Азо Иберийский
Азо , Азой или Азон ( груз .: აზონი правитель грузинский древней Картли ( Иберии классических ) აზოჲ აზო . — ) ; авторов ; 336–323 до н. э.).
Средневековая традиция
[ редактировать ]Его имя и происхождение в средневековых грузинских летописях даны по-разному. В то время как «Обращение Картли» называет его Азо(у) и делает его потомком существовавшей ранее династии в Ариане Картли , «Жизнь Картли» знает его как Азона и клеймит его как македонского аутсайдера. Азо и Азон, несомненно, представляют собой одну и ту же фигуру, и оба источника приписывают его роль мифическому походу Александра во внутреннюю Грузию. [ 1 ]
Согласно «Обращению Картли» , Азо был сыном безымянного царя Ариан Картли, который был приведён вместе с последователями в собственно Картли Александром и поставлен первым царем ( мепэ , მეფე) в Мцхете после завоевания этого города. Он также перенес в Картли культы Гаци и Гаима . В «Житии Картли» такой традиции нет. Скорее, он утверждает, что Азон, сын Иареда (не засвидетельствованный в «Обращении Картли»), не был ни царем, ни даже грузином. Сообщается, что он завоевал Мцхету со 100 000 македонцев («римлян»). Кроме того, Александр повелел Азону поклоняться семи небесным телам ( Солнцу , Луне и пяти «звездам», т. е. планетам ) и служить «невидимому Богу, создателю вселенной». В этой версии Азон изображен в виде тирана, впоследствии свергнутого и убитого Фарнавазом , членом местного правящего клана ( Парнавазиани ), отец и дядя которого были убиты Азоном. [ 2 ] [ 1 ]
Современная интерпретация
[ редактировать ]Идентификация Азо/Азона — одна из самых сложных и спорных загадок ранней грузинской истории. Его правление грузинский ученый Серги Горгадзе условно датирует 330–272 годами до нашей эры, хотя эта хронология неточна. [ 3 ]
Несмотря на свои различия, две средневековые традиции сходятся во мнении, что царствование в Мцхете было установлено в ранний эллинистический период , и это подтверждается негрузинскими источниками. [ 3 ] Легенда об Иверском походе Александра сохранилась и в армянской исторической традиции, в частности в «Истории армян» Моисея Хоренского (вероятно, V век). говорит о «Митридате, сатрапе Дария Моисей » (отождествляемом с Митридатом II Киусом ), поставленном Александром править грузинами. Профессор Георгий Меликишвили провел несколько параллелей между рассказами Азона грузинских летописей и Митридатом армянской традиции. [ 4 ]
Некоторые современные ученые считают, что история Азо косвенно предполагает миграцию ранних грузинских племен на северо-запад и смешение анатолийских элементов с племенами, жившими в собственно Картли. [ 5 ] С другой стороны, версия « Жизни Картли» , в которой окружение Азона анахронично именуется «римлянами», вполне могло отражать деятельность римлян в Иберии, предположительно, в период Флавиев (69–96 гг. н.э.), которая удивительно были проигнорированы грузинскими летописями. [ 4 ] [ 6 ]
Некоторые современные историки также пытались приравнять Азона (обратите внимание, что имя оканчивается греческим –ου ) с Ясоном аргонавтического суффиксом цикла. [ 7 ] По мнению римского историка Тацита , иберы «заявляли о своем фессалийском происхождении, начиная с того времени, когда Ясон, уйдя с Медеей и их детьми, вернулся в пустой дворец Ээта и бесцарских колхов ». [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рапп, с. 270.
- ^ Рэпп, с. 269.
- ^ Jump up to: а б Рапп, с. 273.
- ^ Jump up to: а б Кавтарадзе, Георгий Л. Грузинские хроники Пиренейского царства (Кавказия II). , стр. 101-1 177-2 Orbis Terrarum, Журнал исторической географии древнего мира 6,
- ^ Туманов, Кирилл (1963), Исследования по христианской истории Кавказа , с. 89. Издательство Джорджтаунского университета .
- ^ Лернер, Константин Б. (2001) «Райская река» и легенда о городе Тбилиси: литературный источник легенды , с. 76. Фольклор Том. 16.
- ^ Рэпп, стр. 269-270.
- ^ Грант, Майкл (1973), Анналы Императорского Рима , стр. 217. Пингвин Классика, ISBN 0-14-044060-7
Ссылки
[ редактировать ]- Рапп, Стивен Х. (2003), Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Петерс Бвба ISBN 90-429-1318-5 .