Узор Льялпури.
Узор Льялпури. | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джасвант Рай Шарма 24 февраля 1928 г. |
Умер | 22 января 2017 г. | (88 лет)
Занятие | автор текста |
Годы активности | 1953–2007 |
Джасвант Рай Шарма (24 февраля 1928 — 22 января 2017), широко известный под псевдонимом Накш Льялпури , был индийским газелем и болливудских фильмов автором текстов . Наибольшую известность ему принесли песни «Rasm-e-Ulfat Ko Nibhayen» ( Dil Ki Rahen , 1973), «Ulfat Mein Zamaane Ki» ( Девушка по вызову , 1974), «Tumhe Ho Na Ho» (Gharonda, 1977), «Tumhe Ho Na Ho» ( Gharonda , 1977). «Йе Мулакаат Эк Бахана Хай» ( Кхандаан , 1979), «Пьяр Ка Дард Хай» ( Дард , 1981) и «Читтие Ни Дард Фирак Валие» ( Хна , 1991).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джасвант Рай Шарма родился в Льялпуре (ныне Фейсалабад , на территории современного Пакистана) 24 февраля 1928 года в семье пенджабского брамина. [ 1 ] [ 2 ] Его отец, инженер-механик , хотел, чтобы Джасвант тоже стал инженером. Он не одобрял пристрастие Джасванта к литературе, говоря, что он никогда не сможет зарабатывать на жизнь сочинением рассказов и частушек. Шарме было всего восемь лет, когда его мать умерла от ветряной оспы . Его отец женился повторно пару лет спустя, что возмутило молодого Шарму. [ 3 ]
В 1946 году 18-летний Шарма переехал в Лахор в поисках работы и устроился на работу в издательство Hero Publications. После раздела Индии вся семья переехала в Лакхнау в Индии. году Шарма переехал в Бомбей и начал работать в The Times of India корректором В 1951 . Примерно в это же время он женился на Камлеш, женщине из его собственной общины и схожего семейного происхождения, на браке, устроенном их семьями обычным индийским способом. Брак был традиционным и вполне гармоничным. Льялпури считает свою жену своей «столпом силы», которая поддерживала его в неудачные годы. У пары было трое сыновей: Баппан, Раджендра и Сунит. Члены его семьи также приняли свою фамилию «Льялпури». [ 4 ] Его второй сын, Раджендра «Раджан» Льялпури, является оператором. [ 4 ] [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Шарма с юных лет писал частушки и небольшие стихи. У него был природный талант. После того, как раздел Индии сделал семью совершенно обездоленной, а работа привела его в Мумбаи, который был центром киноиндустрии хинди, Шарма решил посмотреть, сможет ли он подзаработать, сочиняя песни для фильмов. Он начал писать пьесы и был представлен актеру Раму Мохану , который был помощником актера-режиссера Джагдиша Сетхи . Мохан представил Шарму Сети, который послушал его стихи и попросил его написать песни для его следующего фильма. [ 4 ] В этот момент Шарма взял псевдоним «Накш», что означает отпечаток, знак или отпечаток, и добавил к нему «Льялпури», следуя традиции поэтов урду ассоциировать себя с местом своего рождения. [ 4 ] [ 5 ]
Льялпури дебютировал как автор текстов для фильма в фильме 1953 года « Джаггу », написав текст песни «Agar Teri Aankhon Se Aankhein Mila Doon», исполненной Ашей Бхосле и написанной Хансраджем Бахлом . [ 2 ] [ 1 ] Он также написал один из самых запоминающихся хитов Талата Мехмуда из фильма 1956 года «Дивали Ки Раат», «Зиндаги Кис мод пар» вместе с музыкальным директором Снехалом Бхаткаром .
До 1970-х годов работа Льялпури не имела большого успеха. Сначала он работал в « Таймс оф Индия» , а затем в почтовом отделе, чтобы заработать себе на жизнь. [ 6 ] Музыкальный руководитель Джайдев познакомил его с телесериалами и попросил написать тексты для телесериала на хинди « Шрикант» . Льялпури написал песни примерно для 50 телесериалов и почти 40 пенджабских фильмов . [ 4 ] [ 1 ]
Льялпури сотрудничал с различными музыкальными руководителями Болливуда, включая Мадана Мохана , Хайяма , Сапана Джагмохана , Джайдева , Наушада и Равиндру Джайн , а также с пенджабскими композиторами, такими как Суриндер Кохли , Хансрадж Бахл , Вед Сетхи и Хуснлал-Бхагатрам . [ 1 ] У него был тесный контакт с режиссером Б. Р. Ишарой во время их первого фильма « Четна исполнил песню Льялпури «Main Toh Har Mod Par Tujhko Doonga Sada» » 1970 года, в котором Мукеш . [ 4 ]
Песни Льялпури были известны своей «забавностью», хотя они не оказали большого влияния на индустрию в целом. [ 5 ] Он избегал необоснованной игры слов и сохранял простоту текстов, хотя часто использовал слова на урду. [ 7 ] Его владение урду заставило многих усомниться в его пенджабском происхождении. [ 1 ] В начале своей карьеры он столкнулся с конкуренцией со стороны Сахира Лудхианви , Хасрата Джайпури и Шайлендры , а затем и других поэтов урду, таких как Гульзар и Маджрух Султанпури , которые хорошо зарекомендовали себя в киноиндустрии хинди. Таким образом, Льялпури сосредоточился на фильмах B-класса на хинди и фильмах на пенджаби. Его песню 1973 года «Rasm-e-Ulfat Ko Nibhayen» для фильма Dil Ki Rahen исполнила Лата Мангешкар . Мангешкар считает ее своей любимой песней Льялпури, но отдает должное ее успеху музыке, написанной Маданом Моханом на основе раага Мадхуванти и текстам, написанным Льялпури, а не ее собственному пению. [ 8 ]
Льялпури наиболее известен песней «Tumhe Ho Na Ho» из фильма «Гаронда » (1977) в исполнении бангладешской певицы Руны Лайлы . Эту песню часто ошибочно приписывают Гульзару, написавшему остальные песни в фильме, тогда как песню «Do Deewane Shahar Mein» в том же фильме ошибочно приписывают Льялпури. [ 5 ] Песня 1979 года «Yeh Mulaqaat Ek Bahana Hai» из фильма « Хандаан» известна своим необычным форматом газели. [ 7 ] Его «Pyar Ka Dard Hai» из фильма 1981 года «Дард» получил высокую оценку за мягкое пение Кишора Кумара и использование «повседневных текстов». [ 9 ] Он также написал единственную пенджабскую песню «Chitthiye Ni Dard Firaaq Vaaliye» для фильма «Хна» (1991). [ 5 ]
« DK Bose » ( Delhi Belly ) — плохая поэзия. Это деградация средства массовой информации. Не говорите мне, что этого хотят массы, потому что это слабый аргумент. Правда в том, что у слушателей нет выбора», [ 1 ]
- Льялпури критикует использование ненормативной лексики в современных песнях.
Льялпури опубликовал две книги: Тери Гали Ки Тареф («На твоей улице») представляет собой сборник его шаяри , не связанных с фильмами , а Анган Анган Барс Гит включает свои песни из фильмов, телесериалов и музыкальных альбомов. [ 4 ]
Льялпури взял творческий отпуск в кино в 1990-х годах, ему не нравился преобладающий тогда лирический стиль, некоторые из которых использовали ненормативную лексику, и продолжил работу на телевидении. Он вернулся в 2000-х годах, написав тексты для фильмов «Тадж-Махал: Вечная история любви» (2005) и «Ятра» (2007), сотрудничая со своими предыдущими музыкальными руководителями Наушадом и Хайямом соответственно. [ 6 ] Он был одним из основателей Индийского общества исполнительских прав, которое защищает авторские права музыкальных руководителей и авторов текстов. [ 3 ]
- Избранная фильмография
- 1952 – Джаггу [ 2 ]
- 1955 – Гаманд [ 1 ]
- 1958 – Девушка из винтовки [ 1 ]
- 1959 – Королева цирка [ 1 ]
- 1960 – Чорон Ки Бараат [ 1 ]
- 1960 – Дорога №303 [ 10 ]
- 1968 — Тери Талаш Мейн
- 1970 – Четна [ 11 ]
- 1971 – Ман Тера Тан Мера [ 11 ]
- 1972 – Ман Джайе [ 3 ]
- 1973 – Дил Ки Рахен [ 8 ]
- 1974 – Парине [ 12 ]
- 1974 – Девушка по вызову [ 3 ]
- 1977 – Гаронда [ 2 ]
- 1975 – Каагаз Ки Нао [ 3 ]
- 1978 – Для тебя [ 2 ]
- 1979 – Хандаан [ 3 ]
- 1981 – Ахиста Ахиста [ 2 ]
- 1981 – Дард [ 9 ]
- 1982 – «Сердце и знание» [ 11 ]
- 1985 – Кала Сурадж [ 11 ]
- 1991 – Хина [ 3 ]
- 2005 – Тадж-Махал: Вечная история любви [ 6 ]
- 2007 – Ятра [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]Льялпури получил перелом бедренной кости в марте 2016 года и был госпитализирован в октябре 2016 года. Он умер 22 января 2017 года в возрасте 88 лет в своем доме в Андхери , Мумбаи , и его похороны прошли в крематории Осивара . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Девеш Шарма (11 мая 2012 г.). «Накш Льялпури: Д.К. Босе смущает» . иДива . Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 года . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Накш Льялпури: плейлист с его лучшими песнями» . Индостан Таймс . 22 января 2017 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Звезда под тенью» . Индус . 21 ноября 2013 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Старое – золото: Накш Льялпури (24 февраля 1928 г. – 22 января 2017 г.)» . Ассоциация кинописателей . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Нараян, Хари (26 января 2017 г.). «Забытый лирик из Пенджаба» . Индус . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Накш Льялпури, поэт на урду и автор текста «Ulfat me zamane ki», умер в возрасте 89 лет» . Индостан Таймс . 22 января 2017 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шарма, Ашутош (23 января 2017 г.). «Накш Льялпури ушел, но его тексты будут жить» . Национальный Вестник . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Покойный Накш Льялпури написал одну из моих самых памятных газелей: Лата Мангешкар» . Новости 18 . 23 января 2017 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б ТМ Рамачандран (1982). Мир кино, Том 19 . п. 8 . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Завери, Ханиф (2005). Мехмуд, человек многих настроений . Популярные публикации. ISBN 9788179912133 . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бхарати С. Прадхан (2016). Все, кроме Хамоша: Биография Шатругхана Синхи . Ом Букс Интернешнл. п. 293.ISBN 978-9385609596 . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Бхаратан, Раджу (2016). Аша Бхосле: Музыкальная биография . Хей Хаус Инк. п. 103.ISBN 978-9385827167 . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Накш Льялпури, известный поэт и автор текстов на языке урду, скончался в возрасте 88 лет» . Финансовый экспресс . 22 января 2017 года . Проверено 24 января 2017 г.