Одежда в Польше
Одежда в Польше 1200-1795 ( Ubiory w Polsce ) — альбом Яна Матейко , впервые изданный в 1860 году. Альбом содержит десять досок, выполненных в технике литографии , на которых автор представил внешний вид польских костюмов на протяжении веков и разных социальных слоев. Одежда в Польше имеет значительную историческую ценность и является одним из крупнейших изданий по истории польской одежды. [ 1 ]
Описание работы
[ редактировать ]На титульном листе Матейко нарисовал готический триптих с Богоматерью Ченстоховской и епископами — Св. Адальбертом и Св. Станиславом . Триптих поддерживается ангелом со щитами и содержит изображения:
- Пястовский орел
- стремление Литвы
- Лев — знак Вацлава , чешского и польского короля.
Под ними находится Кракова XIV века и дата: 1860 год. герб [ 1 ] [ 2 ]
По бокам расположены фигуры, представляющие различные государства, одетые в средневековые костюмы. Каждый из них был помещен в отдельную аркаду, относящуюся к романскому стилю . [ 1 ] В аркадах, под фигурами, размещены два рисунка древнейших польских печатей, изображающие королеву Ричезу и Генриха Бородатого . [ 2 ] На обратной стороне титульного листа Матейко поместил расположение 9 групп фигур для всех досок. Компоновка таблицы сверху:
- на левой стороне большинство из них составляют учёные, духовенство, крестьяне, а иногда и евреи;
- в центре: знать, король и двор, горожане;
- справа: рыцари, магнаты, гильдии и братства.
Только на первой панели вместо крестьян художник рисует горожан, а вместо группы горожан художник поместил печать короля Чехии Вацлава . На центральном панно, изображающем короля и двор, художник поместил даты их правления, гербы и печати.
История
[ редактировать ]Первое издание « Одежды в Польше» вышло в свет в 1860 году. Оно было выполнено в технике литографии в типографии «Час» в Кракове . Размеры первого и второго изданий — 57,4×85,5 см. На титульном листе второго издания 1875 г. имеется надпись: «Издание Яна Матейко. Напечатано литографией. М. Сальба. Издание второе, 1875 г. - право собственности сохранено». [ 3 ]
В 1879 году Матейко опубликовал «Объяснения десяти столов с одеждой в Польше» — альбом, в котором собрана информация о произведениях искусства и местах, на которые художник ссылался и которые использовал при рисовании гербов и фигур отдельных групп. Однако Матейко не называет имена авторов зарубежных работ и публикаций. есть несколько ошибок В пояснениях . Например, на третьей панели фигура короля, представляющая собой рисунок со скульптуры Вейта Стосса , представляет Казимира Ягеллончика, а не Владислава Ягелло , как сказал Матейко. Фигура Альбрехта Ласки из V Таблицы группы «Магнаты», по замыслу художника, нарисована по мотивам медали и гравюры на дереве. Однако медаль Лаского не имеет никакого сходства с изображением в « Одежде в Польше». [ 3 ] [ 4 ]
Третье издание вышло в Варшаве в 1901 году, после смерти Яна Матейко. Изменились размеры (21×29 см), как и название: Одежда в Старой Польше . В этом издании каждая группа помещена на отдельной карточке, согласно порядку в Пояснениях .
Четвертое издание « Одежда в Польше» было опубликовано в 1967 году издательством Wydawnictwo Literackie в Кракове . По техническим причинам оно имеет такой же размер, как и третье издание 1901 года. Десять листов и виньетка были основаны на первом издании, а отдельные группы листов воспроизведены с цветных копий, сделанных Романом Хеннелем по копии из Ягеллонская библиотека , раскрашенная Яном Матейко. Эскизы и этюды фигур, костюмов, оружия и гербов большей частью происходят из собраний Национального музея в Кракове , Дома Яна Матейко. [ 3 ]
Матейко разработал одежду в Польше на основе материалов, собранных с юности. Альбом и дневник художника под названием «Скарбчик» с годами пополнялся рисунками на кальке, этюдами и заметками. Во время учебы на художника большое впечатление произвели портфолио исследователей истории польской культуры и памятников: Амброжи Грабовского, Юзефа Лепковского и Юзефа Мучковского. В файлах содержались разнообразные заметки, акварели, гравюры, рисунки и репродукции, которые были для него прекрасным источником информации из различных областей культуры. [ 3 ]
Матейко отобрал изображения людей в исторических костюмах на основе тысяч копий и рисунков, собранных в Скарбчике . Среди прочих есть скульптуры Вейта Штоса из костела Святой Марии и Вавельского собора , портреты епископов из францисканской церкви , портреты королей, и изображения профессоров Ягеллонского университета , картина XVIII века « Пляска смерти» из бернардинского костела, рисунки и записи, сделанные во время поездки, а также анализ скульптур, картин, медалей и печатей позволили Матейко увидеть многие фигуры в аутентичной одежде и собрать обширный материал о костюмах придворных, ученых, духовенства, горожан, дворянства и магнатов. В костюмах более ранних эпох некоторые детали основывались на памятниках, а группы сельских жителей создавались по образцу региональных костюмов. Для Матейко было важно не только точно воссоздать одежду, но и воссоздать лицо на современный лад, что заставило его нарисовать копии печати Болеслава Целомудренного. несколько раз. [ 3 ] Художник знал об огромном количестве материала, который необходимо было собрать для создания точного альбома по истории польского дизайна костюма, и был первым, кто опубликовал исходный труд в этой области. Отсутствие авторской подписи на титульных листах и таблицах доказывает, что Матейко считал «Одежду» составленным собранием костюмов, носимых в Польше, а не художественным произведением, тогда как работа над изданием стала основой творчества Матейко в области исторической живописи . [ 3 ]
Рисунки группы переносились Матейко на кальку литографскими чернилами, а затем отпечатывались на литографском камне. Из-за невозможности производства хромолитографических иллюстраций в Кракове графика выполнена одноцветной. Для этого художнику потребовалось раскрасить доски акварелью в первых двух экземплярах « Одежды» , а остальную часть отдали молодым художникам, чтобы они раскрасили их для него . Цветные экземпляры были переданы в дар Библиотеке Ягеллонов и Библиотеке Оссолинского во Львове. [ 3 ]
-
титульный лист второго издания « Одежды в Польше», 1875 г.
-
литографическая пластина для титульного листа второго издания « Одежды в Польше», 1875 г.
-
раскрашенная вручную открытка Яна Матейко
-
Скарбчик. Эскизы стоящих фигур, всадников, саней, голов, одежды XVI-XVII веков.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Одежда Матейко» . Zbigniew.mnk.pl .
- ^ Перейти обратно: а б Матейко, Ян (1967). Введение в: Одежда в Польше 1200-1795 гг. Яна Матейко . Краков: Wydawnictwo Literackie Kraków. стр. 5–27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ян Матейко (1967), Одежда в Польше 1200–1795 , Краков: Wydawnictwo Literackie, стр. 5–27.
- ^ Ян Матейко (1879 г.), Объяснения десяти таблиц одежды в Польше от Болеслава Целомудренного до Станислава Августа, опубликованные в 1860 г. , стр. 8.
Библиография
[ редактировать ]- Адам Бочнак; Владислав Конопчинский (1975). «Стефан Баторий». Польский биографический словарь XX, стр. 186.
- Необычные наряды собрал Ян Матейко , Gazeta Wyborcza, 24 октября 2012 г.
- «Выставка: Большой реквизитор художника. Костюмы и костюмы из коллекции Яна Матейко» . Краков.пл .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Альбом «Одежда в Польше 1200-1795», изд. 1875 , Ягеллонская цифровая библиотека.