Уильям Эдвардс Кук
Уильям Эдвардс Кук (31 августа 1881 – 10 ноября 1959) был художником-эмигрантом американского происхождения, покровителем архитектуры и давним другом американской писательницы Гертруды Стайн . После своего отъезда из США в 1903 году Кук проживал в Париже , Риме , России , и на острове Майорка , на Балеарских островах у восточного побережья Испании. Сегодня его в основном помнят не за его художественные достижения, а потому, что во время Первой мировой войны он научил Стайн водить автомобиль, чтобы она могла внести свой вклад в военные усилия Франции, и потому, что в 1926 году он поручил швейцарскому архитектору Ле Корбюзье (чья карьера находилась на ранней стадии) спроектировать инновационный дом в стиле кубизма на окраине Парижа, который теперь называется Maison Cook или Villa Cook .
Годы становления
[ редактировать ]Кук вырос в небольшом поселке Индепенденс, штат Айова , в северо-восточной части штата. В начале 1890-х годов он был известен на всей территории страны как центр скачек, и это звание принесло ему популярное название «Лексингтон Севера». Сын юриста из Айовы, который также владел несколькими фермами, Кук ушел из дома, чтобы учиться в Институте искусств Чикаго в 1898 году, а затем, вскоре после этого, в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке. Как это было принято среди начинающих художников, в 1903 году он переехал в Париж, где был учеником художника-анималиста Жана-Поля Лорана и знаменитого (хотя и сильно оклеветанного) французского академического мастера, стареющего Адольфа-Вильяма Бугро , в Академии. Джулиан.
Общественный художник
[ редактировать ]Взлет в карьере Кука произошел в 1907 году, когда, когда он временно жил в Риме, Ватикан одобрил его просьбу написать портрет Папы Пия X (первого американца, сделавшего это). В результате Кук вскоре стал считаться молодым светским художником (в некоторой степени в духе Джона Сингера Сарджента , которым он восхищался и с которым был знаком), и поэтому получил поток просьб от других высокопоставленных лиц написать их портреты.
Эмигрант-модернист
[ редактировать ]Когда Кук вернулся в Париж, он каким-то образом познакомился с Гертрудой Стайн и ее спутницей Алисой Б. Токлас . В результате все трое стали близкими и верными друзьями, отчасти потому, что он часто привозил влиятельных посетителей на субботние вечерние вечера в квартире Стайна на улице Флерюс, 27 , среди них (как позже сообщила Стайн в своей первой автобиографии) «очень многие из Чикаго». , очень богатые толстые дамы и такие же богатые, высокие, красивые худощавые». На своих вечерах и других мероприятиях Стайн познакомила Кука с множеством художников и писателей Нового времени, включая Пабло Пикассо , Жоржа Брака , Анри Матисса , Эрнеста Хемингуэя , Гийома Аполлинера , Жака Липшица , Роберта Грейвса и так далее.
Дружба со Штейном
[ редактировать ]На более личном уровне Штейн и Кук были друзьями и по другим причинам. Незадолго до Первой мировой войны Штейн и Токлас вместе отдыхали на испанском острове Майорка с (по совпадению) Куком и его любовницей, моделью французского художника и уборщицей по имени Жанна Моаллик . В конце концов, когда две пары вернулись в Париж, Кук работал на автомобильном заводе, затем стал водителем такси, одновременно тестируя автомобили Renault. Воспользовавшись своим такси, Кук стал инструктором по вождению Стайн, чтобы они с Токласом могли перевозить припасы для французских военных действий. В тот же период Кук, возможно, также стал тайным агентом Секретной службы США , продолжая при этом работать водителем такси. Непреднамеренно (как описано в статье Штейна под названием «Фильм») он и Моаллик, по-видимому, способствовали аресту воров из армии США, в результате чего их пригласили (вместе на своем Renault) участвовать в знаменитом параде победы. через Триумфальная арка в июле 1919 года. В течение нескольких лет после войны Кук был сотрудником Красного Креста в Кавказском регионе СССР ( а возможно, как иногда предполагают, также и источником секретной службы), предоставляя еду и другую помощь Беженцы после русской революции 1917 года . До отъезда Кука он и Моаллик поженились 2 марта 1922 года на неофициальной церемонии, на которой их законными свидетелями были Штейн и Токлас.
Кук Хаус
[ редактировать ]Отец Кука умер в 1924 году, когда он стал наследником (вместе с сестрой и двумя братьями) значительной суммы денег. В связи с урегулированием имущества его родителей, а также для того, чтобы дать возможность жене познакомиться с его родственниками (и наоборот), Куки проехали по США с востока на запад и обратно в течение примерно пять месяцев в 1925 году, прожив один месяц в своем родном городе в Айове. Вернувшись в Европу, они решили навсегда поселиться во Франции. Скульптор Жак Липшиц познакомил их с архитектором Ле Корбюзье, тогда еще малоизвестным, который в это время проектировал серию вилл, в том числе инновационные дома для Михаэля Штейна (брата Гертруды) и самого Липшица. В 1926 году они поручили архитектору спроектировать то, что, по словам Ле Корбюзье, было первым «настоящим кубическим домом» под названием Villa Cook или Maison Cook, на окраине Парижа, на улице Денфер Рошеро, 6 в Булони-сюр-Сен.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В более позднем возрасте, как однажды заметил друг Стайна, Кук был прежде всего известен как «житель дома, построенного Ле Корбюзье». Уже в 1930-х годах, встревоженный продолжающимся отсутствием успеха как художника, он, по-видимому, отказался от живописи, временно переехал в Рим, а затем в 1936 году поселился с женой в Пальма-де-Майорка , на Балеарских островах . К тому времени Майорка стала доступным убежищем для художников и писателей-эмигрантов, в первую очередь Роберта Грейвса . На склоне лет Уильям и Жанна Кук обратились к живописи и оба стали активными участниками художественного сообщества острова. Оставшиеся годы они провели в районе Эль-Террено в Пальма-де-Майорка и похоронены в надземных сводах небольшого религиозного кладбища в соседнем районе Генуи.
Послесловие
[ редактировать ]Будучи другом Гертруды Стайн, Кук был одним из немногих, кто оставался верен ей на протяжении всей своей жизни. Отчасти это могло быть связано с тем, что она всегда без исключения писала о нем хорошие вещи. Как американский писатель Роберт Макэлмон однажды сказал Куку (как сообщает последний в своих письмах): «[Штайн] обращается с тобой лучше, чем кто-либо другой. Я думаю, ты ей нравишься». На что Кук ответил: «Конечно, всегда так, и она мне всегда нравилась». В произведениях Стайна часто встречаются ссылки на Кука, но почти никогда на его искусство. Разговаривая, они, по-видимому, почти всегда говорили о корриде, религии, деньгах, автомобилях и воспоминаниях о своем детстве в стране, которую они оба до сих пор любили (хотя бы на расстоянии), месте, о котором они с любовью упоминали в разговорах и переписке. как «наша родина».
Источники
[ редактировать ]- Переписка Уильяма Э. Кука и Гертруды Стайн в коллекции библиотеки Бейнеке Йельского университета.
- Рой Беренс «Повар, его жена, два вора и Папа Римский» в журнале «Трактор: Искусство и культура Айовы» . Том 6 № 1 (зима 1998 г.).
- Поваренная книга Роя Беренса : Гертруда Стайн, Уильям Кук и Ле Корбюзье (Bobolink Books, 2005). ISBN 0-9713244-1-7 .
- Розалинда Моад 1914-16: Годы инноваций в написании докторской диссертации Гертруды Стайн (Великобритания: Йоркский университет, 1995).
- Гертруда Стайн Автобиография Элис Б. Токлас (Харкорт Брейс, 1933).
- Автобиография Гертруды Стайн для всех (Random House, 1937).