Соната для фортепиано ре мажор, D 850 (Шуберт)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Франца Шуберта D. Соната для фортепиано ре мажор 850 , соч . 53, известный как « Гаштайнер» , был написан в августе 1825 года , когда композитор находился в курортном городе Бад-Гаштайн . Год спустя это стала лишь вторая опубликованная его фортепианная соната. [ 1 ]
Движения
[ редактировать ]I. Аллегро живое
[ редактировать ]
Ре мажор. В автографе есть alla breve Allegro, в то время как первое издание (опубликованное при жизни Шуберта и, следовательно, вероятно, переработанное) дает обычное Allegro vivace - это нехарактерно быстро для Шуберта allegro, отметка, которую он часто квалифицировал модерато. Первая часть неустанно энергична: от кипучей до бурной и триумфальной. Введение, похожее на фанфары, знакомит с основным тематическим материалом, представленным в этой части и, в конечном итоге, во всей сонате. В характерном шубертовском жесте эта тема сразу же повторяется в миноре - типична также модуляция дистанционными клавишами по мере экспозиции развертывания . Веселый второй сюжет с его колеблющимся рисунком «высоко-низко» напоминает йодлинг . Эта тема также похожа на начало « Lied Das Heimweh» («Тоска по дому»), написанной в то же время. В разделе развития представлена грандиозная тема аккордовых фанфар, основанная на первой теме, которая также используется в завершающей части коде. Здесь можно найти одни из самых сложных сочинений в сольном фортепианном творчестве Шуберта, а неустанные триоли дают возможность виртуозно проявить себя.
II. С мотоциклом
[ редактировать ]
Основная форма ABABA. Как и первая часть, вторая часть необычна своей быстротой, о чем свидетельствует уникальная отметка темпа. Движущий импульс, записанный во фразе, дополняет задумчивую мелодию в разделе A. Смелая, обширная секция B отличается новым синкопированным пунктирным ритмом, который вызывает остановки и начала импульса и используется для драматического эффекта . Несколько речитативов и медитативных отступлений подчеркивают произведение, отличающееся сложной фактурой и изобретательным письмом в целом. Синкопированный ритм темы B сливается с темой A для ее окончательного появления, и движение замирает в коротком и призрачном финале.
III. Скерцо: Аллегро живое - Трио
[ редактировать ]
Ре мажор, Трио соль мажор. В спортивном скерцо Шуберт доводит идею веселых нот с точками до предела, используя густое аккордовое письмо и частые резкие смены регистров, фактуры и тональности. Гемиола используется широко: сильный импульс 3/2 пронизывает скерцо 3/4. Величественное трио с его ровными, лирическими повторяющимися аккордами и отдаленными модуляциями значительно контрастирует с окружающей его кинетической музыкой.
IV. Рондо: Аллегро модерато
[ редактировать ]
Ре мажор. Форма АБАКА. Игривая и невинная маршевая тема рондо, повторяющаяся дважды с возрастающим ритмическим членением и декорированием, акцентируется двумя контрастирующими эпизодами, каждый со своими бурными центральными частями. В эпизоде B используются быстрые гаммы, передаваемые между руками во время развития простой стаккато-фразы. Эпизод C представляет собой лирическую повторяющуюся тему аккорда, которая переходит в драматическую минорную часть. После последнего богато украшенного изложения темы рондо прощальная кода подводит произведение к тихому и сдержанному завершению.
Исполнение произведения занимает около 40 минут и является одним из самых длинных и амбициозных сольных произведений Шуберта, особенно на данный момент.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано D. 850 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Исполнение Сонаты для фортепиано D. 850 Бенджамина Хохмана из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: Полное руководство по классической музыке . США, Backbeat Books, 2005. 1202.