Jump to content

Пуйя Мейтаба

Пуйя Мейтаба ( Сожжение пуи ), или Лайрик Мейтаба , [ а ] относится к ежегодному празднованию легендарного священного писания XVIII века, сожженного в постколониальном Манипуре неообращенным королем-вайшнавом, или к первоначальному либрициду самого Пуйаса . Исторических свидетельств того, что либрицид произошел, нет. Тем не менее, празднование, организованное Национальным фронтом Мэйтей и другими с 1979 года, стало важнейшим инструментом в распространении национализма Мэйтей и способствовало конкретной реконструкции досовременного Манипура, которая стала некритически воспроизводиться даже в академических публикациях.

Историческая справка

[ редактировать ]

Мейтеи, включая королевский дом, традиционно следовали местной вере, поклонявшейся природе, предкам, а также богам и богиням плодородия, называемым лаис . [ 2 ] Расположенный далеко за пределами Арьяварты , этот регион был невосприимчив к ведическому и индуистскому влиянию; по крайней мере до шестнадцатого века королевская культура не имела никаких признаков индуистского влияния. [ 2 ] [ б ] В 1704 году Чарайронгба, действующий король, стал первым королевским человеком, получившим посвящение в вайшнавизм — впоследствии были отчеканены монеты с надписью «Шри Кришна», и впервые были построены индуистские храмы, но нет никаких доказательств того, что это повлияло на общественную сферу. какой-либо существенной степени. [ 2 ] Пять лет спустя его сын Памхейба на престол взошел ; он следовал погребальным ритуалам Мэйтея после смерти Чарайронгбы и не проявлял склонности к вайшнавству, оказывая выборочное покровительство святыням для лаи . [ 2 ] Однако в 1715 году он принял шактистскую традицию под руководством одного бенгальского брамина, а два года спустя последовал за своим отцом и получил посвящение в Гаудия-вайшнава ; тем не менее, хотя индуистские храмы вводились в эксплуатацию все чаще, покровительство местам Мейтей продолжалось, как и раньше. [ 2 ]

Около 1720 года Санта Дас Госвами , миссионер из Силхета ко двору его прибыл ; он проповедовал рамананди-вайшнавизм , считая его наиболее подходящей сектой для воинов. [ 2 ] Памхейбе пришлось столкнуться со все более непокорными Качаром и Трипурой (даже не считая Бирмы , их традиционного врага), воинственный дух секты соответствовал экспансионистским амбициям Памхейбы; он обратился в 1728 году и, по словам Родни Себастьяна, переформулировал сами концепции королевской власти и суверена, исходя из религиозно-политической власти Рамананди-вайшнавизма, приняв затем титул «Махараджа» и определив регион как «Манипур» индийской эпической литературы. [ 2 ] Памхейба также пытался объединить массы под единой религиозно-культурной властью, при этом широко индуизируя культурную среду — часто проводились массовые обряды обращения, перевод Пуран и Рамаяны , заказывали [ с ] Индуистские культурные нормы, такие как запрет на говядину, были легализованы, фестивали Мэйтей были гибридизированы с индуистскими, святыни лай были разрушены, изображения божеств Мэйтей разобраны и переработаны в монеты, а поклонение некоторым лай было поручено только браминам. [ 2 ]

Современное повествование

[ редактировать ]

В современной культуре мейтей, которая несет в себе глубокую двойственность по отношению к материковой Индии (и индуистскому этосу), правление Памхейбы служит моментом разрыва в их трансцендентной истории. [ 3 ] Утверждается, что он жестоко подавлял санамахизм , местную религию, как она называется сегодня, и навязывал вайшнавизм своим подданным репрессивными методами. [ 4 ] [ 3 ] [ д ] Кроме того, многие местные ученые — хотя и не все — считают, что Пуйас — древние традиционные тексты Мейтеиса — были уничтожены по его приказу с целью очистки традиционной эпистемы; этот рассказ о либрициде приобрел огромную популярность среди мейтей, несмотря на наличие сотен дошедших до нас пуй. [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]

Точная дата события оспаривается. [ 7 ] Детали различаются у разных авторов и часто носят легендарный характер, поскольку они должны учитывать огромное количество сохранившихся Пуй - некоторые упоминают, что Пуйи планировалось сжечь, но они улетели от огня; в другой версии упоминается, что они были сожжены, но с них уже тайно были сняты копии; еще один упоминает, что их вывезли из долины с помощью тайных посланников; еще одно: пуйи были написаны водостойкими чернилами и сохранялись под водой. [ 4 ] [ 3 ] Некоторые ученые даже составили списки сожженных Пуй. [ 8 ] [ 3 ] Также высказывалось мнение, что использование бенгальского письма вместо Мейтея Майека началось после этой чистки. [ 3 ] [ 9 ]

Историчность

[ редактировать ]

Первичного источника либрицида не существует. [ 3 ] [ 10 ] Некоторые упоминают, что это событие было записано в « Чейтарол Кумбаба», но такие утверждения не выдерживают никакой критики. [ 5 ] [ 11 ] Ни в рукописи в Мейтее, хранящейся в королевском дворце, ни о каком подобном событии не упоминается, как и в бенгальской транслитерации, выполненной Тонгамом Мадхабом, королевским писцом, ок. 1925 год . [ 12 ] [ 13 ] [ и ] В некоторых поздних апокрифических рукописях утверждается, что тексты Мейтея были уничтожены действующим королем Гарибом Навазом 17 числа Мера (?) в Сакабде 1654 г. (1732 г. н.э.), но они, вероятно, были подделаны для поддержки господствовавшей тогда коллективной памяти о либрициде; все они меняют слово с Леймы на Лайрик . [ 14 ] [ ж ] [ г ]

Гангмумей Камей отмечает, что либрицид впервые упоминается в работах Хумантема Каомачи, брамина-балладиста, ставшего историком, в его публикации 1934 года — «Манипур Итибритти» . [ 18 ] [ ч ] Пандита-Раджа Атомбапу Шарма повторил эти утверждения в своей работе «Пакхангба» 1952 года , и вскоре это утверждение появилось во всех местных изданиях. [ 19 ] Кармен Брандт, Джотирмой Рэй и другие сомневались в историчности либрицида и критиковали ученых, которые некритически приняли популярные версии; они отмечают, что местные источники дают заниженные и противоречивые данные о количестве сожженных рукописей, выделяют многочисленные документы, которые были написаны в Мейтее во время и значительно позже правления Памхейбы, включая тот самый Чейтарол Кумбаба , и интерпретируют отношение Наваза к религии как одно из стратегических двойственности, чем миссионерского рвения. [ 3 ] [ 20 ] [ 11 ] [ 10 ]

День памяти

[ редактировать ]

Повествование о намеренном поджоге Пуйи наряду с насильственной сменой письма занимает видное место в коллективной памяти Мейтеев; с 1979 года он становится все более популярным в Манипуре. [ я ] когда националисты-возрожденцы - под знаменем Национального фронта Мэйтей - решили почтить память либрицида на широко разрекламированном мероприятии 23 января каждого года и вызвать ностальгию по сценарию Мэйтей, который все больше выходил из употребления. [ 3 ] [ 8 ] [ 6 ] [ Дж ] Основная функция по-прежнему ограничена храмом Санамахи в Импхале. [ 8 ] Число участников с годами росло, но в последнее время мероприятие приняло более мирные формы; например, больше не сжигают книги за то, что изображают индуистами Мейтеев . [ 22 ] [ 8 ] Брандт отмечает, что эти поминки «служат построению истории угнетения» и, таким образом, укрепляют национализм мейтей . [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В публикации 1996 года по истории литературы Манипури ( Сахитья Академи ) упоминается «исторический костер» как Лайрик Мейтхаба , где по приказу Шантидаса Госвами были подожжены старые рукописи Мейтей. [ 1 ]
  2. Из-за отсутствия какого-либо источника, кроме королевской хроники, трудно описать культурную историю досовременного подчиненного Манипура.
  3. Экземпляр «Бхагавата-пураны» предположительно был украден из конвоя Трипура Раджа, который вез его из Ассама!
  4. Оценку религиозной политики Гариба Наваза см. Парратт, Сарой Налини (1989). «Войны Гариба Ниваза и религиозная политика в Манипуре XVIII века » Международный Азиатский Форум . 20 (3–4): 298–302.
  5. Поверхностно отредактированная версия транслитерации Мадхаба была опубликована Лайренмаюмом Ибунгохалом Сингхом и Нинтхухонгджамом Келачандрой в 1967 году под знаменем Манипури Сахитья Паришада , в котором также не упоминались события. [ 13 ]
  6. ^ Фактическая линия - Meetei Leima manghanye (букв. Королева Мэйтей была уничтожена (объявлена ​​ритуально нечистой / отлучена от церкви - ?). Лейма означает королева, тогда как Лайрик означает книги. [ 15 ]
  7. Первая рукопись с этой поправкой была скопирована неким Харайбамом Девой бенгальским письмом, которое Парратт счел неполным и местами плохо скопированным. [ 16 ] В 1987 году Келачандра опубликовал второе «критическое» издание рукописи Мадхаба (см. сноску е) путем экстраполяции деталей из трех других дошедших до нас рукописей — одной, написанной Девой, и еще двух, хранящихся у Намиракпама Диначандры и Мойрангтема Чандры, — и даже других пуй. ; здесь упоминалось либрицид и даже содержалось краткое описание этого события, но Паратт отмечает, что описания не имеют ссылок и в основном взяты из источников, которые не имеют большой исторической ценности и никогда не подвергались текстуально-исторической критике. [ 17 ] Как бы то ни было, в рукописи Диначандры это событие не упоминается, а последнее издание «Кумбабы» Манипура Сахитьи Паришада с тех пор молча вернулось к версии 1967 года. [ 15 ]
  8. ^ Каомача даже перечислил названия 123 пуй, которые были сожжены. [ 18 ] Видеть Каомача, Хумантем (1980) [1934]. Манипур Итибрита . Том. 1 (1-е изд.). стр. 68–70.
  9. ^ Другие организации Meitei оспаривают, что это было первое празднование этого события. [ 21 ]
  10. Национальный фронт Метей утверждает, что первоначальное событие произошло 23 числа Вакчинга, в четверг, в Сакабде 1651 года (1729 г. н.э.). [ 7 ] Эта дата оспаривается другими фракциями, которые предпочитают отмечать это событие в другой день. Даже если предположить, что дата верна, это была бы суббота. [ 7 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdab39f022fedd40f9194b2f8d65662d__1712205000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/2d/cdab39f022fedd40f9194b2f8d65662d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Puya Meithaba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)