Китайцы
Китайцы — группа коренных американцев, живших в провинции Апалачи в испанской Флориде с начала 1670-х годов до конца 17 века. Считается, что они говорили на том же языке, что и народы Чато , Амакано , Пакара и Пенсакола , и были описаны как группа народа Чато. их обслуживал ряд испанских миссий В последней четверти 17 века .
Происхождение
[ редактировать ]
Китайцы, возможно, мигрировали в провинцию Апалачи в начале 1670-х годов. Все народы, жившие за пределами провинции Апалачи в 17 веке, за исключением чиска , говорили на одном или близком к нему языке, как и чато, но испанцы рассматривали народы чатот и китайцы как отдельные группы . Все эти люди (Амакано, Чато, Чине, Пакара и Пенсакола), вероятно, произошли от жителей Форт -Уолтона и, возможно, культур Ламара . [1]
Китайцы впервые появились в испанских записях в 1674 году, когда было зарегистрировано их проживание вместе с народами амакано и пакара в городе Чаккаби в южной части провинции Апалачи недалеко от залива Апалачи . [а] Эти три человека были описаны как союзники, говорящие на одном языке, но как отдельные «нации». Китайцы были, вероятно, самым многочисленным из трех народов Чаккаби. [3]
Миссии
[ редактировать ]В апреле 1674 года в Чаккаби была основана миссия, посвященная святому апостолу Петру ( Сан-Педро ), для служения китайцам, амакано и жителям города пакара, которые постепенно обращались в христианство. Три народа Чаккаби, по-видимому, переселились на новое место, известное как «место китайцев», к следующему году, когда Габриэль Диас Вара Кальдерон , епископ Сантьяго-де-Куба , 2 февраля 1675 года основал миссию Успения Пуэрто. служить им. [б] Эта миссия не фигурирует в испанских записях после 1675 года. Сообщается, что в 1675 году в миссии, обозначенной как «Успение Нуэстра-Сеньора», в 1675 году проживало 300 человек, что может быть заниженным счетом. [5]
Китайцы, возможно, переезжали более одного раза после 1675 года. Миссия «Сан-Педро-де-лос-Чинес» находится в списке миссий 1680 года, а о «Сан-Педро-де-Медельин» сообщалось в 1681 году (Медельин находился недалеко от истоков Вакуллы) . Река на карте 1683 года). Миссия под названием «Сан-Антонио-де-Чинес» была внесена в список в 1694 году, что, по словам Ханна, может быть результатом переезда в место, расположенное ближе к Сан-Луису. Перепись 1681 года насчитала 158 взрослых. В списке 1689 года численность населения составляла 30 семей. В другом списке 1697 года говорилось, что «Место Китая» находится в одной лиге от миссии «Очищение Тама», вглубь страны от миссии Сан-Мартин-де-Томоле. [с] [7]
Пилоты и гиды
[ редактировать ]Китайцы были известны испанцам своим опытом путешествий вдоль побережья Мексиканского залива на каноэ от залива Апалачи до залива Пенсакола (испанцы, возможно, имели контакты с народом Пенсаколы через Китай до 1677 года). Испанцы использовали китайцев в качестве пилотов и проводников как минимум в трех экспедициях к западу от провинции Апалачи. В 1777 году испанцы и апалачи послали 190 человек атаковать город Чиска возле реки Чоктаватчи в отместку за нападения Чиска на апалчи и их соседей. Чайны и Чато были призваны испанскими силами Апалачей в качестве проводников в город Чиска. [8]
В 1685 году французский исследователь Ла Саль основал поселение на побережье Техаса. Узнав об этом поселении, вице-король Новой Испании приказал его найти. Поисковая группа под руководством Хуана Энрикеса Баррото покинула Сан-Маркос в 1686 году, используя китайских лоцманов, поскольку они были знакомы с побережьем на западе до залива Мобил. В 1693 году Лауреано де Торрес-и-Аяла , губернатор испанской Флориды, возглавил экспедицию на лодке вдоль побережья от Сан-Маркоса до залива Мобил. Шеф Чине (которого испанцы опознали как Чато) и его сын служили пилотами у испанцев. [д] [10]
Судьба
[ редактировать ]В 1702 году китайцы были внесены в список язычников, живущих в провинции Апалачи, наряду с народами амакано, савакола , чатот, табаса и катасе (окатасе). Коренные американцы в союзе с англичанами провинции Каролина предприняли серию нападений на апалачи и другие народы, связанные с испанцами, кульминацией которых в 1704 году стала так называемая резня в апалачи . Судьба китайцев в этом случае неясна. Некоторые китаяны (идентифицированные как окатозы), возможно, были похищены рейдерами. Некоторые, возможно, были с чатотами, которые вместе с Апалачи отправились на запад к побережью между заливом Пенсакола и заливом Мобил (люди, называемые окатозами, жили рядом с президио Санта-Мария-де-Гальве в заливе Пенсакола в 1707 году). [11]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Чаккаби был описан как находившийся на дороге из Сан-Луиса , столицы провинции Апалачи, к морю. Расстояние от Сан-Луиса составляло около десяти или одиннадцати лиг . Джон Ханн утверждает, что неопределённость в отношении расстояния, выраженная в испанском отчете, указывает на то, что Чаккаби не был на пути к Сан-Маркосу , главному порту провинции Апалачи. Ханн также утверждает, что Чаккаби находился на реке Рио-Чачаве, которая изображена на испанской карте 1683 года, на западной оконечности залива Апалачи между реками Сент-Маркс и рекой Оклокони . Ханн отождествляет Рио-Чачаве со Спринг-Крик ( 30 ° 05' с.ш. 84 ° 20' з.д. / 30,08 ° с.ш. 84,33 ° з.д. ). [2]
- ↑ Ханн помещает новую миссию Успения дель Пуэрто всего в шести лигах от Сан-Луиса, по дороге к побережью. На карте в Ганноне показана миссия в северо-западной части провинции Апалачи. [4]
- ^ La Purificación de Tama находилась на расстоянии половины лиги от Сан-Луиса в 1670-х годах и половины лиги от Сан-Антонио-де-Кинес в 1697 году. В списке миссий 1697 года Сан-Антонио-де-Кинес помещается между миссией Тама и Сан-Луисом. . [6]
- ↑ Когда в ходе этой экспедиции корабль губернатора миновал устье реки Оклокони (исп. Rio Lagna , «Желтая река»), вождь Чайн сказал, что река «на языке Апалачин называлась Кларакачин». Неизвестно, какое значение имеет «-китай» в обоих именах. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Он 2006 , с. 11, 43, 85.
- ^ Он 2006 , с. 26.
- ^ Он 2006 , стр. 24, 26; Миланич 1995 , с. 96.
- ^ Ганнон 1965 , карта на странице 64; Ханн 2006 , с. 26.
- ^ Ганнон 1965 , с. 63; Гейгер 1940 , с. 130; Он 1990 , с. 490–491; Он 2006 , с. 24–26.
- ^ Он 1990 , стр. 489–491.
- ^ Он 1990 , стр. 491–492; Он 2006 , стр. 25–27.
- ^ Он 2006 , стр. 69, 72; Ханн и Макьюэн 1998 , с. 143.
- ^ Он 2006 , с. 25.
- ^ Он 2006 , с. 24, 72; Ханн и Макьюэн 1998 , с. 161.
- ^ Он 1990 , стр. 491–492; Он 2006 , с. 26–27.
Источники
[ редактировать ]- Ганнон, Майкл В. (1965). Крест на песке . Университетские издательства Флориды. ISBN 0-8130-0776-3 .
- Гейгер, Мейнард (1940). «Биографический словарь францисканцев испанской Флориды и Кубы (1528-1841)». Францисканские исследования . 21 (21): V–IX, XI–XII, 1–117, 119–140. JSTOR 43900081 .
- Ханн, Джон Х. (апрель 1990 г.). «Краткий путеводитель по испанским миссиям во Флориде и посещениям церквей в шестнадцатом и семнадцатом веках». Америки . 46 (4): 417–513. дои : 10.2307/1006866 . JSTOR 1006866 .
- Ханн, Джон Х. (2006). Мир коренных американцев за пределами Апалачи . Университетское издательство Флориды. ISBN 9-780-8130-2982-5 .
- Ханн, Джон Х.; Макьюэн, Бонни Г. (1998). Индейцы Апалачи и миссия Сан-Луис . Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1564-2 .
- Миланич, Джеральд Т. (1995). Индейцы Флориды и вторжение из Европы (изд. в мягкой обложке). Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-1636-8 .