Шесть шляп мышления
![]() | |
Автор | Эдвард де Боно |
---|---|
Предмет | Психология |
Жанр | Самопомощь |
Издатель | Литтл, Браун и компания [ 1 ] |
Дата публикации | 1985 [ 1 ] |
Страницы | 207 |
ISBN | 0-316-17791-1 |
Предшественник | Справочник великого мыслителя (1985) |
С последующим | Я прав, ты ошибаешься (1991) |
Книга «Шесть шляп мышления» была написана доктором Эдвардом де Боно . «Шесть шляп мышления» и связанная с ним идея параллельного мышления предоставляют группам средства для детального и связного планирования мыслительных процессов и при этом более эффективного совместного мышления. [ 2 ]
Основополагающие принципы
[ редактировать ]Предпосылка метода заключается в том, что человеческий мозг думает множеством различных способов, которые можно намеренно оспаривать и, следовательно, планировать для использования структурированным образом, позволяющим разработать тактику мышления по конкретным вопросам. Де Боно выделяет шесть различных направлений, в которых можно бросить вызов мозгу. В каждом из этих направлений мозг будет идентифицировать и приводить в сознательное мышление определенные аспекты рассматриваемых проблем (например, инстинктивное чутье, пессимистическое суждение, нейтральные факты). Некоторые могут посчитать, что использование шляп неестественно, неудобно или даже контрпродуктивно и противоречит их здравому смыслу. [ нужна ссылка ]
Убедительным примером является чувствительность к «несоответствующим» стимулам. Это преподносится как ценный инстинкт выживания, поскольку в естественном мире все необычное вполне может быть опасным. Этот режим считается корнем негативных суждений и критического мышления .
Цветные шляпы используются как метафоры каждого направления. Переключение направления символизируется надеванием цветной шляпы в прямом или метафорическом смысле. Эта метафора использования воображаемой шляпы или кепки как символа другого направления мышления была впервые упомянута Де Боно еще в 1971 году в его книге «Латеральное мышление для менеджмента» при описании структуры мозгового штурма. [ 3 ] Эти метафоры позволяют более полное и детальное разделение направлений мышления. Шесть шляп мышления указывают на проблемы и решения, связанные с идеей, которую может придумать мыслитель.
Точно так же метод «Пять стадий мышления» — набор инструментов, соответствующий всем шести шляпам мышления — впервые появляется в его «Программе мышления CoRT» в 1973 году: [ 4 ]
ИМЕЕТ | ОБЗОР | ТЕХНИКА |
СИНИЙ | «Общая картина» и менеджмент | CAF (учитывать все факторы); FIP (первые важные приоритеты) |
БЕЛЫЙ | «Факты и информация» | Информация |
КРАСНЫЙ | «Чувства и эмоции» | Эмоции и эго |
ЧЕРНЫЙ | «Негативный» | PMI (Плюс, Минус, Интересно); Оценка |
ЖЕЛТЫЙ | «Позитивный» | PMI |
ЗЕЛЕНЫЙ | «Новые идеи» | Концептуальный вызов; Да, Нет, По |
Стратегии и программы
[ редактировать ]Определив шесть доступных способов мышления, можно создать отдельные программы. Это последовательность шляп, которые охватывают и структурируют мыслительный процесс для достижения определенной цели. Некоторые из них включены в материалы, предоставляемые для поддержки франчайзингового обучения методу шести шляп; однако часто необходимо адаптировать их для удовлетворения индивидуальных целей. Кроме того, программы часто являются «экстренными», то есть группа может спланировать первые несколько шляп, а затем ведущий увидит, какой путь кажется правильным.
Последовательности всегда начинаются и заканчиваются синей шляпой; группа вместе договаривается о том, как они будут думать, затем они думают, затем оценивают результаты этого мышления и что им следует делать дальше. Последовательности (и даже шляпы) могут использоваться отдельными людьми, работающими в одиночку или в группах. Примеры программ показаны ниже, каждая шляпа обычно используется примерно по 2 минуты за раз, хотя в начале процесса обычно проводится расширенный сеанс «белой шляпы», чтобы собрать всех на одной странице, и рекомендуется использовать красную шляпу. в течение очень короткого периода времени, чтобы получить реакцию внутреннего кишечника — около 30 секунд, и на практике часто принимает форму точечного голосования . [ 5 ]
АКТИВНОСТЬ | ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШЛЯПЫ |
Первоначальные идеи | Синий, Белый, Зеленый, Синий |
Выбор между альтернативами | Синий, Белый, (Зеленый), Желтый, Черный, Красный, Синий |
Поиск решений | Синий, Белый, Черный, Зеленый, Синий |
Быстрая обратная связь | Синий, Черный, Зеленый, Синий |
Стратегическое планирование | Синий, Желтый, Черный, Белый, Синий, Зеленый, Синий |
Улучшение процесса | Синий, Белый, Белый (Мнения других людей), Желтый, Черный, Зеленый, Красный, Синий |
Решение проблем | Синий, Белый, Зеленый, Красный, Желтый, Черный, Зеленый, Синий |
Обзор производительности | Синий, красный, белый, желтый, черный, зеленый, синий |
Использовать
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |
Обычно проект начинается с расширенной «белой шляпы» по мере сбора фактов. После этого каждая шляпа используется только в течение нескольких минут, за исключением красной шляпы, которая ограничена очень короткими 30 секундами или около того, чтобы гарантировать, что это инстинктивная внутренняя реакция , а не форма суждения. Такой темп может оказать положительное влияние на мыслительный процесс.
Де Боно считал [ 6 ] что ключом к успешному использованию методологии «Шести шляп мышления» является намеренное сосредоточение обсуждения на конкретном подходе, необходимом во время встречи или сеанса сотрудничества. Например, собрание может быть созвано для рассмотрения конкретной проблемы и выработки решения этой проблемы. Затем метод шести шляп мышления можно последовательно использовать для сначала изучения проблемы, затем разработки набора решений и, наконец, выбора решения посредством критического анализа набора решений.
Встреча может начаться с того, что каждый возьмет на себя синюю шляпу, чтобы обсудить, как будет проводиться встреча, и определить цели и задачи. Затем обсуждение может перейти к мышлению в красной шляпе, чтобы собрать мнения и реакции на проблему. Этот этап также можно использовать для разработки ограничений для фактического решения, например, кого затронет проблема и/или решения. Затем обсуждение может перейти к ( желтой ) зеленой шляпе, чтобы генерировать идеи и возможные решения. Далее дискуссия может перейти от мышления «белой шляпы» как части разработки информации и мышления «черной шляпы» для развития критики набора решений.
Поскольку каждый в любой момент времени сосредоточен на определенном подходе, группа имеет тенденцию к более тесному сотрудничеству, чем если бы один человек реагирует эмоционально (Красная шляпа), в то время как другой человек пытается быть объективным (Белая шляпа), а третий человек критикует. пунктов, вытекающих из дискуссии (черная шляпа). Шляпы помогают людям решать проблемы с разных точек зрения и фокусируют внимание людей на недостатках в их подходе к решению проблем. [ 7 ]
В 2005 году этот инструмент нашел некоторое применение в инновационном секторе Соединенного Королевства, где он был предложен некоторыми содействующими компаниями и прошел апробацию на государственной службе Соединенного Королевства . [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Цветная шляпа
- Педагогическая психология - раздел психологии, занимающийся научным изучением человеческого обучения.
- Интеллект – способность воспринимать, делать выводы, приобретать, сохранять и применять информацию.
- Латеральное мышление – Манера решения проблем
- Инвентаризация командных ролей – тест для измерения предпочтений девяти командных ролей.
- Викисловарь: Кепка для мышления — метафорический головной убор, который человек носит, чтобы помочь ему думать.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Листинг на Amazon.com , издание в твердом переплете, получено 7 марта 2012 г.
- ^ де Боно, Эдвард (1985). Шесть шляп мышления: основной подход к управлению бизнесом . Литтл, Браун и компания. ISBN 0-316-17791-1 (в твердом переплете) и 0316178314 (в мягкой обложке).
- ^ Эдвард де Боно 1971. Латеральное мышление для менеджмента: Справочник по творчеству . Американская ассоциация менеджмента, Нью-Йорк. стр. 116
- ^ де Боно, Эдвард, Программа мышления CoRT, рабочие карточки и заметки учителя, 1973a, Сидней: Службы прямого образования.
- ^ Шесть мыслящих шляп; Официальные обучающие материалы, DeBono Thinking Systems
- ^ де Боно, Э. (2005). Шесть мыслящих шляп [ Шесть мыслящих шляп ] (16-е изд.). Амстердам: Издательство.
- ^ InnovationNet: искусство создания инновационных сетей и извлечения из них выгоды . Издательство Ван Горкум. 23 декабря 2017. с. 58. ИСБН 9789023243656 – через Google Книги.
- ^ Камаль С. Берди, понятия не имею? Оценка эффективности обучения творчеству, Журнал Европейского промышленного обучения, Vol. 29 № 2, 2005 г., стр. 102–111, Emerald Group Publishing Limited.