Карл Терзаги
Карл Терзаги | |
---|---|
![]() Карл Терцаги (1926) | |
Рожденный | 2 октября 1883 г. |
Умер | 25 октября 1963 г. | ( 80 лет
Супруги |
|
Дети | ребенок (р. 1912, усыновлен в Мексике), Вера Терзаги, Эрик Терзаги, Маргарет Терзаги-Хау |
Родители) | Антон Терцаги и Амалия Эберле |
Награды | Медаль Фрэнка П. Брауна (1946) , Почетный доктор Национального автономного университета Мексики (1951). |
Научная карьера | |
Поля | Геология , Геотехнический инжиниринг |
Известные студенты | Артур Касагранде , Ральф Бразелтон Пек , Цинна Ломниц |
Карл фон Терцаги (2 октября 1883 — 25 октября 1963) — австрийский инженер-механик , инженер-геотехник и геолог , известный как «отец механики грунтов и геотехнической инженерии ». [1]
Ранняя жизнь [ править ]
В 1883 году он родился первым ребенком в семье подполковника армии Антона фон Терцаги, итальянца по происхождению, и Амалии Эберле в Праге , на территории нынешней Чешской Республики . После ухода отца из армии семья переехала в Грац , Австрия .
В 10 лет Терзаги отправили в военную школу-интернат, где у него появился интерес к астрономии и географии . В четырнадцать лет Терзаги поступил в другое военное училище, в Границе , Короне Богемии . Он был отличником, особенно по геометрии и математике, и окончил его с отличием в 17 лет. [2]
В 1900 году Терцаги поступил в Технический университет в Граце для изучения машиностроения , где у него также появился интерес к теоретической механике . В какой-то момент его чуть не исключили, но в 1904 году он закончил учебу с отличием. [3] Затем Терзаги отбыл обязательную годичную военную службу. Выполняя свои военные обязанности, Терзаги перевел популярный английский на немецкий полевой учебник по геологии и значительно расширил его. Он вернулся в университет на один год и совместил изучение геологии с курсами по таким предметам, как строительство автомобильных дорог и железных дорог. Вскоре после этого он опубликовал свою первую научную работу по геологии террас южной Штирии . [3]
профессиональные Ранние годы
Его первая работа была младшим инженером-конструктором в фирме Адольфа фон Питтеля в Вене . Фирма все активнее участвовала в относительно новой области производства гидроэлектроэнергии, а Карл стал заниматься геологическими проблемами, с которыми столкнулась фирма. Его обязанности быстро увеличивались, и к 1908 году он руководил стройкой, рабочими, а также проектированием и строительством железобетонных конструкций. Он приступил к реализации проекта строительства плотины гидроэлектростанции в Хорватии . За шесть месяцев в России он разработал несколько новых графических методов проектирования промышленных танков, которые защитил в качестве докторской диссертации в университете.
В 1912 году он отправился в Соединенные Штаты и совершил инженерную поездку по основным объектам строительства плотин на Западе. Он воспользовался возможностью собрать отчеты и узнать из первых рук о проблемах множества различных проектов и вернулся в Австрию в декабре 1913 года. Когда разразилась Первая мировая война , его призвали в армию в качестве офицера, руководящего инженерным подразделением из 250 человек. батальон . В конце концов он возглавил 1000 человек, участвовал в боях в Сербии и стал свидетелем падения Белграда . [4] После непродолжительного управления аэродромом он стал профессором Королевского османского инженерного колледжа в Стамбуле (ныне Стамбульский технический университет ).
Там он начал тщательное изучение свойств почв в инженерном контексте. И его измерения, и его анализ силы, действующей на подпорные стены, были впервые опубликованы на английском языке в 1919 году и быстро были признаны важным новым вкладом в научное понимание фундаментального поведения почв. [5]
После войны он был вынужден оставить свой пост в университете, но сумел найти новую должность в Роберт-колледже в Стамбуле , где он переключил язык преподавания с французского на английский. Он начал изучать экспериментальные и количественные аспекты проницаемости почв для воды и разработал теории, объясняющие наблюдения. В ходе работы он изобрел новое оборудование. В 1924 году он опубликовал Erdbaumechanik auf Bodenphysicalischer Grundlage ( «Механика земляного строительства на основе физики почвы »), которая оказала глубокое влияние на эту область. [6] В результате ему поступило предложение о работе от Массачусетского технологического института (MIT), которое он принял.
Спустя годы [ править ]
Одной из его первых задач в Соединенных Штатах было довести свою работу до сведения инженеров. Он приступил к этому, написав серию статей для журнала Engineering News Record , которые были опубликованы зимой 1925 года, а затем в виде небольшой книги в 1926 году. Он нашел условия в Массачусетском технологическом институте отвратительными, и ему пришлось столкнуться с препятствиями со стороны администрации. Преодолев препятствия, он вновь создал новую лабораторию, предназначенную для проведения измерений почвы с помощью приборов собственной разработки. Он вступил в новую фазу плодотворной публикации и быстро растущего и прибыльного участия в качестве инженерного консультанта во многих крупномасштабных проектах.
В 1927 году Аурелия Шобер Плат , которая станет матерью поэтессы Сильвии Плат , работала секретарём у Терцаги. Она была австрийкой по происхождению и работала на него, переводя на немецкий рукописный манускрипт, посвященный новым принципам механики грунтов. После работы они вместе ужинали, и беседа Терцаги привела ее к греческой драме, русской литературе , произведениям Германа Гессе , стихам Райнера Марии Рильке , а также произведениям великих мировых философов. Она утверждает, что этот опыт повлиял на нее на всю оставшуюся жизнь и что она «осознала, насколько узок был мой мир и что самообразование может и должно быть захватывающим приключением на всю жизнь. Это было началом моей мечты об идеальном образовании дети, которых я надеялся когда-нибудь иметь». [7]
С 1926 по 1932 год Артур Касагранде , еще один пионер механики грунтов и геотехнической инженерии, работал частным ассистентом Терзаги в Массачусетском технологическом институте.
Терзаги был очень востребован в качестве собеседника за ужином и был замечательным собеседником. Его поразительная внешность и очевидная сила очень привлекали женщин. В 1928 году он встретил молодую Гарварда аспирантку по геологии Рут Доггет и глубоко влюбился.
В том же году Терзаги окончательно надоел Массачусетский технологический институт и его президент, и он решил вернуться в Европу. он занял кафедру Венской технической школы. Зимой 1929 года Он женился на Рут, которая также стала его редактором и соавтором. Короткая консультационная поездка в Советский Союз перед вступлением на свой пост привела его в ужас, и он приехал выступить против коммунистической системы там, как режима, примером которого является его жестокость и хаос. [8] Используя Австрию в качестве своей базы, он беспрерывно путешествовал по Европе, консультируя, читая лекции и налаживая новые профессиональные контакты и сотрудничество. поэтому он продолжил свои экспериментальные исследования и особенно заинтересовался проблемами устройства фундаментов Его преподавательская нагрузка теперь была относительно легкой , и цементации . Он начал писать рукопись значительно обновленной и расширенной версии Erdbaumechanik , которая теперь рассчитана на два тома. Однако политические волнения в Австрии стали мешать его работе, и в 1935 году он решил взять отпуск из Вены с 1935 по 1936 год.
Свой творческий отпуск он начал с короткой поездки, чтобы проконсультироваться с Тодтом и архитекторами предложенных грандиозных планов строительства огромных зданий на месте проведения нацистского митинга в честь Дня партии в Нюрнберге. Это привело к конфликту по поводу того, как лучше всего заложить прочный фундамент, что привело к дискуссии с самим Гитлером, который проявлял большой интерес ко всем деталям архитектуры. [9] Затем Терзаги вернулся в Америку, где прочитал пленарную лекцию на Международной конференции по механике грунтов в Гарвардском университете (мероприятие привело к созданию Международного общества механики грунтов и геотехнической инженерии ; Терзаги был его первым президентом). [10] Он совершил поездку с лекциями по многим другим университетам, но обнаружил, что перспективы трудоустройства туманны. Он вернулся в Вену в сентябре 1936 года, вскоре после рождения своего первого сына Эрика.
В Вене он вернулся к неприятной профессиональной и политической полемике (включая ожесточенный спор с Полом Филлунгером ), которую преодолел лишь с некоторым трудом. [11] [12] Он памятно заявил: «Отечество называло меня нацистом, нацисты - большевиком, а большевики - консервативным идеалистом. Конечно, только один из троих мог быть прав, и это большевики». [13] Он часто сбегал из Вены, совершая длительные консультационные поездки на крупные строительные проекты в Англии , Италии , Франции , Алжире и Латвии , что значительно пополнило его инженерный опыт.
В 1938 году он эмигрировал в США и занял должность в Гарвардском университете. К концу войны он консультировал, по вопросам системы метро Чикаго, строительства кораблей Ньюпорт-Ньюс и подъема Нормандии среди прочего, . Он стал американским гражданином в марте 1943 года. [14] В 1946 году он был награжден медалью Фрэнка П. Брауна. Он работал неполный рабочий день в Гарвардском университете до выхода на пенсию в 1953 году, когда ему исполнилось 70 лет.
В 1950 году он опубликовал работу по геологическим аспектам прокладки туннелей в мягком грунте , включая систему классификации для оценки различных типов грунтов. [15] [16] [17]
В июле 1954 года он стал председателем Консультативного совета по строительству Асуанской плотины . Он ушел с этого поста в 1959 году после конфликта с советскими инженерами, ответственными за проект, но продолжал консультировать по различным гидроэнергетическим проектам, особенно в Британской Колумбии . Он умер в 1963 году, и его прах был захоронен в Саут-Уотерфорде , штат Мэн , недалеко от «Медвежьего уголка», семейного убежища.
Наследие [ править ]
Американское общество инженеров-строителей учредило в 1960 году Премию Карла Терзаги «автору за выдающийся вклад в знания в области механики грунтов, подземного и земляного строительства, а также подземного и земляного строительства». [18] Библиотека Терзаги и Пека, которой управляет Норвежский геотехнический институт в Осло , Норвегия , хранит обширную коллекцию его работ.
В 1963 году Отдел механики грунтов и фундаментов Американского общества инженеров-строителей вместе с друзьями Терзаги учредил лекцию Карла Терзаги. Первую лекцию прочитал Ральф Б. Пек , ученик Терзаги. [19] в 1963 году. В 2016 году Гео-институт Американского общества инженеров-строителей начал отмечать День Терзаги, который проводится каждый год в день рождения Терзаги. [20]
В 1983 году Почтовая служба Австрии выпустила памятную марку в честь столетия со дня рождения Терзаги. [21] Плотина Миссия в Британской Колумбии , Канада, была переименована в его честь в плотину Терзаги в 1965 году. [22] [23] [24] [25]
По описанию профессора Гудмана, Карл Терцаги был замечательным человеком и страстным инженером. Как он сам выразился: «Все скромные достижения, которыми я располагаю, можно описать простой формулой… Руководствуясь здравым смыслом и случайными наблюдениями, я распознавал слабые места в традиционных процедурах и старался сделать их менее слабыми. Иногда я терпел неудачу, но обычно мне это удавалось». [26]
См. также [ править ]
- Консолидация (почва)
- Эффективный стресс
- Инженерная геология
- Геотехническая инженерия
- Подпорная стенка
- Классификации горных массивов
- Механика грунтов
- Проседание
- Принцип Терзаги
Книги [ править ]
![]() |
- Терзаги, К., Теоретическая механика грунтов, John Wiley and Sons, Нью-Йорк (1943). ISBN 0-471-85305-4 .
- Терзаги К., Пек Р.Б. и Месри Г. Механика грунтов в инженерной практике, 3-е изд. Уайли-Интерсайенс (1996) ISBN 0-471-08658-4 .
- Терзаги, К., «Испытания больших подпорных стенок», журнал Engineering News Record, 1 февраля, 8 марта, 19 апреля (1934 г.).
- Терзаги, К., От теории к практике в механике грунтов;: Отрывки из сочинений Карла Терзаги, с библиографией и статьями о его жизни и достижениях John Wiley and Sons (1967).
- Терзаги К., Проктор Р.В. и Уайт Т.Л. «Прокладывание туннелей в горных породах со стальными опорами», Commercial Shearing and Stamping Co. (1946).
- Терзаги, К., Американское общество инженеров-строителей, «Карл Терзаги: инженер как художник», Американское общество инженеров-строителей (1999), http://ascelibrary.org/doi/book/10.1061/9780784403648 .
- Терзаги, К., Американское общество инженеров-строителей, «Лекции Терзаги, 1974–1982», Американское общество инженеров-строителей (1986). ISBN 0-87262-532-X .
Ссылки [ править ]
- ^ Б. М. Дас, Принципы геотехнической инженерии , Cengage Learning, 2010, стр. 7. ISBN 978-0-495-41132-1
- ^ RE Гудман, Карл Терзаги , Американское общество инженеров-строителей, 1999, стр. 13. ISBN 0-7844-0364-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гудман, стр. 16
- ^ Гудман, стр. 57.
- ^ Гудман, стр. 67.
- ^ Гудман, стр. 94-95.
- ^ Плат, А.С., Дом писем Сильвии Плат - Переписка 1950-1963 , Харпер и Роу, 1975, ISBN 0-06-013372-4
- ^ Гудман, стр. 119.
- ^ Гудман, стр. 150.
- ^ «История ИССМГЭ» . ИССМГЭ . Проверено 22 июля 2013 г.
- ^ Рейнт Де Бур Инженер и скандал - часть научной истории Springer Verlag (2005) ISBN 978-3-540-23111-0
- ^ Гудман, глава 12
- ^ Гудман, стр. 168.
- ^ Гудман, стр. 207.
- ^ «Механизированная прокладка туннелей в мягком грунте» , Геотехнические аспекты подземного строительства в мягком грунте , CRC Press, стр. 537–597, 04 августа 2014 г., ISBN 978-0-429-22691-5 , получено 13 апреля 2024 г.
- ^ Британское туннельное общество; Институт инженеров-строителей, ред. (2005). Проходческие машины с закрытым забоем и устойчивость грунта: рекомендации по передовой практике (1-е изд.). Лондон: Телфорд. ISBN 978-0-7277-3386-3 .
- ^ Терзаги, К. (1950). «Геологические аспекты прокладки туннелей в мягких грунтах». В Таске, Э.; Паркер, Д. (ред.). Применяемая седиментация . Нью-Йорк: Джон Уайли .
- ^ asce.org
- ^ «Празднование 60-летия лекции Терзаги | Гео-институт» . www.geoinstitute.org . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ АТА (27 сентября 2023 г.). «День Терзаги возвращается со специальным гостем Джоном Берландом - 2 октября» . Журнал «Геосинтетика» . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ «Наследие Терзаги | Геоинститут» . www.geoinstitute.org . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Криппен Бергер, К. (2017). «Геотехническое проектирование и строительство плотины Терзаги» (PDF) . Канадские геотехнические достижения . Получено 6 апреля 2024 г. - через Канадское геотехническое общество.
- ^ Терзаги, К.; Лакруа, Ю. (1964). «Миссия по плотине Земли и камненабросной плотине на сильно сжимаемом фундаменте» . Геотехника . 14 (1): 14–50. дои : 10.1680/geot.1964.14.1.14 . ISSN 0016-8505 . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Тейлор, Х. (1969). «Эффективность плотины Терзаги, 1960–1969 годы» (PDF) . Материалы 7-й Международной конференции по механике грунтов и устройству фундаментов . Мехико . Проверено 6 апреля 2024 г. - через Международное общество механики грунтов и геотехнической инженерии .
- ^ «Материалы 7-й Международной конференции по механике грунтов и устройству фундаментов, состоявшейся в Мехико, 1969 г. | WorldCat.org» . search.worldcat.org . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Наследие Карла Терзаги в области геотехнической инженерии , доступно на Geoengineer.org.
Внешние ссылки [ править ]
- Австрийские инженеры-строители
- Австрийские изобретатели XX века
- Инженеры-геотехники
- Выпускники Технологического университета Граца
- Факультет Массачусетского технологического института
- Преподаватели Гарвардского университета
- Австрийские эмигранты в Турции
- Иностранные ученые в Турции
- Академический состав Стамбульского технического университета
- Эдлерс из Австрии
- Американские эмигранты в Турции
- Эмигранты из Австро-Венгрии в США
- Ученые из Праги
- 1883 рождения
- 1963 смерти