Душа и форма
![]() Обложка издания 1911 года. | |
Автор | Дьёрдь Лукач |
---|---|
Оригинальное название | Душа и формы |
Переводчик | Анна Босток |
Язык | венгерский |
Предмет | Литературная критика |
Опубликовано |
|
Место публикации | Венгрия |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 0231149816 |
Душа и форма ( нем . Die Seele und die Formen ) представляет собой сборник эссе литературной критики Георга Лукача . Впервые он был опубликован на венгерском языке в 1908 году, а затем переиздан на немецком языке с дополнительными эссе в 1911 году. Наряду с «Теорией романа» (1916) [ 1 ] это одна из его самых известных домарксистских критических работ. Бразильский марксистский интеллектуал Михаэль Лёви назвал его текстом «домарксистского романтического антикапитализма». [ 2 ] В сборнике прежде всего представлены эссе об отдельных писателях и философах, включая Лоуренса Стерна , Рихарда Бир-Хофмана , Пауля Эрнста , Сёрена Кьеркегора , Теодора Шторма , Новалиса , Рудольфа Касснера , Стефана Джорджа и Шарля-Луи Филиппа .
Краткое содержание
[ редактировать ]Вступительное эссе к сборнику представляет теорию самой формы эссе . Лукач утверждает, что эссеистическая литературная критика нелегко вписывается ни в категорию научной, ни в художественную работу. В роли критика он видит платоника , исследующего метафизические возможности форм искусства посредством философской интерпретации художественных произведений. Поступая таким образом, критики могут внести свой вклад в создание мировоззрения , которое объединяет и художников, и зрителей и которое способствует трансцендентальному значению современных форм искусства. [ 3 ]
Самое известное эссе посвящено Сёрена Кьеркегора разрыву помолвки с Региной Ольсен . Лукач читает это как метафору жертвы жизни, которую приносит автор. И тревога по поводу экзистенциальных обязательств сыграла бы роль в развитии экзистенциалистского марксизма .
Регина Ольсен, конкретная, живая, плотская личность, становится таким образом персонажем эстетического романа Кьеркегора. [ 4 ]
Агнес Хеллер считает, что Лукач считал, что Кьеркегор жертвует реальностью любви ради формы формы. [ 5 ] Кьеркегор представил соблазнителя, который использует и эксплуатирует женщин, как злодея. Но Лукач интерпретирует отказ от Регины Олсен как живого персонажа с ее собственной субъективностью как аналогичную эксплуатацию экзистенциальной эстетики. И у себя, и у Регины Кьеркегор отнимает возможность жить обычной нормальной жизнью. Хотя Регина позже вступит в обычный буржуазный брак, в произведениях Серена она всегда будет существовать как экзистенциальная форма. Как основоположник христианского экзистенциализма , Кьеркегору необходимо принести в жертву самую дорогую для него любовь – алтарь Креста. Именно в этом отказе от традиционной буржуазной жизни и комфортного счастья и удовлетворения, которые она предлагает, Лукач видит источник экзистенциальной тревоги Кьеркегора . Лукач осознал в этой дилемме трагедию своего собственного отказа от «жизни» с Ирмой Зейдлер, отдав предпочтение работе жизни. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лукач, Георг (1971). Теория романа: Историко-философский очерк форм великой эпической литературы . Перевод Босток, Анна. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262620277 .
- ^ Леви, Майкл (1979). Георг Лукач: от романтизма к большевизму . Лондон: Новые левые книги. стр. 15–30. ISBN 0860910032 .
- ^ См. также: Маркус, Дьёрдь (июнь 1977 г.). «Душа и жизнь: Молодой Лукач и проблема культуры» . Телос . 1977 (32): 95–115. дои : 10.3817/0677032095 . S2CID 147160180 .
- ^ Хеллер, Агнес (1983). Лукач переоценен . Издательство Колумбийского университета. п. 27. ISBN 9780231058032 .
- ^ Хеллер, Агнес (2011). Эстетика и современность: Очерки . Лексингтонские книги. п. 21. ISBN 9780739141311 .
- ^ Томпсон, Майкл (7 апреля 2011 г.). Переосмысление Георга Лукача: критические очерки политики, философии . А&С Черный. п. 214. ИСБН 9781441108760 .