Стефан Джевецкий
Стефан Джевецкий | |
---|---|
![]() Стефан Джевецкий | |
Рожденный | 26 июля 1844 г. Кунка, Российская Империя |
Умер | 23 апреля 1938 г. Париж , Франция | (93 года)
Национальность | Польский |
Образование | Центральная школа Парижа |
Род занятий | Инженер, конструктор и изобретатель |
Известный | подводных лодок Проектирование Теория элемента лезвия Воротник Джевецкий |
Награды | Орден Святого Георгия ![]() |
Стефан Джевецкий ( польский : [ˈstɛfan d͡ʐɛˈvjɛt͡skʲi] ; русский : Джеве́цкий Степа́н Ка́рлович (Казими́рович) ; 26 июля 1844, Кунка ( ru ), Подолье , Российская империя (ныне Украина ) — 23 апреля 1938, Париж ) — польский учёный, журналист, инженер, конструктор и изобретатель, известный проектированием и постройкой первой в мире подводной лодки с электрическим приводом . Работал преимущественно во Франции и Российской империи . [1] [2] [3]
Он построил подводную лодку первую в мире с электрической силовой установкой на батарейках в 1884 году. Он также независимо разработал теорию элемента лопасти (БЭТ) — математический процесс, используемый для определения поведения гребных винтов .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джевецкий родился в польской аристократической ( шляхетской ) семье национал-патриотов. Его дед Юзеф Джевецкий служил под командованием генералов Костюшко и Домбровского . Его отец Кароль Джевецкий принял участие в Ноябрьском восстании против России. Юный Стефан был отправлен им из разделенной Польши , чтобы завершить образование во Франции. [4]
Он окончил математический факультет Центральной школы Парижа и получил диплом инженера. [5] В 19 лет он вернулся в Польшу, чтобы принять участие в Январском восстании (1863–1864) против России. Несколько лет спустя он вернулся в Париж, чтобы закончить учебу.
Карьера
[ редактировать ]
В 1867 году Джевецкий сделал свое первое изобретение — счетчик километров для конных экипажей . После падения Парижской Коммуны в 1871 году он уехал из Парижа в Вену , где поселился на Линденгассе, 2 и полностью сосредоточился на изобретательстве. [6] После Всемирной выставки в Вене в 1873 году он отправился в Санкт-Петербург по приглашению великого князя Константина , где сделал плодотворную карьеру инженера-механика . Его изобретения того периода включают прибор, который автоматически отображал на карте маршрут, пройденный кораблем в море. [7]
Джевецкий отличился главным образом в авиации и кораблестроении. Начиная с 1877 года, во время русско-турецкой войны , он разработал несколько моделей винтовых подводных лодок, которые прошли путь от одноместных судов до четырехместных. Он лично принимал участие в войне, за что получил орден Святого Георгия 4-й степени.

В 1884 году он переоборудовал две механические подводные лодки, установив на каждой двигатель мощностью в 1 л.с. с новым, по тем временам, источником энергии — аккумуляторами. На испытаниях подлодка ушла под воду против течения Невы в России со скоростью 4 узла. Это была первая подводная лодка в мире с электрической силовой установкой. [8]
Разработал теорию планирующего полета, разработал метод изготовления корабельных и самолетных винтов (1892), изложил общую теорию тяги винтовых винтов (1920). Он известен разработкой нескольких моделей первых подводных лодок для ВМФ России. В 1902 году Джевецкий спроектировал подводную лодку Pocztowyj , оснащенную двумя двигателями внутреннего сгорания, работавшими как под водой, так и после всплытия. Он также разработал систему запуска торпед для кораблей и подводных лодок, носящую его имя, — ошейник Джевецкого . Он также создал инструмент, который отображал точные маршруты кораблей на морской карте . [3] [9]
Его работа Theorie générale de l'hélice (1920) была отмечена Французской академией наук как фундаментальная в разработке современных винтов. В ней он представил полную теорию движущегося винта, основанную непосредственно на общих законах сопротивления жидкостей. [10]
Воспоминание
[ редактировать ]Улицы, названные в честь Джевецкого, расположены в ряде польских городов, включая Варшаву , Вроцлав , Гданьск , Познань , Бялу-Подляску , Мелец и Щецин . [6]
В 1973 году Джевецкий и его подводная лодка были изображены на почтовой марке, выпущенной Почтой Польши номиналом 2,70 злотых. [11]
В 1991 году памятник Джевецкому был открыт в украинском портовом городе Одессе , где изобретатель некоторое время останавливался и в 1878 году испытывал свою подводную лодку. [12] [13]
В 2020 году Джевецкий был представлен в рекламном издании Polacy światu. «Знани и незнани» («Поляки миру. Известные и неизвестные») издается Департаментом по сотрудничеству с польской диаспорой и поляками за рубежом Министерства иностранных дел . [14]
См. также
[ редактировать ]- Список польских изобретателей и первооткрывателей
- Хронология польской науки и технологий
- Список подводных лодок до 20 века
Примечания
[ редактировать ]- Словарь пионеров польских технологий под редакцией Болеслава Орловского. Катовице: Видавництво «Слёнск», 1986, стр. 57. ISBN 83-216-0339-4 .
- Альфред Либфельд, Поляки на тропах техники. Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 1985, стр. 215–225. ISBN 83-02-01574-1 .
- Кшиштоф Кубяк, Великая синева изобретателей , вестник «Речь Посполита», 11 декабря 2010 г., № 47
- Ежи Пертек, польские пионеры подводного плавания , публикует серию Wydawnictwo Morskie Miniatury Morskie, выпуск 3: Польские морские традиции, стр. 26–49.
- Теория элементов лопастей, разработанная Уильямом Фрудом (1878 г.), Дэвидом В. Тейлором (1893 г.) и Стефаном Джевецки, для определения поведения гребных винтов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бранфилл-Кук, Роджер (2014). Торпеда: полная история самого революционного военно-морского оружия в мире . Издательство Сифорт. п. 117. ИСБН 9781848322158 .
- ^ Гудмундссон, Снорри (2013). Проектирование самолетов авиации общего назначения: прикладные методы и методики . Баттерворт-Хайнеманн. п. 640. ИСБН 9780123973085 .
- ^ Jump up to: а б Подводная лодка «Джевецкий» на сайте CTIE.Monash.edu.au.
- ^ Броцкий, Здислав (1978). «Стефан Джевецкий – создатель расчетов винтов». Крылатая Польша . Варшава: Издательство связи и коммуникаций.
- ^ Либфельд, Альфред (1985). Поляки на тропах техники . Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne. стр. 215–225. ISBN 83-02-01574-1 .
- ^ Jump up to: а б Анджей Олейко. «Стефан Джевецкий – пионер подводного плавания и авиации» . iderepublica.pl . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Стефан К. Джевецкий (1844-1938)» . ctie.monash.edu.au . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Журнал Хакай. «Стефан Джевецкий, царь подводных лодок | Журнал Hakai» . Журнал Хакай . Проверено 07 марта 2018 г.
- ^ Подводные лодки мира (все о подводных лодках). Архивировано 29 марта 2018 г. в Wayback Machine на OPS.Mil.pl.
- ^ «Стефан К. Джевецкий (1844-1938)» . ctie.monash.edu.au . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Стефан Джевецкий и его подводная лодка» . colnect.com . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Збигнев Жиромский (26 июня 2012 г.). «Поляки в Одессе» . kuriergalicyjski.com (на польском языке) . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Памятник Стефану Джевецкому» . tropadvisor.com . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Продвижение издания «Полюса мира. Знаменитые неизвестные» и «Польские архитекторы в мире » . gov.pl (на польском языке). 21 июля 2020 г. Проверено 9 мая 2023 г.