Низам ад-Дин Шами
Низам ад-Дин Шами , также известный как Низам-и Шами или Низам ад-Дин Шамби (умер до 1409 года или до 1411-1412 годов), был персидским литератором и летописцем, процветавшим в конце 14 — начале 15 веков. [ 1 ] Он написал « Зафарнаму» , самую раннюю из дошедших до нас Тимуридских хроник и старейшую сохранившуюся биографию Тимура ( годы правления 1370–1405). Шами Зафарнама была продолжена Хафиз-и Абру (умер в 1430 г.), а также легла в основу более известной Зафарнамы Шарафа ад-Дина Али Йезди (умер в 1454 г.).
Биография
[ редактировать ]Хотя ни дата рождения, ни место Шами не записаны, его нисба (Шами < Шанби) подразумевает место рождения в Шанби-и Газани, пригороде (или квартале) Тебриза в северо-западном иранском регионе Азербайджана , в котором жил Ильхан Газан. ( годы правления 1295–1304) основал благотворительный фонд. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Отца и брата Шами звали Мухаммед, но о его семье и его молодости мало что известно. [ 4 ] Он носил титулы мауляна («наш господин») и ваиз («проповедник»), что позволяет предположить, что он получил традиционное исламское религиозное образование. Тот факт, что он написал труд, восхваляющий Двенадцать Имамов, также предполагает, что он, как минимум, симпатизировал линии Али (умер в 661 году). [ 4 ] Современный историк Илькер Эврим Бинбаш в этом контексте называет Шами проповедником «с оттенком Алид -лоялизма». [ 3 ]
Шами поступил на службу к джалаиридскому правителю шейху Увайсу Джалаиру ( годы правления 1356–1374). Джалаириды были преемниками Ильханов в Ираке и Азербайджане. В 1366–1367 годах он перевел с арабского на персидский язык для шейха Увайса Джалаира « Зеркало для принцев» работы сицилийского ученого Ибн Зафара ас-Сикилли (умер в 1169–1170 годах). [ 4 ] Этот текст известен тем, что формулировал форму макиавеллистского абсолютизма еще до самого Макиавелли . [ 3 ] и поэтому Шами упоминается как очевидно сторонник одной из форм протомаккиавеллизма. [ 5 ]
Согласно собственным записям Шами, когда Тимур прибыл к Багдаду 29 августа 1393 года, Шами был первым из жителей Багдада, который пришел и подчинился ему. [ 1 ] [ 4 ] Когда Шами совершал паломничество по пути в Хиджаз , незадолго до нападения Тимура на Алеппо в 1400 году, Шами оказался в заключении властями Алеппо, которые полагали, что он шпионил за ними от имени Тимура. Благодаря этому Шами стал очевидцем осады города Тимуром и его последующей капитуляции. После захвата Тимуром Алеппо он предстал перед Тимуром во второй раз и, судя по всему, остался в его окружении. Вскоре после этого, в 1401–1402 годах, Тимур приказал ему написать исчерпывающую историю своих завоеваний с условием, чтобы она была написана в ясном, неприукрашенном стиле, чтобы сделать ее доступной для чтения каждому читателю, а не только избранным. Шами представил хронику Тимуру примерно в апреле 1404 года. Современный историк Питер Джексон объясняет, что название «Зафарнама» не засвидетельствовано в оригинальной редакции, использованной позже в компиляциях Хафиз-и Абру , а только во второй версии, посвященной Шами Умару Бахадуру. , внук Тимура (который также только что был назначен губернатором Азербайджана). [ 1 ] [ 6 ] Шами не поехал в Трансоксанию с Тимуром в 1404 году, а остался в своей родной провинции Азербайджан. [ 6 ] Шами, скорее всего, поступил на службу к Умару Бахадуру после смерти Тимура в 1405 году. Согласно Хафиз-и Абру, Шами умер к 1411–1412 годам, хотя, как говорят, он умер и до 1409 года. [ 1 ] [ 6 ] [ 3 ] Он пользовался авторитетом среди современников за свою эрудицию. Шараф ад-Дин Али Язди назвал Шами одним из лучших писателей своего времени в своей «Зафарнаме» . [ 1 ]
Шами «Зафарнама» , самая ранняя из дошедших до нас хроник Тимуридов и старейшая из сохранившихся биографий Тимура. [ 7 ] был продолжен Хафиз-и Абру под названием « Зайл-и Зафарнама» , в котором описывается жизнь Тимура с 1404 по 1405 год. [ 8 ] Шами «Зафарнама» также легла в основу более известной «Зафарнамы» Шарафа ад-Дина Йезди. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон 1997 .
- ^ Вудс 1987 , с. 85-87.
- ^ Jump up to: а б с д Майор 2016 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с д Вудс 1987 , с. 85.
- ^ Мэй, Тимоти; Хоуп, Майкл, ред. (2022). Монгольский мир . Рутледж. стр. 1–1068.
- ^ Jump up to: а б с Вудс 1987 , стр. 85–87.
- ^ Вудс 1987 , стр. 83, 87.
- ^ Subtle & Melville 2002 , стр. 507–509.
- ^ Балабанлилар 2020 , с. 205 (примечание 4).
Источники
[ редактировать ]- Балабанлилар, Лиза (2020). Император Джахангир: власть и королевская власть в Индии Великих Моголов . ИБ Таурис.
- Бинбаш, Илькер Эврим (2016). Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Йезди и Исламская республика литературы . Издательство Кембриджского университета.
- Джексон, П. (1997). «Сахами, Нисам ад-Дин» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Субтельный, Мария Ева; Мелвилл, Чарльз (2002). «Позорное-Э АБРУ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XI/5: Хадис II – Хадж Сайях . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 507–509. ISBN 978-0-933273-69-6 .
- Вудс, Джон Э. (1987). «Возвышение историографии Тимуридов». Журнал ближневосточных исследований . 46 (2): 81–108. дои : 10.1086/373225 . JSTOR 545014 .