Освобожденный театр
Освобожденный театр | |
Адрес | Прага Чешская Республика |
---|---|
Координаты | 50 ° 4'50,39 "N 14 ° 25'27,16" E / 50,0806639 ° N 14,4242111 ° E |
Открыто | 1926 |
Закрыто | 1938 |
Osvobozené divadlo (1926–1938) ( Освобожденный театр или Пражский свободный театр ) — сцена пражского авангардного театра, основанная как театральная секция ассоциации чешских художников-авангардистов «Девецил» ( «Белокопытник» ) в 1926 году. На начало театра оказали сильное влияние дадаизмом . и футуризмом , позже поэтизмом (специфическое чешское художественное движение) Театр был очень левым , но мог и критиковать коммунистов. [ 1 ] Название придумал один из основателей, Иржи Фрейка, в 1926 году. В театре как авторские пьесы, так и произведения известных современных авторов; такие как Г. Аполлинер , А. Жарри , Ж. Кокто , А. Бретон , Ф. Т. Маринетти , В. Незваль . Современная концепция сцены также уделяла больше внимания освещению, а театральная концепция предполагала больше сотрудничества и контактов между актерами и публикой.
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Первое исполнение состоялось 8 февраля 1926 года по пьесе Жорж Данден» Мольера « (она была переименована в «Цирк Данден» ), спектакль не имел большого успеха. [ 2 ] В 1927 году театр переехал в Умелецкую беседу , и в это время Иржи Восковец и Ян Верих впервые вышли на сцену со своей пьесой «Vest Pocket Revue» , представляющей собой монтаж дадаистских шуток, интеллектуального юмора и джазовых песен. Спектакль имел большой успех, и Верих вместе с Восковцем стал частью ансамбля. В том же году к ним присоединился молодой пианист и композитор Ярослав Ежек , который вместе с Верихом и Восковцем составлял ядро театрального коллектива на протяжении всего его существования. Они использовали маски, вдохновленные клоунами Фрателлини ; Маска Восковца была вдохновлена Франсуа Фрателлини , а маска Вериха - Альбертом Фрателлини . Иржи Фрейка вместе с другим важным представителем и основателем, Э.Ф. Бурианом , покинули театр из-за споров с режиссером Йиндржихом Хонцлом , теоретиком театра-авангарда, поставившим все пьесы «Освобозене дивадло». Четверка (Восковец, Верих, Ежек и Хонцль), но в основном Восковец и Верих, постепенно стала самой важной частью группы, и их сотрудничество и вклад до сих пор считаются очень самобытными и легендарными. [ 3 ]
Выступления «Освобозене дивадло» до 1932 года носили преимущественно развлекательный характер. Программа была отрепетирована очень свободно; он был основан в основном на импровизации, а также зависел от реакции публики. В+В в своих пьесах работал главным образом с историческими темами и экзотическими местами (пьесы «Север проти жиху», «Голем», «Небе на земле», «Фата моргана», «Остров динамит», «Дымящееся ревю» ); выступления богато сопровождались джазовой музыкой и песнями Ежека. В 1931 году Ежек также установил сотрудничество с Карелом Анчерлом , впоследствии руководителем Чешской филармонии . Анчерль работал в театре дирижером до 1933 года, заметно усовершенствовав оркестр театра. [ 4 ]
Osvobozené divadlo также представило так называемые «forbíny» (от немецкого Vorbühne — форстейдж, передняя часть) — импровизированные диалоги на авансцене, часто представляющие актуальные реакции на политические и культурные события и сюжеты.
В 1932 году V+W поставила первую явно политическую пьесу «Цезарь» . В этой очень успешной пьесе (191 реприза [ 5 ] ), авторы впервые предостерегли от опасности нацизма , и театр стал рассматриваться как политический. Другая резко антифашистская пьеса, «Осел а стин» («Осел и тень»; 1933), также была очень левой. В 1934 году «Освобозене дивадло» начало ставить еще одну пьесу «Кэт а блазен» , критика нацизма в которой была очень резкой, прямой и последовательной. У спектакля были проблемы с цензурой, и посольство Германии выразило решительный протест руководству Umělecká beseda . После продолжающихся жалоб со стороны немецких чиновников Освобозене дивадло в 1935 году выгнали из Умелецкой беседы здания У Новакуского дворца .
Spoutané divadlo («Театр Связанный»)
[ редактировать ]Театр был переименован после изгнания в Spoutané divadlo и обосновался в Театре Рококо на Вацлавской площади . За год были созданы пьесы «Балада з хадру» (пьеса о Ф. Вийоне ), «Тежка Барбора» и др.
Снова освобожденный театр
[ редактировать ]В 1936 году, после триумфа спектакля « Баллада о лохмотьях» , «Освобозене дивадло» вернулся во дворец «У Новаку» , но и другие антинацистские пьесы — «Свет за мржижеми», «Песть на око» и, прежде всего, «Кэт а блáзен» , исполнение которых вызвало демонстрации со стороны Фашистский элемент в аудитории, привел к запрету всех мероприятий. Театр был официально закрыт 10 ноября 1938 года. [ 6 ] а в январе 1939 года Восковец, Верих и Ежек были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты.
1946-1948
[ редактировать ]После Второй мировой войны . Верих и Восковец (Ежек умер в 1942 году в Нью-Йорке ) вернулись из ссылки и попытались восстановить «Освобозене дивадло», но социальная атмосфера в послевоенной Чехословакии была иной и не очень дружелюбной по отношению к их сатире. После того, как произошел коммунистический путч 1948 года, Восковец снова эмигрировал, и деятельность театра полностью прекратилась.
Значение
[ редактировать ]Osvobozené divadlo представляло собой важную часть культурной жизни Первой Чехословацкой Республики . Это было место, где происходило множество театральных экспериментов. Архивные записи пьес, особенно музыки и песен Ежека, популярны и переиздаются до сих пор.
Выдающиеся личности
[ редактировать ]- Ян Верих
- Иржи Восковец
- Ярослав Ежек
- Йиндрих Хонцль
- Иржи Фрейка
- Фрэнсис Филиповский
- Вацлав Трегль
- Йиндржих Плахта
- Владимир Шмераль
- Богуш Загорский
- Бланка Валеска
- Милош Недбал
- Зденек Степанек
- Ян Пивец
- Эмиль Франтишек Буриан
- Иржина Штепничкова
- Ярослав Рёсслер
- Фрэнсис Зеленка
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Восковец и Верих - непреходящие символы довоенной чехословацкой культуры - 02.11.2005 13:50 UTC - Радио Прага
- ^ Хольцкнехт, с. 63
- ^ Восковец и Верих: плодотворное сотрудничество, продолжающееся через Атлантику - 15 февраля 2007 г. 14:57 UTC - Радио Прага
- ^ Хольцкнехт, с. 301
- ^ Император, стр. 258.
- ^ Хольцкнехт, с. 88
Ссылки
[ редактировать ]- Цисарж, Ян (2006). Обзор истории чешского театра . Прага: АМЮ. ISBN 80-7331-072-4 .
- Хольцкнехт, Вацлав (2007). Ярослав Ежек и Освобожденный театр . Прага: АРИНЦ. ISBN 978-80-86078-67-0 .
- Пелц, Яромир (1981). Межвоенный авангард и Освобожденный театр . Прага: Институт культурной и просветительской деятельности.
- Пелц, Яромир (1982). Репортаж об Освобождённом театре . Прага: Работа.
- Пелц, Яромир (1990). Освобожденный театр - Неизвестные тексты V+W . Прага: Молодой Фронт. ISBN 80-204-0165-2 .