я живу
я живу | |
---|---|
![]() Возможная чеканка Ясовармана. [ 1 ] Аверс : абстрактное изображение стоящего царя в кушанском стиле, надпись « Кидара » внутри справа (позднее письмо Брахми : ![]() ![]() ![]() ![]() Реверс : Абстракция Ардокшо сидящего , надпись Брахми «Шри Ясова» справа, «рма» слева. | |
Король Каннауджа | |
Царствование | ок. 725 г. н.э. – ок. 752 г. н.э. |
Предшественник | Арунасва |
Преемник | Прохладный |
Рожденный | 7 или 8 век нашей эры. |
Умер | 8 век нашей эры |
Проблема | Прохладный |
Династия | Варман |
Яшоварман ( IAST : Yaśovarman ) был правителем королевства Каннауй и первым королем династии Варман .
Жизнь
[ редактировать ]Яшоварман был королем Каннауджа в начале восьмого века. Городом (тогда известным как Каньякубджа) ранее правил Харша , который умер, не оставив наследника, и тем самым создал вакуум власти. Это продолжалось около столетия, прежде чем Яшоварман стал его правителем. [ 2 ] Александр Каннингем , археолог периода британского владычества , размышлял о возможных правителях Каннауджа в период между Харшей и Яшоварманом, но существует мало доказательств, подтверждающих его утверждения. [ 3 ]
Мало что известно о Яшовармане и его семье, большая часть информации получена из Гаудавахо ( Убийство короля Гауды ). [ 4 ] стихотворение на языке пракрита, написанное Вакпати . Яшоварман был сторонником культуры, а Вакпати был среди его придворных: невозможно определить, в какой степени на стихотворение можно положиться в плане констатации фактов. [ а ] По-разному говорят, что в работах Вакпати Яшоварман описывается либо как божественное воплощение Вишну, либо как божественное воплощение Вишну. [ 5 ] или кшатрий Лунной династии ; Каннингем считал, что он, вероятно, был родственником Маухари , которые правили Каннауджем до Харсы, а в некоторых джайнских работах говорится, что он был родственником Чандрагуптов, которые правили империей Маурьев . [ 6 ] Даты его правления также неясны, есть утверждения, в том числе ок. 728–745 ( Винсент А. Смит ), примерно конец седьмого века/начало восьмого века ( Шанкара Пандуранга Пандит ) и, по расчетам Рамашандры Трипати, вероятно, 725–752. [ 7 ]
В «Гаудавахо» изображен Яшоварман, завоевавший большие территории северной Индии, включая Бихар , Бенгалию , западный Декан , долину Инда и Кашмир , прежде чем с триумфом вернуться в Каннаудж. Однако Калхана , кашмирский придворный летописец, живший примерно в 12 веке нашей эры, в своей «Раджатарангини» приводит совсем другую историю , изображая Яшовармана как правителя, который был среди тех, кто потерпел поражение от Лалитадитьи Муктапиды , правителя Кашмира. Варианты заявлений обоих этих придворных о колоссальных завоеваниях маловероятны. [ 8 ] Трипати сказал о жителях Гаудавахо , что «эти подвиги больше похожи на вымысел, чем на трезвую историю». [ 9 ] Другими ранними источниками являются « Прабхавакачарита» , «Прабандха-коша» и «Баппабхаттисуричарита» , являющиеся джайнскими документами. [ 10 ]
Хотя Р. К. Маджумдар относится к числу тех, кто с опаской относится к древним рассказам о завоеваниях, он считает, что Яшоварман был «несомненно самым могущественным королем [в регионе] того времени». Он считает, что между китайским двором и двором в Каннуадже существовали дипломатические отношения, о чем свидетельствует то, что Яшоварман отправил министра в Китай в 731 году, и что какое-то время он был в союзе с Муктапидой, когда два правителя победили тибетцев. Эти два дипломатических события могут быть связаны между собой, поскольку Китай в то время находился в состоянии войны с Тибетом, но также возможно, что китайские отношения выросли из общей озабоченности ростом арабской мощи. По словам Маджумдара, союз с Муктапидой распался около 740 г. из-за зависти, которую испытывал кашмирский король. Хотя Маджумдар говорит, что Лалитадитья затем победил Яшовармана и аннексировал его земли, [ 4 ] Трипати считает, что рассказ Калханы о случившемся противоречив и что Яшоварману, возможно, было разрешено остаться на своем троне после «номинального признания превосходства» Лалитадитьи. [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]О правлении Яшовармана существует мало вещественных свидетельств, хотя считается, что он построил храм в Харишчандранагари (современная Айодхья ). [ 12 ] Надпись была найдена в Наланде и несколько монет в других местах, которые могут иметь отношение к нему, но уверенности в этом нет. [ 13 ]
Согласно джайнским хроникам, у Яшовармана был сын по имени Ама , который сменил его на посту короля Каннауджа в 749–753 годах нашей эры. Историк Шьям Манохар Мишра считает это утверждение исторически верным, поскольку оно не противоречит никаким историческим свидетельствам. [ 14 ] Ч. В. Вайдья предположил, что правители Аюдхи были потомками Яшовармана, но никакие исторические записи не связывают эти две династии. С. Кришнасвами Айянгар аналогичным образом предположил, что Ваджрайудха и Индраюдха были именами Амы. Но эта теория противоречит джайнским рассказам. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Другим поэтом, жившим при дворе Яшовармана, был Бхавабхути . [ 4 ]
Цитаты
- ^ Крибб, Джо (2016). «Раннесредневековая чеканка Кашмира – новый клад и аномалия» . Нумизматический дайджест . 40 : 110.
- ^ Чопра (2003) , с. 194
- ^ Трипати (1989) , с. 192
- ^ Перейти обратно: а б с Маджумдар (2003) , стр. 259.
- ^ Эрали (2011) , с. 92
- ^ Трипати (1989) , стр. 193–194.
- ^ Трипати (1989) , стр. 194–197.
- ^ Эрали (2011) , стр. 92–93, 622.
- ^ Трипати (1989) , с. 197
- ^ Трипати (1989) , с. 193
- ^ Трипати (1989) , стр. 202–203.
- ^ Элгуд (2000) , с. 144
- ^ Трипати (1989) , стр. 205, 207.
- ^ Мишра 1977 , с. 117.
- ^ Мишра 1977 , с. 125.
Библиография
- Чопра, Пран Натх (2003), Всеобъемлющая история Древней Индии , Sterling Publishers, ISBN 978-81-207-2503-4
- Элгуд, Хизер (2000), Индуизм и религиозное искусство , Bloomsbury Publishing, ISBN 9780826498656
- Эрали, Авраам (2011), Первая весна: Золотой век Индии , Penguin Books India, ISBN 9780670084784
- Маджумдар, Рамеш Чандра (2003) [1952], Древняя Индия (переиздание), Мотилал Банарсидасс, ISBN 9788120804364
- Мишра, Шьям Манохар (1977). Яшоварман из Канауджа . Абхинав. OCLC 5782454 .
- Трипати, Рамасандра (1989), История Канауджа: к мусульманскому завоеванию (переиздание), Мотилал Банарсидасс, ISBN 9788120804043
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гаудавахо — стихотворение, написанное придворным поэтом Яшовармана Вакпати.