Шатойский народ
Шуо | |
---|---|
![]() Историческая область Шатой | |
Общая численность населения | |
15,000 (1859) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Шатойский район | |
Языки | |
Шатойский диалект чеченского языка. | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
Летучие мыши люди |
Шатой , [ а ] исторически назывался Шубут , Шибут , [ б ] или Тшань , народ [ 1 ] [ 2 ] — чеченское общество, которое иногда называют Тукхумом . [ 3 ]
Кланы
[ редактировать ]К шотаям относятся такие роды ( тейпы ), как: [ 3 ] [ 2 ]
- Khakkoy
- Нихалой
- Pkhamtoy
- Гаттой
- Они работают
- Халгий
- Сэттой
- Sanoy
- Тумсой
- Borzkhoy
- Varandoy
- Келой
Роды Саарбалой и Лашкарой также считают себя шотойскими. [ 2 ]
Поселения
[ редактировать ]The Shatoy region primarily comprises the following settlements: Aslanbek-Sheripovo, Greater Varanda, Lesser Varanda, Syuzhi, Borzoi, Ryadukhoy, Tumsoy, Vashindaroy, Vysokogornoye, Gorgachi, Ulus-Kert, Yaryshmardy, Dachu-Borzoi, Zony, Dai, Nikhaloy, Pamyatoi, Gush-Kert, Bekum-Kale, Vardy, Satti, Urdyukhoy, Yukerch-Keloy, Khal-Kiloy, Sanoy, Kharsenoy, Maly Kharsenoy, Shatoy, Hakkoy, among others.
Кроме того, несколько поселений, основанных шатойцами за пределами своего региона, включают Чири-Юрт, Дуба-Юрт, Сельментаузен, Старые Атаги, Алхазурово, Гойты, Чишки, Гой-Чу, Гойское и другие.
Религия
[ редактировать ]Исторически, согласно грузинским отчетам российским властям, шибуты описывались как христианский народ. Кроме того, два тушетина по имени Астоп Арабулин и Абул Асторул, которые путешествовали в Астрахань в 1661 году, заявили, что шибуты придерживались той же веры, что и тушетцы, то есть христианства , хотя значительное их число также исповедовало ислам . [ 4 ] [ 5 ] Однако когда Михаил Молчанов отправился в шибутскую землю в 1659 году, чтобы заставить шатоев принести присягу на Библии, он потерпел неудачу, заявив: «...потому что у них нет православных христиан; они называют себя православными христианами, потому что едят свинину. И их без всякой причины ложно выдал за христиан грузин Иван Мамукин». [ 5 ] Кроме того, несколько шатойских старейшин, в том числе Лаварсан Языев и Затын Лаварсанов в 1627 г. [ 6 ] и Алги, Анак и Илдей в 1647 году, [ 7 ] присягнул на Коране при присяге на верность России. Эти противоречивые сведения о религии шатоев отражают нестабильность исламских верований среди вайнахов в 17 веке. [ 5 ]
Сегодня шатойцы преимущественно мусульмане.
История
[ редактировать ]Легенды происхождения
[ редактировать ]По чеченским преданиям, предки вайнахов произошли от могучего богатыря по имени Нахче, у которого было двенадцать сыновей. Каждый сын поселился в вайнахских горах, назвав свои земли в честь себя. Среди этих двенадцати сыновей были Шубути и Шато, которые основали свои поселения в Шатойском районе и назвали себя в честь. [ 8 ]
Шатойская Федерация
[ редактировать ]
Федерация Шатой , также известная как Шибут Джамаат , [ 9 ] [ 5 ] представляла собой федерацию, включавшую различные села и общины Шатойского района. Управляемый избранными старейшинами и выдающимися лидерами, он существует со времен средневековья.
Первое упоминание
[ редактировать ]Самое раннее зарегистрированное упоминание о Шатое было сделано российским посольством, путешествовавшим в Грузию между 1587 и 1588 годами. Проходя через территории Чечни, посольство называло «Горную страну Шибут» . [ 10 ]
В российских документах также отмечены отдельные роды внутри Шатоя, такие как роды Варандой или Тумсой. В 1657 году эти роды направили письмо русскому царю, изъявив желание принести присягу (см. ниже). [ 5 ]
17 век — 1840 г.
[ редактировать ]В 1619 году в русских источниках шатойский народ упоминается как «шанский народ» . [ 4 ] В 1627 году сообщалось, что два шатойских старосты из села, насчитывавшего примерно 20 дворов, Лаварсан Языев и Затын Лаварсанов, присягнули на верность русскому царю Михаилу I. Два года спустя, в 1629 году, казаки из города Кошлакова сообщили о набеге 30 бойцы из племени Шибут. [ 6 ] [ 11 ]
В 1642 году упоминается человек по имени Алхан Дикеев Шубут , который, возможно, был сыном Деки, одного из руководителей штурма Кошлакова . Выступая в качестве гонца, Алхан в сентябре 1642 года доставил письмо грузинского царя Кахети Теймураза I русским властям на реке Терек. [ 12 ]
В 1647 году четыре шатойских аула присягнули Москве, поклявшись на Коране прекратить нападения на русских людей по реке Терек . Они также предоставили Аманат [ с ] по имени Касу. [ 7 ]
В русских документах 1653 года упоминается влиятельный шатойский человек по имени Айдемир , который потребовал замены своего сына Бисяша, удерживавшегося аманатом в крепости Терки в течение двух лет. [ 7 ]
В 1658 году три посланника от « Шибут Джамаат » прибыли в Москву с письмом, написанным на тюркском языке и арабской вязью, в котором говорилось: [ 5 ]
Великому государю, Царскому величеству, мы, Шубут Джамаат, стали вассалами: Адиваранты (род Варандой), Чатый, Тонся (род Тумсой) области, послали к тебе, великому государю, трех наших послов, и мы стали вассалами великого государя. Имена этих посланников были Алихан, Суслу и Алган, и они дали Аманат на Тереке. И мы просим великого государя оказать нам благосклонность.
И мы послали наших послов с царем Теймуразом, и царь Теймураз тоже стал подданным великого государя, и мы тоже вассалы великого государя. И многих других горцев мы приведем под высокую руку великого государя. И мы просим великого государя даровать нам провизию. И мы склоняем головы, мы, Шубутские районы, просим великого государя издать указ.
Согласно документу 1661 года, соседние тушетцы правили Шатоем и взимали с них дань. В документе также указывается религия шатоев (См. Религия шатоев ). [ 4 ]
А они (тушетцы) властвуют над шибутской землей, и вера у них та же (христианство), но некоторые шибуты тоже живут по мусульманским обычаям. А тушетцы берут с шибутов дань, примерно по 10 овец на одно село.
Однако, как уже говорилось выше, сообщения о шатойской религии оказались ложными.
Казы Хан служил кади (шариатским судьей) народа Шатой в 18 веке. Он также выступал в качестве переговорщика между турловским старшим князем Алибеком Хасбулатовым и империей Сефевидов с 1742 по 1743 год. Сообщается, что в 1762 году он присягнул на верность Российской империи . [ 13 ] [ 14 ]
В составе Имамата (1840—1858)
[ редактировать ] собрались делегации со всей Чечни В марте 1840 года в Урус-Мартане для присяги имаму Шамилю , в том числе и делегация Шатойского общества. Впоследствии шатойцы были включены в состав Малочеченского наибдома . [ 15 ]
После этой волны обещаний к Шамилю присоединились дополнительные делегации с Северо-Восточного Кавказа, что привело к широкомасштабному восстанию по всему региону. [ 16 ]
Осенью 1843 года Малая Чечня была разделена на несколько округов, в том числе на Шатойский наибдом , в состав которого входило 12 населенных пунктов. [ 17 ] [ 18 ]
В декабре 1851 года Шамиль назначил Батуко Шатойского наибом Шатойской губернии. [ 19 ] Согласно карте 1856 года, Шатойский наибдом мог собрать в общей сложности 500 войск, в том числе 300 пехотинцев и 200 кавалеристов. [ 17 ] [ 20 ] В случае полной мобилизации это число могло увеличиться до 1000 пехотинцев и кавалеристов. [ 21 ]
Однако после нескольких десятилетий непрерывной войны с Российской империей чеченцы деморализовались и потеряли желание бороться за Имамат . Следовательно, в 1858 году, когда генерал Евдокимов занял чеченские равнины и начал поход в Аргунское ущелье, русские войска, не встретив большого сопротивления, быстро завоевали ущелье и шатойский народ. [ 21 ]
По статистическим данным о тейпах и обществах 1859 года , население Шатоя в тот год насчитывало около 15 000 человек, и было отмечено, что они были завоеваны в 1858 году. [ 22 ]
Хронология
[ редактировать ]Хронология истории племени шатой и их региона:
- Средневековье: создается федерация шатойского народа
- 1587–1588: Первое письменное упоминание о Шатое. В российском посольстве, направляющемся в Грузию, они упоминаются как «Горная земля Шибут».
- 1619: В русских источниках упоминается «народ Тшань» , относимый к Шатою.
- 1627: Два шатойских старца присягают на верность России.
- 1628: Шатойские бойцы совершают набег на казачий городок Кошлаков .
- 1629 г.: Доклад Теркинской администрации русскому царю о враждебном поведении Шатоя.
- 1642: Шатойский гонец Алхан Дикеев передает послание грузинского царя русским властям на Тереке.
- 1647: Четыре шатойских деревни присягают на верность России.
- 1651: Айдемир, важный лидер Шатоя, присягает на верность России.
- 1657: Тумсой, Варандой и другие кланы присягают на верность России.
- XVIII век: Казы-хан , кади/судья Шатоя, упоминается как правитель Шатоя.
- 1840: Шатойцы присягают на верность Имаму Шамилю .
- 1843 г.: Шатойское наибдом . Основано
- 1851–1858: Батуко Шатойский управляет Шатойским наибдом.
- 1858 год: Шатойское наибство завоевано Российской империей .
Известные люди
[ редактировать ]- Лаварсан Языев и Затын Лаварсанов: Отец и сын; Старейшины села с 20 дворами принесли присягу Российскому царству в 1627 году.
- Араслан и Деки: возглавили штурм Кошлакова ; возможно, были влиятельными лидерами.
- Алхан Дикеев: Возможно, сын первого; Посланник грузинского царя Кахетии Теймураза I.
- Алги, Анак и Ильдей: Губернаторы сел Баранцев, Тумцуев, Шандоров и Уйшев. Присягнул на верность России в 1647 году.
- Айдемир: «ведущий» деятель Шатоя, присягнувший на верность России в 17 веке.
- Алихан: Почетный представитель Шатойской федерации. Присягнул на верность России в 1657 году.
- Казы-хан : кади (судья) Шатоя; По некоторым документам, правитель Шатойской федерации. Он также был переговорщиком Турловых и присягнул на верность России в 1762 году.
- Батуко Шатойский : наиб и верный сторонник имама Шамиля , правителя Шатойского наибдома.
- Увайс Мажидович Ахтаев : Баскетболист сборной . СССР по баскетболу
- Деги Багаев : Заслуженный тренер СССР по борьбе .
См. также
[ редактировать ]- Тукхум — чеченские общества; Один из них – Шатой
- Кошлаков Рейд — Набег на казачий город шатоевских бойцов.
- Казы Хан XVIII века. - Шатой Кади
- Шатой Наибдом — Район Кавказского Имамата
- Батуко Шатойский — один из правителей Шатойского наибдома.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Волкова 1973 , p. 146–147.
- ^ Jump up to: а б с Сулейманов 1976 , p. 163.
- ^ Jump up to: а б Шуотой
- ^ Jump up to: а б с Волкова 1973 , p. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и ж К ВОПРОСУ ОБ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЙНАХОВ
- ^ Jump up to: а б Ахмедов 2020 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Ахмадов 2020а , с. 50.
- ^ Ольшевский 2003 , p. 62.
- ^ Ахмадов 2020 , с. 52.
- ^ Натаев 2018 , p. 3.
- ↑ Донесение терских губернаторов князя И. А. Дашкова и Б. Г. Приклонского к Посольскому приказу о нападении шибутцев на гребенские казачьи города и присяге, данной шибутцами Лаварсаном Языевым и Затышкой Лаварсановым за 20 дворов в 1627 году
- ^ Ахмадов 2020 , с. 47.
- ^ Ахмадов 2020б , стр. 59.
- ^ Исламизация Чечни в XVI-XVIII веках как фактор этнической консолидации нахско-чеченцев §Мусульманское духовенство в общественной жизни Чечни XVIII века
- ^ Хожаев 1998 , p. 71–72.
- ^ Хожаев 1998 , p. 72.
- ^ Jump up to: а б Сайдумов 2020 , p. 212.
- ^ Хожаев 1998 , p. 116.
- ^ Сайдумов 2020 , p. 214.
- ^ Мусаев 2013 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Головлев 2022 , с. 62.
- ^ Статистика 1859 года о тейпах и обществах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шуотой
- Донесение терских губернаторов князя И. А. Дашкова и Б. Г. Приклонского к Посольскому приказу о нападении шибутцев на гребенские казачьи города и присяге, данной шибутцами Лаварсаном Языевым и Затышкой Лаварсановым за 20 дворов в 1627 году
- К ВОПРОСУ ОБ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЙНАХОВ
- Исламизация Чечни в XVI-XVIII веках как фактор этнической консолидации нахско-чеченцев §мусульманское духовенство в общественной жизни Чечни XVIII века
- Статистика тейпов и обществ за 1859 г.
Источники
[ редактировать ]- Ахмадов, Я.З. (2020). ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЧНИ (XVI - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВВ.) [ HISTORICAL FIGURES OF CHECHNYA (XVI - FIRST HALF OF THE XVII CENTURIES) ] (in Russian). Grozny: Грозненский рабочий.
- Ахмадов, Я.З. (2020a). ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЧНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В. [ HISTORICAL FIGURES OF CHECHNYA IN THE SECOND HALF OF THE XVII CENTURY ] (in Russian). Grozny: Грозненский рабочий.
- Ахмадов, Я.З. (2020b). ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ИЗ ИСТОРИИ ЧЕЧНИ В XVIII В. [ HISTORICAL FIGURES AND INDIVIDUAL PERSONALIES FROM THE HISTORY OF CHECHNYA IN THE 18TH CENTURY ] (in Russian). Grozny: Грозненский рабочий.
- Волкова, Н.Г. (1973). Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа [ Ethnonyms and tribal names of the North Caucasus ] (in Russian). Наука.
- Сулейманов, А.С. (1976). Шайхиев (ed.). Топонимия Чечено-Ингушетии [ Typonomy of Checheno-Ingushetia ] (in Russian). Vol. 1, "Mountainous Chechnya" (А.Х. ed.). Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во.
- Ольшевский, М.Я. (2003). Кавказ с 1841 по 1866 год (in Russian). Звезда. ISBN 978-5-94214-053-3 .
- Натаев, С.А. (2018). К ВОПРОСУ О ТАЙПОВОМ СОСТАВЕ ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ШУЬТА/ШУОТОЙ [ ON THE QUESTION OF THE TYPE COMPOSITION OF THE ETHNOTERRITORIAL ASSOCIATION SHUTA/SHUTOY ] (in Russian).
- Хожаев, Д. А. (1998). Мазаева, Тамара (ed.). Чеченцы в Русско-Кавказской войне [ Chechens in the Russian-Caucasian War ] (in Russian). Грозный-Санкт-Петербург: Седа. pp. 1–250. ISBN 5-85973-012-8 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 г.
- Сайдумов, Д.Х. (2020). БАТУКО ШАТОЕВСКИЙ [ Batuko of Shatoy ]. Грозненский: Грозненский рабочий.
- Мусаев, М.А. (2013). "КАРТА СТРАНЫ ШАМИЛЯ НА 27 МУХАРРАМА 1273 Г." ХАДЖЖИ ЙУСУФА САФАР-ЗАДЕ: РАСШИФРОВКА И ОПИСАНИЕ [ "MAP OF THE COUNTRY OF SHAMIL ON THE 27TH OF MUHARRAM 1273." HAJJI YUSUFA SAFAR-ZADE: DECODING AND DESCRIPTION ].
- Головлев, А.А. (2022). ГЕНЕРАЛ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЕВДОКИМОВ И ЧЕЧНЯ. ЧАСТЬ 4. ДВИЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК В ШАТОЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО (ЛЕТНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1858 Г.) [ GENERAL NIKOLAI IVANOVICH EVDOKIMOV AND CHECHNYA. PART 4. MOVEMENT OF RUSSIAN TROOPS TO THE SHATOEV SOCIETY (SUMMER EXPEDITION 1858) ].