Розабель Уотсон
Розабель Грейс Уотсон (сентябрь 1865 - 5 октября 1959) была английским дирижером, театральным музыкальным руководителем и разносторонним музыкантом. Она была основательницей первого полностью женского оркестра в Великобритании.
Образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Уотсон заинтересовался музыкой, регулярно посещая концерты Августа Манна в Хрустальном дворце в конце 1870-х годов. В 1880 году она начала свое профессиональное обучение в Музыкальной школе Гилдхолла , изучая игру на фортепиано у Линдси Слопер . [ 1 ] она была описана В журнале «Этюд» как «первоклассный разносторонний музыкант и очень способный дирижер. Она лучшая женщина-валторна в Англии и очень хорошо играет на фортепиано и всех струнных инструментах, особенно на контрабасе». . [ 2 ]
После окончания учебы Уотсон с начала 1880-х годов работал солистом и музыкантом камерной музыки. Она преподавала музыку в школах, сочиняла и дирижировала театральной музыкой. Она выступала и организовывала концерты на таких площадках, как Народный дворец , Майл-Энд и Тойнби-холл . Вместе со своей подругой, пианисткой Энн Мукл, она работала над благотворительными музыкальными и драматическими постановками в одном из беднейших районов Лондона, Бетнал-Грин . [ 3 ]
В 1911 году она была назначена директором музыкальной школы Института музыки в пригороде Хэмпстед-Гарден (основанной социальным реформатором Генриеттой Барнетт ), пока она не закрылась с началом войны в 1914 году. Генри Вуд был президентом школы, и в ней читались лекции. там Густав Хольст , Фрэнк Бридж и Ральф Воган Уильямс . Преподавательским составом была виолончелистка Мэй Мукле (сестра Анны и участница Эолийского оркестра). [ 3 ]
Эолийский женский оркестр
[ редактировать ]
В 1886 году Уотсон основала Эолийский женский оркестр, который, как говорят, стал первым женским оркестром в Великобритании. [ 4 ] За годы своей концертной деятельности она уже работала со многими ведущими женщинами-музыкантами того времени, в том числе со скрипачкой Китти Альтхаус, гобоисткой Лейлой Булл, сестрами Чаплин (Нелли, Кейт и Мейбл), Кларой Фэрроу (валторна), Кэтрин Фидлер. (труба), Анна Лэнг (скрипка), Констанс Мосс (тромбон), сестры Мукле (Лилиан, Энн и Мэй), Люси Мамби (фагот), флейтисты Анита Паджи и Эдит Пенвилл, Беатрис Петтит (корнет) и кларнетистка Фрэнсис Томас. [ 1 ]
В оркестре, который процветал в 1890-х годах и все еще время от времени выступал в течение следующих двух десятилетий, работали многие из этих и других студенток и ученых, прошедших обучение в Королевской музыкальной академии , Королевском музыкальном колледже и Музыкальной школе Гилдхолла. [ 2 ] [ 5 ] Оркестр гастролировал по стране, в том числе выступал в Королевском Альберт-холле (1896 г.) и в Дублине , а также играл на многих собраниях избирателей. [ 6 ]
Среди других женских оркестров той эпохи были Английское женское оркестровое общество , женский оркестр «Хэрсфут», оркестр леди Уильяма Леннокса и женский оркестр миссис Хант. [ 1 ]
Театральная музыка
[ редактировать ]Уотсон стал авторитетом в области музыки для театра, главным образом, но не исключительно Шекспира . [ 7 ] Она часто работала в Стратфорде в Королевской шекспировской труппе в качестве музыкального руководителя с 1916 по 1944 год, часто с Дональдом Вулфитом , а также с Уильямом Поэлом и Елизаветинским сценическим обществом . Она выбирала, аранжировала и иногда сочиняла музыку, а также дирижировала, хотя степень ее вклада не всегда ясна. Например, в постановке «Короля Джона» 1925 года в сохранившейся партитуре и частях не указан ни один композитор. [ 8 ] Обычно ее называют музыкальным руководителем и/или аранжировщиком.
С 1933 по 1953 год она также работала в Театре под открытым небом Риджентс-Парк под руководством Роберта Аткинса , который руководил им с 1932 по 1961 год. [ 9 ] [ 10 ] Например, она поставила музыку к фильму «Двенадцатая ночь» (1934). [ 11 ] и постановка 1937 года «Сон в летнюю ночь» (с использованием музыки Мендельсона ) с Лесли Френч в роли Боттом и Фэй Комптон в роли Титании. [ 12 ] Она также дирижировала в других местах, например, на выступлениях Ballet Rambert в Художественном театре Кембриджа в декабре 1943 года. [ 13 ]
Последние годы
[ редактировать ]Уотсон продолжала регулярно работать до самой старости. Одним из последних музыкальных представлений, которые ей приписывают, была постановка «Двенадцатой ночи» в июле 1956 года в Театре под открытым небом. [ 14 ] Уотсон умер в Лондоне 5 октября 1959 года в возрасте 94 лет. [ 7 ] Ее документы, включая оригинальные рукописи, хранятся в Центре Гарри Рэнсома при Техасском университете в Остине среди бумаг актера Криса Кастора и ее мужа Дональда Вулфита. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фрейя Хоффманн. Розабель Уотсон, биография, Институт Софи Дринкер (2015-2022, на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б Флоренс Дж. Фидлер. «Английские женщины в оркестре» , в журнале Etude , октябрь 1901 г.
- ^ Jump up to: а б Паула Джиллетт. Женщины-музыканты в Англии, 1870–1914 (2000), с. 60-62
- ^ Софи Фуллер. «Обзор квартета: действительно ли четыре женщины изменили мир классической музыки?» в «Разговоре» , 11 апреля 2023 г.
- ^ Флоренс Фидлер и Розабель Уотсон. «Музыка как профессия для женщин», в Ежегоднике англичанок № 19 (1899), стр. 132–133, перепечатано в: Розмари Голдинг. Музыка в Британии девятнадцатого века (2022), гл. 33
- ^ Элизабет Кроуфорд. Женское избирательное движение: Справочное руководство 1866-1928 (2003), с. 129
- ^ Jump up to: а б Некролог, The Musical Times , Vol. 100, № 1401 (ноябрь 1959 г.), с. 619
- ↑ Джеймс Мерфи, «Саундтрек к Шекспиру: обнаружение забытых сокровищ RSC» , в The Guardian , 19 сентября 2016 г.
- ^ Ричард Сэндленд. Розабель Уотсон, пионер-суфражистка , RSC
- ^ Наше наследие: Роберт Аткинс , Театр под открытым небом
- ↑ Передача BBC, 8 июля 1934 г. «Музыка подобрана и аранжирована Германом Финком . Музыка исполняется под руководством Розабель Уотсон»
- ^ Постановки театра под открытым небом: Сон в летнюю ночь (1937)
- ^ Архив выступлений балета Рамбер
- ↑ «Таймс» , 24 июля 1956 г., стр. 11
- ^ Крис Кастор. Опись ее документов в Центре выкупа Гарри
- 1865 рождений
- 1959 смертей
- Женщины-валторнистки
- Члены Королевской музыкальной академии
- Музыканты из Лондона
- Британские музыканты XIX века
- Британские музыканты 20-го века
- Классические музыканты 20-го века
- Английские женщины-музыканты XX века
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)
- Британские дирижеры XIX века (музыка)
- Британские женщины-дирижеры (музыка)
- Женские оркестры