Jump to content

Шатойский народ

Shatoy
Шуо
Историческая область Шатой
Общая численность населения
15,000 (1859)
Регионы со значительной численностью населения
Шатойский район
Языки
Шатойский диалект чеченского языка.
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Летучие мыши люди

Шатой , [ а ] исторически назывался Шубут , Шибут , [ б ] или Тшань , народ [ 1 ] [ 2 ] — чеченское общество, которое иногда называют Тукхумом . [ 3 ]

К шотаям относятся такие роды ( тейпы ), как: [ 3 ] [ 2 ]

  • Khakkoy
  • Нихалой
  • Pkhamtoy
  • Гаттой
  • Они работают
  • Халгий
  • Сэттой
  • Sanoy
  • Тумсой
  • Borzkhoy
  • Varandoy
  • Келой

Роды Саарбалой и Лашкарой также считают себя шотойскими. [ 2 ]

Поселения

[ редактировать ]

The Shatoy region primarily comprises the following settlements: Aslanbek-Sheripovo, Greater Varanda, Lesser Varanda, Syuzhi, Borzoi, Ryadukhoy, Tumsoy, Vashindaroy, Vysokogornoye, Gorgachi, Ulus-Kert, Yaryshmardy, Dachu-Borzoi, Zony, Dai, Nikhaloy, Pamyatoi, Gush-Kert, Bekum-Kale, Vardy, Satti, Urdyukhoy, Yukerch-Keloy, Khal-Kiloy, Sanoy, Kharsenoy, Maly Kharsenoy, Shatoy, Hakkoy, among others.

Кроме того, несколько поселений, основанных шатойцами за пределами своего региона, включают Чири-Юрт, Дуба-Юрт, Сельментаузен, Старые Атаги, Алхазурово, Гойты, Чишки, Гой-Чу, Гойское и другие.

Исторически, согласно грузинским отчетам российским властям, шибуты описывались как христианский народ. Кроме того, два тушетина по имени Астоп Арабулин и Абул Асторул, которые путешествовали в Астрахань в 1661 году, заявили, что шибуты придерживались той же веры, что и тушетцы, то есть христианства , хотя значительное их число также исповедовало ислам . [ 4 ] [ 5 ] Однако когда Михаил Молчанов отправился в шибутскую землю в 1659 году, чтобы заставить шатоев принести присягу на Библии, он потерпел неудачу, заявив: «...потому что у них нет православных христиан; они называют себя православными христианами, потому что едят свинину. И их без всякой причины ложно выдал за христиан грузин Иван Мамукин». [ 5 ] Кроме того, несколько шатойских старейшин, в том числе Лаварсан Языев и Затын Лаварсанов в 1627 г. [ 6 ] и Алги, Анак и Илдей в 1647 году, [ 7 ] присягнул на Коране при присяге на верность России. Эти противоречивые сведения о религии шатоев отражают нестабильность исламских верований среди вайнахов в 17 веке. [ 5 ]

Сегодня шатойцы преимущественно мусульмане.

Легенды происхождения

[ редактировать ]

По чеченским преданиям, предки вайнахов произошли от могучего богатыря по имени Нахче, у которого было двенадцать сыновей. Каждый сын поселился в вайнахских горах, назвав свои земли в честь себя. Среди этих двенадцати сыновей были Шубути и Шато, которые основали свои поселения в Шатойском районе и назвали себя в честь. [ 8 ]

Шатойская Федерация

[ редактировать ]
Карта Северо-Восточного Кавказа 17 века с изображением Шубутской земли (Шатой)

Федерация Шатой , также известная как Шибут Джамаат , [ 9 ] [ 5 ] представляла собой федерацию, включавшую различные села и общины Шатойского района. Управляемый избранными старейшинами и выдающимися лидерами, он существует со времен средневековья.

Первое упоминание

[ редактировать ]

Самое раннее зарегистрированное упоминание о Шатое было сделано российским посольством, путешествовавшим в Грузию между 1587 и 1588 годами. Проходя через территории Чечни, посольство называло «Горную страну Шибут» . [ 10 ]

В российских документах также отмечены отдельные роды внутри Шатоя, такие как роды Варандой или Тумсой. В 1657 году эти роды направили письмо русскому царю, изъявив желание принести присягу (см. ниже). [ 5 ]

17 век — 1840 г.

[ редактировать ]

В 1619 году в русских источниках шатойский народ упоминается как «шанский народ» . [ 4 ] В 1627 году сообщалось, что два шатойских старосты из села, насчитывавшего примерно 20 дворов, Лаварсан Языев и Затын Лаварсанов, присягнули на верность русскому царю Михаилу I. Два года спустя, в 1629 году, казаки из города Кошлакова сообщили о набеге 30 бойцы из племени Шибут. [ 6 ] [ 11 ]

В 1642 году упоминается человек по имени Алхан Дикеев Шубут , который, возможно, был сыном Деки, одного из руководителей штурма Кошлакова . Выступая в качестве гонца, Алхан в сентябре 1642 года доставил письмо грузинского царя Кахети Теймураза I русским властям на реке Терек. [ 12 ]

В 1647 году четыре шатойских аула присягнули Москве, поклявшись на Коране прекратить нападения на русских людей по реке Терек . Они также предоставили Аманат [ с ] по имени Касу. [ 7 ]

В русских документах 1653 года упоминается влиятельный шатойский человек по имени Айдемир , который потребовал замены своего сына Бисяша, удерживавшегося аманатом в крепости Терки в течение двух лет. [ 7 ]

В 1658 году три посланника от « Шибут Джамаат » прибыли в Москву с письмом, написанным на тюркском языке и арабской вязью, в котором говорилось: [ 5 ]

Великому государю, Царскому величеству, мы, Шубут Джамаат, стали вассалами: Адиваранты (род Варандой), Чатый, Тонся (род Тумсой) области, послали к тебе, великому государю, трех наших послов, и мы стали вассалами великого государя. Имена этих посланников были Алихан, Суслу и Алган, и они дали Аманат на Тереке. И мы просим великого государя оказать нам благосклонность.
И мы послали наших послов с царем Теймуразом, и царь Теймураз тоже стал подданным великого государя, и мы тоже вассалы великого государя. И многих других горцев мы приведем под высокую руку великого государя. И мы просим великого государя даровать нам провизию. И мы склоняем головы, мы, Шубутские районы, просим великого государя издать указ.

Согласно документу 1661 года, соседние тушетцы правили Шатоем и взимали с них дань. В документе также указывается религия шатоев (См. Религия шатоев ). [ 4 ]

А они (тушетцы) властвуют над шибутской землей, и вера у них та же (христианство), но некоторые шибуты тоже живут по мусульманским обычаям. А тушетцы берут с шибутов дань, примерно по 10 овец на одно село.

Однако, как уже говорилось выше, сообщения о шатойской религии оказались ложными.

Казы Хан служил кади (шариатским судьей) народа Шатой в 18 веке. Он также выступал в качестве переговорщика между турловским старшим князем Алибеком Хасбулатовым и империей Сефевидов с 1742 по 1743 год. Сообщается, что в 1762 году он присягнул на верность Российской империи . [ 13 ] [ 14 ]

В составе Имамата (1840—1858)

[ редактировать ]

собрались делегации со всей Чечни В марте 1840 года в Урус-Мартане для присяги имаму Шамилю , в том числе и делегация Шатойского общества. Впоследствии шатойцы были включены в состав Малочеченского наибдома . [ 15 ]
После этой волны обещаний к Шамилю присоединились дополнительные делегации с Северо-Восточного Кавказа, что привело к широкомасштабному восстанию по всему региону. [ 16 ]

Осенью 1843 года Малая Чечня была разделена на несколько округов, в том числе на Шатойский наибдом , в состав которого входило 12 населенных пунктов. [ 17 ] [ 18 ]
В декабре 1851 года Шамиль назначил Батуко Шатойского наибом Шатойской губернии. [ 19 ] Согласно карте 1856 года, Шатойский наибдом мог собрать в общей сложности 500 войск, в том числе 300 пехотинцев и 200 кавалеристов. [ 17 ] [ 20 ] В случае полной мобилизации это число могло увеличиться до 1000 пехотинцев и кавалеристов. [ 21 ]

Однако после нескольких десятилетий непрерывной войны с Российской империей чеченцы деморализовались и потеряли желание бороться за Имамат . Следовательно, в 1858 году, когда генерал Евдокимов занял чеченские равнины и начал поход в Аргунское ущелье, русские войска, не встретив большого сопротивления, быстро завоевали ущелье и шатойский народ. [ 21 ]

По статистическим данным о тейпах и обществах 1859 года , население Шатоя в тот год насчитывало около 15 000 человек, и было отмечено, что они были завоеваны в 1858 году. [ 22 ]

Хронология

[ редактировать ]

Хронология истории племени шатой и их региона:

  • Средневековье: создается федерация шатойского народа
  • 1587–1588: Первое письменное упоминание о Шатое. В российском посольстве, направляющемся в Грузию, они упоминаются как «Горная земля Шибут».
  • 1619: В русских источниках упоминается «народ Тшань» , относимый к Шатою.
  • 1627: Два шатойских старца присягают на верность России.
  • 1628: Шатойские бойцы совершают набег на казачий городок Кошлаков .
  • 1629 г.: Доклад Теркинской администрации русскому царю о враждебном поведении Шатоя.
  • 1642: Шатойский гонец Алхан Дикеев передает послание грузинского царя русским властям на Тереке.
  • 1647: Четыре шатойских деревни присягают на верность России.
  • 1651: Айдемир, важный лидер Шатоя, присягает на верность России.
  • 1657: Тумсой, Варандой и другие кланы присягают на верность России.
  • XVIII век: Казы-хан , кади/судья Шатоя, упоминается как правитель Шатоя.
  • 1840: Шатойцы присягают на верность Имаму Шамилю .
  • 1843 г.: Шатойское наибдом . Основано
  • 1851–1858: Батуко Шатойский управляет Шатойским наибдом.
  • 1858 год: Шатойское наибство завоевано Российской империей .

Известные люди

[ редактировать ]
  • Лаварсан Языев и Затын Лаварсанов: Отец и сын; Старейшины села с 20 дворами принесли присягу Российскому царству в 1627 году.
  • Араслан и Деки: возглавили штурм Кошлакова ; возможно, были влиятельными лидерами.
  • Алхан Дикеев: Возможно, сын первого; Посланник грузинского царя Кахетии Теймураза I.
  • Алги, Анак и Ильдей: Губернаторы сел Баранцев, Тумцуев, Шандоров и Уйшев. Присягнул на верность России в 1647 году.
  • Айдемир: «ведущий» деятель Шатоя, присягнувший на верность России в 17 веке.
  • Алихан: Почетный представитель Шатойской федерации. Присягнул на верность России в 1657 году.
  • Казы-хан : кади (судья) Шатоя; По некоторым документам, правитель Шатойской федерации. Он также был переговорщиком Турловых и присягнул на верность России в 1762 году.
  • Батуко Шатойский : наиб и верный сторонник имама Шамиля , правителя Шатойского наибдома.
  • Увайс Мажидович Ахтаев : Баскетболист сборной . СССР по баскетболу
  • Деги Багаев : Заслуженный тренер СССР по борьбе .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian : Шатой; Шотой , romanized Shatoy; Shotoy ; Chechen : Шуотой , romanized:  Shuotoy
  2. ^ Другие варианты этого имени включают: Шубути , аль-Шубут , Чабут или Шуот.
  3. На Кавказе князь или правитель отдавал одного или нескольких своих детей Российской империи в доказательство своей лояльности.
  1. ^ Волкова 1973 , p. 146–147.
  2. ^ Jump up to: а б с Сулейманов 1976 , p. 163.
  3. ^ Jump up to: а б Шуотой
  4. ^ Jump up to: а б с Волкова 1973 , p. 147.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж К ВОПРОСУ ОБ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЙНАХОВ
  6. ^ Jump up to: а б Ахмедов 2020 , с. 46.
  7. ^ Jump up to: а б с Ахмадов 2020а , с. 50.
  8. ^ Ольшевский 2003 , p. 62.
  9. ^ Ахмадов 2020 , с. 52.
  10. ^ Натаев 2018 , p. 3.
  11. Донесение терских губернаторов князя И. А. Дашкова и Б. Г. Приклонского к Посольскому приказу о нападении шибутцев на гребенские казачьи города и присяге, данной шибутцами Лаварсаном Языевым и Затышкой Лаварсановым за 20 дворов в 1627 году
  12. ^ Ахмадов 2020 , с. 47.
  13. ^ Ахмадов 2020б , стр. 59.
  14. ^ Исламизация Чечни в XVI-XVIII веках как фактор этнической консолидации нахско-чеченцев §Мусульманское духовенство в общественной жизни Чечни XVIII века
  15. ^ Хожаев 1998 , p. 71–72.
  16. ^ Хожаев 1998 , p. 72.
  17. ^ Jump up to: а б Сайдумов 2020 , p. 212.
  18. ^ Хожаев 1998 , p. 116.
  19. ^ Сайдумов 2020 , p. 214.
  20. ^ Мусаев 2013 , с. 49.
  21. ^ Jump up to: а б Головлев 2022 , с. 62.
  22. ^ Статистика 1859 года о тейпах и обществах.
[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb582d401b858ae8708038db5d12258f__1722199140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/8f/cb582d401b858ae8708038db5d12258f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shatoy people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)