Чарльз Мэтьюз
Чарльз Мэтьюз | |
---|---|
![]() Чарльз Мэтьюз, Рембрандт Пил | |
Рожденный | |
Умер | 28 июня 1835 г. | ( 59 лет
Род занятий | Актер театра , театральный менеджер |
Супруг |
Чарльз Мэтьюз (28 июня 1776, Лондон — 28 июня 1835, Девонпорт ) был английским театральным менеджером и комическим актёром. [1] хорошо известный в свое время своим даром подражания и умением развлекать за столом . Его пьеса «Дома» , в которой он сыграл каждого персонажа, стала первым монополологом и определяющим произведением этого жанра.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чарльз родился в семье Джеймса Мэтьюза (умер в 1804 г.), уэслианского методиста , продавца книг, печатника и фармацевта на Стрэнде , который также служил священником в одной из часовен графини Хантингдон . Чарльз получил образование в школе Мерчант Тейлорс в Лондоне, где было несколько вакансий для обычных мальчиков. Затем он поступил в ученики к своему отцу. По религиозным соображениям отец запретил детям посещать театры.
В юности Чарльз познакомился с актером Робертом Уильямом Эллистоном ; после посещения театра Друри-Лейн он был совершенно очарован этим миром. Чарльз оставил своего отца в сентябре 1793 года ради своего первого выступления на публике в театре Олд-Ричмонд . В следующем году его отец разрешил ему заняться актерским мастерством в Дублине , написав: «Чарльз, вот ваши контракты и двадцать гиней ; я не одобряю сцену, но я не буду противиться вашим желаниям. В любое время в дальнейшем Если вы почувствуете желание обратиться к честному призванию, у вас есть еще двадцать гиней, если вы пошлете за ними, и дом вашего отца открыт для вас». Чарльз никогда не требовал дополнительных 20 гиней. [2]
Карьера
[ редактировать ]В течение нескольких лет Мэтьюз играл эпизодические роли, но 15 мая 1803 года он впервые появился в Лондоне на Хеймаркете в роли Джабель в Камберленда «Еврее» и в роли Линго в «Приятном сюрпризе» . [3] Ввиду дальнейшего общественного успеха его взяли на Друри-Лейн. Его дар мимикрии позволял ему скрывать свою личность, не меняя костюма. Его универсальность и оригинальность проявились в его моноспектакле , или «монодраматическом развлечении», под названием « Дома или Мэтьюз дома» , которое он инициировал в Лицейском театре в 1808 году. Ли Хант писал, что его настольные развлечения «из-за богатства и разнообразия его юмор был хорош, как полдюжины пьес». [ нужна ссылка ] Шоу сочетало в себе мимику, рассказывание историй , декламацию , импровизацию , артистизм с быстрой сменой и комическую песню.
В 1822–1823 годах Мэтьюз совершил поездку по Соединенным Штатам с большим успехом оклеветала , хотя газета Philadelphia Gazette его . Когда он подал иск против газеты, ему присудили 3000 крон за ущерб. [2] За время своего пребывания у него сложилось ряд впечатлений об американских типах. Одним из них был афроамериканец , который, как говорят, был основан на американском чернокожем актере Джеймсе Хьюлетте , который исполнял роли Шекспира в « Африканской роще» . В своем следующем шоу « Путешествие в Америку » Мэтьюз спел версию популярной рабов песни о свободе «Possum Up a Gum Tree», выступая на диалекте и, возможно, в стиле блэкфейс . [4] Один автор назвал его «отцом семьи театра Янки и прародителем всей комедии на диалектах коренных американцев». [5]
Поездка в Америку также вызвала обмен критическими эссе между Мэтьюзом и американским критиком Джоном Нилом в The European Magazine и London Review по поводу того, что Нил считал неточным изображением актером жителей Новой Англии . [6] «В глубине души он знает, — сказал Нил, — что его Джонатан — очень бедная и очень слабая подделка, недостойная Америки, недостойная мистера М. как актера и совершенно недостойная своей страны. это неправда, и он это знает». [7]
Вернувшись в Англию осенью 1823 года, он присоединился к Фредерику Генри Йейтсу , менеджеру театра Адельфи . За свою успешную карьеру Мэтьюз вместе с Джоном Кемблом и Джоном Брэмом был принят в качестве гостя Георгом IV . Через несколько лет после возвращения из США Мэтьюз купил половину акций театра Адельфи . Его связь с Адельфи принесла Мэтьюзу успех у критиков и популярности, но не финансовый успех. В 1834 году он совершил второй тур по США. Он прервал свою поездку и вернулся из тура больным после своего последнего появления в Нью-Йорке 11 февраля 1835 года.
Не сумев поправить здоровье, Мэтьюз умер в бедности в Плимуте в июне 1835 года, больше так и не появившись на британской сцене.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1797 году Мэтьюз женился на Элизе Киркхэм Стронг (1772–1802) из Эксетера, авторе сборника стихов и нескольких романов и актрисе. [8] Она ушла со сцены в 1801 году и умерла в 1802 году.
В 1803 году Мэтьюз женился на Энн Джексон (умерла в 1869 году), актрисе и сводной сестре актрисы Фрэнсис Марии Келли . Энн Джексон Мэтьюз написала биографию Мэтьюза. [9] [10] [11] Его единственным ребенком от второй жены был Чарльз Джеймс Мэтьюз , который, в свою очередь, стал успешным актером.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Говорят, что персонаж Альфреда Джингла в Чарльза Диккенса романе «Записки Пиквикского клуба » был вдохновлен Мэтьюзом.
Выбранные роли
[ редактировать ]- Треугольник в «Виновен или не виновен» книге Томаса Дибдина (1804 г.)
- Роберт в «Земле, в которой мы живем» Фрэнсиса Ладлоу Холта (1804)
- Мэтью Доу в «Школе друзей» Марианны Чемберс (1805)
- Сприггинс в «Пяти милях отсюда» ( Томаса Дибдина 1806)
- Блант в «Мстительном человеке» Томаса Холкрофта (1806)
- Вердикт адвоката по Ошибки, исключенные» « делу Томаса Дибдина (1807 г.)
- Джо Трешер в фильме «Скорбь - это безумие» (1809) Ричарда Ли
- Сэр Гай Стэнч в «Образование» книге Томаса Мортона (1813 г.)
- Гонсальво в Фацио Генри Харта Милмана (1818)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Jump up to: а б Чарльз Генри Тимберли, «Джеймс Мэтьюз» , Словарь принтеров и печати , Лондон: Х. Джонсон, 1839, стр. 219.
- ^ Чисхолм 1911 , с. 886.
- ^ Берроуз, Эдвин Г. и Уоллес, Майк . Готэм: История Нью-Йорка до 1898 года . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999, стр. 489
- ^ Ходжес, Фрэнсис (1964). Театр Янки: Образ Америки на сцене, 1825–1850 гг . Цитируется по Уоткинсу 83. Уоткинс называет обсуждаемого актера Чарльзом Джеймсом Мэтьюзом. Мэтьюз впервые использовал образ афроамериканца во время американского турне 1822–1823 годов, поэтому разумно предположить, что Уоткинс говорит о старшем Чарльзе Мэтьюзе, а не о его сыне Си Джей Мэтьюзе, который также стал актером.
- ^ Ричардс, Ирвинг Т. (1933). Жизнь и творчество Джона Нила (доктор философии). Гарвардский университет. стр. 521–523. OCLC 7588473 .
- ^ Нил, Джон (декабрь 1825 г.). «Очерки американского характера. Проверка британских властей. Поездка мистера Мэтьюза в Америку. Американца» . Европейский журнал и Лондонское обозрение . Том. Новая серия 1, вып. 4. Лондон: Джон Миллер. п. 378 . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ «Элиза Мэтьюз» , Oxford DNB, требуется подписка
- ^ «ФРАНСИС МАРИЯ КЕЛЛИ 1800-1883» , OAC: Интернет-архив Калифорнии, по состоянию на 14 октября 2010 г.
- ^ Мемуары Чарльза Мэтьюза, комика миссис Мэтьюз (2-е изд.). Р. Бентли. 1839.
- ^ «Обзор мемуаров Чарльза Мэтьюза, комика миссис Мэтьюз» . Ежеквартальный обзор . 63 : 192–223. Январь 1839 года.
- Библиография
- Сезоны 1828–29 и 1834–35 годов в Театре Адельфи , две из нескольких статей с Университета Э. Мичигана. веб-сайта
- «Чарльз Мэтьюз» , специальные коллекции, библиотека Принстонского университета, некоторые документы Мэтьюза и его сына.
- Уоткинс, Мел (1994). На реальной стороне: смех, ложь и значение - подпольная традиция афроамериканского юмора, изменившая американскую культуру, от рабства до Ричарда Прайора , Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Коллекция произведений искусства Клуба Гаррика началась с работ, собранных Мэтьюзом.
- «Мэтьюз, Чарльз». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/18329 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Мэтьюз, Чарльз ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 886–887. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Чарльзом Мэтьюзом, на Викискладе?
- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- 1776 рождений
- 1835 смертей
- Английские актеры-мужчины
- Английские импрессионисты (артисты)
- Английские комики-мужчины
- Английские театральные менеджеры и продюсеры
- Актеры-менеджеры
- Актеры-мужчины из Лондона
- Люди, получившие образование в школе торговца Тейлорса, Нортвуд.
- Английские актеры-мужчины XIX века
- Английские комики XIX века
- Юмористы из Девона
- Люди из Девонпорта, Плимут
- Актеры-мужчины из Девона