Тиса Чанг
Тиса Чанг | |
---|---|
Рожденный | 5 апреля 1941 г. |
Национальность | китайский американец |
Занятие | Режиссер театра |
Известный | Игра в театре и кино, создание Паназиатского репертуарного театра в 1977 году. |
Супруг | Эрнест Абуба |
Тиса Чанг (родилась 5 апреля 1941 г.) - американка китайского происхождения. [ 1 ] актриса и театральный режиссер родом из Чунцина . Ее отец, Пин-Сюнь Чанг, был дипломатом, и ее семья переехала из Китая в Нью-Йорк, когда она была ребенком. Чанг интересовался театром и начал изучать актерское мастерство в средней школе, в Высшей школе исполнительских искусств , затем в Барнард-колледже . [ 2 ] Вскоре после окончания колледжа она начала карьеру актрисы, выступая в бродвейских пьесах и мюзиклах, в том числе «Милые дамы», «Добрые джентльмены» и «Базовая подготовка Павла Хаммеля» . Она также снялась в нескольких фильмах, включая «Засадная бухта» и «Приветствия» .
Руководить театром Чанг начала в 1973 году, когда начала работать в клубе экспериментального театра «Ла МаМа» . На деньги, заработанные на Бродвее, она в 1977 году основала Паназиатский репертуарный театр. Целью ее создания группы было популяризация азиатско-американского театра и создание возможностей для американцев азиатского происхождения находить нестереотипные роли. Чанг получила несколько наград за свою работу, в том числе специальную премию Theatre World в 1988 году. Она продолжает работать в качестве художественного руководителя Паназиатского репертуарного театра.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тиса Чанг родилась 5 апреля 1941 года в Чунцине , Китайская Республика . [ 3 ] [ 4 ] В возрасте шести лет она и ее семья переехали в Нью-Йорк . [ 5 ] Китайской Республики Ее отец, тайваньский дипломат, был назначен генеральным консулом в городе в 1946 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Он вернулся в Китай в 1957 году, чтобы работать в Министерстве иностранных дел . [ 6 ] По данным TV Times , «в течение 11 лет [Тиса] Чанг была погружена в тонкости и протокол дипломатии. Ее глубокие дипломатические связи простирались вплоть до Оттавы , где посол Китайской Республики Лю Цзе был другом ее отца, и она называла канадского дипломата «дядей». [ 6 ] Чанг предпочла остаться в Нью-Йорке со своими тремя братьями и сестрами вместо того, чтобы возвращаться с отцом в Китай. [ 6 ]
Чанг заинтересовалась театром в юном возрасте, и мать водила ее смотреть оперы и пьесы. Она даже исполнила собственную версию Золушки для своей няни на семейной кухне, когда ей было 10 лет. [ 8 ] Ее отец также интересовался актерским мастерством и выступал в школьных спектаклях, когда был моложе в Нанкайском университете вместе с Чжоу Эньлаем , который впоследствии стал лидером Китая. [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]После окончания колледжа Чанг выступал в качестве танцора в нескольких мюзиклах. [ 7 ] Затем она начала играть в бродвейских пьесах и мюзиклах, в том числе «Милые дамы, добрые джентльмены» (1970–1971), «Базовая подготовка Павла Хаммеля» (1977), [ 7 ] и «Тихоокеанские увертюры» (1976). [ 2 ] Она также снималась на телевидении и в кино. [ 2 ] У нее были роли в фильмах «Засадная бухта» (1966) с Хью О’Брайеном , Микки Руни и Джеймсом Митчамом , «Привет» (1968) с Робертом Де Ниро , «Побег из Ирана: Канадский капер» (телевизионный фильм 1981 года Ламонта Джонсона ), «Огромные перемены в кино ». «Последняя минута» (телефильм 1983 года), «История доктора» (телефильм 1984 года) и Майкла Чимино » «Год Дракона (1985) с Микки Рурком . В «Побеге из Ирана » она использовала свой дипломатический опыт, чтобы сыграть жену Кеннета Д. Тейлора , посла Канады в Иране во время иранского кризиса с заложниками . [ 6 ]
Проработав несколько лет, Чанг начал руководить театром. [ 8 ] Она внесла изменения, потому что «это был шанс поработать над проектами, которые нашли глубокий и личный отклик и подчеркнули мой мир [...] родом из разделенного Китая, который все еще находился в агонии революции, но пропитан культурой и историей. Как режиссер, я имел больше свободы в выборе проектов и чувствовал, что вношу свой вклад в американский театр, рассказывая истории, взятые из обширного литературного наследия Китая. Я профессионально играл и танцевал в течение 10 лет на Бродвее и за его пределами, поэтому у меня был свой опыт. очень хорошее погружение в мейнстрим театра. С помощью режиссуры я могу помочь сформировать то, что зрители переживают и с чем уходят». [ 8 ]
Чанг начала свою режиссерскую карьеру в 1973 году в клубе экспериментального театра «Ла МаМа» , где она начинала как директор Эллен Стюарт . Китайской театральной группы [ 8 ] [ 9 ] Она поставила и/или продюсировала двуязычные версии классических азиатских и западных пьес, таких как «Сон в летнюю ночь» на мандаринском и английском языках и «Слуга двух господ» , в которых все отрывки были произнесены на родном языке персонажей. [ 8 ] Чанг работала актрисой и танцовщицей в «Ла МаМа», когда попросила Стюарт дать ей возможность поставить ее собственную пьесу. Ее первой работой стала пекинская опера «Возвращение Феникса» , которая открылась в 1973 году во время выходных, посвященных Дню независимости. [ 10 ] Чанг описал эту дату как «смертельную точку», когда дело касается посетителей театра, но «к счастью, Ричард Шепард из «Нью-Йорк Таймс» пришел на 4-ю Восточную улицу, и ему понравился спектакль, и он похвалил его». [ 11 ]
Чанг основал Паназиатский репертуарный театр в качестве постоянной труппы La MaMa в 1977 году с намерением популяризировать азиатско-американский театр . [ 12 ] [ 13 ] Чанг сказал, что «необычайный талант и самоотверженность актеров [в Китайской театральной группе Стюарта] вдохновили меня превратить группу в Паназиатский репертуарный театр». [ 8 ] Деньги, заработанные за участие в фильме «Базовая подготовка Павла Гуммеля», она использовала для финансирования зарождения паназиатского кино. [ 8 ] [ 11 ] Главный принцип Чанга в Pan Asian всегда заключался в том, чтобы «содействовать возможности для азиатско-американских актеров рассматриваться в контексте того, кто мы на самом деле и чего мы способны достичь как артисты». [ 7 ] По словам Чанг, американцам азиатского происхождения было трудно найти работу в Нью-Йорке до того, как она основала Pan Asian. [ 7 ] Обычно они ограничивались игрой стереотипных азиатских персонажей, таких как -гейши девушки и слуги . [ 14 ] Американским актерам азиатского происхождения было легче найти существенные роли в Лос-Анджелесе, где компания East West Players . в 1965 году была основана [ 7 ] Многие представители театрального бизнеса сомневались в успехе «Пан Азиата». Чанг сказал, что «поскольку нас считали диковинкой или чем-то очень новым и уникальным, люди пришли». [ 14 ] В 1981 году TV Times написала, что Pan Asian была «самой уважаемой экспериментальной театральной группой в Нью-Йорке». [ 6 ] По состоянию на 2009 год это крупнейший в мире продюсер азиатско-американского театра. [ 8 ]
С тех пор, как Чанг основал Паназиатский репертуарный театр, для американских актеров азиатского происхождения в американском театре был достигнут большой прогресс. Однако, как пишет The New York Times в 2007 году, «борьба продолжается, и не только в живом театре». Дэниэл Дэ Ким , корейско-американский актер, который впервые работал с Pan Asian в 1990 году, рассказал газете: «Хотя этнические меньшинства стали лучше с точки зрения общего представительства, что на самом деле не улучшилось, так это сложность ролей, которые мы играем». Мне дали сыграть многие роли, которые, как я вижу, азиаты играют на сцене, а также на экране, представляют собой небольшие второстепенные роли, функция которых состоит в том, чтобы обеспечить экспозицию или поддержку главных героев». [ 14 ] Ким известна по участию в телешоу « Остаться в живых » и новом «Гавайях Five-O» .
Помимо работы в качестве художественного руководителя Паназиатского репертуарного театра, Чанг также поставила для группы несколько собственных пьес и мюзиклов. [ 14 ] Она поставила мировую премьеру «Шанхайского лила» в Паназиатском репертуарном театре в 1997 году и вернулась, чтобы поставить новую постановку в ноябре 2011 года в театре Вест-Энд в Нью-Йорке. [ 15 ] В 1988 году она была награждена специальной премией Театрального мира за создание паназиатского театра и ее режиссерскую работу. [ 16 ] Чанг также выиграла Премию за заслуги перед жизнью в 2002 году от Организации американцев китайского происхождения , Премию Ли Рейнольдса 2001 года от Лиги профессиональных женщин театра , Премию китайско-американского культурного пионера 1993 года от городского совета Нью-Йорка Эндрю Стайна и Медаль Барнарда 1991 года. Различие . [ 17 ] В настоящее время она входит в исполнительный совет Общества режиссеров и хореографов . [ 2 ]
В 2016 году Чанг стал лауреатом ежегодного ужина и тихого аукциона East West Players. Она получила премию Visionary Award, которая призвана отметить «людей, которые своим ремеслом повысили известность сообщества азиатско-тихоокеанских американцев (АПА)». [ 18 ] В интервью Чанг поделилась своим видением сотрудничества и роста East West Players и Pan Asian. [ 19 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Чанг вышла замуж за Эрнеста Абубу 25 января 1976 года в пристройке La MaMa. [ 20 ] Он работал актером, драматургом и режиссером в Pan Asian. Они развелись в начале 1990-х, но остались друзьями. [ 7 ] У них родился сын по имени Аурик Канг. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кларенбах, Кэтрин; Камарк, Эдвард (1987). Зеленый упрямый бутон: женская культура на исходе века . Пугало Пресс. п. 165. ИСБН 978-0-8108-1981-8 .
- ^ Jump up to: а б с д «Биография — Тиса Чанг» . Крыло Американского театра . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Биография Тисы Чанг» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Флиотсос и Виероу, Энн и Венди (2008). Американские женщины-режиссеры двадцатого века . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. стр. 12, 16–17, 24, 111–116, 449. ISBN. 978-0-252-03226-4 .
- ^ Jump up to: а б Глакин, Виллия (21 октября 1988 г.). « Жёлтая лихорадка имеет заразный укус». Сакраменто Би .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хикс, Уэссели ( TV Times ) (16 мая 1981 г.). «Изобразить жену дипломата — естественное задание для Чанга» . Монреальская газета . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гусов, Мел (22 апреля 1997 г.). «Сцена для всего мира американцев азиатского происхождения» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Чанг и представитель Паназиатского региона «выигрышная комбинация» » . BroadwayWorld.com. 2 марта 2009 года . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Ли, Эстер Ким (2006). История азиатско-американского театра . Издательство Кембриджского университета. п. 83. ИСБН 978-0-521-85051-3 .
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Возвращение Феникса (1973а)». По состоянию на 4 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Талмер, Джерри (30 мая – 5 июня 2007 г.). «Чай и сила духа в американском библейском поясе» . Сельский житель . 76 (53) . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ «Паназиатский представитель в свободной постановке». Стар-Леджер . 8 октября 1993 г.
- ^ Спайд, Элизабет Левитан (25 февраля 1994 г.). «Трагическое прошлое Камбоджи преследует сегодняшнюю аудиторию. Как дань уважения азиатскому населению, Паназиатский репертуарный театр раскрывает панораму геноцида и мести». Христианский научный монитор . п. 14.
- ^ Jump up to: а б с д МакЭлрой (20 мая 2007 г.). «Театр освобождения гейш и слуг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ «В ноябре откроется новое производство Shanghai Lil's» . Азиатско-Тихоокеанское искусство. 29 сентября 2011 г.
- ^ «Лауреаты премии Театрального мира» . Премия Театрального мира . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ «Награды» . Паназиатский репертуарный театр . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Вуд, Симон. «Ужин и тихий аукцион в честь 50-летия East West Players Visionary Awards 25 апреля 2016 г. в честь верности Бродвея, популярного телешоу «Безумная бывшая девушка» и художественного руководителя-основателя Паназиатского репертуарного театра Тисы Чанг» . Игроки Востока и Запада . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ IdeateTV (28 апреля 2016 г.), Тиса Чанг - EWP Visionary Awards 2016 , получено 2 июля 2019 г.
- ^ «Тиса Чанг вышла замуж здесь за Эрнеста Абубу» . Нью-Йорк Таймс . 26 января 1976 года . Проверено 14 июня 2011 г.