Боязнь вождения
Боязнь вождения | |
---|---|
Специальность | Психология |
Боязнь вождения , [ 1 ] беспокойство за рулем , [ 1 ] [ 2 ] вехофобия , [ 3 ] амаксофобия или страх вождения ( DRF ) [ 4 ] патологический страх вождения. человека Это интенсивный, стойкий страх участия в автомобильном движении (или в других транспортных средствах), который влияет на образ жизни , включая такие аспекты, как неспособность участвовать в определенных работах из-за патологического избегания вождения. [ 5 ] [ 4 ] [ 6 ] Страх вождения может быть вызван конкретными дорожными ситуациями, например, ездой по скоростной автомагистрали или плотным движением транспорта. [ 7 ] Тревога за рулем может варьироваться от легкого осторожного беспокойства до фобии .
Симптомы
[ редактировать ]Страх вождения связан с различными физическими и субъективными эмоциональными симптомами, которые несколько варьируются от человека к человеку. Например, физические симптомы могут включать повышенное потоотделение , тахикардию (патологическое ускорение сердечного ритма) или гипервентиляцию . На когнитивном уровне пациент может испытывать потерю чувства реальности или мысли о потере контроля во время вождения, даже в достаточно безопасных ситуациях. [ 8 ] На поведенческом уровне избегание вождения имеет тенденцию закреплять фобию. У пациентов, у которых амаксофобия развилась после серьезного дорожно-транспортного происшествия, часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое может включать в себя навязчивые мысли или тревожные сны о первоначальном столкновении и/или другие типичные симптомы ПТСР. [ 8 ] Примечательной частью симптоматики после столкновения является синдром фантомного торможения . Это частично непроизвольное или непреднамеренное нажатие пассажиром ноги на пол автомобиля в рефлекторной попытке «затормозить». Такое непреднамеренное поведение обычно возникает у опытных водителей, когда они сидят в качестве пассажира рядом с менее компетентным человеком, который управляет транспортным средством, как рефлекторная реакция на потенциально опасные дорожные ситуации. Синдром фантомного торможения особенно распространен у выживших после серьезных автомобильных столкновений. [ 9 ]
Сопутствующие условия
[ редактировать ]Некоторые пациенты с фобией вождения также описывают черты, соответствующие различным другим тревожным расстройствам , включая паническое расстройство , агорафобию , специфическую фобию и социальную фобию . [ 5 ] Большинство выживших в серьезных автомобильных авариях, как правило, испытывают только фобию вождения, но они часто сообщают о генерализованной тревоге как о части своего посттравматического расстройства адаптации. [ 10 ] [ ненадежный источник ] Амаксофобия, как правило, усугубляется постоянной болью, вызванной автокатастрофой, и связанной с болью бессонницей , а также стойкими симптомами после сотрясения мозга и хлыстовой травмы , вызванными аварией. Симптомы посттравматического стрессового расстройства, например, в виде воспоминаний, таких как навязчивые образы истекающего кровью человека, пострадавшего в той же автокатастрофе, также могут способствовать развитию амаксофобии. Корреляция показателей посттравматического стрессового расстройства с показателями тревожности за рулем значительна и варьируется от 0,31 до 0,79. [ 11 ]
Причины
[ редактировать ]Существует три основные категории фобий вождения, различающихся по своему началу. [ 12 ]
Наиболее распространенной причиной страха вождения являются дорожно-транспортные происшествия. Таким образом, амаксофобия часто развивается как реакция на особо травмирующее столкновение транспортных средств. Бек и Коффи сообщили, что 25–33% людей, попавших в автомобильное столкновение, связанное с травмами и соответствующим обследованием в больнице, впоследствии испытывают страх перед вождением автомобиля. [ 8 ] Хиклинг и Бланшар [ 13 ] и Куч, Суинсон и Кирби [ 14 ] обнаружили более высокий уровень фобии вождения: от 42% до 77%. Большинство опытных водителей, испытывающих страх перед вождением после серьезных столкновений, оценивают себя как более безопасных водителей, чем в среднем, хотя физически и эмоционально они чувствуют себя слишком некомфортно. [ 5 ] У некоторых пациентов страх обостряется в очень специфических ситуациях, например, когда они находятся рядом с крупными транспортными средствами (грузовиками, автобусами), но у других страх может быть вызван уже просто тем, что они садятся в машину, или даже просто мыслью о том, что придется снова это сделать. путешествие на машине в ближайшее время. Для врачей было разработано несколько психологических опросников для оценки интенсивности ситуации и аспектов тревожности за рулем у начинающих водителей, а также у опытных водителей, травмированных недавним автомобильным столкновением. [ 15 ] [ ненадежный источник ] Некоторые начинающие водители и пассажиры, которые никогда не попадали в серьезные автомобильные аварии, также сообщают о симптомах амаксофобии. [ 5 ] У некоторых пациентов страх вождения может быть продолжением агорафобии. [ 5 ]
Уход
[ редактировать ]Наиболее распространенным методом лечения как фобии вождения, так и более легких форм тревоги за вождение является поведенческая терапия. [ 16 ] в виде систематической десенсибилизации . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Новый подход к лечению амаксофобии заключается в использовании терапии виртуальной реальности . [ 19 ] При повторном воздействии, например, через устройства, подобные видеоиграм, субъективный дистресс постепенно уменьшается: впоследствии пациент может с большей готовностью приступить к вождению в реальных жизненных ситуациях в качестве следующего этапа экспозиционной терапии . [ нужна ссылка ]
Психологическая оценка
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
различные опросники Для оценки тревожности за рулем были разработаны .
- Исследование поведения вождения (DBS) [ 20 ] состоит из 20 пунктов, каждый из которых оценивается по шкале от 1 до 7; например: «Мне трудно оставаться на правильной полосе».
- Опросник познавательных способностей вождения (DCQ) [ 21 ] также состоит из 20 пунктов. Они оцениваются по шкале от 0 до 4. Некоторые пункты этого опросника оценивают связанные с этим социальные тревоги и проблемы самооценки, например: «Люди подумают, что я плохой водитель». Подобные проблемы с самооценкой относительно редки у пациентов с амаксофобией после аварии, некоторые из которых десятилетиями водили машину без столкновений и без эмоционального дискомфорта.
- Шкала предотвращения вождения и езды на велосипеде (DRAS) [ 22 ] также состоит из 20 пунктов. Они оцениваются от 0 до 4. 20 пунктов описывают различные ситуации, в которых следует избегать вождения. Как обсуждали Тейлор и Саллман, [ 23 ] формулировки пунктов DRAS допускают ответы, которые не обязательно основаны на страхе вождения, но могут также включать экономические или практические вопросы. Например, путешествие на поездах метро или трамвае в центре некоторых крупных городов Северной Америки или Европы происходит гораздо быстрее, чем на автомобиле, и/или позволяет экономить как бензин, так и плату за парковку.
- Опросник тревожности транспортных средств , разработанный канадским психотерапевтом Джеймсом Уэтстоуном, оценивает фобию вождения у выживших в автокатастрофах. [ 15 ] Анкета Уэтстоуна особенно подходит для оценки опытных, но травмированных водителей и отображает фобию вождения по 6 измерениям: (1) компенсирующее поведение за рулем (пункты 1–6), (2) тревоги пассажиров (пункты 7–10), (3) физические проявления тревоги (вопросы с 11 по 16), (4) ограничения подвижности (вопросы с 17 по 21), (5) избегающее поведение (вопросы с 22 по 26) и (6) проблемы стабильности личности и отношений (вопросы с 27 по 31). ). Ответы на вопросы точильного камня могут оцениваться от 0 до 3 в зависимости от серьезности. При клиническом использовании в качестве последней части опросника Уэтстона пациентов также просят дать оценку по шкале от 1 до 10 степени беспокойства водителя или пассажира после столкновения, а затем также отдельно оценку их состояния. беспокойство водителя и пассажира за годы до столкновения. В исследовании по проверке критериев сравнивались ответы на анкету Уэтстона 53 выживших в автокатастрофах и 24 обычных людей из контрольной группы; не было совпадения между распределением баллов в группе пациентов (самый низкий балл — 23) и контрольной группе (самый высокий балл — 19). Конвергентная валидность также была весьма удовлетворительной: между опросником Уэтстона и другими опросниками была обнаружена высокая корреляция. Было обнаружено, что баллы точильного камня также сильно коррелируют с физическими и психическими симптомами после аварии. Была также обнаружена значительная корреляция между Уэтстоуном и опросником автомобильной тревожности Штайнера (см. ниже).
- В статье Уэтстоуна также представлен полный текст Анкеты тревожности при вождении (DAQ) , которая состоит из списка ситуаций вождения, которые пациенты оценивают по шкале от «Нет тревоги» до «Сильная тревога». Этот список состоит из 14 ситуативных позиций, которые пациент оценивает сначала как водитель, а затем отдельно как пассажир. Исследование Whetstone et al. сообщили также о психометрических результатах опроса DAQ: его коэффициенты конвергентной валидности были удовлетворительными. DAQ особенно хорошо подходит поведенческим терапевтам для разработки индивидуальной экспозиционной терапии для каждого конкретного пациента. Примечательной частью этого опросника является измерение синдрома фантомного торможения (частично непроизвольное или непреднамеренное нажатие пассажиром ноги на пол автомобиля в рефлекторной попытке «затормозить»; эта реакция характерна для опытных водителей, выживших в автокатастрофах). при поездке на пассажирском сиденье). [ 15 ]
- Уэтстон и др. также рассматривает Опросник автомобильной тревожности (AAI), разработанный в Онтарио Леоном Штайнером. [ 24 ] [ ненадежный источник? ] AAI Штайнера представляет собой опросник из 23 пунктов, из которых 18 оцениваются на дихотомической основе (1 = Да, 0 = Нет). Его конвергентная валидность адекватна. [ 24 ] Большинство вопросов AAI сравнивают уровень беспокойства за рулем до аварии с уровнем после аварии. AAI написан на относительно простом английском языке. Анкета Штайнера AAI особенно хорошо подходит для пациентов, которые читают редко или неохотно, или для тех, кто имеет лишь начальные знания письменного английского языка. Поскольку каждый из этих трех опросников (т.е. Уэтстона, Штайнера и DAQ) имеет несколько разную направленность, часто бывает полезно использовать все три вместе в клинических оценках, если имеется достаточно времени. [ нужна ссылка ]
- Еще одним инструментом психологической оценки является опросник Гутьерреса , разработанный Хайме Гутьерресом. [ 10 ] Многоплановая оценка тревожности за рулем осуществляется путем отдельного использования пунктов 54–65 опросника Гутьерреса. Его задания оценивают физические реакции с момента аварии, во время нахождения в автомобиле, связанные с этим чувства, поведение, например, избегание поездок на машине или синдром фантомного торможения водителей при поездке в качестве пассажира (рефлекторное нажатие ногой на пол в ситуациях, субъективно воспринимаемых как потенциально опасен). Анкета Гутьерреса также включает пункты, перечисляющие различные ситуации вождения: пациент должен отметить те, которые связаны с тревогой. Это дает полезные данные для систематической десенсибилизирующей терапии. [ 16 ] беспокойства за рулем.
Эпидемиология
[ редактировать ]О распространенности тревожности за рулем известно немного. Одно исследование показало, что 16% взрослых Новой Зеландии испытывают «страх вождения от умеренной до тяжелой степени». [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Зинцов, Хайди М.; Джеффирс, Стефани М. (январь 2018 г.). «Вождение агрессии и тревоги: пересечения, оценка и вмешательство» . Журнал клинической психологии . 74 (1): 43–82. дои : 10.1002/jclp.22494 . ISSN 1097-4679 . ПМИД 28636768 .
- ^ «р/тревога за рулем» . Реддит . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ «Аааа! Исследование выявило самые популярные фобии в трех штатах» . ВНБК . 9 октября 2018 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джоан; Дин, Фрэнк; Подд, Джон (июнь 2002 г.). «Страх вождения: обзор». Обзор клинической психологии . 22 (5): 631–645. дои : 10.1016/s0272-7358(01)00114-3 . ПМИД 12113199 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тейлор, Джоан Э.; Дин, Фрэнк П.; Подд, Джон В. (сентябрь – октябрь 2000 г.). «Определение фокуса страхов вождения». Журнал тревожных расстройств . 14 (5): 453–470. дои : 10.1016/s0887-6185(00)00033-5 . ПМИД 11095540 .
- ^ Тейлор, Джоан Э. (2002). Понимание страха, связанного с вождением (кандидатская диссертация). Университет Мэсси .
- ^ Мэтью, Р.Дж.; Вейнман, М.Л.; Семчук, К.М.; Левин, Б.Л. (август 1982 г.). «Фобия вождения в городе Хьюстон: пилотное исследование». Американский журнал психиатрии . 139 (8): 1049–1051. дои : 10.1176/ajp.139.8.1049 . ПМИД 7091430 .
- ^ Jump up to: а б с Бек, Дж. Гейл; Коффи, Скотт Ф. (декабрь 2007 г.). «Оценка и лечение посттравматического стрессового расстройства после дорожно-транспортного происшествия: эмпирические данные и клинические наблюдения» . Профессиональная психология: исследования и практика . 38 (6): 629–639. дои : 10.1037/0735-7028.38.6.629 . ПМК 2396820 . ПМИД 18509507 .
- ^ Черновский, Зак З.; Фаттахи, Милад (15 июня 2021 г.). «Феномен фантомного торможения у выживших в автомобильных авариях» . Европейский журнал клинической медицины . 2 (3): 9–13. дои : 10.24018/clinicmed.2021.2.3.68 . ISSN 2736-5476 . S2CID 237395446 .
- ^ Jump up to: а б Гутьеррес, Хайме; Носонова Виталина; Черновский, Зак; Фаттахи, Милад; Тененбаум, Сильвия (2019). «Опросник Гутьерреса для оценки состояния пациентов после автомобильных аварий» (PDF) . Архив психиатрии и поведенческих наук . 2 (2): 10–21. ISSN 2638-5201 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2020 г.
- ^ Черновский, Зак З.; Фаттахи, Милад; Литман, Ларри К.; Даймонд, Дэвид М. (19 апреля 2021 г.). «Валидация контрольного списка посттравматического стрессового расстройства для DSM-5 (PCL-5) для пациентов, пострадавших в автомобильных авариях» . Европейский журнал медицинских и медицинских наук . 3 (2): 154–159. дои : 10.24018/ejmed.2021.3.2.790 . ISSN 2593-8339 . S2CID 236610072 .
- ^ Совет, Health Daily (22 сентября 2023 г.). «Распространенные причины амаксофобии» . Ежедневные советы по здоровью . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ Хиклинг, Эдвард Дж.; Бланшар, Эдвард Б. (июль – сентябрь 1992 г.). «Посттравматическое стрессовое расстройство и дорожно-транспортные происшествия». Журнал тревожных расстройств . 6 (3): 285–291. дои : 10.1016/0887-6185(92)90040-E .
- ^ Куч, Клаус; Суинсон, Ричард П.; Кирби, Марлен (октябрь 1985 г.). «Посттравматическое стрессовое расстройство после автомобильной аварии». Канадский журнал психиатрии . 30 (6): 426–427. дои : 10.1177/070674378503000610 . ПМИД 4063939 . S2CID 6092875 .
- ^ Jump up to: а б с Уэтстон, Джеймс Пол; и др. (2020). «Подтверждение меры амаксофобии Джеймса Уэтстона» (PDF) . Архив психиатрии и поведенческих наук . 3 (1): 23–33. ISSN 2638-5201 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Вулпе, Джозеф (1968). «Психотерапия реципрокным торможением» . Условный рефлекс . 3 (4). Издательство Стэнфордского университета: 234–40. дои : 10.1007/BF03000093 . ISBN 978-0804705097 . LCCN 58006709 . ПМИД 5712667 . S2CID 46015274 .
- ^ Рахман, С. (1967). «Систематическая десенсибилизация». Психологический вестник . 67 (2): 93–103. дои : 10.1037/h0024212 . ПМИД 6045340 .
- ^ Лауэр, Г. (1992). «Лечение фобии вождения» . Международный журнал психологии . 27 (3–4): 469. doi : 10.1080/00207599208246897 .
- ^ Уолш, Дэвид Г.; Льюис, Элизабет Дж.; Ким, Сунь И.; О'Салливан, Кэтлин; Видерхольд, Бренда К. (июнь 2003 г.). «Изучение использования компьютерных игр и виртуальной реальности в экспозиционной терапии страха вождения после автомобильной аварии» (PDF) . Киберпсихология и поведение . 6 (3): 329–234. дои : 10.1089/109493103322011641 . ПМИД 12855091 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2020 г.
- ^ Клэпп, Джошуа Д.; и др. (январь 2011 г.). «Обследование поведения вождения: построение и проверка шкалы» . Журнал тревожных расстройств . 25 (1): 96–105. дои : 10.1016/j.janxdis.2010.08.008 . ПМК 3006470 . ПМИД 20832988 .
- ^ Элерс, Анке ; и др. (2007). «Опросник по вождению: развитие и предварительные психометрические свойства». Журнал тревожных расстройств . 21 (4): 493–509. дои : 10.1016/j.janxdis.2006.08.002 . ПМИД 16982173 . S2CID 7839401 .
- ^ Стюарт, Алан Э.; Сент-Питер, Клэр С. (август 2004 г.). «Вождение и избегание езды после дорожно-транспортных происшествий в доклинической выборке: психометрические свойства нового показателя». Поведенческие исследования и терапия . 42 (8): 859–879. дои : 10.1016/S0005-7967(03)00203-1 . ПМИД 15178463 .
- ^ Тейлор, Джоан Э.; Саллман, Марк Дж. М. (май 2009 г.). «Что измеряет Шкала предотвращения вождения и езды (DRAS)?». Журнал тревожных расстройств . 23 (3): 504–510. дои : 10.1016/j.janxdis.2008.10.006 . ПМИД 19062251 .
- ^ Jump up to: а б Штайнер, Леон; Черновский, Зак (2020). «Конвергентная достоверность меры фобии вождения Леона Штайнера» (PDF) . Архив психиатрии и поведенческих наук . 3 (1): 45–50. ISSN 2638-5201 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июня 2020 г.
- ^ Тейлор, Джоан Э. (01 октября 2018 г.). «Степень и характеристики тревожности за рулем» . Транспортные исследования, часть F: Психология дорожного движения и поведение . 58 : 70–79. дои : 10.1016/j.trf.2018.05.031 . ISSN 1369-8478 . S2CID 149785869 .