Розмари Клаузен
Розмари Клаузен (урожденная Роуз Мари Маргарет Элизабет Кёгель ); (5 марта 1907 — 9 января 1990) — немецкий фотограф. Она работала театральным и портретным фотографом и получила несколько наград за свою работу.
Жизнь
[ редактировать ]Клаузен родилась в Гросзитене недалеко от Берлина и была внучкой Оберхофа и домпредигера Рудольфа Кёгеля и дочерью пастора и школьного советника Рудольфа Кёгеля и его жены Сабины, урожденной Геринг. В 1934 году она вышла замуж за журналиста и кинопродюсера Юргена Клаузена (1905–1944), погибшего пилотом ночного истребителя во время « Большой недели ».
Клаузен, который изначально хотел стать художником-портретистом, прошел обучение у Мари Бём, руководителя известной студии Becker & Maass, и через три года с отличием сдал экзамен на ассистента в Lette-Verein в Берлине. [ 1 ] После этого она работала с 1929 по осень 1933 года ассистентом театрального фотографа Элли Маркус , а после эмиграции работала в собственной студии в Берлине-Шмаргендорфе , во многих берлинских театрах, в том числе в Preußisches Staatstheater Berlin под руководством Густава Грюнгенса , до его общего закрытия. на войну. Было сделано множество фотографических портретов, в том числе Курта Хиршфельда .
По словам историка искусства Габриэле Ломанн, Клаузен была одной из тех фотографов эпохи национал-социалистов, которым нечего было бояться преследований, поскольку она выполняла требования Рейхсминистериума по фольксауфкларунгу и пропаганде и Рейхскультуркамеры , а ее работы были «подходящими для пропаганды». . Своей работой эти фотографы внесли свой вклад в формирование общего образа Национал-социалистического народного общества, а также женщин в нацистской Германии в частности. [ 2 ] В конце 1930-х годов Клаузен сделал множество частных фотографий семьи Германа Геринга , которые распространялись в виде открыток. [ 3 ] Она также иллюстрировала журналистские пропагандистские репортажи, например, Homestory о Геринге в 1941 году. [ 4 ] а в 1936 году — отчет о строительстве автобана под названием « Улицы вождя» . [ 5 ]
В 1941 году ее фотографии, помимо фотографий Лизелотты Оргель-Кёне и Эрны Лендвай-Диркссен , были показаны на выставке, организованной Рейхсфрауенфюрунгом под названием «Фрауэншаффен в Германии» в оккупированных немцами Нидерландах, впервые с октября. 1941 г. в Рейксмузеуме Амстердама, с дальнейшими станциями в Утрехте, Маастрихте и Арнеме. [ 6 ]
В том же году она опубликовала фотографии посмертных масок «великих немцев» (в том числе австрийцев, таких как Адальберт Штифтер ) под названием Die Vollendeten . «На динамичных фотографиях» мертвые, по мнению историка искусства Изабель Рихтер (2010 г.), «смотрели на зрителей свысока суверенно, возвышенно и героически». Объединяет их, говорит Клаузен в предисловии к книге, то, что все они объединены одним, «одним словом – НЕМЕЦКИЙ» (hervorh. i. Orig.) [ 7 ]
Некоторые из ее железнодорожных фотографий были включены в издания Deutsches Reichsbahnkalender 1930-х годов .
С 1945 года Клаузен работала в Гамбурге, куда она бежала с тремя детьми после смерти мужа, в Гамбургской камерной сцене , Немецком Шаушпильхаусе, Театре Талия и Театре Эрнста Дойча и других местах, а также включала пантомиму ( Марсель Марсо ). Она также сыграла важную роль как фотограф-портретист ( КРХ Сондерборг , Жан-Луи Барро , Сэмюэл Беккет и другие). С Вольфгангом Борхертом у нее сложилась близкая дружба в послевоенный период. Она сделала многочисленные портреты тогда еще неизвестного писателя. Ее фотографии остались определяющими для картины Борхерта после его смерти. [ 8 ] На марке Вольфганга Борхерта Deutsche Bundespost изображен мотив Клаузена.

Публиковалась в журналах и газетах, а также иллюстрировала книги и с 1962 по 1972 год театральные календари. На протяжении многих лет Клаузен иллюстрировал ежегодный календарь журнала Theater Heute .
Она была членом «Gesellschaft deutscher Lichtbildner» (GdL), Немецкого общества фотографии (DGPh), Свободной академии искусств Гамбурга и почетным членом профессиональной ассоциации BFF для фотографов-фрилансеров и кинодизайнеров .
Фриц Пейер и Уте Карен Зеггельке были среди ее учеников.
Ее сыном был социолог Ларс Клаузен , ее зятем актер Клаус Клаузен , ее внучатая племянница актриса Андреа Клаузен . [ 9 ]
Клаузен умерла в Гамбурге в возрасте 82 лет. Ее могила с могильным номером О8, 236 находится на кладбище Ольсдорф . Ее творческим имуществом управляла Беттина Клаузен . [ 10 ]
Награды
[ редактировать ]- 1955: Гран-при Международной выставки сценической фотографии в Зальцбурге.
- 1976: Kulturpreis der German Society for Photography - вместе с Региной Реланг и Лизелоттой Стрелов.
- 1982: Бирманн-Ратьен-Медалль из Вольного ганзейского города Гамбург.
Наследие
[ редактировать ]Архив Клаузена был утерян в 1945 году в Берлине во время авианалета . Однако обширная коллекция ее экспонатов находится во владении Гамбургского музея Kunst und Gewerbe . Негативный архив, созданный после окончания Второй мировой войны, находится в Центре театральных исследований – Гамбургская театральная коллекция , Гамбургского университета а позитивный архив – в Театральном музее Мюнхена и Розмари Клаузен – Künstlerischer Vermögens GbR в Потсдаме. , в лице управляющего директора Dr. Пер Робин Пол. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]- Человек без маски , Штутгарт: Тацзельвурм, 1938 год.
- Совершенные , Штутгарт: Tazzelwurm 1941 ( посмертные маски )
- Вечность кружит над ними , Пфорцхайм: Имаго без даты. [1952] [ 11 ]
- Письмо и маска , Гамбург: Кристиан Вегнер 1958 (несколько изданий)
- Театр. Густав Грюндгенс, режиссер , Гамбург: Кристиан Вегнер, 1960 г.
- Грюндгенс , Фельбер: Фридрих, 1963 г.
- Фауст в картинках , Брауншвейг: Вестерманн, [1960] 1964, 7-е издание.
- Актер (текст: Зигфрид Мельхингер ), Франкфурт: Бюхергильде Гутенберг, 1966 г.
- Барлах , Гамбург: Кристиан Вегнер, ²1966.
- Встречи , Кельн: DuMont Schauberg, 1967 г.
- Показать зеркало , Фельбер: Фридрих [1963]²1968
- Сэмюэл Беккет Режиссер , Франкфурт: Зуркамп, 1969 (несколько выпусков)
- Гамбургский театр Талия – Бой Гобер , Гамбург: Kristall-Verlag 1980
- «Фауст» Грюнгена . Берлин: Зуркамп [1982] ²1983
- Розмари Клаузен, Ингеборг Селло , Музей искусств и ремесел Гамбурга, 1988 г. (каталог выставки)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фриц Кемпе: Театр и люди театра — Розмари Клаузен исполняется 70 лет . В Foto Magazin , Мюнхен, H. 3/1977, стр. 72–75, здесь стр. 72.
- ^ Габриэле Ломанн, диссертация о фотографе Элизабет Хазе : Диссертация , Рур-Университет Бохума, 2002, стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Решение акционера художественного поместья Розмари Клаузен GbR от 1 июля 2018 г.
- ^ Стефани Поли, Образцы для подражания в национал-социализме. Работа с наследием, Бад-Хоннеф, 1991, с. 7.
- ^ По всем округам Германии, Улицы фюрера, иллюстрированный репортаж с 5 фотографиями Розмари Клаузен, в Berliner Illustrirte Zeitung (BIZ), выпуск № 16 от 16 апреля 1936 г., стр. 559–561.
- ^ Диссертация о фотографе Элизабет Хазе, Рурский университет, Бохум, 2002 , с. 119
- ^ Изабель Рихтер: Фантазийная смерть. Образы и представления о конце жизни в 19 веке. Франкфурт, 2010 г., с. 208.
- ^ Гордон Берджесс: Вольфганг Борхерт. Я верю в свою удачу . Строительство, Берлин 2007, ISBN 978-3-7466-2385-6 , 1.
- ^ Андреа Шуриан об Андреа Клаузене, 2008 г.
- ^ "Розмари-Клаузен-фоторехте" . Розмари-Клаузен-фоторехте . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ "За исключением репродукций посмертных масок Блеза Паскаля , Александра Пушкина и Виктора Гюго , изображения взяты из тома Розмари Клаузен, Die Vollendetes , ранее изданного издательством Tazzelwurm Verlag. Редактором этого номера был Курт Летше .