Пуйя Мейтаба
Пуйя Мейтаба ( Сожжение пуи ), или Лайрик Мейтаба , [ а ] относится к ежегодному празднованию легендарного священного писания XVIII века, сожженного в постколониальном Манипуре неообращенным королем-вайшнавом, или к первоначальному либрициду самого Пуйаса . Исторических свидетельств того, что либрицид произошел, нет. Тем не менее, празднование, организованное Национальным фронтом Мэйтей и другими с 1979 года, стало важнейшим инструментом в распространении национализма Мэйтей и способствовало конкретной реконструкции досовременного Манипура, которая стала некритически воспроизводиться даже в академических публикациях.
Историческая справка
[ редактировать ]Мейтеи, включая королевский дом, традиционно следовали местной вере, поклонявшейся природе, предкам, а также богам и богиням плодородия, называемым лаис . [ 2 ] Расположенный далеко за пределами Арьяварты , этот регион был невосприимчив к ведическому и индуистскому влиянию; по крайней мере до шестнадцатого века королевская культура не имела никаких признаков индуистского влияния. [ 2 ] [ б ] В 1704 году Чарайронгба, действующий король, стал первым королевским человеком, получившим посвящение в вайшнавизм — впоследствии были отчеканены монеты с надписью «Шри Кришна», и впервые были построены индуистские храмы, но нет никаких доказательств того, что это повлияло на общественную сферу. какой-либо существенной степени. [ 2 ] Пять лет спустя его сын Памхейба на престол взошел ; он следовал погребальным ритуалам Мэйтея после смерти Чарайронгбы и не проявлял склонности к вайшнавству, оказывая выборочное покровительство святыням для лаи . [ 2 ] Однако в 1715 году он принял шактистскую традицию под руководством одного бенгальского брамина, а два года спустя последовал за своим отцом и получил посвящение в Гаудия-вайшнава ; тем не менее, хотя индуистские храмы вводились в эксплуатацию все чаще, покровительство местам Мейтей продолжалось, как и раньше. [ 2 ]
Около 1720 года Санта Дас Госвами , миссионер из Силхета ко двору его прибыл ; он проповедовал рамананди-вайшнавизм , считая его наиболее подходящей сектой для воинов. [ 2 ] Памхейбе пришлось столкнуться со все более непокорными Качаром и Трипурой (даже не считая Бирмы , их традиционного врага), воинственный дух секты соответствовал экспансионистским амбициям Памхейбы; он обратился в 1728 году и, по словам Родни Себастьяна, переформулировал сами концепции королевской власти и суверена, исходя из религиозно-политической власти Рамананди-вайшнавизма, приняв затем титул «Махараджа» и определив регион как «Манипур» индийской эпической литературы. [ 2 ] Памхейба также пытался объединить массы под единой религиозно-культурной властью, при этом широко индуизируя культурную среду — часто проводились массовые обряды обращения, перевод Пуран и Рамаяны , заказывали [ с ] Индуистские культурные нормы, такие как запрет на говядину, были легализованы, фестивали Мэйтей были гибридизированы с индуистскими, святыни лай были разрушены, изображения божеств Мэйтей разобраны и переработаны в монеты, а поклонение некоторым лай было поручено только браминам. [ 2 ]
Современное повествование
[ редактировать ]В современной культуре мейтей, которая несет в себе глубокую двойственность по отношению к материковой Индии (и индуистскому этосу), правление Памхейбы служит моментом разрыва в их трансцендентной истории. [ 3 ] Утверждается, что он жестоко подавлял санамахизм , местную религию, как она называется сегодня, и навязывал вайшнавизм своим подданным репрессивными методами. [ 4 ] [ 3 ] [ д ] Кроме того, многие местные ученые — хотя и не все — считают, что Пуйас — древние традиционные тексты Мейтеиса — были уничтожены по его приказу с целью очистки традиционной эпистемы; этот рассказ о либрициде приобрел огромную популярность среди мейтей, несмотря на наличие сотен дошедших до нас пуй. [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]
Точная дата события оспаривается. [ 7 ] Детали различаются у разных авторов и часто носят легендарный характер, поскольку они должны учитывать огромное количество сохранившихся Пуй - некоторые упоминают, что Пуйи планировалось сжечь, но они улетели от огня; в другой версии упоминается, что они были сожжены, но с них уже тайно были сняты копии; еще один упоминает, что их вывезли из долины с помощью тайных посланников; еще одно: пуйи были написаны водостойкими чернилами и сохранялись под водой. [ 4 ] [ 3 ] Некоторые ученые даже составили списки сожженных Пуй. [ 8 ] [ 3 ] Также высказывалось мнение, что использование бенгальского письма вместо Мейтея Майека началось после этой чистки. [ 3 ] [ 9 ]
Историчность
[ редактировать ]Первичного источника либрицида не существует. [ 3 ] [ 10 ] Некоторые упоминают, что это событие было записано в « Чейтарол Кумбаба», но такие утверждения не выдерживают никакой критики. [ 5 ] [ 11 ] Ни в рукописи в Мейтее, хранящейся в королевском дворце, ни о каком подобном событии не упоминается, как и в бенгальской транслитерации, выполненной Тонгамом Мадхабом, королевским писцом, ок. 1925 год . [ 12 ] [ 13 ] [ и ] В некоторых поздних апокрифических рукописях утверждается, что тексты Мейтея были уничтожены действующим королем Гарибом Навазом 17 числа Мера (?) в Сакабде 1654 г. (1732 г. н.э.), но они, вероятно, были подделаны для поддержки господствовавшей тогда коллективной памяти о либрициде; все они меняют слово с Леймы на Лайрик . [ 14 ] [ ж ] [ г ]
Гангмумей Камей отмечает, что либрицид впервые упоминается в работах Хумантема Каомачи, брамина-балладиста, ставшего историком, в его публикации 1934 года — «Манипур Итибритти» . [ 18 ] [ ч ] Пандита-Раджа Атомбапу Шарма повторил эти утверждения в своей работе «Пакхангба» 1952 года , и вскоре это утверждение появилось во всех местных изданиях. [ 19 ] Кармен Брандт, Джотирмой Рэй и другие сомневались в историчности либрицида и критиковали ученых, которые некритически приняли популярные версии; они отмечают, что местные источники дают заниженные и противоречивые данные о количестве сожженных рукописей, выделяют многочисленные документы, которые были написаны в Мейтее во время и значительно позже правления Памхейбы, включая тот самый Чейтарол Кумбаба , и интерпретируют отношение Наваза к религии как одно из стратегических двойственности, чем миссионерского рвения. [ 3 ] [ 20 ] [ 11 ] [ 10 ]
День памяти
[ редактировать ]Повествование о намеренном поджоге Пуйи наряду с насильственной сменой письма занимает видное место в коллективной памяти Мейтеев; с 1979 года он становится все более популярным в Манипуре. [ я ] когда националисты-возрожденцы - под знаменем Национального фронта Мэйтей - решили почтить память либрицида на широко разрекламированном мероприятии 23 января каждого года и вызвать ностальгию по сценарию Мэйтей, который все больше выходил из употребления. [ 3 ] [ 8 ] [ 6 ] [ Дж ] Основная функция по-прежнему ограничена храмом Санамахи в Импхале. [ 8 ] Число участников с годами росло, но в последнее время мероприятие приняло более мирные формы; например, больше не сжигают книги за то, что изображают индуистами Мейтеев . [ 22 ] [ 8 ] Брандт отмечает, что эти поминки «служат построению истории угнетения» и, таким образом, укрепляют национализм мейтей . [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В публикации 1996 года по истории литературы Манипури ( Сахитья Академи ) упоминается «исторический костер» как Лайрик Мейтхаба , где по приказу Шантидаса Госвами были подожжены старые рукописи Мейтей. [ 1 ]
- ↑ Из-за отсутствия какого-либо источника, кроме королевской хроники, трудно описать культурную историю досовременного подчиненного Манипура.
- ↑ Экземпляр «Бхагавата-пураны» предположительно был украден из конвоя Трипура Раджа, который вез его из Ассама!
- ↑ Оценку религиозной политики Гариба Наваза см. Парратт, Сарой Налини (1989). «Войны Гариба Ниваза и религиозная политика в Манипуре XVIII века » Международный Азиатский Форум . 20 (3–4): 298–302.
- ↑ Поверхностно отредактированная версия транслитерации Мадхаба была опубликована Лайренмаюмом Ибунгохалом Сингхом и Нинтхухонгджамом Келачандрой в 1967 году под знаменем Манипури Сахитья Паришада , в котором также не упоминались события. [ 13 ]
- ^ Фактическая линия - Meetei Leima manghanye (букв. Королева Мэйтей была уничтожена (объявлена ритуально нечистой / отлучена от церкви - ?). Лейма означает королева, тогда как Лайрик означает книги. [ 15 ]
- ↑ Первая рукопись с этой поправкой была скопирована неким Харайбамом Девой бенгальским письмом, которое Парратт счел неполным и местами плохо скопированным. [ 16 ] В 1987 году Келачандра опубликовал второе «критическое» издание рукописи Мадхаба (см. сноску е) путем экстраполяции деталей из трех других дошедших до нас рукописей — одной, написанной Девой, и еще двух, хранящихся у Намиракпама Диначандры и Мойрангтема Чандры, — и даже других пуй. ; здесь упоминалось либрицид и даже содержалось краткое описание этого события, но Паратт отмечает, что описания не имеют ссылок и в основном взяты из источников, которые не имеют большой исторической ценности и никогда не подвергались текстуально-исторической критике. [ 17 ] Как бы то ни было, в рукописи Диначандры это событие не упоминается, а последнее издание «Кумбабы» Манипура Сахитьи Паришада с тех пор молча вернулось к версии 1967 года. [ 15 ]
- ^ Каомача даже перечислил названия 123 пуй, которые были сожжены. [ 18 ] Видеть Каомача, Хумантем (1980) [1934]. Манипур Итибрита . Том. 1 (1-е изд.). стр. 68–70.
- ^ Другие организации Meitei оспаривают, что это было первое празднование этого события. [ 21 ]
- ↑ Национальный фронт Метей утверждает, что первоначальное событие произошло 23 числа Вакчинга, в четверг, в Сакабде 1651 года (1729 г. н.э.). [ 7 ] Эта дата оспаривается другими фракциями, которые предпочитают отмечать это событие в другой день. Даже если предположить, что дата верна, это была бы суббота. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сингх (1996) , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Себастьян 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Брандт (2018) , стр. 125–126.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэй (2015) .
- ^ Перейти обратно: а б Парратт (2005) , стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Себастьян (2019) , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Сингх (2014) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэй (2000) , с. 120.
- ^ Челлия (2005) .
- ^ Перейти обратно: а б Рой (1973) , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Себастьян (2019) , с. 142.
- ^ Парратт (2005) , стр. 9, 16, 141.
- ^ Перейти обратно: а б Парратт (2005) , стр. 9–10, 16, 142.
- ^ Парратт (2005) , стр. 9–11, 15–16, 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б Парратт (2005) , стр. 16.
- ^ Парратт (2005) , стр. xi, 9, 141.
- ^ Парратт (2005) , стр. 10–11, 142.
- ^ Перейти обратно: а б Кабуи (1991) , стр. 253.
- ^ Кабуи (1991) , стр. 254.
- ^ Аггарвал (1992) , с. 31.
- ^ Гурумаюм (2015) .
- ^ Брандт (2018) , с. 127.
Библиография
[ редактировать ]- Аггарвал, Кайлаш С. (1 января 1992 г.). «Включать или не включать: попытка изучения языкового конфликта в Манипуре» . Языковые проблемы и языковое планирование . 16 (1): 31. doi : 10.1075/lplp.16.1.02agg . ISSN 0272-2690 .
- Брандт, Кармен (2 января 2018 г.). «Списание доминирования: движения сценария Чакма и Мэйтей». История и культура Южной Азии . 9 (1): 116–140. дои : 10.1080/19472498.2017.1411050 . ISSN 1947-2498 . S2CID 148911026 .
- Челлия, Шобхана Л. (2005). «Утверждение государственности посредством выбора личного имени: случай Мэйтея Северо-Восточной Индии» . Антропологическая лингвистика . 47 (2): 169–216. ISSN 0003-5483 . JSTOR 25132326 .
- Гурумаюм, Махешвар (12 января 2015 г.). «Пантойби Синдам Санглен призывает не менять дату Пуйя Мэй Таба» . Имфал Таймс . Проверено 23 мая 2021 г.
- Кабуи, Канмумей (1991). «Зенит и упадок». История Манипура: Доколониальный период . Национальное издательство. ISBN 978-81-214-0362-7 .
- Парратт, Сародж Налини Арамбам (2005). Придворные хроники королей Манипура: Чейтарон Кумпапа: оригинальный текст, перевод и примечания Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-34430-1 .
- Рэй, Сохини (2000). Священный алфавит и божественное тело: случай Мейтей Майек на северо-востоке Индии (Диссертация). Калифорнийский университет, Лос-Анджелес .
- Рэй, Сохини (2009). «Написание тела: космология, орфография и фрагменты современности в северо-восточной Индии» . Антропологический ежеквартальный журнал . 82 (1): 132. ISSN 0003-5491 . JSTOR 25488260 .
- Рэй, Сохини (2015). «Границы размыты? Фольклор, мифология, история и поиски альтернативной генеалогии в Северо-Восточной Индии». Журнал Королевского азиатского общества . 25 (2): 247–267. ISSN 1356-1863 . JSTOR 43307692 .
- Рой, Джотирмой (1973). История Манипура (2-е изд.). Книжный дом «Истлайт».
- Себастьян, Родни (2019). Культурный синтез в религиозной танцевальной драме: построение священного тела в Манипури Раслилас (Диссертация). Университет Флориды. ПроКвест 2464172212 .
- Себастьян, Родни (декабрь 2021 г.). «Перестройка королевской власти в Манипуре в XVIII веке: политико-религиозные проекты Гарибниваза и Бхагьячандры» . Религии . 12 (12): 1041. дои : 10.3390/rel12121041 . ISSN 2077-1444 .
- Сингх, Ахейбам Койренг; Сингх, Санасам Амаль (2014). Книжный костер: катастрофический разрыв в Манипуре начала XVIII века . Центр исследований Манипура, Университет Манипура. ISBN 978-81-8334-057-1 .
- Сингх, Чабунгбам Амуба (3 марта 2014 г.). «Пуя Мейтаба: спор о дате». Сангайский экспресс .
- Сингх, Ч. Манихар (1996). История литературы Манипури . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1586-3 .