Хиконэ экран
Ширма Хиконэ ( 彦根屏風 , Хиконэ бёбу ) — японская расписная складная ширма бёбу неизвестного авторства, изготовленная в эпоху Канъэй ( ок. 1624–1644 ). Экран размером 94 × 274,8 см (37,0 × 108,2 дюйма) складывается в шесть частей и нарисован на бумаге с сусальным золотом. На нем изображены люди в кварталах развлечений Киото, играющие музыку и играющие. Экран происходит из феодального домена Хиконэ , которым управляют владельцы экрана, клан Ии . Он принадлежит городу Хиконэ в префектуре Сига , в коллекции Ии Наотика.
Работа рассматривается как представитель ранней современной японской жанровой живописи ; некоторые считают ее самой ранней работой укиё-э . В 1955 году она была признана национальным достоянием Японии и получила официальное название «Сихон Киндзичаку-сёку Фузоку-дзу» ( «Цветной Киндзи в мягкой обложке»). таможенные иллюстрации ).
Описание
[ редактировать ]размером 94 × 274,8 см (37,0 × 108,2 дюйма) byōbu Экран [1] изображена сцена, в которой развлекаются одиннадцать мужских и женских фигур. Слева слепой мужчина и несколько женщин играют на сямисэне перед четырехпанельным экраном бёбу , на котором нарисован пейзаж. Справа от них группа мужчин и женщин играет в настольную игру сугороку . [2]
Анализ
[ редактировать ]Манера мазков указывает на то, что анонимная картина выполнена в стиле школы Кё Кано . Действия фигур на экране Хиконэ отображают традиционные четыре искусства китайского ученого. Одежда и личные вещи фигурок символизируют четыре времени года, как на традиционных «картинках четырех времен года» ( 四季絵 , сики-э ) . [2]
Атрибуция
[ редактировать ]Произведение анонимно, что было типично для произведений такого жанра; кроме того, если бы художник принадлежал к Кано или аналогичным школам, общий сюжет был бы сочтен ниже достоинства художника и, следовательно, скорее всего, не был бы подписан. Вероятно, экран был заказным, и у художников было принято не подписывать работы, сделанные для высокопоставленных лиц. [1]
Иногда работу приписывали художнику Ивасе Матабэю (1578–1650); [3] До 1898 года не было известно, что Матабей подписывал свои картины именем Кацумоти , поэтому сравнение с его реальными работами было невозможно, и ему приписывались многие анонимные работы, такие как экран Хиконэ. [4] Его прозвище было «Укиё Матабей», которое, как предполагалось, связывало его с полусветом укиё и укиё-э . жанром искусства [5] В таких произведениях, как « Укиё-э Руйко», подразумевается, что Матабей был основателем укиё-э. [3] и ранние западные ученые, в том числе Эрнест Феноллоса, также считали экран произведением Матабэя и ранним произведением укиё-э. [6] Эта атрибуция прекратилась в 1898 году с открытием художественного имени Матабэя и тем фактом, что значение слова укиё имело разные значения до того, как Асаи Рёи использовал его в 1661 году для обозначения полусвета. [5] Картины, которые, как теперь известно, принадлежат Матабэю, выполнены в элегантной аристократической традиции Ямато-э и мало демонстрируют живости и богатых красок, присущих укиё-э. [7] Тем не менее его общая связь с этой работой продолжалась на протяжении нескольких поколений. [8]
Провенанс
[ редактировать ]Как и почти во всех бёбу ширмах раннего Нового времени , не осталось никаких записей ни о том, кто заказал ширму Хиконэ, ни о том, кто ее выполнил. Считается, что заказ, скорее всего, исходил от кого-то из высших слоев общества, от аристократии кугэ , самурайского дома букэ или бизнес-лидера матисю . [9]
Художник укиё-э Ханегава Чинчо ( ок. 1679–1754 ) изобразил человека, прислонившегося к панели ширмы Хиконэ; в подписи говорится, что экран был выставлен в районе Ситая в Эдо примерно в 1745 году. [а] В сделанной записи говорится, что художник Сибата Зешин (1807–1891 гг.) обнаружил ширму в коллекции старой семьи Эдо, а затем сделал ее копию или производную от нее. Предполагается, что это открытие было сделано c. 1833–36 и производная Зешина ок. 1840 год . [9]
Ширма попала в коллекцию клана Ии города Хиконэ — его современного тезки — на территории нынешней префектуры Сига не ранее позднего периода Эдо (1853–1867 гг.). Нет никаких записей о том, что экран находился в резиденции Ии в Эдо. [б] [9] хотя, поскольку он не упоминается в семейных записях Хиконе, предполагается, что он оставался в столице до периода Сёва . [10]
Мастер чая Такахаси Ёсио (1861–1937) записал событие Но в резиденции Ии 30 июня 1912 года, на котором Ии Наотада (1881–1947, пятнадцатый глава семьи) выставил многочисленные предметы искусства, в том числе экран Хиконе; неназванный член семьи рассказал ему, что «знаменитую ширму Хиконэ укиё Матабэя» впервые получил Ии Наосукэ (1815–1860, тринадцатый глава семьи), который интересовался диковинками и предметами искусства. [10]
Прием и наследие
[ редактировать ]Работа считается шедевром японской жанровой живописи, по крайней мере, с середины 17 века. Его широко копировали, иногда с вариациями, а некоторые из копий сами приобрели известность. [1] В 1955 году он был признан национальным достоянием Японии получил официальное название Сихон Киндзичаку-сёку Фузоку- и дзу .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Указана дата Энкё 2 (1 февраля 1745 г. - 22 января 1746 г.). [9]
- ↑ Согласно системе санкин-котай в период Эдо семья Ии должна была иметь место жительства в Эдо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кондо 1961 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Кикучи 1963 , стр. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Кита 1999 , стр. 44–45.
- ^ Мы 1999 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Мы 1999 , с. 50.
- ^ Мы, 1999 , стр. 44–45, 51.
- ^ Мы 1999 , с. 48.
- ^ Мы 1999 , с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с д Такаги 2008 , стр. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Такаги 2008 , стр. 105.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кикучи, Садао (1963 Хойкуша . ) 978-4-586-50021-5 .
- Кондо, Ичитаро (1961). Японская жанровая живопись: живое искусство Японии эпохи Возрождения . перевод Роя Эндрю Миллера. Издательство Таттл . [ ISBN отсутствует ]
- Кита, Сэнди (1999 Последний Тоса: Иваса Кацумоти Матабей, Мост в Укиё-э Гавайского университета. , ISBN 978-0-8248-1826-5 .
- и исследований» в Такаги, Фуми (2008) «Складная ширма Токийском научно-исследовательском институте культурных ценностей (ред.). Хиконэ - история передачи Складная ширма «Национальное достояние Хиконэ» [ Экран Хиконэ: национальное достояние Японии ]. Чуокорон-Синша . стр. 101–120. ISBN 978-4-8055-0557-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сироно, Сэйдзи (2008). «Исследование складного экрана Хиконэ с использованием оптических методов». В институте Токийском культурных ценностей (ред.). научно- исследовательском Складная ширма «Национальное достояние Хиконэ» [ Экран Хиконэ: национальное достояние Японии ]. Чуокорон-Синша . стр. 121–124. ISBN 978-4-8055-0557-1 .
- Хаякава, Ясухиро (2008). «Исследование цветных материалов складной ширмы Хиконэ» в Токийском научно институте культурных ценностей (ред.). - исследовательском Складная ширма «Национальное достояние Хиконэ» [ Экран Хиконэ: национальное достояние Японии ]. Чуокорон-Синша . стр. 125–144. ISBN 978-4-8055-0557-1 .
- » в Эмура, Томоко (2008) «Изображение на складной ширме Хиконэ Токийском институте культурных ценностей (ред.). научно- исследовательском Складная ширма «Национальное достояние Хиконэ» [ Экран Хиконэ: национальное достояние Японии ]. Чуокорон-Синша . стр. 145–160. ISBN 978-4-8055-0557-1 .
- » в складной ширмы Хиконэ Токийском научно-исследовательском институте культурных ценностей (ред.). Такегами, Юкихиро (2008). «Отчет о ремонте Складная ширма «Национальное достояние Хиконэ» [ Экран Хиконэ: национальное достояние Японии ]. Чуокорон-Синша . стр. 161–170. ISBN 978-4-8055-0557-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробности на сайте «Национальные сокровища Японии» (на японском языке).
- Жанровая сцена (Экран Хиконэ) на сайте музея замка Хиконэ