Акакийский раскол
Акакианский раскол между Восточной и Западной христианскими церквями длился 35 лет, с 484 по 519 год. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Оно возникло в результате сдвига лидеров восточного христианства в сторону миафизитства и неудачной попытки императора Зенона примирить стороны с Энотиконом . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] События описаны в письмах в Collectio Avellana .
Во время событий, приведших к расколу, папа Феликс III написал два письма, одно императору Зенону и одно патриарху Константинопольскому Акакию , напоминая им о необходимости бескомпромиссно защищать веру, как они делали это раньше. Когда бывший патриарх Иоанн Талая , изгнанный из Александрии , прибыл в Рим и доложил о происходящем на Востоке, Феликс написал еще два письма, вызвав Акакия в Рим для объяснения своего поведения. Легаты, привезшие эти письма в Константинополь, были заключены в тюрьму, как только они высадились на землю, и вынуждены были причащаться от Акакия в рамках литургии, на которой они слышали Петра Монга и других миафизитов, названных в диптихах . Феликс, узнав об этом от монахов Акометов в Константинополе, провел синод в 484 году, на котором осудил своих легатов, свергнул и отлучил Акакия от церкви.
Акакий ответил на этот поступок, вычеркнув имя Феликса из своих диптихов. Только акомети в Константинополе остались верны Риму, а Акакий заключил их игумена Кирилла в тюрьму. Акакий умер в 489 году, а его преемник Флавит пытался примириться с Римом, но отказался отказаться от общения с миафизитами и опустить имя Акакия в своих диптихах. Преемник Феликса Геласий также отказался от любого компромисса, посчитав это предательством Халкидонского собора . [ 8 ]
Зенон умер в 491 году; его преемник Анастасий I Дикор начал с сохранения политики Энотикона , хотя и был миафизитом. После смерти Анастасия его преемник Юстин I немедленно стремился положить конец расколу с Римом, и эту цель разделял новый Константинопольский Патриарх Иоанн Каппадокийский . Папская миссия под командованием Германа Капуанского была отправлена в Константинополь. Воссоединение было официально оформлено на Пасху , 24 марта 519 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейендорф 1989 , стр. 194–202.
- ^ Блодо, Филипп (2012). Осада Рима и Востока 448-536: геоэкклезиологическое исследование . стр. 138–153. ISBN 978-2-7283-0939-9 . OCLC 830032984 .
- ^ Кёттер, Ян-Маркус (2013). Между императорами и апостолами: Акакий раскол (484-519) как церковный конфликт порядка в поздней античности . Ф. Штайнер. стр. 275–294. ISBN 978-3-515-10389-3 . OCLC 875432205 .
- ^ Коэн, Сэмюэл (17 апреля 2018 г.). «Папский раскол» . Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла . дои : 10.1163/2589-7993_eeco_sim_036439 .
- ^ Барк, Уильям (апрель 1944 г.). «Теодорих против Боэция: оправдание и извинение». Американский исторический обзор . 49 (3): 410–426. дои : 10.2307/1841026 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 1841026 .
- ^ Дворник, Фрэнсис (1951). «Императоры, папы и генеральные советы». Документы Думбартон-Окса . 6 : 1–23. дои : 10.2307/1291081 . ISSN 0070-7546 . JSTOR 1291081 .
- ^ МакКим, Дональд К. (ноябрь 1996 г.). Вестминстерский словарь теологических терминов (1-е изд.). Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 2. ISBN 0-664-25511-6 .
- ^ Коэн, Сэмюэл (2019). « Вы объединились с их преследователями»: Геласий, язык гонений и акакийский раскол». В Э. Фурнье; В. Майер (ред.). Наследники римского преследования: исследования христианского и парахристианского дискурса в поздней античности . Рутледж . стр. 164–183. ISBN 9781351240697 .
Библиография
[ редактировать ]- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Оден, Томас К. (30 января 2008 г.). Как Африка сформировала христианское мышление: заново открывая африканскую рассадницу западного христианства . Книги ИВП. п. 204. ИСБН 978-0-8308-2875-3 .
- Кристини, Марко (2020). In ecclesiae redintegranda unitate: король Теодорих и конец акакийского раскола , в: Rivista di Storia della Chiesa in Italia 73 (2019), стр. 367–386.
- Дитмар В. Винклер : Акаций Константинопольский , в: Дэвид Г. Хантер, Пол Дж. Дж. Ван Гест, Берт Ян Литарт Перболт (ред.): Интернет-энциклопедия раннего христианства Брилла
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Раскол ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.