Jump to content

Стефан Джевецкий

Стефан Джевецкий
Стефан Джевецкий
Рожденный 26 июля 1844 г.
Кунка, Российская Империя
Умер 23 апреля 1938 г. ( 1938-04-24 ) (93 года)
Париж , Франция
Национальность Польский
Образование Центральная школа Парижа
Род занятий Инженер, конструктор и изобретатель
Известный подводных лодок Проектирование
Теория элемента лезвия
Воротник Джевецкий
Награды Орден Святого Георгия Лента Императорского Ордена Святого Георгия

Стефан Джевецкий ( польский : [ˈstɛfan d͡ʐɛˈvjɛt͡skʲi] ; русский : Джеве́цкий Степа́н Ка́рлович (Казими́рович) ; 26 июля 1844, Кунка ( ru ), Подолье , Российская империя (ныне Украина ) — 23 апреля 1938, Париж ) — польский учёный, журналист, инженер, конструктор и изобретатель, известный проектированием и постройкой первой в мире подводной лодки с электрическим приводом . Работал преимущественно во Франции и Российской империи . [1] [2] [3]

Он построил подводную лодку первую в мире с электрической силовой установкой на батарейках в 1884 году. Он также независимо разработал теорию элемента лопасти (БЭТ) — математический процесс, используемый для определения поведения гребных винтов .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джевецкий родился в польской аристократической ( шляхетской ) семье национал-патриотов. Его дед Юзеф Джевецкий служил под командованием генералов Костюшко и Домбровского . Его отец Кароль Джевецкий принял участие в Ноябрьском восстании против России. Юный Стефан был отправлен им из разделенной Польши , чтобы завершить образование во Франции. [4]

Он окончил математический факультет Центральной школы Парижа и получил диплом инженера. [5] В 19 лет он вернулся в Польшу, чтобы принять участие в Январском восстании (1863–1864) против России. Несколько лет спустя он вернулся в Париж, чтобы закончить учебу.

Подводная лодка конструкции Джевецкого, построенная в 1881 году и ныне находящаяся в Центральном военно-морском музее . в Санкт-Петербурге

В 1867 году Джевецкий сделал свое первое изобретение — счетчик километров для конных экипажей . После падения Парижской Коммуны в 1871 году он уехал из Парижа в Вену , где поселился на Линденгассе, 2 и полностью сосредоточился на изобретательстве. [6] После Всемирной выставки в Вене в 1873 году он отправился в Санкт-Петербург по приглашению великого князя Константина , где сделал плодотворную карьеру инженера-механика . Его изобретения того периода включают прибор, который автоматически отображал на карте маршрут, пройденный кораблем в море. [7]

Джевецкий отличился главным образом в авиации и кораблестроении. Начиная с 1877 года, во время русско-турецкой войны , он разработал несколько моделей винтовых подводных лодок, которые прошли путь от одноместных судов до четырехместных. Он лично принимал участие в войне, за что получил орден Святого Георгия 4-й степени.

Иллюстрация подводной лодки Джевецкого из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

В 1884 году он переоборудовал две механические подводные лодки, установив на каждой двигатель мощностью в 1 л.с. с новым, по тем временам, источником энергии — аккумуляторами. На испытаниях подлодка ушла под воду против течения Невы в России со скоростью 4 узла. Это была первая подводная лодка в мире с электрической силовой установкой. [8]

Разработал теорию планирующего полета, разработал метод изготовления корабельных и самолетных винтов (1892), изложил общую теорию тяги винтовых винтов (1920). Он известен разработкой нескольких моделей первых подводных лодок для ВМФ России. В 1902 году Джевецкий спроектировал подводную лодку Pocztowyj , оснащенную двумя двигателями внутреннего сгорания, работавшими как под водой, так и после всплытия. Он также разработал систему запуска торпед для кораблей и подводных лодок, носящую его имя, — ошейник Джевецкого . Он также создал инструмент, который отображал точные маршруты кораблей на морской карте . [3] [9]

Его работа Theorie générale de l'hélice (1920) была отмечена Французской академией наук как фундаментальная в разработке современных винтов. В ней он представил полную теорию движущегося винта, основанную непосредственно на общих законах сопротивления жидкостей. [10]

Воспоминание

[ редактировать ]

Улицы, названные в честь Джевецкого, расположены в ряде польских городов, включая Варшаву , Вроцлав , Гданьск , Познань , Бялу-Подляску , Мелец и Щецин . [6]

В 1973 году Джевецкий и его подводная лодка были изображены на почтовой марке, выпущенной Почтой Польши номиналом 2,70 злотых. [11]

В 1991 году памятник Джевецкому был открыт в украинском портовом городе Одессе , где изобретатель некоторое время останавливался и в 1878 году испытывал свою подводную лодку. [12] [13]

В 2020 году Джевецкий был представлен в рекламном издании Polacy światu. «Знани и незнани» («Поляки миру. Известные и неизвестные») издается Департаментом по сотрудничеству с польской диаспорой и поляками за рубежом Министерства иностранных дел . [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Словарь пионеров польских технологий под редакцией Болеслава Орловского. Катовице: Видавництво «Слёнск», 1986, стр. 57. ISBN   83-216-0339-4 .
  • Альфред Либфельд, Поляки на тропах техники. Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne, 1985, стр. 215–225. ISBN   83-02-01574-1 .
  • Кшиштоф Кубяк, Великая синева изобретателей , вестник «Речь Посполита», 11 декабря 2010 г., № 47
  • Ежи Пертек, польские пионеры подводного плавания , публикует серию Wydawnictwo Morskie Miniatury Morskie, выпуск 3: Польские морские традиции, стр. 26–49.
  • Теория элементов лопастей, разработанная Уильямом Фрудом (1878 г.), Дэвидом В. Тейлором (1893 г.) и Стефаном Джевецки, для определения поведения гребных винтов.
  1. ^ Бранфилл-Кук, Роджер (2014). Торпеда: полная история самого революционного военно-морского оружия в мире . Издательство Сифорт. п. 117. ИСБН  9781848322158 .
  2. ^ Гудмундссон, Снорри (2013). Проектирование самолетов авиации общего назначения: прикладные методы и методики . Баттерворт-Хайнеманн. п. 640. ИСБН  9780123973085 .
  3. ^ Jump up to: а б Подводная лодка «Джевецкий» на сайте CTIE.Monash.edu.au.
  4. ^ Броцкий, Здислав (1978). «Стефан Джевецкий – создатель расчетов винтов». Крылатая Польша . Варшава: Издательство связи и коммуникаций.
  5. ^ Либфельд, Альфред (1985). Поляки на тропах техники . Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne. стр. 215–225. ISBN  83-02-01574-1 .
  6. ^ Jump up to: а б Анджей Олейко. «Стефан Джевецкий – пионер подводного плавания и авиации» . iderepublica.pl . Проверено 8 мая 2023 г.
  7. ^ «Стефан К. Джевецкий (1844-1938)» . ctie.monash.edu.au . Проверено 8 мая 2023 г.
  8. ^ Журнал Хакай. «Стефан Джевецкий, царь подводных лодок | Журнал Hakai» . Журнал Хакай . Проверено 07 марта 2018 г.
  9. ^ Подводные лодки мира (все о подводных лодках). Архивировано 29 марта 2018 г. в Wayback Machine на OPS.Mil.pl.
  10. ^ «Стефан К. Джевецкий (1844-1938)» . ctie.monash.edu.au . Проверено 8 мая 2023 г.
  11. ^ «Стефан Джевецкий и его подводная лодка» . colnect.com . Проверено 8 мая 2023 г.
  12. ^ Збигнев Жиромский (26 июня 2012 г.). «Поляки в Одессе» . kuriergalicyjski.com (на польском языке) . Проверено 8 мая 2023 г.
  13. ^ «Памятник Стефану Джевецкому» . tropadvisor.com . Проверено 8 мая 2023 г.
  14. ^ «Продвижение издания «Полюса мира. Знаменитые неизвестные» и «Польские архитекторы в мире » . gov.pl (на польском языке). 21 июля 2020 г. Проверено 9 мая 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4db713085d4bdb36707eabd2b594c98__1719752700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/98/c4db713085d4bdb36707eabd2b594c98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stefan Drzewiecki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)