Георгий Прокофьев
Георгий (Егор) Алексеевич Прокофьев (родился 17 августа 1902, село Телешово Вяземского района — умер 23 апреля 1939, Москва ) — ВВС СССР воздухоплаватель , координатор военной программы стратосферных аэростатов в 1931–1939 годах. 30 сентября 1933 года СССР-1 под командованием Прокофьева установил неофициальный [ 1 ] мировой высоты 18 501 метр (60 699 футов). рекорд [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Родившийся в крестьянской семье в бывшей Смоленской губернии , Егор Прокофьев получил базовое образование во время Первой мировой войны и работал на Вяземских с пятнадцати лет железнодорожных заводах. Он вступил в партию большевиков в 1920 году и в том же году был мобилизован в Красную Армию для участия в польско-советской войне . [ 3 ] После 1921 года он занимал незначительные бюрократические должности в комсомольских отделениях Смоленска и Москвы , пока снова не вступил в Красную Армию в качестве политического комиссара аэростатного отряда, базировавшегося в Кунцево , тогда пригороде Москвы. [ 3 ] Прокофьев сам стал заядлым воздухоплавателем, вскоре приняв на себя командование Первой дивизией дирижаблей, и оказался эффективным руководителем первых проектов советской стратосферной программы. [ 3 ]
СССР-1
[ редактировать ]В декабре 1932 года Владимир Чижевский предложил подробное описание конфигурации воздушного шара, способного побить Огюста Пиккара рекорд высоты . Военные поддержали проект, получивший название СССР-1 , а Прокофьев взял на себя роль его руководителя, координирующего усилия военных и гражданских конструкторов и технологов. Консолидация практически всех имеющихся знаний и строгое обеспечение безопасности привели к созданию надежной и безопасной конструкции (в отличие от злополучного современного Осоавиахима-1 ).
Широко разрекламированный первый полет , запланированный на 24 сентября 1933 года, закончился унизительной неудачей. Во-первых, когда конверт уже был надут, обнаружилось, что низ конверта опасно смешивался с верёвками. Доброволец по имени Федор Терещенко поднялся по веревкам и развязал узлы. [ 3 ] СССР-1 затем был допущен к полету, но не смог взлететь из-за скопления влаги в туманную погоду. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Следующая попытка запуска СССР-1 была запланирована на 30 сентября 1933 года. Прокофьев, Константин Годунов и второй пилот Эрнст Бирнбаум стартовали в 8:40 по московскому времени и через пять минут установили радиосвязь с землей. Согласно журналу полета Прокофьева, в 9:17 СССР-1 преодолел отметку 16 800 метров, побив рекорд Пиккара; между 9:19 и 9:26 самолет, полностью развернутый, выровнялся в статическом равновесии на высоте 17 500 метров. [ 3 ] Прокофьев сбросил 80 килограммов балласта, чтобы идти дальше; после дополнительного сброса балласта в 9:47, 10:30, 11:40 и 12:00 самолет возобновил медленный набор высоты и в 12:55 достиг высоты 19 200–19 300 метров. [ 3 ] Позже цифры Прокофьева были скорректированы с учетом ошибок приборов до максимальной высоты 19 000 метров в 12:45. [ 4 ] Спуск на высоту 10 500 метров занял около двух часов; на этой высоте экипаж разрядил все электрические батареи во избежание короткого замыкания при приземлении. [ 3 ] В 16:36 (8000 метров) Прокофьев прекратил запись полетных данных и сосредоточился на управлении скоростью; Около 17:00 самолет мягко приземлился на поле недалеко от города Коломны , примерно в 110 километрах (68 миль) от стартовой площадки. [ 4 ]
Рекорд высоты СССР -1 , хоть и не признанный ФАИ , был обнародован во всем мире. [ 7 ] [ 8 ] а также научные данные, опубликованные вскоре после полета. [ 9 ] Члены экипажа, трое конструкторов и директор завода, ответственные за постройку СССР-1 , были награждены орденом Ленина — на тот момент высшей наградой за военные или гражданские заслуги. [ 4 ]
СССР-2
[ редактировать ]После успеха 1933 года Прокофьев стал бесспорным лидером и экспертом в области воздухоплавания и руководил последующими полетами СССР-1 Бис (1935). [ 4 ] и расследование катастрофы Осоавиахима-1 в 1934 году. [ 10 ]
В мае 1934 года Прокофьев получил добро на строительство нового гигантского (300 000 куб. м.) [ 4 ] [ 11 ] воздушный шар СССР-2 конструкции Чижевского и Годунова, способный достигать высоты 30 километров. [ 4 ] В случае успешного полета он мог бы стать первым действующим самолетом, предназначенным для пилотов, носящих скафандры . [ 4 ] Сами Прокофьев и Годунов планировали запустить новый воздушный шар, который, в отличие от более ранних и более поздних советских конструкций, вмещал только двоих. Гондола СССР-2 имела шлюзовую установку, позволяющую выходить в стратосферу без взрывной декомпрессии . Вместо хлопчатобумажной ткани газовый мешок был сделан из парашютного шелка , и этот выбор положил конец проекту. [ 4 ] В ночь с 4 на 5 сентября 1934 года, когда наземные бригады закачивали водород в шелковый мешок, неожиданная статическая искра, вызванная трением разворачивающегося шелка, воспламенила воздушный шар. Погибших на месте не было, но проект был отложен на неопределенный срок. [ 4 ]
СССР-3
[ редактировать ]После 1934 года Прокофьев руководил новым проектом — СССР-3 . объемом 157 000 кубических метров и высотой почти 130 метров в стартовой конфигурации водородом Заполненный СССР-3 мог бы стать вторым по величине советским воздушным шаром после неудавшегося СССР-2 . [ 4 ] [ 11 ] Запуск воздушного шара такого размера с равнин России оказался бесполезной гонкой с погодой. [ 12 ] поскольку даже небольшой ветер помешал безопасному развертыванию гигантского газового мешка. Американские воздухоплаватели решили проблему ветра, стартовав из глубоких каньонов ( Stratobowl ) [ 13 ] или шахты ( Кросби, Миннесота ) [ 14 ] тогда как советские ВВС опирались на единственный аэродром в Подмосковье . Чтобы решить эту проблему, Прокофьев разработал последовательность двойных пусков . Перед запуском воздушный шар опускали в гондолу с помощью временных тросов, намотанных на постоянные подвесные тросы, что уменьшало высоту воздушного шара вдвое. Эти тросы были разработаны для распутывания и освобождения подвесных тросов по всей длине вскоре после запуска. Первое испытание изобретения Прокофьева на небольшом аэростате объемом 900 кубометров закончилось гибелью летчика-испытателя. [ 4 ] Прокофьев подготовил вторую попытку (на более крупном самолете) и благополучно испытал ее сам. Более поздний опыт показал, что система оставалась небезопасной. [ 4 ]
18 сентября 1937 года модернизированный СССР-3 с Прокофьевым, Крикуном и Семеновым на борту предпринял попытку взлета с Кунцевского поля по схеме двойного старта . Примерно на высоте 700–800 метров временные тросы не смогли правильно распутаться и случайно повредили газовыпускной клапан. Самолет пикировал, а экипаж, не успевший спастись на личных парашютах, при ударе о землю получил внутренние повреждения. [ 4 ]
Аналогичной катастрофой закончилась и последняя попытка запуска СССР-3 16 марта 1939 года. Перед запуском наземной команде не удалось освободить воздушный шар из защитной сетки, удерживающей его на земле; двух воздухоплавателей на небольших одноместных аэростатах-хопперах отправили распутывать сеть. [ 15 ] На высоте около 1200 метров во время двойного запуска клапан снова разорвался, и воздушный шар разбился в лесу на полпути между Кунцево и центром Москвы; экипаж (Прокофьев, Семенов, Прилуцкий) остался жив, получив тяжелые травмы. По словам Семенова, Прокофьев, стоявший в открытом верхнем люке гондолы, мог легко выпрыгнуть, но предпочел остаться на борту до конца. [ 15 ]
Поначалу казалось, что Прокофьев остался практически невредимым, однако при обследовании в больнице были обнаружены переломы двух позвонков , ног и повреждения кишечника . [ 15 ] Журналист Лазарь Бронтман, беседовавший с Прокофьевым в больнице 4 апреля 1939 года, напомнил, что Прокофьев планировал серию новых рекордных полетов 10 мая 1939 года или позже, в зависимости от погодных условий. [ 16 ] Однако 23 апреля Прокофьев смертельно застрелился. [ 17 ] Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище .
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Поскольку Советский Союз не участвовал в ФАИ, советские рекорды не были признаны ФАИ.
- ^ Шейлер, 2000, с. 20
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гарри, Кассиль
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Druzhinin
- ^ Дюранти, Уолтер (25 сентября 1933 г.). «Большой советский воздушный шар отказывается подниматься в воздух» . «Нью-Йорк Таймс» , 24 сентября 1933 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ «Удача на воздушном шаре» . Журнал Time , 2 октября 1933 года. 2 октября 1933 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2010 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ «Высочайший» . Журнал Time , 9 октября 1933 года. 9 октября 1933 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2010 года . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ Дюранти, Уолтер (1 октября 1933 г.). «Советские воздухоплаватели поднялись на высоту 19,8 миль и установили мировой рекорд» . «Нью-Йорк Таймс» , 1 октября 1933 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Кемпферт, Вальдемар (8 октября 1933 г.). «Неделя в науке: рекордные высоты» . «Нью-Йорк Таймс» , 8 октября 1933 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ↑ Журнал "Источник", Заявления следственной комиссии.
- ^ Jump up to: а б Предшественники, СССР-1 и Осоавиахим-1 , имели объём 20 и 25 тысяч кубических метров, но американские «Эксплореры» были сравнительно больше — 85 и 107 тысяч кубических метров. Райан, стр. 52 и 55. Все объёмы были указаны для полностью надутых, в условиях высокогорья, когда мешок расширяется почти по идеальной сфере .
- ↑ Бронтман вспоминал, что в октябре 1936 года Прокофьев серьёзно рассматривал возможность переброски своей части в Оренбург из-за превосходной погоды — Бронтман, 1 октября 1936 года.
- ^ Райан, стр. 52-58.
- ^ Райан, с. 99
- ^ Jump up to: а б с Бронтман, 16 марта 1939 г.
- ↑ Бронтман, 4 апреля 1939 г.
- ↑ Бронтман, 16 мая 1939 г.
Источники
[ редактировать ]- Бронтман, Лазарь (1939). «Дневники 1939-1940 годов» . Проверено 11 апреля 2009 г.
- Дружинин, Ю. А. (2006). «Полёты в стратосферу в СССР в 1930-е гг. ( Полёты в стратосферу в СССР в 1930-е годы » ) Вопросы по истории эстетики и техники (на русском языке) (4). Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 г.
- Garry, A., Kassil, L. (1934). Potolok mira (Потолок мира) . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Istochnik journal staff (1997). "Dokumenty o katastrophe stratostata Osoaviakhim-1 ( Документы о катастрофе стратостата Осоавиахим-1 )" . Istochnik (in Russian) (2).
- Райан, Крейг (2003). Предастронавты . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-748-0 .
- Шейлер, Дэвид (2000). Катастрофы и происшествия в пилотируемом космосе . Спрингер. стр. 20–22. ISBN 978-1-85233-225-9 .
- Советские воздухоплаватели
- Советские изобретатели
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Офицеры советских ВВС
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- 1902 рождения
- 1939 смертей
- Рекордсмены полётов на воздушном шаре
- Рекордсмены российской авиации
- Рекордсмены советской авиации
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Советском Союзе