Назарет-Конференции
Назаретские конференции положили начало проекту психоаналитиков из Англии, Израиля и Германии, чьи отцы и матери [1] призван внести свой вклад в процесс разрешения конфликтов , возникших между национальными группами. Причины этих конфликтов предполагались в коллективных предрассудках и обидах . Целью конференций была и остается реализация последующих проектов. [2] – осознать эти предрассудки и обиды и – в лучшем случае – отказаться от них. Десмонд Туту сравнил конференции в своем предисловии [3] за английское и немецкое издание книги о Назаретских конференциях [4] с Комиссией по установлению истины и примирению , созданной после окончания апартеида в Южной Африке. [5]
История
[ редактировать ]прошли долгий путь Отдельные психоаналитики и представляющие их организации, вступившие в Международную психоаналитическую ассоциацию (IPA), первая из трех конференций под названием « Назаретские конференции». , пока в 1994 году не состоялась 1934 год, когда Макс Эйтингон после бегства из Германии основал Палестинское, ныне Израильское Психоаналитическое Общество . [6] Из их рядов вышли некоторые из основателей этих конференций. [7]
Вторая линия истории проекта началась в 1957 году в Англии. Там Тавистокский институт [8] начал развивать более поздние так называемые Лестерские конференции, [9] «эмпирический эксперимент по групповым отношениям» – частично с использованием психоаналитических концепций, частично с концепциями «теории открытых систем». [10]
1977 Конгресс МПА. [11] впервые после войны и периода нацизма прошел в Иерусалиме. События на конгрессе активизировали в Германии и Израиле процессы размышлений и дискуссий, которые в 1985 году должны были иметь видимые последствия в обеих странах. В Иерусалиме в 1977 году немецкая группа пережила горький опыт отказа от своего желания провести следующий конгресс в Берлине – также впервые после Холокоста – но использовала это оскорбление для интенсивного процесса саморефлексии . В начале было понимание «иллюзии невинной традиции и истории ». [12] Результат был представлен на 34-м конгрессе IPA в 1985 году в Гамбурге на сопутствующей выставке, прослеживающей процесс саморефлексии. [13]
В этом же году в Израиле ОФЕК [14] была основана в результате стремления к самопознанию после Иерусалимского конгресса: организация, занимавшаяся изучением групповых процессов с помощью Лестерских конференций . [9] При поддержке и под руководством Эрика Миллера из Тавистокского института в Лондоне были организованы собственные групповые конференции по связям с ОФЕК в Израиле.
Вскоре после Конгресса IPA 1985 года в Гамбурге, вдохновленный им, Рафаэль Мозес [15] и его жена Рина Мозес Грушевски в Израиле предложили создать исследовательскую группу, которая должна инициировать рефлексивные процессы обеих групп в присутствии друг друга. Решение вступить в это предприятие и начать проект пришло в квартире четы Моисеев, как рассказал Шмуэль Эрлих , находившийся там в то время. [1] Но прошло еще девять лет – и первая попытка провалилась – прежде чем первая конференция 1994 года наконец состоялась в Назарете .
Поскольку некоторым участникам на первой и второй конференциях очень не хватало немецких евреев, Шмуэль Эрлих, уроженец Франкфурта, обратился к ним в открытом письме в 1999 году, незадолго до третьей конференции, призывая их принять участие. [16]
Долгий путь немецких психоаналитиков на этих конференциях, по мнению Германа Беланда, был [17] с одной стороны, вызвано «все еще коллективно эффективной» защитой немцев от визуализации Холокоста, а с другой стороны, отсутствием «убедительного понимания безумия, того, почему немцы этого хотели» (Холокост, прим. автора) . [18] Он подробно описал заблуждения и замешательства – свои и части немецкой группы – которые в конечном итоге привели к участию в этом проекте. С 1922 года прошло много времени, пока в 2007 году конгресс МПА в Берлине снова не стал возможен. [19] [20]

Директор по персоналу позвонил в группу супервайзеров [21] на первых трех конференциях в 1994 и 1996 годах в Назарете и в 2000 году в Бад-Зегеберге (Германия) участвовал Эрик Миллер . Его неожиданная смерть в 2002 году. [22] привела к переломному моменту, а также в том же году смерть Рафаэля Мозеса, который был сотрудником с самого начала. На Кипре в 2004 году они продолжили четвертую, а в 2006 году – пятую конференции: под новым названием, новым дизайном и с Антоном Обхольцером. [23] в качестве нового директора. 2007 ПКСА [2] была основана « Партнеры в противостоянии коллективным злодеяниям » – некоммерческая организация, с помощью которой основатели « Назаретских конференций» придали себе внешне видимую структуру. [24] С 2008 года PCCA взяла на себя руководство конференциями. [25] впервые В том же году палестинцы приняли участие, а на последующей конференции 2010 года они были представлены в составе Нимера Саида.
Задача и дизайн
[ редактировать ]Название трех Назаретских конференций – «Немцы и израильтяне: прошлое в настоящем». [26] – Такова была ее программа. В нем говорилось о двух национальных группах и предлагалось признать прошлые отношения между двумя целевыми группами в настоящем. Таким образом, конференции смогли стать местом, где индивидуальные и групповые идентичности могли встретиться и где была предоставлена возможность изучить шансы и риски такой встречи. Задача заключалась в том, чтобы выяснить, как на нынешнее отношение к другой группе повлияла принадлежность к своей и как на наличие этого отношения повлияло прошлое. Хотя целью было также обнаружить скрытые, бессознательные фантазии , цель была не терапевтической, а обучающей в момент встречи. Чтобы решить эту сложную задачу, не отвлекаясь на повседневную жизнь участников, дизайн конференций [27] представил безопасную структуру. Члены и сотрудники жили вместе в доме и работали над этой темой шесть дней. Язык конференции – английский. Использование собственного национального языка было допустимо, но только в том случае, если у всех присутствующих преобладал этот язык. Благодаря всему этому постепенно должна появиться возможность осознать свою собственную роль, которая была принята на конференции в присутствии других, и изучить, как на эту роль влияли прошлые и текущие психологические и социальные процессы.
Участники
[ редактировать ]Поскольку конференции с самого начала оценивались как смелое и рискованное предприятие и планировались психоаналитиками, [28] Приглашение сначала было направлено к своего рода закрытому обществу: к различным психоаналитическим ассоциациям и обществам, к их членам. [29] Это изменилось позже. Участниками были члены «конфликтных групп» и сотрудники штаба. Целью персонала было руководство конференцией, он взял на себя ответственность за каркас, тем самым закрепив границы пространства, времени и задачи; он систематически или, если необходимо, приглашал консультантов и предлагал рабочие гипотезы о том, что только что произошло. При этом сотрудники выступали не внешним наблюдателем, а как отдельные лица и как группа, вовлеченная во весь процесс.
Участники приехали, как оказалось, не только из Германии и Израиля, так что раздел мира в названии выглядел как «фантазия планировщиков». [30] Самую большую возрастную группу составили так называемые члены второго поколения. Но были представлены некоторые представители предварительного и некоторые представители последующего поколения.
Хотя для участия были приглашены немцы и израильтяне, они часто чувствовали, что их идентичность плохо воспринимается из-за этих атрибутов. [31] Вопрос идентичности был центральным, [32] особенно для израильтян, потому что именно этот вопрос в прошлом решал, кому будет разрешено жить. Все причастные знали, что в конце концов нашли слова: «Наши родители сидели бы здесь вместе». [33] [34]
Структура и техника
[ редактировать ]Отдельные участники со своей историей лишь внешне находились в центре внимания. Их условно можно было рассматривать как представителей своей группы и тем самым давали возможность понять личность как значимую часть групповых конфликтов. В попытке найти решения этих групповых конфликтов были инициированы и изучены различные групповые процессы. Новаторская гипотеза работы заключалась в том, что возникающие неразрешимые групповые конфликты основывались на сознательных и бессознательных установках, чувствах, готовности к реагированию и фантазиях, которые часто устанавливали идентичность и поэтому от них было трудно отказаться. Само восприятие этого сопровождалось бурными эмоциями и предполагало высокую готовность к аффекту толерантности участников.
Согласно цели конференции получить более глубокое понимание причин индивидуальных и коллективных групповых конфликтов и тем самым создать условия для их решения, метод предусматривал систему различных групповых расстановок, носивших либо экспериментальный, либо рефлексивный характер. В одном опыт должен был быть собран здесь и сейчас и оценен в другом. Поскольку опыт предыдущей конференции подсказывал изменения в дизайне, он был соответствующим образом скорректирован. К третьей конференции система различных групп первоначально консолидировалась. Пленарная , обзорная и прикладная группы должны помочь активизировать рефлексивные процессы. Малая исследовательская группа и, в частности, системное событие предоставили пространство для чувств, формирования и опыта, а, следовательно, встречи с самим собой и другими. Всего на шесть дней было распределено 33 с половиной часа – даже в субботу . Позже группа приложений была заброшена. [35]
В то время как задача пяти пленумов заключалась в том, чтобы снова собраться и понять события и опыт других групп и рассматривать отдельные события как часть целого, у группы обзора и применения были другие задачи. Оба имели одинаковый состав из пяти-семи участников одной нации и постоянного консультанта. Члены обзорной группы должны были выяснить, какую роль они сыграли во всей системе конференции и изменились ли они и каким образом. Группа приложений дала возможность подумать о том, как можно эффективно провести конференцию дома, в профессиональных или других ролях. В Малой исследовательской группе представители обеих национальностей шесть раз сидели с консультантом, чтобы испытать поведение группы как группы и посмотреть на нее. Системное событие наконец-то выстояло со своими семью встречами не только вовремя, но и в центре конференции. Все началось с двух больших групп разных национальностей без консультантов; персонал работал по всей публике в третьей комнате. Это означало, что его можно было посетить и понаблюдать за его работой. В продолжающемся процессе участники Системе Event нужно было договориться о том, кто с кем хочет работать, в каком помещении, с консультантом или без него, по какой теме и потом это делать. Так возникали нынешние конфликты, часто похожие на те, которые были принесены с собой. Системное Событие сделало их, поскольку в настоящее время (воспроизведено), доступными для опыта и позволяющими наблюдать и понимать их происхождение и значение. Если процесс грозил сорвать, персонал помогал целенаправленной интерпретацией. Целью всего этого, как заявлено инициаторами, является образовательная: обучение через опыт. [36]
Процесс
[ редактировать ]Каждая из трех конференций проходила по-своему, в зависимости от участников, их историй и рассказов. В первом [37] и второй [38] На конференции, в частности, на переднем плане были отцы и их влияние на развитие предрассудков и обид, тогда как на третьей конференции в центре внимания оказались матери. [39]
Собственно говоря, конференции для многих начинались еще до ее начала с почти всегда тревожного вопроса: идти туда или нет? [40] В продолжающемся процессе все участники пережили «значимые моменты» из «разных событий». [41] Истории о «преступниках» и «жертвах» и последствиях Холокоста для будущих поколений – уже интеллектуально проработанные политологами и историками – были заметны на конференциях по судьбам отдельных людей и показали большой разрыв в индивидуальной и личностной проработке. «Фантазии, мечты, неизвестное, немыслимое-известное, невысказанное и невыразимое» [42] были живы. Это открыло путь к изменениям в личности. Это могло бы стать предпосылкой для прекращения с обеих сторон продолжающейся до сих пор тупой передачи понесенного ущерба последующим поколениям. [43]
Хотя три конференции не были одинаковыми по составу и структуре, процесс стал заметен не только в ходе каждой отдельной конференции, но и в ходе развития всех трех конференций. Этот процесс усилился во время третьей конференции, когда единственная интерпретация, которую сотрудники предоставили участникам этой конференции, была следующей:
«Участники поставили себя в болезненную ситуацию, придя на эту конференцию, которую можно воспринимать как жестокую. Это приводит к большей зависимости от персонала для сдерживания, а также к страхам и разочарованию фантазиями о недостаточности кадровых ресурсов. Страшные фантазии могут быть связаны с неожиданными, мощными изменениями в чувстве идентичности и отказом от драгоценных частей идентичности, таких как роль жертвы (для израильтян) или вины преступников (для немцев). » [44]
Один участник счел эту интерпретацию очень тревожной, но в то же время ведущей вперед, поскольку она поднимает вопросы, требующие ответа:
«Для меня сотрудники высказали нечто невероятное: роль жертв для израильтян и вина преступников для немцев должны быть «достойными» частями собственной идентичности! Это трудно принять. Гипотеза наводила на мысль, что от частей этой идентичности можно отказаться. Но если так, то что тогда? Не будет ли это означать, что еврейская группа откажется от роли жертвы, а нееврейская группа откажется от вины преступника? Не означало бы это более глубокое отделение от родителей, которые не только в мире внутренних объектов, но часто и в реальной жизни должны быть пространством для нашей собственной тревоги или желаний разрушения? Куда девать эти чувства, когда для них будет потеряно место? Какие могут быть последствия для него самого и для встречи с остальными? Не подвергается ли тот, кто прикасается к тобу, опасности стать табу? Из этой гипотезы могут последовать пугающие вопросы, и многие другие станут возможными». [44]
Один участник израильской группы, так называемый «выживший ребенок», участвовал во всех трех конференциях и опубликовал многочисленные публикации на эту тему. Его беспокоил вопрос, есть ли у евреев лицо для немцев. Во время третьей конференции он, очевидно, взял на себя роль Вечного еврея : он все время носил с собой пластиковый пакет, в котором, среди прочего, находилась одна из его публикаций, которую он выставил на продажу. В нем он написал:
Также мы, профессионалы, как и все остальные, не способны смотреть в глаза тем, кто возвращается из смерти.
- Хаим Дасберг, Эхо Холокоста [45]
Возможность посмотреть друг другу в глаза была одной из целей этих конференций.
Результат
[ редактировать ]Результаты конференций носили непохожий друг на друга и тем самым индивидуальный характер. Один участник выразил это словами: «Взгляд на это помогает осознать разницу между «другим» и моими фантазиями о нем/ней. Это освобождает меня от плена фантазий и освобождает «другого» от мира моих внутренних объектов – я становлюсь пустым, и мне больше не нужно проецировать свои внутренние объекты на «другого» – это очищающий процесс и Я не застрял. Тогда, и только тогда, оба (другой и я) свободны выбирать отношения друг с другом или нет». [46]
Помимо этих и других индивидуальных идей, был, с другой стороны, и коллективный результат: две книги, [4] один на немецком языке, другой на английском, оба появились почти одновременно и представляли собой действительно общую работу всех тех, кто хотел принять участие. Если с одной стороны авторы двух книг собрали несколько важных глав для понимания проекта, его истории, дизайна и структуры конференции, то с другой стороны опыт участников конференции был представлен в виде коллажа: тематически упорядоченного индивидуальные вклады названных соавторов. Мира Эрлих-Гинор, которой участники уполномочили составить коллаж из их материалов, написала во вступлении: «Существует столько повествований о конференциях, сколько их участников». [47]
Коллаж, хотя со всеми связались и попросили об участии, в основном приняли участники, которые положительно отнеслись к конференции. Критические позиции вряд ли можно найти. Но две книги помогли сделать проект доступным для более широкой публики, и читатели смогли узнать о личном и зачастую болезненном опыте участников из первых рук.
Прием конференций выглядел совершенно по-разному в Германии и Израиле: «...в отличие от важности, придаваемой этой работе в Германии и других странах, в Израиле ей не отводилось такого же места». Тем не менее, оценка «тех израильтян, которые присутствовали на конференциях, была определенно очень положительной, глубоко вовлеченной и благодарной». [48]
Благодаря лекциям, презентациям и публикациям работа конференций привлекла международное внимание – первоначально в психоаналитическом сообществе. В 2009 году можно было предвидеть, что у них «будет и должно быть будущее». [49] Был создан веб-сайт, и благодаря PCCA конференции открылись для всех заинтересованных сторон, так что теперь проект мог обратиться к другим национальным группам, находящимся в состоянии конфликта .
Литература
[ редактировать ]- Беланд, Герман (1992). «Опыт Лестерской конференции в Израиле». Информация DPV (на немецком языке). 12 :23-25.
- Дасберг, Хаим (2000). «Мифы и табу среди израильских психиатров первого и второго поколения в отношении Холокоста» . Отголоски Холокоста. Бюллетень Иерусалимского центра исследования отдаленных последствий Холокоста . 6 . Шалом Робинсон: 26–36. Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 26 января 2016 г.
- Эйферман, Ривка (1987). « Германия и немцы. Действие фантазий и их открытие в самоанализе». Ежегодник психоанализа (на немецком языке). 20 : 165-206.
- Эрлих, Х. Шмуэль; Эрлих-Гинор, Мира; Беланд, Герман (2009). Накормили слезами – отравили молоком. Конференции по связям с группой «Назарет». Немцы и израильтяне – прошлое в настоящем . Гиссен: Психологический. ISBN 978-3-89806-751-5 .
- Эрлих, Х. Шмуэль; Эрлих-Гинор, Мира; Беланд, Герман (2009). Кормили грудью слезами – отравились молоком. Группа Назарета беседует с немцами и израильтянами – Прошлое есть настоящее . Гиссен: Психосоциальный. ISBN 978-3-89806-765-2 .
- Кройцер-Хаустейн, Урсула (1994). «Немцы и израильтяне: прошлое в настоящем. Психоаналитический семинар в Назарете в июне 1994 года». Форум психоанализа (на немецком языке). 10 :363-370.
- Кройцер-Хаустейн, Урсула (1996). «Раскол психоаналитического сообщества и его последствия». Форум психоанализа (на немецком языке). 12 :363-369.
- Кройцер-Хаустейн, Урсула (2001). «Немцы и израильтяне: прошлое в настоящем. Третья «Назаретская конференция» с 21 по 26 июня 2000 г. в Бад-Зегеберге/Гольштейне». Форум психоанализа (на немецком языке).
- Миллер, Эрик Дж. (1989). «Модель Лестера: экспериментальное исследование групповых и организационных процессов». Случайные статьи . 10 . Лондон: Тавистокский институт человеческих отношений.
- Недельманн, Карл (1998). «Прошлое в настоящем между немцами и евреями». Форум психоанализа (на немецком языке). 14 (2): 176–189. дои : 10.1007/s004510050014 . S2CID 143947072 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- PCCA , т.е. партнеры в противостоянии коллективным злодеяниям – работа с последствиями социальных конфликтов. С информацией о конференциях, истории проекта, людях, стоящих за ним, а также со статьями и ссылками. Проверено 25 декабря 2015 г.
- Тавистокский институт. Проверено 25 декабря 2015 г.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 28.
- ^ Jump up to: а б Партнеры по противодействию коллективным злодеяниям (PCCA) – Работа с последствиями социальных конфликтов – с информацией о конференциях с 1994 года , истории проекта, людях, стоящих за проектом, а также со статьями и ссылками. Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Десмонд М. Туту: «Предисловие». В: Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 11. Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б
Эрлих, Х. Шмуэль; Эрлих-Гинор, Мира; Беланд, Герман (2009). Накормили слезами – отравили молоком. Конференции по связям с группой «Назарет». Немцы и израильтяне – прошлое в настоящем . Гиссен: Психологический. ISBN 978-3-89806-751-5 .
На сайте издателя с содержанием и обзорами. Проверено 25 декабря 2015 г.
Эрлих, Х. Шмуэль; Эрлих-Гинор, Мира; Беланд, Герман (2009). Кормили грудью слезами – отравились молоком. Групповые конференции в Назарете: немцы и израильтяне – Прошлое есть настоящее (на немецком языке). Гиссен: Психосоциальный. ISBN 978-3-89806-765-2 . На сайте издателя с содержанием и обзорами (на немецком языке). Проверено 25 декабря 2015 г. - ^ Туту был председателем комиссии.
- ↑ Израильское психоаналитическое общество. Архивировано 11 декабря 2015 г. в Wayback Machine , получено 1 января 2016 г.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 17.
- ↑ Тавистокский институт , данные получены 25 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Эрик Дж. (1989). «Модель Лестера: экспериментальное исследование групповых и организационных процессов». Случайные статьи . 10 . Лондон: Тавистокский институт человеческих отношений. Групповые отношения на веб-сайте Тавистокского института, данные получены 25 декабря 2015 г.
- ^ Эрлих и др. (2009). Кормили грудью слезами – отравились молоком. п. 23 (собственный перевод).
- ↑ Веб-сайт IPA , данные получены 1 января 2016 г.
- ^ Брехт, Карен; Фридрих, Фолькер; Германнс, Людгер М.; Каминер, Исидор Дж.; Юлих, Дирк Х. (2010). Здесь жизнь идет странным образом... Об истории психоанализа в Германии (на немецком языке). Гиссен: Психосоциальный. п. 7 (собственный перевод). ISBN 978-3-8379-2096-3 .
- ^ Брехт, Карен; Фридрих, Фолькер; Германнс, Людгер М.; Каминер, Исидор Дж.; Юлих, Дирк Х. (2010). Здесь жизнь идет странным образом... Об истории психоанализа в Германии (на немецком языке). Гиссен: Психосоциальный. ISBN 978-3-8379-2096-3 .
- ↑ Веб-сайт ОФЕК , данные получены 26 декабря 2015 г.
- ^
Рафаэль Мозес. Краткая биография в Vandenhoeck & Ruprecht (на немецком языке), получено 26 декабря 2015 г.
Беланд, Герман (2015). «Рафаэль Моисей: интерпретация Каина» . ПКСА. Информационный бюллетень 1–2015 . Проверено 26 декабря 2015 г. - ^ Эрлих, Х. Шмуэль (1999). «Трудное положение евреев, проживающих в Германии. Открытое письмо». Психика (на немецком языке). 53 : 1188-1190.
- ↑ Герман Беланд. Архивировано 26 декабря 2015 г. в Wayback Machine . В: PCCA . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 21.
- ^ Инго Вэй (2 августа 2007 г.). «Выдержать напряжение» . Еврейский генерал (на немецком языке) . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Эрлих, Шмуэль; Эрлих-Гинор, Мира; Кройцер-Хауштайн, Урсула (2007). «Формирование будущего путем противостояния прошлому: немцы, евреи и другие пострадавшие. Группа, Международный психоаналитический конгресс, Берлин, 2007» . ПКСА. Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 года . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Информацию о сотрудниках см. на веб-сайте PCCA - 1994 г. Архивировано 26 декабря 2015 г. в Wayback Machine , 1996 г. Архивировано 26 декабря 2015 г. в Wayback Machine и 2000 г. Архивировано 26 декабря 2015 г. в Wayback Machine . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 188.
- ↑ Антон Обхольцер. Архивировано 26 декабря 2015 г. в Wayback Machine в качестве нового директора конференций на веб-сайте PCCA , получено 26 декабря 2015 г.
- ^ Грюнайзен, Вероника (2014). «Письмо председателя» . ПКСА. Информационный бюллетень №1. Архивировано из оригинала 12 января 2016 года . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 189.
- ^ PCCA : Прошлые конференции. Конференция I: 1994 г., II: 1996 г., III: 2000 г. Дата обращения 26 декабря 2015 г.
- ^ Эрик Миллер (2009). Процесс проектирования конференции. В: Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 35–43.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 40.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 44.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 46.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 46, с. 55.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 65.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 74.
- ^ См. также Историю Германии (1945–90) и Основание Израиля.
- ^ Конференции PCCA. Программа. Проверено 1 января 2016 г.
- ^
Эрик Миллер (2009). Процесс проектирования конференции. В: Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 35–43.
См. также: Крейцер-Хауштайн (1994), Крейцер-Хауштайн (2001), Недельманн (1998). - ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 101 и след.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 119 и далее.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 125 и далее.
- ^ Долгий путь к конференции. В: Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 70 и далее.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 76.
- ^ Эрлих и др.: Кормили слезами – травили молоком. 2009, с. 89.
- ^ О немцах см.: Чемберлен, Сигрид (1997). Адольф Гитлер, немецкая мать и ее первый ребенок. О двух нацистских образовательных книгах (на немецком языке). Гиссен: Психосоциальный. ISBN 978-3-930096-58-9 . На сайте издателя с содержанием и обзорами (на немецком языке). Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 137.
- ^ * Дасберг, Хаим (2000). «Мифы и табу среди израильских психиатров первого и второго поколения в отношении Холокоста» . Отголоски Холокоста. Бюллетень Иерусалимского центра исследования отдаленных последствий Холокоста . 6 . Шалом Робинсон: 28. Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 17 февраля 2017 г.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 150.
- ^ Мира Эрлих-Гинор (2009). Опыт конференции. Введение: Книга и коллаж – концепция и ее проблемы. В: Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 49 и далее.
- ^ Х. Шмуэль Эрлих (2009). Опыт после конференции. Презентации, дискуссии, их влияние и вклад. В: Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 183–185.
- ^ Эрлих и др. (2009). Накормили слезами – отравились молоком. п. 187.