Адсо из Монтье-ан-Дер

Адсо из Монтье-ан-Дера ( лат . Adso Dervensis ) (910/920 – 992) [ 2 ] был настоятелем бенедиктинского монастыря Монтье-ан-Дер во Франции и умер во время паломничества в Иерусалим . Биографические сведения об Адсо поступают в основном из одного источника и подвергаются сомнению, но традиционная биография изображает его как настоятеля, проведшего важную монашескую реформу, как ученого и автора пяти житий . Его самой известной работой была биография Антихриста под названием « De ortu et tempore Antichristi », в которой сочетались экзегетические и сивиллинские знания. Это письмо стало одним из самых известных средневековых описаний Антихриста, много раз копировавшимся и оказавшим большое влияние на всю позднюю апокалиптическую традицию, отчасти потому, что вместо толкования апокалиптических текстов он решил описать Антихриста в стиле агиография.
Биография
[ редактировать ]Биографические знания Адсо ограничиваются комментариями летописца из его аббатства, писавшего спустя полвека после него; преемник его настоятеля Бруно завершил последнюю агиографию Адсо, посвященную Берхарию , и в процессе предоставил нам биографические подробности. [ 3 ] Предположительно родился в богатой дворянской семье. [ 4 ] недалеко от Сен-Клода в начале 900-х годов, он получил образование в аббатстве Люксей и стал учителем в Сен-Эпвре недалеко от Туля . [ 2 ] Когда его коллега Альберик был призван из Сен-Эпвра, чтобы стать аббатом аббатства Монтье-ан-Дер , Адсо сопровождал его там и был избран аббатом после смерти Альберика около 968 года. Когда Хильдуин II (брат Манассия († 991), епископ Труа , совершивший множество актов насилия) обратился к нему за покаянием , одной из вещей, которые он на него наложил, было паломничество в Иерусалим . По примеру святого Берхария, покровителя Монтье-ан-Дера, который сопровождал одного из убийц святого Леодегара в Иерусалим, он отправился с ним, но погиб в море. Он был похоронен на острове под названием Астилия , возможно, идентифицируемом как Астипалея . [ 2 ] Адсо был обвинен в монашеских реформах в аббатстве Св. Бенигуса в Дижоне , Бруно из Руси которые он провел между 982 и 985 годами. [ 3 ]
Среди его друзей был Герберт, аббат Боббио , впоследствии Папа Сильвестр II , и их переписка свидетельствует о том, как Адсо очень внимательно относился к строительству библиотеки. Его коллекция была примечательна: подробные описи (подготовленные его монахами после его отъезда и сохранившиеся в приложении к копии Мартиролога Усуарда ) составляли всего три полных тома богословия, и в основном они были сосредоточены на классической литературе и комментариях к ней. [ 2 ]
Принятая биография, однако, подвергалась сомнению со стороны ряда ученых с конца 20-го века: Дэниел Верхельст, последний редактор письма об Антихристе, был первым, кто усомнился в том, что называется «длинной хронологией», за ним последовала Моник. Гулле, редактор агиографии Адсо. Его источник уже был сомнительным, и одним из подтверждающих доказательств была хартия, которая на самом деле использовалась автором биографического очерка Адсо. Согласно этому общепризнанному сообщению, Адсо прожил чрезвычайно долгую жизнь, отправившись в Иерусалим где-то между 72 и 82 годами. известный в 930-х годах в Туле, и в любом случае возникает вопрос, почему учёному с такой известностью понадобилось более 30 лет, чтобы получить аббатство. [ 5 ] Еще одним усложняющим фактором является « Жизнь Клотильды» , агиография Клотильды , возможно, написанная для Герберги Саксонской , получателя письма об Антихристе, чей автор, по мнению ряда ученых, идентичен автору письма. [ 6 ]
Гулле предлагает несколько сокращенную биографию, в которой Адсо родился в 930-х годах, а это означает, что он, возможно, написал письмо, будучи подростком. Саймон Маклин предлагает радикально иное решение: вкратце, он предлагает два Адсо («Адсо» было очень распространенным именем в то время) - один — Монтье-ан-Дера, автора житий; другой, Адсо, аббат Сен-Базельского аббатства в Верзи (ок. 970 – ок. 991), чья эпитафия была написана Адсо из Монтье-ан-Дер. Верзи находится недалеко от Реймса , одного из важнейших мест в сфере влияния Герберги и центра монашеской реформы, в которой она интересовалась. Таким образом, этот Адсо мог быть автором письма и Жития Клотильды. . [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Большую часть оставшейся литературной продукции Адсо составляют жития; он написал жития пяти святых: Мансуэта , Фробера Труа , Вальдеберта , Басола и Берхария, [ 7 ] и короткая клевета о переводе и чудесах, связанных с Басолом. Он также написал гимны и перевел в стихах вторую книгу Папы Григория I ( «Диалогов» эта вторая книга, по сути, представляет собой житие св. Бенедикта). [ 8 ] ), и знаменитый Adsonis ad Gerbergam reginam de ortu et tempore antichristi сокращенно De antichristo о жизни и карьере Антихриста . часто трактат , , Epistola [ 4 ]
«Антихристо» не было оригинальным произведением; он сочетал толкование библейского текста с рассказами Сивиллы (то есть пророчества). Самым важным экзегетическим текстом был комментарий на Второе Послание к Фессалоникийцам Хаймо Осерского . [ 5 ] но Он также использовал Иеронима » « Антихриста в книге Даниила и Алкуина . «Fide Sanctae et Individuae Trinitatis» Самым важным пророческим из них является миф о Последнем императоре, встречающийся в (латинской переработке первоначально сирийского) Апокалипсиса Псевдо-Мефодия , помимо пророчеств Тибуртинской Сивиллы , [ 7 ] хотя некоторые ученые отрицают последний как источник. [ 9 ] Истинное новаторство Адсо (аргумент, предложенный Робертом Конрадом в 1964 году и продолженный Рихардом Кеннетом Эммерсоном в 1979 году) заключалась в форме, в которой он структурировал материал: он писал его не в форме богословского трактата или экзегетического комментария, который мог бы быть организованный на основе библейского источника, а скорее как агиография, как житие святого. [ 7 ] Средневековые жития часто использовали антитипы, чтобы выявить добродетельные характеристики своих главных героев, а представление Адсо Антихриста как хронологически организованной биографии позволило легко контрастировать с жизнью Христа и, таким образом, обеспечить легкий доступ к широкой аудитории. [ 5 ] [ 10 ] Биография святого представляет собой «форму, легко понимаемую и легко узнаваемую каждым христианином», а его легенда — антилегендой. [ 7 ]
Формат хорошо соответствовал времени, с его любовью к биографии святых: биография Антихриста стала стандартной записью во многих легендах о святых, включая « Якоба де Ворагина » Золотую легенду , и очень часто появляется в народных легендах, обычно переводимых с Либеллус внимательно цитирует . В более поздних изданиях письма пролог и эпилог (в которых назывались Адсо и Герберга) часто обрезались (что также делает его похожим на жизнь святого), и поэтому письмо легко приписывалось другим, включая Рабануса Мавра , Алкуина , Иеронима. и Святой Августин . Эммерсон утверждает, что, скорее всего, существует как минимум 76 версий на латыни между 10 и 15 веками. [ 7 ] Его цитирует Игнац фон Деллингер среди других произведений средневековой концепции антихриста. Он напечатан в Corpus Christianorum Continuatio Mediaeualis, том 45, под редакцией Д. Верхельста (Turnhout, 1976). Письмо и жития Адсо находятся у Жака Поля Миня ( Patrologia Latina , CXXXVII, 597-700 ). [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Сюзанна (2010). «Встречи с монстрами в конце времен: некоторые раннесредневековые визуализации апокалиптической эсхатологии» (PDF) . Различные взгляды: журнал новых взглядов на средневековое искусство . 2 :1–76. ISSN 1935-5009 .
- ^ Jump up to: а б с д Омон, Анри (1881). «Каталог библиотеки аббата Адсона Монтье-ан-Дер» . Чартерная школьная библиотека . 42 (1): 157–60. дои : 10.3406/bec.1881.447004 .
- ^ Jump up to: а б Конрад, Роберт (1964). De ortu et tempore Antichristi: идея антихриста и исторический образ аббата Адсо из Монтье-ан-Дер . Кальмюнц: Михаэль Ласслебен. стр. 16–25.
- ^ Jump up to: а б с Грей, Фрэнсис В. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Jump up to: а б с д Маклин, Саймон (2008). «Реформа, королевство и конец света во Франции десятого века: новый взгляд на «Письмо Адсо о происхождении и времени антихриста» . Бельгийское ревю филологии и истории . 86 (3–4): 645–75. дои : 10.3406/rbph.2008.7582 . hdl : 10023/4219 . S2CID 54210020 .
- ^ Вернер, Карл-Фердинанд (1989–90). «Автор Vita Sanctae Chrothildis . Вклад в идею «Святой царицы» и «Римской империи» в X веке». Среднелатинский ежегодник (на немецком языке). 24/25: 517–51.
- ^ Jump up to: а б с д и Эмерсон, Ричард Кеннет (1979). «Антихрист как антисвятой: значение Libellus de Antichristo аббата Адсо ». Американский бенедиктинский обзор . 30 (2): 175–90.
- ^ Гарднер, Эдмунд Г. (2010). Диалоги святого Григория Великого: переиздание с введением и примечаниями . Христианская Римская империя. Том. 9. ООО «Аркс Паблишинг». п. XXII. ISBN 978-1-8897-5894-7 .
- ^ Латовски, Энн А. (2013). Император мира: Карл Великий и строительство имперской власти, 800–1229 гг . Корнелл, УП. п. 71. ИСБН 9780801451485 .
- ^ Эммерсон, Ричард Кеннет (1981). «Жизнь и дела антихриста». Антихрист в средние века . Сиэтл: Вашингтонский университет, стр. 74–107.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Грей, Фрэнсис В. (1913). « Адсо ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Библиография
[ редактировать ]- Дервенсис, Адсо (1976). Верхельст, Дэниел (ред.). О возникновении и времени Антихриста, а также о трактатах, зависящих от него . Тюрнхаут: Бреполи.
- Дервенсис, Адсо (2003). Гулле, Моник (ред.). Adsonis Dervensis Opera Hagiographica . Тюрнхаут: Бреполи.