Jump to content

Дора Брайт

Брайт в «Наброске» , 11 декабря 1901 г.

Дора Эстелла Нэтчбулл (урожденная Брайт ; 16 августа 1862 — 16 ноября 1951) — британский композитор и пианистка. Она сочиняла произведения для оркестра, клавишных и голоса, а также музыку для оперы и балета. [ 1 ] в том числе балеты в исполнении танцовщицы Аделины Жене . [ 2 ]

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]
Брайт в 1889 году

Дора Брайт родилась по адресу 375 Glossop Road, Ecclesall Bierlow в Шеффилде , Йоркшир. [ 3 ] Ее отцом был Огастес Брайт. [ 4 ] производитель столовых приборов и продавец скобяных изделий. Он был внуком ювелира и часовщика Исаака Брайта, который был одним из основателей еврейской общины Шеффилда, поселившись там ок. 1786. [ 5 ] Огастус также занимал должность вице-консула в Бразилии. [ 6 ] и как капитан Халламширского добровольческого стрелкового корпуса . Он был скрипачом-любителем, и в 1873 году девятилетняя Дора выступила вместе с ним на благотворительном концерте для его воинской части. [ 4 ] Он умер 1 ноября 1880 года в возрасте 50 лет. [ 6 ] Его бизнес унаследовала вдова, но в 1882 году он обанкротился. [ 4 ]

Матерью Доры была Кэтрин Ковени Питт. [ 7 ] актриса, драматург и руководитель театральной труппы. [ 4 ] Также известная как Кейт Питт или миссис Огастес Брайт, она была дочерью актеров Чарльза Дибдина Питта и Эллен Ковени. [ 8 ] Чарльз Дибдин Питт, сын драматурга Джорджа Дибдина Питта , был арендатором Королевского театра в Шеффилде до своей смерти 21 февраля 1866 года в возрасте 47 лет. [ 9 ] и его вдова сменила его на посту арендатора этого театра. [ 10 ] Среди работ Кейт Питт были пьесы «Не ложь, но непостоянство» , «Noblesse Oblige» , «Брэкен Холлоу» и «Грех Наоми» . [ 8 ] Она адаптировала еще одну пьесу « Дайк Дэйна » из собственного романа «К третьему и четвертому поколению» . В 1881 году Дора вместе со своей матерью играла в «Дайке Дэйна» в Королевском театре. [ 11 ]

Королевская академия и гастроли

[ редактировать ]
Уолтер Макфаррен

Во время учебы в Королевской музыкальной академии в 1881–1889 гг. [ 2 ] Среди учителей Брайта были Уолтер Макфаррен и Эбенезер Праут . [ 12 ] Она была первой женщиной, получившей медаль Чарльза Лукаса за композицию за « Аир и вариации для струнного квартета» в 1888 году. [ 1 ] В круг ее близких друзей входили однокурсники Эдвард Герман и его невеста Этель Мэри Бойс . [ 13 ] Впоследствии Бойс был ее партнером в концертных исполнениях фортепианного дуэта Брайта «Вариации на оригинальную тему сэра Г.А. Макфаррена» , названного в честь Джорджа Александра Макфаррена , брата их учителя. [ 7 ]

В 1889, 1890 и 1892 годах она совершила концертные поездки по Германии, включая Дрезден, Кельн и Лейпциг, с исполнением своего Фортепианного концерта ля минор. [ 7 ] Концерт также был исполнен в Хрустальном дворце под руководством Августа Маннса в 1891 году. В 1892 году она стала первой женщиной, приглашенной выступить на концерте Филармонического общества , где она была солисткой в ​​своей новой Фантазии № 2 для фортепиано с оркестром. [ 14 ] В том же году она вышла замуж за Уиндема Нэтчбулла (1829–1900), капитана 3-го драгунского гвардейского полка и правнука Эдварда Нэтчбулла, 7-го баронета Мершам-Хетча . [ 15 ] Он был на 33 года старше ее и умер в 1900 году, оставив ее богатой вдовой. [ 16 ] После этого она жила в Бабингтон-Хаусе в Бэбингтоне , Сомерсет. [ 17 ] (дом семьи Нэтчбуллов) и стал местным лидером благотворительных любительских постановок, таких как постановки Гилберта и Салливана . комических опер [ 4 ]

Театр и балет

[ редактировать ]

Примерно с 1897 года ее пианистская карьера пошла на убыль. Она сменила направление в сторону сочинения музыки для театра и балета. Ранний успех в этой линии пришел в 1903 году, когда «Танцующая девушка и идол» , восточное фэнтези на слова Эдит Литтелтон , была показана в любительской постановке на престижном благотворительном мероприятии в Чатсуорт-Хаусе . [ 7 ] В 1904 году пьеса снова была исполнена в Чатсуорте по королевской просьбе, поскольку король Эдвард пропустил представление 1903 года из-за болезни. [ 18 ]

Она также была композитором балетов, созданных вместе с Аделиной Жене. [ 2 ] в сотрудничестве, в котором также участвовал дизайнер К. Вильгельм . Среди этих балетов были «Дриада» (ставшая самой известной), «Камарго» и «Танец» . Помимо танцев в Лондоне, Жене исполняла их во время своих успешных туров по Америке, Австралии и Новой Зеландии. [ 19 ] Брайт также аранжировал музыку к «Песне о любви» , сюите танцев для Жени и Антона Долин , которую Жене танцевала в последний раз в Колизее в феврале 1933 года. [ 20 ] [ 21 ]

Брайту и Жене приписывают «возвращение английского балета в центр лондонского театра», и они сыграли ключевую роль в создании Королевской академии танца . [ 14 ]

Более поздняя карьера и смерть

[ редактировать ]

Брайт продолжала сочинять оркестровую музыку и в 20 веке: ее «Вариации для фортепиано с оркестром» были закончены во время пребывания в Париже в 1910 году. Бретонская сюита была исполнена на выпускных вечерах в августе 1917 года. [ 4 ] 8 апреля 1937 года она исполнила оркестровый фортепианный концерт для BBC Radio . В 1938 году она собрала деньги на восстановление небольшой церкви на территории своего дома, Бабингтон-Хаус, приписываемой сэру Кристоферу Рену . [ 22 ] 28 апреля 1939 года BBC транслировала ее игру из Бабингтон-хауса. [ 7 ]

Примерно в 1940 году Брайт начал работать в журнале Musical Opinion . Ее сотрудничество с журналом совпало с изменением его редакционной политики на резко реакционный курс и сокращением читательской аудитории. [ 23 ]

Она умерла в Бабингтоне в 1951 году в возрасте 89 лет. [ 20 ]

Работает

[ редактировать ]
Женщина в белой балетной юбке стоит на цыпочках, вытянув руки вверх.
Жене в Ла Камарго , ок. 1912 год

Многие из ее работ не сохранились. [ 3 ] Избранные работы включают:

Балеты

Фортепиано с оркестром

  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1888) [ 29 ]
  • Фантазия № 2 соль минор (1892)
  • Вариации для фортепиано с оркестром (1910) [ 2 ] [ 29 ]

Оркестровый

  • Сюита для оркестра (1891)
  • Песня о любви для оркестра (1897)
  • Concertstück для шести литавр с оркестром (ок. 1915) [ 2 ]
  • Бретонская сюита для флейты с оркестром (1917) [ 2 ]

Инструментальная и Камерная

  • Ария с вариациями для струнного квартета (1888)
  • Пять пьес для скрипки и фортепиано, паб. Эдвин Эшдаун (1891)
  • Романс и Сегидилья для флейты и фортепиано (1891) [ 30 ]
  • Вариации на оригинальную тему сэра Г. А. Макфаррена , фортепианный дуэт (1894)

Песни

Опера

  • Тень Куонг Лунга (1903) [ 32 ]
  • Портрет (1911)
  1. ^ Jump up to: а б Фуллер, Софи (2001). «Яркая (Нэтчбулл) Дора (Эстелла)». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 4. Лондон: Макмиллан. стр. 353–354. ISBN  0-333-60800-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Фуллер, Софи (2004). «Брайт (женское имя Нэтчбулл), Дора Эстелла». У Мэтью ХГЧ; Харрисон, Брайан (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 7. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 617–618. ISBN  0-19-861357-1 . OCLC   178927692 .
  3. ^ Jump up to: а б Фуллер, Софи (1994). Руководство Pandora для женщин-композиторов . Лондон: Пандора. стр. 72–74 . ISBN  0-04-440897-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Трюбгер, Роз. «Дора Брайт 1862 – 1951» . Музыкальное издательство Трюбхер . Проверено 18 декабря 2014 г.
  5. ^ Космин, Барри А.; Бауэр, Марзи; Гриззард, Найджел (1976). Евреи Стального города: исследование этнической принадлежности и социальной мобильности еврейского населения города Шеффилд, Южный Йоркшир . Лондон: Исследовательский отдел, Совет депутатов британских евреев . стр. 2–5.
  6. ^ Jump up to: а б "Летальные исходы" . Стандарт . Лондон. 4 ноября 1880 г. с. 1 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из архива британских газет.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Венцель, Силке (7 ноября 2011 г.). «Дора Брайт» . Музыка и гендер в Интернете (MUGI). Музыкальное образование и гендерные исследования (на немецком языке). Гамбургский университет музыки и театра. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Грех Наоми» . Эра . Лондон. 11 мая 1879 г. с. 6 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
  9. ^ «Смерть мистера Чарльза Питта» . Эра . Лондон. 25 февраля 1866 г. с. 11 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
  10. ^ «Реклама и уведомления» . Эра . Лондон. 1 июля 1866 г. с. 16 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
  11. ^ «Дайк Дэйна» . Эра . Лондон. 27 августа 1881 г. с. 7 . Проверено 19 декабря 2023 г. - через Newspapers.com.
  12. ^ Бертон, Найджел (1994). «Яркая, Дора (Эстелла)». В Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан (ред.). Словарь женщин-композиторов New Grove . Лондон: Макмиллан. стр. 84–85. ISBN  0-333-51598-6 .
  13. ^ Рис, Брайан (1986). Музыкальный миротворец: жизнь и творчество сэра Эдварда Джермана . Борн-Энд, Бакингемшир: Kensal Press. п. 35. ISBN  0-946041-49-0 .
  14. ^ Jump up to: а б Энтони Билтон. Дора Брайт: ее жизнь и творчество на публике , Equinox Publishing (2023)
  15. ^ Мосли, Чарльз, изд. (1999). «Брабурн». Пэрство и баронет Берка . Том. 1. Швейцария:Пэрство Берка. стр. 348–349. ISBN  2-940085-02-1 .
  16. ^ Роберт Мэтью-Уокер. Примечания к компакт-диску SOMM 273 (2019 г.)
  17. ^ Пауэлл, Вайолет (1998). Платформа отправления: автобиография . Лондон: Хайнеманн. стр. 25–26. ISBN  0-434-00507-Х .
  18. ^ «Король и королева в Чатсуорте» . Таймс . № 37284. Лондон. 7 января 1904 г. с. 7 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
  19. ^ Причард, Джейн (2004). «Джене (имя в браке Иситт), дама Аделина». У Мэтью ХГЧ; Харрисон, Брайан (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 21. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 741–744. ISBN  0-19-861371-7 .
  20. ^ Jump up to: а б «Некролог: Дора Брайт», в The Stage , 22 ноября 1951 г., стр. 11
  21. ^ Jump up to: а б «Колизей» . Таймс . Лондон. 3 февраля 1933 г. с. 8 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
  22. ^ «Смерть миссис Доры Нэтчбулл», в The Somerset Standard , 23 ноября 1951 г., стр. 1
  23. ^ «Значение Брайана» . www.havergalbrian.org .
  24. ^ Лукас, Джон (2008). Томас Бичем: Одержимость музыкой . Вудбридж: Бойделл Пресс. п. 33. ISBN  978-1-84383-402-1 .
  25. ^ «Театр Империя» . Таймс . Лондон. 11 октября 1910 г. с. 10 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
  26. ^ «Ла Камарго» . Таймс . Лондон. 21 мая 1912 г. с. 8 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
  27. ^ «Презентация Аделины Жене. Утренник под редакцией Метрополитен-опера: 17.03.1912» . Архив Метрополитен-опера . Проверено 4 февраля 2013 г.
  28. ^ «Мадемуазель Жене в новом балете» . Таймс . Лондон. 12 октября 1915 г. с. 11 . Проверено 19 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
  29. ^ Jump up to: а б СОММ CD273 (2019)
  30. ^ Музыка для флейты женщин-композиторов , Dutton Epoch CDLX 7409 (2024)
  31. ^ Оценка на IMSLP
  32. Музыкальный вестник , 1 сентября 1903 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce315f93cb18bfb7eab79d2f2bb852bd__1720413780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/bd/ce315f93cb18bfb7eab79d2f2bb852bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dora Bright - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)