Дора Брайт

Дора Эстелла Нэтчбулл (урожденная Брайт ; 16 августа 1862 — 16 ноября 1951) — британский композитор и пианистка. Она сочиняла произведения для оркестра, клавишных и голоса, а также музыку для оперы и балета. [ 1 ] в том числе балеты в исполнении танцовщицы Аделины Жене . [ 2 ]
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]
Дора Брайт родилась по адресу 375 Glossop Road, Ecclesall Bierlow в Шеффилде , Йоркшир. [ 3 ] Ее отцом был Огастес Брайт. [ 4 ] производитель столовых приборов и продавец скобяных изделий. Он был внуком ювелира и часовщика Исаака Брайта, который был одним из основателей еврейской общины Шеффилда, поселившись там ок. 1786. [ 5 ] Огастус также занимал должность вице-консула в Бразилии. [ 6 ] и как капитан Халламширского добровольческого стрелкового корпуса . Он был скрипачом-любителем, и в 1873 году девятилетняя Дора выступила вместе с ним на благотворительном концерте для его воинской части. [ 4 ] Он умер 1 ноября 1880 года в возрасте 50 лет. [ 6 ] Его бизнес унаследовала вдова, но в 1882 году он обанкротился. [ 4 ]
Матерью Доры была Кэтрин Ковени Питт. [ 7 ] актриса, драматург и руководитель театральной труппы. [ 4 ] Также известная как Кейт Питт или миссис Огастес Брайт, она была дочерью актеров Чарльза Дибдина Питта и Эллен Ковени. [ 8 ] Чарльз Дибдин Питт, сын драматурга Джорджа Дибдина Питта , был арендатором Королевского театра в Шеффилде до своей смерти 21 февраля 1866 года в возрасте 47 лет. [ 9 ] и его вдова сменила его на посту арендатора этого театра. [ 10 ] Среди работ Кейт Питт были пьесы «Не ложь, но непостоянство» , «Noblesse Oblige» , «Брэкен Холлоу» и «Грех Наоми» . [ 8 ] Она адаптировала еще одну пьесу « Дайк Дэйна » из собственного романа «К третьему и четвертому поколению» . В 1881 году Дора вместе со своей матерью играла в «Дайке Дэйна» в Королевском театре. [ 11 ]
Королевская академия и гастроли
[ редактировать ]
Во время учебы в Королевской музыкальной академии в 1881–1889 гг. [ 2 ] Среди учителей Брайта были Уолтер Макфаррен и Эбенезер Праут . [ 12 ] Она была первой женщиной, получившей медаль Чарльза Лукаса за композицию за « Аир и вариации для струнного квартета» в 1888 году. [ 1 ] В круг ее близких друзей входили однокурсники Эдвард Герман и его невеста Этель Мэри Бойс . [ 13 ] Впоследствии Бойс был ее партнером в концертных исполнениях фортепианного дуэта Брайта «Вариации на оригинальную тему сэра Г.А. Макфаррена» , названного в честь Джорджа Александра Макфаррена , брата их учителя. [ 7 ]
В 1889, 1890 и 1892 годах она совершила концертные поездки по Германии, включая Дрезден, Кельн и Лейпциг, с исполнением своего Фортепианного концерта ля минор. [ 7 ] Концерт также был исполнен в Хрустальном дворце под руководством Августа Маннса в 1891 году. В 1892 году она стала первой женщиной, приглашенной выступить на концерте Филармонического общества , где она была солисткой в своей новой Фантазии № 2 для фортепиано с оркестром. [ 14 ] В том же году она вышла замуж за Уиндема Нэтчбулла (1829–1900), капитана 3-го драгунского гвардейского полка и правнука Эдварда Нэтчбулла, 7-го баронета Мершам-Хетча . [ 15 ] Он был на 33 года старше ее и умер в 1900 году, оставив ее богатой вдовой. [ 16 ] После этого она жила в Бабингтон-Хаусе в Бэбингтоне , Сомерсет. [ 17 ] (дом семьи Нэтчбуллов) и стал местным лидером благотворительных любительских постановок, таких как постановки Гилберта и Салливана . комических опер [ 4 ]
Театр и балет
[ редактировать ]Примерно с 1897 года ее пианистская карьера пошла на убыль. Она сменила направление в сторону сочинения музыки для театра и балета. Ранний успех в этой линии пришел в 1903 году, когда «Танцующая девушка и идол» , восточное фэнтези на слова Эдит Литтелтон , была показана в любительской постановке на престижном благотворительном мероприятии в Чатсуорт-Хаусе . [ 7 ] В 1904 году пьеса снова была исполнена в Чатсуорте по королевской просьбе, поскольку король Эдвард пропустил представление 1903 года из-за болезни. [ 18 ]
Она также была композитором балетов, созданных вместе с Аделиной Жене. [ 2 ] в сотрудничестве, в котором также участвовал дизайнер К. Вильгельм . Среди этих балетов были «Дриада» (ставшая самой известной), «Камарго» и «Танец» . Помимо танцев в Лондоне, Жене исполняла их во время своих успешных туров по Америке, Австралии и Новой Зеландии. [ 19 ] Брайт также аранжировал музыку к «Песне о любви» , сюите танцев для Жени и Антона Долин , которую Жене танцевала в последний раз в Колизее в феврале 1933 года. [ 20 ] [ 21 ]
Брайту и Жене приписывают «возвращение английского балета в центр лондонского театра», и они сыграли ключевую роль в создании Королевской академии танца . [ 14 ]
Более поздняя карьера и смерть
[ редактировать ]Брайт продолжала сочинять оркестровую музыку и в 20 веке: ее «Вариации для фортепиано с оркестром» были закончены во время пребывания в Париже в 1910 году. Бретонская сюита была исполнена на выпускных вечерах в августе 1917 года. [ 4 ] 8 апреля 1937 года она исполнила оркестровый фортепианный концерт для BBC Radio . В 1938 году она собрала деньги на восстановление небольшой церкви на территории своего дома, Бабингтон-Хаус, приписываемой сэру Кристоферу Рену . [ 22 ] 28 апреля 1939 года BBC транслировала ее игру из Бабингтон-хауса. [ 7 ]
Примерно в 1940 году Брайт начал работать в журнале Musical Opinion . Ее сотрудничество с журналом совпало с изменением его редакционной политики на резко реакционный курс и сокращением читательской аудитории. [ 23 ]
Она умерла в Бабингтоне в 1951 году в возрасте 89 лет. [ 20 ]
Работает
[ редактировать ]
Многие из ее работ не сохранились. [ 3 ] Избранные работы включают:
Балеты
- Дриада (25 марта 1907, Театр Playhouse , Лондон) [ 24 ]
- Фавн (10 октября 1910, Эмпайрский театр эстрады , Лондон) [ 25 ]
- Ла Камарго (20 мая 1912, Лондонский Колизей ) [ 26 ]
- Танец (17 декабря 1912, Метрополитен-опера , Нью-Йорк) [ 27 ]
- Приключение танцора (11 октября 1915, Лондонский Колизей) [ 28 ]
- Песня о любви (2 февраля 1933, Лондонский Колизей) [ 21 ]
Фортепиано с оркестром
- Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1888) [ 29 ]
- Фантазия № 2 соль минор (1892)
- Вариации для фортепиано с оркестром (1910) [ 2 ] [ 29 ]
Оркестровый
- Сюита для оркестра (1891)
- Песня о любви для оркестра (1897)
- Concertstück для шести литавр с оркестром (ок. 1915) [ 2 ]
- Бретонская сюита для флейты с оркестром (1917) [ 2 ]
Инструментальная и Камерная
- Ария с вариациями для струнного квартета (1888)
- Пять пьес для скрипки и фортепиано, паб. Эдвин Эшдаун (1891)
- Романс и Сегидилья для флейты и фортепиано (1891) [ 30 ]
- Вариации на оригинальную тему сэра Г. А. Макфаррена , фортепианный дуэт (1894)
Песни
- Двенадцать песен (1889) (текст Шекспира , Херрика и др.)
- Там сидит птица (1891), (текст Томас Инголдсби ), паб. Питт и Хацфельд
- Шесть песен из Книги джунглей (1903) (текст Киплинга ), паб. Элкин и Ко [ 31 ]
Опера
- Тень Куонг Лунга (1903) [ 32 ]
- Портрет (1911)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фуллер, Софи (2001). «Яркая (Нэтчбулл) Дора (Эстелла)». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 4. Лондон: Макмиллан. стр. 353–354. ISBN 0-333-60800-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фуллер, Софи (2004). «Брайт (женское имя Нэтчбулл), Дора Эстелла». У Мэтью ХГЧ; Харрисон, Брайан (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 7. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 617–618. ISBN 0-19-861357-1 . OCLC 178927692 .
- ^ Jump up to: а б Фуллер, Софи (1994). Руководство Pandora для женщин-композиторов . Лондон: Пандора. стр. 72–74 . ISBN 0-04-440897-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Трюбгер, Роз. «Дора Брайт 1862 – 1951» . Музыкальное издательство Трюбхер . Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ Космин, Барри А.; Бауэр, Марзи; Гриззард, Найджел (1976). Евреи Стального города: исследование этнической принадлежности и социальной мобильности еврейского населения города Шеффилд, Южный Йоркшир . Лондон: Исследовательский отдел, Совет депутатов британских евреев . стр. 2–5.
- ^ Jump up to: а б "Летальные исходы" . Стандарт . Лондон. 4 ноября 1880 г. с. 1 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из архива британских газет.
- ^ Jump up to: а б с д и Венцель, Силке (7 ноября 2011 г.). «Дора Брайт» . Музыка и гендер в Интернете (MUGI). Музыкальное образование и гендерные исследования (на немецком языке). Гамбургский университет музыки и театра. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Грех Наоми» . Эра . Лондон. 11 мая 1879 г. с. 6 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Смерть мистера Чарльза Питта» . Эра . Лондон. 25 февраля 1866 г. с. 11 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Реклама и уведомления» . Эра . Лондон. 1 июля 1866 г. с. 16 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Дайк Дэйна» . Эра . Лондон. 27 августа 1881 г. с. 7 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ Бертон, Найджел (1994). «Яркая, Дора (Эстелла)». В Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан (ред.). Словарь женщин-композиторов New Grove . Лондон: Макмиллан. стр. 84–85. ISBN 0-333-51598-6 .
- ^ Рис, Брайан (1986). Музыкальный миротворец: жизнь и творчество сэра Эдварда Джермана . Борн-Энд, Бакингемшир: Kensal Press. п. 35. ISBN 0-946041-49-0 .
- ^ Jump up to: а б Энтони Билтон. Дора Брайт: ее жизнь и творчество на публике , Equinox Publishing (2023)
- ^ Мосли, Чарльз, изд. (1999). «Брабурн». Пэрство и баронет Берка . Том. 1. Швейцария:Пэрство Берка. стр. 348–349. ISBN 2-940085-02-1 .
- ^ Роберт Мэтью-Уокер. Примечания к компакт-диску SOMM 273 (2019 г.)
- ^ Пауэлл, Вайолет (1998). Платформа отправления: автобиография . Лондон: Хайнеманн. стр. 25–26. ISBN 0-434-00507-Х .
- ^ «Король и королева в Чатсуорте» . Таймс . № 37284. Лондон. 7 января 1904 г. с. 7 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ^ Причард, Джейн (2004). «Джене (имя в браке Иситт), дама Аделина». У Мэтью ХГЧ; Харрисон, Брайан (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 21. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 741–744. ISBN 0-19-861371-7 .
- ^ Jump up to: а б «Некролог: Дора Брайт», в The Stage , 22 ноября 1951 г., стр. 11
- ^ Jump up to: а б «Колизей» . Таймс . Лондон. 3 февраля 1933 г. с. 8 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ^ «Смерть миссис Доры Нэтчбулл», в The Somerset Standard , 23 ноября 1951 г., стр. 1
- ^ «Значение Брайана» . www.havergalbrian.org .
- ^ Лукас, Джон (2008). Томас Бичем: Одержимость музыкой . Вудбридж: Бойделл Пресс. п. 33. ISBN 978-1-84383-402-1 .
- ^ «Театр Империя» . Таймс . Лондон. 11 октября 1910 г. с. 10 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ^ «Ла Камарго» . Таймс . Лондон. 21 мая 1912 г. с. 8 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ^ «Презентация Аделины Жене. Утренник под редакцией Метрополитен-опера: 17.03.1912» . Архив Метрополитен-опера . Проверено 4 февраля 2013 г.
- ^ «Мадемуазель Жене в новом балете» . Таймс . Лондон. 12 октября 1915 г. с. 11 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ^ Jump up to: а б СОММ CD273 (2019)
- ^ Музыка для флейты женщин-композиторов , Dutton Epoch CDLX 7409 (2024)
- ^ Оценка на IMSLP
- ↑ Музыкальный вестник , 1 сентября 1903 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Доры Брайт в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Архив LiederNet
- Поиски музыки и бумаг Доры Брайт
- Фортепианные концерты Доры Брайт и Рут Гиппс : примечания к SOMMCD 273 (2019) Роберта Мэтью Уокера
- 1862 рождения
- 1951 смертей
- Британцы 20-го века
- Английские композиторы-романтики
- Английские композиторы-классики
- Британские женщины-композиторы-классики
- Английские классические пианисты
- Английские пианистки
- Британские композиторы балета
- Английские оперные композиторы
- Музыканты из Шеффилда
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Англичане еврейского происхождения
- Женщины-оперные композиторы
- Семья Нэтчбуллов
- Английские женщины-музыканты XX века
- Женщины-композиторы XX века
- Женщины-композиторы XIX века
- Английские женщины XIX века
- Женщины-пианистки XIX века
- Женщины-пианистки XX века