и механической промышленностью. Он написал книгу на эту тему « Les grandes idees d'un grand peuple» («Великие идеи великого народа»). [4] Вейлер встретился с людьми, контролировавшими чикагские мясные тресты, которых он назвал «простыми, энергичными и мягкими людьми, полностью поглощенными своей работой, за исключением, пожалуй, М. Армора и его партнера М. [Артура] Микера, оба страстно увлечены своей работой». об автомобилях». [7] Он посетил театр в Нью-Йорке, где пьесы показались ему посредственными, хотя исполнители были оживленными. [8] Он пытался объяснить расовые предрассудки, которые он обнаружил во время своего пребывания в Вашингтоне. [9]
... глубокая антипатия к неграм, антипатия, которую мы, европейцы, не понимаем, прежде всего потому, что мы серьезно восприняли теорию равенства всех рас, а может быть, еще и потому, что образ негра, которого мы видим только в Театр, концерт в кафе и цирк навсегда связаны со счастливыми воспоминаниями в нашем мозгу. На самом деле весьма вероятно, что если бы негры пришли в нашу домашнюю жизнь и создали там те же проблемы, что и в Соединенных Штатах, они вызвали бы у нас такое же отвращение и были бы замучены в нашей популярной прессе и в наших водевильных шоу. [9]
Позже он написал серию « Сувениры Америки» в страсбургской газете. Он заметил, что рабочие США имели «тонкое чувство собственного достоинства, так что они не страдали от горечи и подлости классовой зависти, что является неоценимым благом». Они не создавали, как в Европе, крупные радикальные политические партии с целью свержения существующего порядка, а вместо этого направляли все свои усилия на подъем на более высокий социальный уровень. [10]
Вейллер потерял контроль над TLH, когда цены на медь рухнули в 1901 году. В то время ему также пришлось продать свой замок д'Осни и великолепную коллекцию картин. [3] Однако он выздоровел и основал такие предприятия, как большой парк парижских автомобильных такси, производителя самолетов и компанию беспроводной телеграфии, а также входил в совет директоров различных других компаний. Эммануэль Шадо видит в Вайлере хорошего предпринимателя, не обладавшего управленческими навыками, необходимыми для управления основанными им фирмами. [3]
Вейллер был депутатом от Шаранты с 1914 по 1919 год и сенатором с 1920 года до своей смерти. [4] В 1920 году Вейллер купил Château de Dampierre , большое здание 19-го века недалеко от Chais Magelis в Ангулеме. Он также построил роскошную виллу в Каннах и купил Отель де ла лейтенант в Селеста. [3] Лазар Вайлер умер в Террите , Во, Швейцария, 12 августа 1928 года. [1] Во время Второй мировой войны его жена была депортирована в концлагерь Освенцим , где и умерла 7 сентября 1943 года. [11] Его внук Поль-Анник Вейллер женился на внучке Альфонсо XIII Испанского , а его правнучка Сибилла Вейллер-и-Торлония вышла замуж за принца Гийома Люксембургского . [3]
Наука и технологии
[ редактировать ]Вейллер очень интересовался физическими науками, особенно электричеством. [4] В октябре 1889 года он опубликовал большую статью Sur la Vision à distance par l'électricité (О зрении на расстоянии с помощью электричества), в которой предложил способ сканирования, передачи и проецирования изображений. [3] Вейлер сказал, что его вдохновили эксперименты Жюля Антуана Лиссажу , который использовал свет, отраженный от маленьких зеркал, для исследования вибрационного движения. Его предложение заключалось в использовании вращающегося барабана, к которому было прикреплено несколько тангенциальных зеркал, ориентированных так, чтобы изображение сканировалось в серию линий, проецируемых на селеновую ячейку. [12] [б] Результирующий электрический сигнал передавался по проводу, преобразовывался с помощью «телефона в газ» обратно в свет, который направлялся на идентичный зеркальный барабан, синхронизированный с первым барабаном, который проецировал изображение на экран. [12]

Жюль Верн рассказ написал для Нью-Йоркского форума о фонотелефотографе, основанном на изобретении Вейлера, которое, как он предполагал, наконец стало реальностью в 2889 году нашей эры. [16] Статья Вейллера на телевидении не имела немедленного эффекта. Французский исследователь Марсель Бриллюэн написал в «Revue générale des Sciences pures et appliquées» (Париж, 30 января 1891 г.), что «цилиндр М. Вейлера с 360 зеркалами... почти невозможно построить, если вы хотите точности». Константин Перский не упомянул о предложении в передаче 1900 года по телевидению с помощью электричества. [17] Позже эту концепцию использовали пионеры телевидения в США, Великобритании и Германии, такие как Борис Розинг , Эрнст Александерсон , Джон Логи Бэрд и Август Каролус. ( из ) и был коммерчески доступен к 1932 году. [18] Вейллер не стал развивать свое изобретение телевидения, а вместо этого обратился к беспроводному телеграфу. [3]
Вейллер написал статьи на научные темы, такие как «Электрические и механические исследования твердых тел» (1885 г.) и «Общий трактат об электрических линиях и передачах» (1892 г.), а также множество статей в журналах «Revue des deux Mondes» и «Le Temps» . [4] Вейлер участвовал в ранних авиационных экспериментах и посвятил 500 000 франков помощи в экспериментах братьев Райт , особенно в экспериментах своего друга Уилбура Райта. [4] 23 марта 1908 года Вейллер согласовал условия предоставления Франции прав на изобретение братьев Райт. [19] Позже патенты были использованы его аэронавигационной компанией. [4]
Вейллер был членом Société de Physique, Международного общества электриков и Общества инженеров-строителей, среди других. [4]
Промышленность
[ редактировать ]
Работая на фабрике медных тканей своего двоюродного брата, Вейлер заинтересовался проблемой волочения медных проводов, спрос на которые рос. Он адаптировал процесс прокатки горячих стальных стержней для изготовления медной проволоки. [20] Вейллер создал Société Lazare Weiller в 1883 году с первой фабрикой в Ангулеме и был основным владельцем предприятия. [21] Он разработал бронзовый сплав, который сочетал в себе проводимость меди с прочностью, позволяющей оставаться растянутым между полюсами на расстоянии 50 метров (160 футов) друг от друга, что имело большую ценность для телеграфных и телефонных компаний, и получил несколько патентов во Франции и других странах. [20] Вайллер сотрудничал с Жюлем Лэром. [с] Института Франции по производству и распространению телефонов во Франции. [4] Вейллер вошел в совет директоров Société des téléphone, которое было одновременно клиентом и инвестором его компании. [20]
Вейллер приобрел землю вдоль железной дороги Париж-Гавр и нового канала Танкарвиль в 1895 году, а в 1896 году построил более крупный завод в Гравиле. ( фр ) в регионе Гавра. [21] В 1898 году завод в Гавре включал в себя кузницы, литейные цеха, прокатные станы и проволочные заводы и обрабатывал медь, сталь, алюминий, латунь, бронзу и никель. Основная часть продукции приходилась на электрооборудование и строительство телефонных и телеграфных линий. [23] В 1901 году компания стала Tréfileries et Laminoirs du Havre (TLH). Вейллер стал сотрудничать со швейцарскими банками и с 1907 года начал приобретать предприятия и компании для строительства огромного промышленного комплекса. [23] TLH выросла за счет приобретений и слияний и заняла доминирующее положение в отрасли. [24] В 1913 году активы TLH составляли 57 800 000 франков, что делало ее 22-й по величине промышленной компанией во Франции и третьим по величине производителем электрооборудования после Compagnie Francaise Thomson-Houston и Compagnie Générale d'Electricité . [25]

Вейлер изготовил таксометры для измерения пробега и основал первую компанию по производству автомобильных такси в Париже. [4] [д] Он основал компанию по производству таксометров в 1903 году и Société des fiacres cars (Автомобильная компания такси) в 1905 году в партнерстве с банками и производителями автомобилей. [3] В 1905 году компания заказала у Renault 250 8-сильных 2-цилиндровых автомобилей типа AG , позже получивших название « Taxis de la Marne ». Renault начала серийное производство, чтобы выполнить заказ. [27] Автомобили были оснащены таксометрами. [3] По состоянию на 1911 год у Compagnie des Fiacres Automobiles было более 3000 маленьких красных автомобилей Renault. [28] был построен новый город, В Левалуа-Перре где семь или восемь тысяч служащих и рабочих готовили или ездили на автомобилях . [29]
В 1908 году Вейллер был президентом TLH, Chantiers de Dunkerque, Chantiers de Normandie и Société Metallurgique Bordeaux. Он был членом правления компаний «Entrepôts du Havre», «Docks de Rouan» и «Compagnie des Voitures de Place» в Париже. Он работал с Французским банком Южной Африки и Maison de Banque Bauer et Marchal. Семья Вейллер также имела интересы в немецком Эльзасе. [30]

В 1908 году Вейллер учредил премию в размере 10 000 долларов первому человеку, совершившему полет во Франции. [3] К июню 1908 года недавние полеты Анри Фармана и Леона Делагранжа подорвали доверие Вейлера к Райтам. Уилбур Райт написал, что он «почти напуган». [31] К концу года эти сомнения исчезли, поскольку братья Райт неоднократно демонстрировали свои машины. Вейллер сформировал синдикат Compagnie Générale de Navigation Aérienne (CGNA: General Air Navigation Company) для продажи самолетов, использующих конструкцию Райта. [32] Анри Дойч де ла Мерт был его партнером в этом предприятии. [3] Они не строили машины, а заключили контракт с дирижаблей Société Astra и Ateliers et Chantiers de France в Дюнкерке на поставку планеров, а также с Bariquand et Marre. ( фр ) для двигателей. [32] Вейллер имел интересы как в Chantiers de Dunkerque, так и в Barriquand et Marre. [33] CGNA не была особенно прибыльной. Компания утверждала, что получила 50 заказов на самолеты, но, вероятно, поставила не более 25. [32] Первый полет совершил 3 февраля 1909 года. [3]
В сентябре 1912 года Вейллер создал Compagnie Universelle de télégraphie et téléphonie sans fil (CUTT: Universal Wireless Telegraphy Company). Он был президентом, и среди участников были немецкая фирма C. Lorenz AG , французские банки и инвесторы, а также американский банкир JP Morgan . CUTT купила Рудольфа Гольдшмидта патенты для использования за пределами Германии у Hochfrequenmaschinen AG für drahtlose Telegraphie (Homag) и купила ее станцию в Такертоне, штат Нью-Джерси . Станция должна была быть доставлена, как только компания Homag завершит ее строительство. [20] Вейлер работал с Гульельмо Маркони над созданием первой трансатлантической телеграфной станции, которую Telefunken открыла в Гамбурге в 1913 году. CUTT был вынужден прекратить свою деятельность из-за националистического возмущения по поводу французской телеграфной службы, зависящей от союза между евреем и немцем. [3] В сентябре 1913 года компания Marconi Wireless Telegraph приобрела у Вейллера патенты и акции CUTT. [20]
Вейллер также был директором различных горнодобывающих и электротехнических компаний. [4]
Политика
[ редактировать ]
Вейллер баллотировался на выборы в Палату депутатов в 1888 году как кандидат от республиканской партии от Ангулема во время кризиса буланжизма , но потерпел поражение. В 1914 году по просьбе правительства Вейллер посетил Швейцарию и написал доклад о немецкой пропаганде за рубежом и о нехватке сырья в Германии. [4] Он был избран депутатом от Шаранты с 10 мая 1914 года по 7 декабря 1919 года. [34] В зале он выступал от имени жителей своего родного Эльзаса, оккупированного в то время Германией. Он сидел слева и был членом комитетов по налоговому законодательству, по почте и телеграфу. [4] В 1917 году Вейлер представил жителям Эльзаса-Лотарингии проект принятия французских версий своих [немецких] имен, чтобы «защитить их от общественной злобы и репрессий со стороны мафии». Он был отклонен по патриотическим соображениям, поскольку жители Эльзаса-Лотарингии всегда считались частью французской семьи. [35]
Вейллер баллотировался на переизбрание 16 ноября 1919 года, но потерпел поражение. [4] Он был избран сенатором от Шаранты 11 января 1920 года и переизбран 9 января 1927 года, занимая этот пост до своей смерти. [34] 23 марта 1920 года газета «Фигаро» опубликовала статью Вейлера, в которой он утверждал, что Франция могла бы добиться благоприятного завершения войны в 1917 году, если бы в то время у нее был представитель в Ватикане во время мирных переговоров. [36] Он входил в состав левой демократической группы и был членом комитета по иностранным делам. [4]
Публикации
[ редактировать ]Публикации Вейлера включали: [1]
- Лазар Вейллер (1881 г.), Конференция на Парижской выставке электричества (Международное собрание электриков, сессия 15 октября 1881 г.: воздушные телефонные линии, использование проволоки из фосфористой бронзы), Париж: А. Деренн, с. 10
- Лазар Вейллер (1884 г.), Исследования электропроводности металлов и их сплавов, связи с теплопроводностью, сообщение Международному обществу электриков на его сессии 7 мая 1884 г. , Париж: опечатка. де Ше, с. 47
- Лазар Вейлер (1885), Электрические и механические исследования твердых тел , Париж: Ж. Мишле, стр. 223
- Лазар Вейллер (1889 г.), «Новые промышленные сплавы металлов, отличных от железа», Бюллетень Общества горнодобывающей промышленности , Универсальная выставка 1889 г. Международный конгресс горной промышленности и металлургии, 2.III, Сент-Этьен: печать Теолье: 40
- Лазар Вейлер; Генри Виварес (1892), Общий трактат об электрических линиях и передачах , Париж: Г. Массон, стр. 828
- Лазар Вейллер (1894 г.), Кузницы, литейные заводы, прокатные станы и волочение проволоки из чистой меди и ее сплавов. Рафинирование и электролитическая обработка металлов. Практическое руководство по использованию электропроводников производства фабрик Lazare Weiller et Cie , Париж, с. 60
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лазар Вейлер (1904), Великие идеи великого народа: дипломатическая миссия в Соединенные Штаты Лазара Вейлера , Париж: Ф. Жювен, стр. 401
- Лазар Вайлер (1909), «От Монгольфье до Уилбура Райта», Бюллетень Археологического общества Le Vieux papier (отчет 52-го собрания Археологического общества Le Vieux), Париж: 33
- Лазар Вайлер (1915), Заметки о деятельности Германии в Швейцарии , с. 28
- Лазар Вайлер (1918), Немецкая депрессия, вид из Швейцарии , Иллюстрации Мориса Неймонта, Париж: Союз крупных французских ассоциаций, стр. 40
- Лазар Вейлер (1925), Памяти. Для Эльзасии , Париж: la Renaissance du Livre, с. 305
Примечания
[ редактировать ]- ^ Поль-Луи Вейллер стал инженером и был летным асом во время Первой мировой войны (1914–18). После войны он возглавил компанию по производству авиадвигателей Gnome et Rhône , позже ставшую SNECMA . [3]
- ↑ Английский инженер Уиллоуби Смит обнаружил, что электропроводность селена значительно меняется под воздействием света, что привело к изобретению фотоэлектрических элементов . [13] [14] Одним из недостатков было то, что селен недостаточно быстро реагировал на быстрые изменения уровня освещенности, поэтому для преобразования света в электричество требовался другой материал. [15]
- ^ Жюль Лэр организовал телефонную сеть во Франции в 1881 году, Société Générale des Téléphones. ( фр ) , который был передан государству в 1889 году. [22]
- ↑ Фридрих Вильгельм Густав Брюн запатентовал «аппарат для регистрации проезда» в 1892 году. [26] Вейлер назвал свои устройства «таксометрами», термин, который был сокращен до «такси» для описания автомобильных такси, а не конных. [3]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лазар Вейллер (1858-1928) – БнФ .
- ^ Jump up to: а б Граф фон Полиер .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Термо 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Веселый 1960–1977 .
- ^ Jump up to: а б Гуггенхайм .
- ^ Роберт и Куни 1889–1891 .
- ^ Двери 2006 , с. 386.
- ^ Двери 2006 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Двери 2006 , с. 135.
- ^ Уэр 1922 , с. 32.
- ↑ Текст № 55: Приказ от 18 января 2002 г.... , с. 6419.
- ^ Jump up to: а б Бернс 2004 , с. 242.
- ^ Смит 1873 , с. 303.
- ^ Кливленд и Моррис 2013 , с. 289.
- ^ Александр 2013 , с. 103.
- ^ Бернс 2004 , с. 244.
- ^ Длинный 2018а .
- ^ Бернс 2004 , стр. 242–243.
- ^ Крауч 2003 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с д и Длинный 2018б .
- ^ Jump up to: а б Зелек и Дефортсеку 2012 , с. 5.
- ^ Пасси 1907 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Зелек и Дефортсеку 2012 , с. 6.
- ^ Лагана 1990 , с. 104.
- ^ Смит 1998 , с. 58.
- ^ Харре и Могаддам 2016 , с. 355.
- ^ Жильерон 2013 .
- ^ Девез 1911 , с. 684.
- ^ Девез 1911 , стр. 684–687.
- ^ Шадо 1986 , с. 102.
- ^ Крауч 2003 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б с Крауч 2003 , с. 383.
- ^ Шадо 1986 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Лазар Вейллер – Ассамблея .
- ^ Лапьер 1993 , с. 208.
- ^ Бьюэлл 1921 , с. 41.

Источники
[ редактировать ]- Александр, Роберт (11 апреля 2013 г.), Изобретатель стерео: жизнь и творчество Алана Дауэра Блюмлейна , CRC Press, ISBN 978-1-136-12038-1 , получено 06 марта 2018 г.
- Бьюэлл, Раймонд Л. (март 1921 г.), «Франция и Ватикан», Ежеквартальный журнал политических наук , 36 (1), Академия политических наук: 30–50, номер документа : 10.2307/2142660 , JSTOR 2142660
- Бернс, Рассел В. (2004), Коммуникации: международная история лет становления , IET, ISBN 978-0-86341-330-8 , получено 06 марта 2018 г.
- Шадо, Эммануэль (1986), «Вес социокультурных секторов и характер изобретений: самолет во Франции до 1908 года», L'Année Sociologique (1940/1948-) (на французском языке), 3 (36), Presses Universitaires de Франция: 93–112, JSTOR 27889911.
- Кливленд, Катлер Дж.; Моррис, Кристофер Г. (15 ноября 2013 г.), Справочник по энергетике: хронологии, десять лучших списков и облака слов , Elsevier Science, ISBN 978-0-12-417019-3 , получено 06 марта 2018 г.
- Крауч, Том Д. (17 апреля 2003 г.), Мальчики епископа: Жизнь Уилбура и Орвилла Райтов , WW Norton, ISBN 978-0-393-34746-3 , получено 06 марта 2018 г.
- Девез, Жерар (25 октября 1911 г.), Дюма, Франсуа-Гийом (редактор), «Лазар Вайлер» , Revue illustrée , Париж: Людовик Баше , получено 7 марта 2018 г.
- Жильерон, Патрик (18 декабря 2013 г.), «Посещение завода RENAULT в Клеоне. Аэродинамическая комиссия 3AF» , 3Af (на французском языке) , получено 6 марта 2018 г.
- Граф фон Полиер, Кристоф, «Лазар Вайлер» , генеанет , получено 5 марта 2018 г.
- Гуггенхайм, Ален, Алиса Джаваль , получено 7 марта 2018 г.
- Харре, Ром; Могаддам, Фатхали М. (25 января 2016 г.), Ставя под сомнение причинно-следственную связь: научные исследования причин и последствий в социальных контекстах , ABC-CLIO, ISBN 978-1-4408-3179-9 , получено 06 марта 2018 г.
- Жолли, Жан (1960–1977), «Вайлер (Лазар)» , Словарь французских парламентариев с 1889 по 1940 год (на французском языке), Париж: Presses universitaire de France, ISBN 2-1100-1998-0 , получено 5 марта 2018 г.
- Лагана, Марк (1990), Le Parti Colonial Français: Éléments d'Histoire , PUQ, ISBN 978-2-7605-2304-3 , получено 30 января 2018 г.
- Ланге, А. (5 марта 2018a), «Воздействие зеркального колеса» , История телевидения (на французском языке) , получено 6 марта 2018 г.
- Ланге, А. (5 марта 2018b), «Лазар Вейллер (1858-1928), Метеор истории телевидения» , История телевидения (на французском языке) , получено 6 марта 2018 г.
- Лапьер, Николь (апрель – июнь 1993 г.), «Французизация имен», французская этнология (на французском языке), 23 (2, Иммиграция. Идентичность. Интеграция), Presses Universitaires de France: 207–214, JSTOR 40989461
- Лазар Вайлер (на французском языке), Национальное собрание , получено 4 марта 2018 г.
- Лазар Вайлер (1858-1928) (на французском языке), BnF: Bibliotheque nationale de France , получено 4 марта 2018 г.
- Пасси, Луи (1907), Жюль Лэр (PDF) (на французском языке), Париж: Pontoise / Imprimierie Lucien , получено 5 марта 2018 г.
- Портес, Жак (02 ноября 2006 г.), Очарование и опасения: Соединенные Штаты по мнению французов, 1870–1914 , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-02691-8 , получено 06 марта 2018 г.
- Роберт, Адольф; Куни, Гастон (1889–1891), «Жаваль (Луи, Эмиль)» , в Эдгаре Бурлотоне (ред.), Словаре французских парламентариев (1789–1889) (на французском языке) , получено 4 марта 2018 г.
- Смит, Майкл С. (весна 1998 г.), «Введение Франции в чандлеровскую систему: 100 крупнейших промышленных фирм Франции в 1913 году», The Business History Review (на французском языке), 72 (1), Президент и члены Гарвардского колледжа: 46 –85, doi : 10.2307/3116595 , JSTOR 3116595 , S2CID 154027899
- Смит, Уиллоуби (1873), «Влияние света на селен при прохождении электрического тока», Nature , 7 (173): 303, Бибкод : 1873Natur...7R.303. , дои : 10.1038/007303e0
- «Текст № 55: Приказ от 18 января 2002 г. о добавлении упоминания «Смерть при депортации» к актам и решениям, констатирующим смерть» , JORF (на французском языке) (85), 11 апреля 2002 г. , получено 6 марта 2018 г.
- Термо, Жерар-Мишель (16 октября 2016 г.), «Лазар Вайлер: дальновидный дух» , Contrepoints (на французском языке) , получено 5 марта 2018 г.
- Уэр, Седли Линч (январь 1922 г.), «Франция перед войной», The Sewanee Review , 30 (1), The Johns Hopkins University Press: 27–38, JSTOR 27533498
- Зелек, Ричард; Дефорсеку, Жак (осень 2012 г.), «История компании Tréfileries et Laminoirs du Havre и ее сотрудников» (PDF) , Le Fil Rouge (на французском языке) (45), Институт социальной истории CGT , получено 30 января 2018 г.
- 1858 рождений
- 1928 смертей
- Люди из Селеста
- Политики Демократического республиканского альянса
- Члены 11-й палаты депутатов Третьей французской республики
- Члены парламента от Шаранты
- Французские сенаторы Третьей республики
- Сенаторы Нижнего Рейна
- Французские инженеры
- Французские бизнесмены
- Рыцари Почетного легиона