Пассаконауэй
Пассаконауэй | |
---|---|
Паписсеконнеуэй | |
![]() Изображение Пассаконауэя XIX века, Пеннакук Сачем. [ 1 ] | |
Пеннакука Лидер | |
Предшественник | Нанпашемет |
Преемник | Воналанцет (сахем) |
Личные данные | |
Рожденный | около 1570 г. возле реки Мерримак |
Умер | до 1669 г. |
Отношения | Монтовампате |
Дети | 5, включая Воналансет [ 2 ] |
Пассаконэвей был сахемом 17-го века , а затем башабой (главой вождей) народа Пеннакуков на территории нынешнего южного Нью-Гэмпшира в Соединенных Штатах, который был известен своими отношениями с колониями Плимута и Массачусетского залива .
Имя
[ редактировать ]В записях 17-го века его имя пишется по-разному, в том числе Паписсеконева, Паписсеконуэй, Пассеконневей, Паписсеконнеуэй, Пассеконева, Пассаконуэй и Писконуэй. [ 3 ] В Новоанглийском Ханаане (1637 г.) Томас Мортон написал это имя как «Папасикинео». В какой-то момент в конце 1830-х годов американский писатель Сэмюэл Дж. Дрейк либо выдвинул теорию, либо столкнулся с чьей-то другой теорией, что все эти имена произошли от слов, означающих «ребенок» и «медведь» - он впервые сделал это заявление в 1841 году. 8-е издание его индийских биографий . Чендлера Поттера 1856 года В книге «История Манчестера» название произошло от papoeis «ребенок» и kunnaway «медведь», но не приводится цитат для этого (два термина, которые он использует, скорее всего, взяты из книги Роджера Уильямса « Ключ к языку Манчестера»). Америки , куда входят papoòs «младенец», paukunnawaw «медведь» и « Большая Медведица »). Предполагаемый перевод «дитя медведя» стал основным в последующих рассказах о Пассаконауэе, но он лингвистически проблематичен, хотя и выглядит правдоподобным. Современные спекулятивные реконструкции, основанные на орфографии 17 века, указывают на то, что имя, скорее всего, было чем-то (в современной орфографии) чем-то вроде Papisseconneway. Не сохранилось современных отчетов ни о буквальном значении этого имени, ни о том, было ли оно связано с его происхождением, его статусом как паууу , [ Примечание 1 ] или другое социальное значение, был ли это автоним или гетероним, или даже из какого из различных алгонкинских языков оно произошло (английские колонисты были гораздо лучше знакомы с общинами вампаноагов , Массачусетта и Наррагансетта, чем с пеннакуками , и глоссарий Уильямса имеет большое значение. слова Наррагансетта).
В XIX веке и последующих публикациях его иногда приравнивали к католическому сахему по имени Святой Аспенкид, но это ошибочно.
Жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2012 г. ) |
Пассаконэвей пользовался большим уважением среди современных коренных американцев в регионе Новой Англии, среди английских колонистов (даже тех, кто говорил, что его сверхъестественные способности имели сатанинское происхождение), и колониальные английские поселенцы воспринимали его всерьез как политического лидера. Одна из ключевых фигур местного населения в колониальной истории Массачусетса , Нью-Гэмпшира и Мэна . Считается, что он родился между 1550 и 1570 годами и умер к 1669 году (даты его рождения и смерти неточны, а расчеты искажены утверждение одного репортера, который утверждает, что познакомился с Пассаконауэем, когда тому было 120 лет). При его жизни английское колониальное заселение Новой Англии началось всерьез, пересекаясь с продолжающейся серией социально-политических и демографических изменений, возникших в результате войн из-за торговли мехом и распространения евразийских болезней. В частности, эпидемия 1616 года опустошила индейское население на юго-востоке Новой Англии, и демографические последствия этого события, вероятно, побудили сахемов разрешить поселение английских колонистов на их территориях, обычно в рамках «продажи земли», чтобы поддержать их возможности. участвовать в межгрупповых рейдах и войнах с другими общинами коренных народов.

Он был могущественным и широко уважаемым павау (экспертом по ритуалам и посредником между людьми и духами, подобным шаману ); В английских отчетах таких деятелей, как Томас Мортон и Джон [Элиот?] отмечается, что он якобы был способен заставить воду гореть, производить лед летом, заставлять деревья танцевать, вызывать грозы, заставлять высушенные листья зеленеть и создавать живых змей из кожа мертвой змеи. [ 6 ] До и в ранний период колониального вторжения Пассаконауэй, по-видимому, следовал традиционному образу жизни коренных жителей Новой Англии. [ 7 ] на территориях Пеннакука вокруг реки Мерримак, сезонно перемещаясь между устоявшимися деревнями, такими как Амоскиг и Потакет, что объясняет его историческую связь с несколькими местами в Нью-Гэмпшире и Массачусетсе. Колониальные записи указывают, что Пассаконэвей жил на вершине водопада Потакет (сегодняшний Лоуэлл, Массачусетс ). Местная история Нью-Гэмпшира гласит, что он жил и сезонно перемещался среди различных мест для рыбалки и посадки растений вдоль реки Мерримак , включая водопад Амоскиг в современном Манчестере , несколько плодородных островов, современный пруд Подкова и участки вдоль близлежащего побережья.
Нет никаких записей о начале его карьеры, за исключением его заявленной речи об отречении, в которой говорилось, что в молодости он сражался против могавков. В какой-то момент до прибытия паломников он стал сахемом (вождем) Пеннакуков, а затем и башабой (главой вождей) многоплеменной конфедерации в некоторых частях сегодняшних Нью-Гэмпшира, Вермонта, Массачусетса и штата Мэн, члены которой первоначально объединились для взаимной защиты от нападений со стороны других групп коренных жителей. Пассаконэвей был одним из первых местных вождей, сдавших землю в аренду английским поселенцам в Новой Англии, и в Акте Уилрайта 1629 года (подлинность которого оспаривается, но который обычно считается законным) указывается, что Пассаконэвей и другие сахемы были готовы продать территорию. англичанам с явной целью создания союзов против таррантинцев (экзоним, присвоенный конфедерации групп коренных жителей в сегодняшнем штате Мэн, которая имела привычку нападать на группы на юго-востоке Новой Англии) и Ирокезы . Англичане были в лучшем случае проблематичными союзниками, и всю оставшуюся жизнь Пассаконауэй неоднократно сталкивался с нарушением правил Англии, оскорблениями и вызовами его автономии.
В 1632 году, когда коренной американец убил английского поселенца и бежал, Пассаконавей руководил его поимкой и передал колониальным властям. В 1642 году, когда слухи ложно утверждали, что среди местных коренных американцев развивается антианглийский заговор, было отправлено ополчение, чтобы задержать Пассаконауэя и конфисковать его оружие. Когда продвижение ополченцев было остановлено грозой, они вместо этого схватили его сына Воналансета, его невестку и внука. Когда власти Бостона прислали ему извинения и пригласили приехать в город, чтобы обсудить этот вопрос, Пассаконавей настоял на освобождении пленников. После того, как они это сделали, Пассаконавей сдал свое оружие. В 1648 году английский миссионер Джон Элиот сообщил, что он отправился в Потакет-Фолс , встретил Пассаконэвея и проповедовал ему там. По словам Элиота, Пассаконауэй был восприимчив к его проповедям и пригласил его переехать жить к Пеннакуку, чего Элиот не сделал. Неизвестно, обратился ли Пассаконавей в христианство - об этом не свидетельствуют никакие записи, но легенды среди английских колонистов и их потомков утверждали, что он это сделал. Его сын Воналансет в конце концов стал христианином, и, поскольку его политика часто повторяла политику его отца, кажется вероятным, что Пассаконавей, по крайней мере, был открыт для некоторой формы христианского влияния.
Пассаконавей добровольно отрекся от престола примерно в 1660 году и назначил своего второго сына Воналансета следующим сахемом Пеннакуков (должность, которую он активно занимал не позднее 1664 года), и это заявление было частью более широкой речи, которую он произнес, призывая свой народ всегда сохранять мир с англичанами. колонисты. Его большая семья продолжала активно участвовать в политике коренных народов: его старший сын Нанамокомук стал сахемом соседнего Вачусетта. [ 8 ] Его дочь Ванункус вышла замуж за Монтовампате , сагамора из Наумкеага в Согусе , который жил к северу от нынешнего Бостона (их брак стал темой стихотворения Джона Гринлифа Уиттиера «Свадьба Пенакука»), и еще одной дочери, известной только как Бесс вышла замуж за Нобхау , сахема Потакета .
В преклонном возрасте Пассаконавей, отказавшись от своей власти и увидев, что большинство традиционных методов существования были заброшены или стали невозможными из-за английских колониальных обычаев и законов, стал зависеть от доброй воли Генерального суда Массачусетса и колониального правительства, подав в 1664 году прошение о предоставлении земли. предоставить ему территорию, над которой он когда-то осуществлял ту или иную форму суверенитета. [ 9 ] В октябре 1665 года дочь Пассаконээя, Бесс (жена Нобба Хау), продала территорию Пеннакука под названием Аугумтукук (современный Дракат, Массачусетс ) капитану Джону Эвереду за сумму в четыре ярда « Даффилла » и один фунт табака . Капитан Эверед, в свою очередь, продал участки земли европейским семьям за большие деньги. [ 10 ] Однако важно помнить, что к тому времени семьи Пеннакук и Потакет были арестованы, преследовались, порабощены и в некоторых случаях отправлены на Барбадос.
Подробности его смерти, включая дату, причину и место могилы, неизвестны. Его сын и преемник Воналансет придерживался политики своего отца в отношении англичан, в том числе воздерживался от участия в войне короля Филиппа . Его первый сын, Нанамокомук, был отцом Канкамагуса, который стал сахемом Пеннакука после Воналансета, и был гораздо более склонен дать отпор англичанам, чем его дед и дядя. Канкамагус в конечном итоге перенес остатки Пеннакука на север, в поселения вдоль реки Святого Лаврентия.
, героизировали Пассаконэя Позднее жители Новой Англии, не являющиеся коренными жителями Новой Англии как представителя «хорошего» индейца, во многом благодаря его пожизненной политике неагрессии по отношению к английским колонистам, неоднократным положительным отзывам о его характере со стороны английских современников, таких как Джон Элиот, и он память отмечали в различных местах Нью-Гэмпшира и других мест.
Легенды
[ редактировать ]Легенды Нью-Гэмпшира, Массачусетса и Мэна в основном основаны на колониальных источниках и подробно развиваются. Еще до того, как в 1620 году паломники высадились на побережье Массачусетса, капитан европейского корабля сообщил, что видел огромного туземца, стоящего на вершине прибрежного утеса, предполагая, что это, вероятно, тот туземец, которого часто называют Конвеем.
Другая легенда указывает на то, что Пассаконавей был вызван в район Плимута в Массачусетсе вампаноагским сахемом Массасойтом , попросив Пассаконэя использовать свои сверхъестественные силы, чтобы избавить землю от пилигримов, строивших деревню на берегу (это связано с версиями его отречения от престола). речь, в которой он якобы сказал, что сделал все возможное, чтобы избавиться от англичан, что не соответствует его политике умиротворения, которую он проводил на протяжении всей жизни). В деревне Массасойта, как гласит фольклор, Пассаконавей впервые в жизни не смог вызвать бурю. Поговорив с Великим Духом , Пассаконауэй заявил, что Великий Дух повелел ему прожить остаток жизни в мире с белолицыми племенами. С этого времени Пассаконавей не позволял своим сыновьям или своему племени сражаться с какими-либо европейскими поселенцами и советовал миру всем своим местным соратникам.
Местная история Нью-Гемпшира гласит, что в 1647 году Джон Эллиот попытался поговорить с Пассаконауэем, но ему снова и снова отказывали в аудиенции, прежде чем ему наконец разрешили поговорить с башабой . В конце концов министра пригласили жить с людьми Пеннакуков и обучать пожилых сахемов христианству . Легенда гласит, что после того, как проповедник внезапно умер от болезни, Пассаконавей решил уйти со своего руководящего поста, объявив перед огромной толпой на ежегодном собрании туземцев, что его сын Воналансет теперь является сахемом Пеннакука. Этот отчет внимательно следует за событиями, рассказанными в письме Элиота, и описаниями прощальной речи Пассаконауэя, но представляет эти два события как каким-то образом взаимосвязанные.

Мемориальная статуя на кладбище Эдсон в Лоуэлле, штат Массачусетс, исторически неточна - на ней изображена одежда и головной убор равнинных индейцев . Другое наиболее часто представленное изображение Пассаконээя - это рисунок, который впервые появился в «Истории Манчестера» Поттера и имеет несколько лучшую связь с одеждой того времени, но заметно выставленная медвежья шкура почти наверняка была включена из-за народной этимологии его имени ( обсуждалось выше).
Англо-американские легенды о смерти Пассаконавея гласят, что его тело было похоронено в пещере на священной родной горе Агаментикус на юге штата Мэн, и что по крайней мере один член его народа видел, как его дух был перенесен в земную обитель Великого Духа Агиокочук ( гора Вашингтон ) на санях, запряженных волками и покрытых сотнями шкур животных, подаренных ему его народом и товарищами-сахемами. Там он загорелся и был вознесен на небеса, чтобы жить с Великим Духом. Эта легенда почти наверняка связана с тем, что Пассаконавая спутали со святым Аспинкидом , который якобы был похоронен (без чудес) на Агаментикусе. Подробности о санях, запряженных волками, и пылающем переводе являются разработками XVIII и XIX веков без каких-либо явных индейских предшественников.
Незадолго до своей смерти Пассаконэюю были предоставлены обширные участки земли по обе стороны Мерримака вплоть до реки Суеган (хотя другие, такие как Поттер, без каких-либо доказательств утверждали, что он поселился в современном Конкорде). [ 8 ] Скорее всего, он умер и был похоронен недалеко от острова, на котором, как было известно, он последний раз жил, на реке Мерримак, недалеко к северу от устья Сухегана.
Деревня
[ редактировать ]Современное шоссе Канкамагус , живописное двухполосное шоссе, пролегающее через Белые горы в Нью-Гэмпшире, носит имя внука Пассаконээя, Канкамагуса . Шоссе Канкамагус проходит мимо бывшей деревни Пассаконауэй, большая часть которой сейчас является частью Национального леса Белой горы . В деревне Пассаконавей когда-то располагались лесопилка, гостиница и почтовое отделение, а также несколько ферм и домов. Несколько лет через этот район проходила лесозаготовительная железная дорога. [ 12 ] Там базировался недолговечный горный клуб Passaconaway. Бывшее поселение расположено в объединенном городе Олбани, штат Нью-Гэмпшир . Сегодня этот район известен своими пешеходными маршрутами и трассами для беговых лыж. Лесная служба США содержит в этом районе палаточный лагерь Пассаконэвей и палаточный лагерь Джиггера Джонсона , а также исторический дом Рассела-Колбата и прилегающее кладбище. [ 13 ]
Гора
[ редактировать ]Гора Пассаконавей , вершина высотой 4043 фута (1232 м) в Сэндвичевом хребте Белых гор , лежащая между деревней Воналансет и шоссе Канкамагус , носит имя сахема. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Совет Дэниела Вебстера бойскаутов Америки , который обслуживает большую часть Нью-Гэмпшира, чтит Пассаконавей, назвав свою ложу Ордена Стрелы в честь сахема.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пауау (также паувау, павау, пауа или паувау ) на алгонкинском языке означает « шаман », а также публичную церемонию исцеления, ритуал очищения или другой обряд, выполняемый или проводимый шаманом. К 1780 году англичане использовали паувау как глагол, означающий «совещаться», но паувау буквально означает «тот, у кого есть видения». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поттер, Чендлер Истман (1856). История Манчестера, бывшего Деррифилда, в Нью-Гэмпшире: включая историю Древнего Амоскига, или Средней долины Мерримак; Вместе с обращением, стихотворением и другими докладами по случаю празднования столетия основания Деррифилда; в Манчестере, 22 октября 1851 года . КЭ Поттер. п. 52.
- ^ Билз, Чарльз Эдвард (1916). Пассаконауэй в Белых горах . Библиотека Корнеллского университета. Бостон: Р.Г. Бэджер. п. 54.
- ^ Хэмпшир, Поттер, CE (Чендлер Истман), 1807–1868 гг. История Манчестера, бывшего Деррифилда в Нью-Йорке (2008 г.). Главный указатель истории Манчестера, Нью-Гэмпшир, части 1 и 2, автор К. Э. Поттер, 1856 г. Беркширская ассоциация семейной истории. OCLC 501187191 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мэри Эллен Лепионка, «Сахемы и шаманы», в «Истории Кейп-Энн и за его пределами», в « Истории коренных народов округа Эссекс, Массачусетс», 2017-2022 гг.
- ^ Вуд, Уильям, активен (2009). Словарь Вуда Массачусетта . Издательство «Эволюция». п. 13. ISBN 978-1-889758-97-8 . OCLC 426796430 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мортон, Томас (2001). Новый английский Ханаан . Йе Галеон Пресс. ISBN 0-87770-736-7 . OCLC 46975008 .
- ^ Брэгдон, Кэтлин Дж. (1999). Коренные жители юга Новой Англии, 1500–1650 гг . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0806131269 .
- ^ Jump up to: а б Стюарт-Смит, Дэвид (1998). Индейцы Пеннакук и граница Новой Англии, около 1604–1733 гг. (Диссертация). ПроКвест 304504354 .
- ^ Лайфорд, Джон (1896). История Конкорда, Нью-Гэмпшир . п. 72.
- ^ История Дракута, штат Массачусетс, называемого индейцами Аугумтукуком и до присоединения дикой местностью к северу от Мерримака. Первое постоянное поселение в 1669 году, преобразованное в город в 1701 году. Сайлас Роджер Коберн (1922).
- ^ Джонс, Лесли, индейская статуя Пассаконауэй на кладбище Лоуэлл Эдсон , извлечена 31 октября 2022 г.
- ^ Билз, Чарльз Эдвард-младший, Пассаконавей в Белых горах (Бостон: Ричард Г. Бэджер, 1916). Автор был дачником деревни, а позже рейнджером национального леса Белой горы. Название книги относится к деревне, а не к лидеру Пеннакуков (который не имел известной связи с Белыми горами).
- ^ Официальный сайт WMNF
- ^ «Поход на гору Пассаконуэй — Аппалачский горный клуб» . www.outdoors.org .
- Билз, Чарльз Эдвард-младший, Пассаконавей в Белых горах (Бостон: Ричард Г. Бэджер, 1916)
- Картер, Джордж Кальвин, «Пассаконауэй: величайший из индейцев Новой Англии» (опубликованная стенограмма речи 1947 года) (Манчестер, Нью-Хэмпшир: Granite State Press, 1947)
- Дрейк, Сэмюэл Адамс, «Святой Аспенкид из Агаментика», Книга легенд и народных преданий Новой Англии (Бостон: Roberts Brothers, 1884), стр. 359–362.
- Лайфорд, Джеймс О., редактор, «История согласия», том I (Конкорд, Нью-Хэмпшир: The Rumford Press, 1903).
- Поттер, CE, История Манчестера (Манчестер, Нью-Хэмпшир: CE Potter, 1856 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]