Год-загадка

Годовая загадка — один из самых распространенных и, по-видимому, самых древних международных типов загадок в Евразии. Загадки такого типа впервые упоминаются в ведической традиции, предположительно зародившейся во втором тысячелетии до нашей эры.
Исследовать
[ редактировать ]Исследования выявили исключительно широкое распространение этого типа загадок. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Традиционно считается, что загадка имеет восточное происхождение. [ 5 ] хотя это может просто отражать раннюю дату письменности на востоке. В «Годовой загадке» появляется множество ведущих метафор, и может быть полезно проанализировать ее варианты в этом ключе. [ 6 ] Утверждалось, что «версии обычно выражают традиционные стереотипы данной культуры или общества и указывают на региональные источники». [ 7 ]
Годовые загадки пронумерованы 984, 1037 и 1038 в « Английских загадках Арчера Тейлора из устной традиции» . [ 8 ] Как мотив сказки, загадка является мотивом H721 в классификационной системе, установленной « Стита Томпсона Индексом мотивов народной литературы» . [ 9 ]
Примеры
[ редактировать ]Большинство загадок года основаны на одной (или нескольких) из четырех метафор: колеса, деревья, животные (особенно человеческие семьи) и артефакты (особенно архитектура).
Все первые три появляются в загадке года, которая появляется в нескольких версиях «Повести об Ахикаре» . Эта история, по-видимому, возникла на арамейском языке примерно в конце седьмого или начале шестого века до нашей эры. [ 10 ] Соответствующий отрывок утерян в самых ранних сохранившихся версиях, но считается, что следующий пример из более поздней сирийской версии, вероятно, представляет собой раннюю форму текста:
[Царь] сказал мне: «Ахикар, разгадай мне эту загадку: на главе столба двенадцать кедров; в каждом кедре тридцать колес, и в каждом колесе два троса, белый и черный». И я ответил и сказал ему: «(...) Столп, о котором Ты говорил мне, есть год; двенадцать кедров — это двенадцать месяцев года; тридцать колес — тридцать дней месяца; два кабеля, белый и черный, — это день и ночь. [ 11 ]
Колеса и колесные транспортные средства
[ редактировать ]Древние индийские источники дают самые ранние свидетельства загадки года: примеры в Ригведе считается, что относятся к ок. 1500×1200 до н.э. Использование ими метафоры колес отражает известность концепции колеса времени в азиатской культуре. [ 12 ]
Гимн 164 можно понимать как первой книги Ригведы содержащий серию загадок или загадок. [ 13 ] Многие из них сейчас малоизвестны, но, возможно, они представляли собой загадочное описание ритуала праваргья . [ 14 ] Ригведа 1.164.11 гласит:
Не двенадцать для этого старика |
в душе ́ дашарам нахи пейзаж джарайя |
С двенадцатью спицами — ибо не стареет —
|
Между тем, 1.164.48 дает:
Двенадцать других и одно колесо |
в душе ́ даша прадхайаш чакрам экам |
Деталей двенадцать, колесо одно,
|
Аналогично и в «Махабхарате» загадки, загаданные Аштавакре царем Джанакой в третьей книге, начинаются с загадки года: что имеет шесть нефов, двенадцать осей, двадцать четыре сустава и триста шестьдесят спиц? [ 21 ] [ 22 ]
Более поздний индийский пример использования подобной метафоры взят из загадок, приписываемых Амиру Хосрову (1253–1325):
Баара Годи, футболки Гараари |
Двенадцать лошадей, тридцать тягачей, |
Здесь триста пятьдесят пять дней в году соответствуют двенадцати лунным циклам исламского календарного года. [ 24 ]
Деревья и другие растения
[ редактировать ]В большом количестве вариантов (под номерами 1037–38 в «Английских загадках Арчера Тейлора из устной традиции ») год сравнивается с деревом; действительно, «загадочники редко используют сцену с деревом и его ветвями для других предметов, кроме года и месяцев или солнца и его лучей». [ 25 ] Дерево также является метафорой, обычно встречающейся в арабских сказках. [ 26 ] Считается, что популярность изображений деревьев отражает широкую популярность деревьев как метафоры мира или жизни в евразийских традициях. [ 27 ]
Большинство годовых загадок такого типа можно рассматривать как содержащие некоторые или все из следующих компонентов: [ 28 ]
код | компонент | альтернативный компонент | решение |
---|---|---|---|
А | дерево | год | |
Б | двенадцать ветвей | месяцы | |
С | пятьдесят два цветка | четыре гнезда | недели/сезоны |
Д | 365 или 366 листьев | семь яиц | дни года/недели |
И | три или шесть яиц | Рождество, Пасха и Пятидесятница (по одному или два дня каждый) | |
Ф | двадцать четыре молодых птицы | часы | |
Г | их шестьдесят шагов | минуты |
Версии, содержащие только части дерева, встречаются по всей Евразии, тогда как версии с гнездами встречаются только в Европе. [ 29 ]
начала одиннадцатого века Примеры включают этот стих из «Шахнаме» :
Что такое дюжина кипарисов прямостоячих
Во всей своей храбрости и красоте,
Каждый из них украшен тридцатью ветвями...
В Персии никогда больше и никогда меньше?. [ 30 ]
На что Зал отвечает
Сначала о тех двенадцати кипарисах, которые растут
Сами по тридцать ветвей на каждом дереве:
Это двенадцать новолуний каждого года,
Как новоиспеченные монархи, восседающие на троне.
На тридцатый день его ход завершен.
Для каждого; таким образом идут наши вращающиеся периоды. [ 31 ]
Более поздние примеры включают:
читать ʔan xús dærǽxte sƽbz neqáb |
Что это за доброе дерево, покрытое зеленью, |
Вон там стоит дерево почета,
у нее вырастают двенадцать конечностей,
у каждой конечности свое имя.
Надо быть мудрым человеком, чтобы сказать вам то же самое. [Английский] [ 33 ]
Дерево с двенадцатью ветвями и тридцатью листьями, из которых пятнадцать черных и пятнадцать белых, усыпанными раскрытыми беловато-желтыми цветами [малайский] [ 34 ]
Стоит дерево с двенадцатью ветвями, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде шесть детенышей, а седьмое — мать. [Литовский] [ 35 ]
Встречаются и более сложные вариации на эту тему. Один исландский пример сохранился в трех рукописях раннего Нового времени, посвященных состязанию загадок в средневековой саге о Хейдреке , и гласит: «Где собрание, у которого двенадцать цветков, но в каждом цветке есть четыре гнезда?» Но в каждом гнезде по семь птиц и оно имеет свое имя. Угадайте, кто? Двенадцать месяцев, шесть недель, семь дней («Что это за сборище, у которого двенадцать цветков, и в каждом цветке по четыре гнезда? И в каждом гнезде семь птиц, и каждая имеет свое имя? Как они угадываются? 12 месяцев, 4 недели, 7 дней»). [ 36 ]
Животные
[ редактировать ]Человеческие семьи
[ редактировать ]Человеческие семьи служат ведущей метафорой для ряда годовых загадок (номер 984 в «Английских загадках из устной традиции» Арчера Тейлора ), хотя в англоязычной традиции почти никогда. [ 37 ] примерно десятого века нашей эры Хотя следующая греческая загадка впервые упоминается только в Греческой антологии приписывают следующую греческую загадку , там Клеобулу (ок. C6 до н.э.); даже если она не такая уж древняя, приписывание ему позволяет предположить, что в древнегреческой культуре загадка сама по себе считалась очень древней:
Ты отец двенадцати детей; |
Есть один отец и двенадцать детей; из них каждый |
Другим примером семейной метафоры является французская загадка, впервые опубликованная в 1811 году:
Нас двенадцать сестер, дочерей одного отца, |
Нас двенадцать сестер, дочерей одного отца, |
Единственный англоязычный пример такого рода загадки года, найденный Тейлором, был найден на острове Саба на Антильских островах : « У отца было двенадцать сыновей, у второго — младший ». — «Двенадцать месяцев в году, второй февраль». [ 41 ]
Другие животные
[ редактировать ]Восточная Европа и Азия демонстрируют ряд других метафор животных в течение года, обычно с участием упряжки из двенадцати волов, тянущих один плуг, или скоплений разных видов птиц. [ 42 ]
Артефакты
[ редактировать ]В ряде годовых загадок в качестве управляющей метафоры используются искусственные объекты. Например, в современной греческой загадке речь идет о бочке, сделанной из двенадцати шестов, а в парсийской загадке — о содержимом сундука. Но чаще всего эти загадки связаны с архитектурой, [ 43 ] как в следующем примере середины двадцатого века из центральной Мьянмы :
Эйн-до-тар-лан:
Сет-Нит хан:
та хан: тон гьяит
Это восемь
пхвинхлет та гар:
класть: ссылка на хтар:
победа против твита против бара должна быть определена:
Координаты
Это красивый дом с двенадцатью комнатами, в каждой из которых могут спать тридцать человек. Четыре двери остались открытыми. Вы когда-нибудь проходили через эти двери?
Год. [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Август Вунш, « Загадка года и его периодов в мировой литературе », Журнал сравнительной истории литературы , сер. НФ, вып. 9 (1896), 425–56.
- ^ Антти Аарне, Vergleichende Rätselforschungen , 3 тома, Folklore Fellows Communications, 26–28 (Хельсинки/Хамина: Suomalainen Tiedeakatemia, 1918–20), I 74–178.
- ^ Арчер Тейлор, Библиография загадок , Folklore Fellows Communications, 126 (Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia, 1939), стр. 412-20.
- ^ М.Л. Уэст, Индоевропейская поэзия и миф (Оксфорд: Oxford University Press, 2007), стр. 370-74. ISBN 9780199280759 .
- ^ Арчер Тейлор, « Загадка », California Folklore Quarterly , 2.2 (апрель 1943 г.), 129–47 (стр. 135).
- ^ Арчер Тейлор, « Загадка », California Folklore Quarterly , 2.2 (апрель 1943 г.), 129–47 (стр. 132).
- ^ Живиле Гимбутас, Загадка в стихотворении (Даллас: University Press of America, 2004), стр. 23.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1951), стр. 370–73, 412–21.
- ^ Хасан М. Эль-Шами, Народные традиции арабского мира: Руководство по классификации мотивов , 2 тома (Блумингтон: Indiana University Press, 1995), стр. 164 [Н720].
- ^ Иоаннис М. Константакос, «Путешествие в Египет: Эзоп, жрецы Гелиополя и загадка года ( Vita Aesopi 119–120)», Тенденции в классике , 3 (2011), 83–112 (стр. 84) , DOI 10.515/tcs.2011.005.
- ^ Иоаннис М. Константакос, «Путешествие в Египет: Эзоп, жрецы Гелиополя и загадка года ( Vita Aesopi 119–120)», Тенденции в классике , 3 (2011), 83–112 (стр. 99) , DOI 10.515/tcs.2011.005, цитируем «Историю Ахикар из арамейской, сирийской, арабской, армянской, эфиопской, древнетурецкой, греческой и славянской версий , изд. ФК Конибер, Дж. Рендел Харрис и Агнес Смит Льюис, 2-е изд. (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1913), стр. 121; ср. стр. 20 (славянская версия), 49 (первая армянская версия), 81 (вторая армянская версия). В арабской, эфиопской и румынской версиях соответствующий эпизод отсутствует.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 418.
- ^ Мартин Хауг, «Ведические вопросы-загадки и высказывания-загадки (перевод и объяснение Rigv. 1, 164)», отчеты о собраниях философско-филологического и исторического класса короля. Баварская академия наук в Мюнхене (1875), 457–515.
- ^ Ян Э.М. Хубен, «Ритуальная прагматика ведического гимна: «Загадочный гимн» и ритуал праваргья», Журнал Американского восточного общества , 120 (2000), 499–536 (английский перевод, стр. 533–36), дои : 10.2307/606614 . JSTOR 606614 .
- ^ «Ригведа на санскрите: Ригведа, книга 1: Гимн 164» .
- ^ Ригведа: метрически восстановленный текст , изд. Баренд А. ван Нутен и Гэри Б. Холланд (Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1994), https://liberalarts.utexas.edu/lrc/rigveda/RV01.php#H164 .
- ^ Ян Э.М. Хубен, 1. Ритуальная прагматика ведического гимна: «Гимн-загадка» и ритуал Праваргья, Журнал Американского восточного общества , 120 (2000), 499–536 (стр. 534), дои : 10.2307/606614 . JSTOR 606614 .
- ^ «Ригведа на санскрите: Ригведа, книга 1: Гимн 164» .
- ^ Ригведа: метрически восстановленный текст , изд. Баренд А. ван Нутен и Гэри Б. Холланд (Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1994), https://liberalarts.utexas.edu/lrc/rigveda/RV01.php#H164 .
- ^ Ян Э.М. Хубен, «Ритуальная прагматика ведического гимна: «Гимн-загадка» и ритуал Праваргья», Журнал Американского восточного общества , 120 (2000), 499–536 (стр. 536), дои : 10.2307/606614 . JSTOR 606614 .
- ^ Анникки Кайвола-Брегенхой, Загадки: перспективы использования, функции и изменения в фольклорном жанре , Studia Fennica, Folkloristica, 10 (Хельсинки: Финское литературное общество, 2001), стр. 11–12; два : 10.21435/sff.10 .
- ^ Иоаннис М. Константакос, «Испытание загадкой: испытание советника и состязание королей в легенде об Амасисе и предвзятости», Classica et Mediaevalia , 55 (2004), 85–137 (стр. 111–13).
- ^ Амир Хусро: Человек в загадках , изд. и транс. Анкит Чадха (Гургаон: Пингвин, 2016), вып. 15.
- ^ Амир Хусро: Человек в загадках , изд. и транс. ( Гургаон Анкит Чадха : Пингвин, 2016), примечания.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1951), стр. 412–21 (цитирование стр. 416).
- ^ Хасан М. Эль-Шами, Народные традиции арабского мира: Руководство по классификации мотивов , 2 тома (Блумингтон: Indiana University Press, 1995), стр. 164 [Н720].
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 412.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 413 (цитата по Сигизмунду Сендрею, «Этнография» , 32 (1921), 71–73).
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 413.
- ^ Шахнама Фирдауси , пер. Артура Джорджа Уорнера и Эдмонда Уорнера, 9 томов (Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер, 1905–25), I стр. 308 [В.208.6-9].
- ^ Шахнама Фирдауси , пер. Артура Джорджа Уорнера и Эдмонда Уорнера, 9 томов (Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер, 1905–25), I стр. 309 [В.209.3-8].
- ^ Чарльз Т. Скотт, Персидские и арабские загадки: языково-ориентированный подход к определению жанра , Публикация Исследовательского центра антропологии, фольклора и лингвистики Университета Индианы, 39 (Блумингтон: Университет Индианы, 1965), стр. 42
- ↑ Цитируется Арчером Тейлором, « Загадка », California Folklore Quarterly , 2.2 (апрель 1943 г.), 129–47 (стр. 132).
- ↑ Цитируется Арчером Тейлором, « Загадка », California Folklore Quarterly , 2.2 (апрель 1943 г.), 129–47 (стр. 132).
- ↑ Цитируется Арчером Тейлором, « Загадка », California Folklore Quarterly , 2.2 (апрель 1943 г.), 129–47 (стр. 132).
- ↑ Текст и перевод адаптированы из книги Джеффри Скотта Лава, « Рецепция «Hervarar saga ok Heiðreks» от средневековья до семнадцатого века» , Münchener nordistische Studien, 14 (Мюнхен: Utz, 2013) (с нормализацией исландского к современному правописанию) . Лав цитирует MSS AM 167b 8vo, AM 738 4to и Lbs 1199 4to.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 370.
- ^ Цитируется Ионанисом М. Константакосом, « Амасис, Предвзятость и семь мудрецов как загадчики », Вюрцбургские ежегодники классических исследований (новая серия), 29 (2005), 11–46 (стр. 15, п. 10).
- ↑ Цитата Кристин Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 86).
- ^ Август Вунш, « Загадка года и его периодов в мировой литературе », Журнал сравнительной истории литературы , сер. НФ, вып. 9 (1896), 425-56 (с. 445).
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 373.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 416–18.
- ^ Арчер Тейлор, Английские загадки из устной традиции (Беркли: University of California Press, 1951), стр. 418-20.
- ^ Маунг Тан Сейн и Алан Дандес, « Двадцать три загадки из Центральной Бирмы », Журнал американского фольклора , 77 [нет. 303] (январь – март 1964 г.), 69–75 (с. 71).