Иконология
Иконология — это метод интерпретации истории культуры и истории изобразительного искусства, используемый Эби Варбургом , Эрвином Панофски и их последователями, который раскрывает культурную, социальную и историческую подоплеку тем и предметов изобразительного искусства. [ 1 ] Хотя Панофски проводил различие между иконологией и иконографией , это различие не очень широко соблюдается, «и им никогда не давались определения, принятые всеми иконографами и иконологами». [ 2 ] Лишь немногие авторы 21-го века продолжают последовательно использовать термин «иконология» и вместо этого используют иконографию для охвата обеих областей науки.
Для тех, кто использует этот термин, иконология выводится из синтеза, а не из разрозненного анализа, и исследует символическое значение не только по его номинальной стоимости, согласовывая его с историческим контекстом и с творчеством художника. [ 3 ] – в отличие от широко описательной иконографии, которая, по описанию Панофски, представляет собой подход к изучению содержания и значения произведений искусства, ориентированный прежде всего на классификацию, установление дат, провенанса и другие необходимые фундаментальные знания, касающиеся предмета искусства. произведение искусства, которое необходимо для дальнейшей интерпретации. [ 4 ]
«Использование Панофски иконологии как основного инструмента художественного анализа привлекло к нему критику». Например, в 1946 году Ян Геррит Ван Гелдер «раскритиковал иконологию Панофски за то, что она уделяла слишком много внимания символическому содержанию произведения искусства, пренебрегая его формальными аспектами и произведением как единством формы и содержания». [ 5 ] Более того, иконологии по большей части избегают социальные историки, не принимающие теоретического догматизма в работах Панофски. [ 6 ]
В отличие от иконографии
[ редактировать ]Эрвин Панофски определяет иконографию как «известный принцип в известном мире», а иконологию - это «иконографию, ставшую интерпретирующей». [ 7 ] По его мнению, иконология пытается раскрыть основные принципы, которые формируют базовую позицию нации, периода, класса, религиозной или философской точки зрения, которая модулируется одной личностью и конденсируется в одно произведение. [ 8 ] По мнению Рулофа ван Стратена, иконология «может объяснить, почему художник или меценат выбрал конкретный предмет в определенном месте и в определенное время и представил его определенным образом. Иконологическое исследование должно сосредоточиться на социально-исторических, а не историко-художественных влияниях». и ценности, которые художник, возможно, не использовал сознательно, но тем не менее присутствуют. Произведение искусства рассматривается в первую очередь как документ своего времени». [ 9 ]
Варбург использовал термин «иконография» в своих ранних исследованиях, заменив его в 1908 году на «иконологию» в своем особом методе визуальной интерпретации, называемом «критической иконологией», который фокусировался на прослеживании мотивов в различных культурах и визуальных формах. [ 10 ] В 1932 году Панофски опубликовал плодотворную статью, в которой представил трехэтапный метод визуальной интерпретации, касающийся (1) основного или естественного предмета; (2) второстепенный или традиционный сюжет, т.е. иконография; (3) третичное или внутреннее значение или содержание, т.е. иконология. [ 11 ] [ 12 ] В то время как иконография анализирует мир образов, историй и аллегорий и требует знания литературных источников, понимания истории типов и того, как темы и концепции выражались предметами и событиями в различных исторических условиях, иконология интерпретирует внутренний смысл или содержание мира. символических значений с помощью «синтетической интуиции». Переводчик осознает существенные тенденции человеческого разума, обусловленные психологией и мировоззрением; он анализирует историю культурных симптомов или символов или то, как тенденции человеческого разума выражались в конкретных темах в зависимости от различных исторических условий. Более того, понимая произведение искусства как документ конкретной цивилизации или определенного в ней религиозного мироощущения, произведение искусства становится симптомом чего-то иного, что выражается во множестве других симптомов. Интерпретация этих символических значений, которые могут быть неизвестны замыслу художника или отличаться от него, является предметом иконологии. [ 13 ] Панофски подчеркнул, что «иконологией можно заниматься, когда нет оригиналов, на которые можно было бы смотреть, и нечего было бы работать, кроме искусственного света». [ 14 ]
По мнению Эрнста Гомбриха , «зарождающаяся дисциплина иконология… должна в конечном итоге сделать для изображения то, что лингвистика сделала для слова». [ 15 ] Однако Майкл Камилл придерживается мнения, что «хотя концепция иконологии Панофски оказала большое влияние на гуманитарные науки и весьма эффективна применительно к искусству эпохи Возрождения, она все еще проблематична при применении к искусству предшествующих и последующих периодов». [ 16 ]
Нюансы
[ редактировать ]В 1952 году Крейтон Гилберт добавил еще одно предположение о полезном значении слова «иконология». По его мнению, иконология была не фактическим исследованием произведения искусства, а скорее результатом этого исследования. Австрийский историк искусства Ганс Зедльмайр различал иконологию «sachliche» и «methodische». Иконология «Сахличе» относится к «общему значению отдельной картины или художественного комплекса (церкви, дворца, памятника), как оно увидено и объяснено со ссылкой на идеи, которые в них формируются». Напротив, «методическая» иконология - это «интегральная иконография, которая объясняет изменения и развитие изображений». [ 17 ] В книге «Иконология: изображения, текст, идеология» (1986) У.Дж.Т. Митчелл пишет, что иконология — это исследование того, «что сказать об изображениях», связанное с описанием и интерпретацией визуального искусства, а также исследование того, «что говорят изображения» — способы, которыми они, кажется, говорят сами за себя, убеждая, рассказывая истории или описывая. [ 18 ] Он выступает за постлингвистический, постсемиотический «иконический поворот», подчеркивая роль «нелингвистических символических систем». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Вместо того, чтобы просто указать на различие материальных (живописных или художественных) образов, «он обращает внимание на диалектическое соотношение между материальными образами и мысленными образами». [ 22 ] По мнению Денниз Бартело и Роберта Мортона, термин «иконология» также можно использовать для характеристики «движения к наблюдению связей во всех языковых процессах» и идеи о «множественных уровнях и формах, используемых для передачи значения», чтобы получить общая картина» обучения. «Быть одновременно грамотным в традиционном смысле и визуально грамотным — это истинный признак хорошо образованного человека». [ 23 ]
За несколько лет в теории изображений сложились новые подходы к иконологии. Это случай того, что Жан-Мишель Дюрафур , французский философ и теоретик кино, предложил назвать «эконологией», биологическим подходом к изображениям как формам жизни, пересекающим иконологию, экологию и науки о природе. В экономологическом режиме образ ( эйкон ) самовидится, то есть он самоиконизируется вместе с другими и эко-иконизирует вместе с ними свою иконическую среду обитания ( ойкос ). Иконология, главным образом иконология Варбурга, таким образом, слита с концепцией отношений между существами природы, унаследованной, в частности ( Арне Нэсс и др.), из сочинений Кинджи Иманиши . Для Иманиши живые существа — это субъекты. Или, точнее, окружающая среда и живое существо — это одно целое. Одним из главных последствий является то, что «вид», живой индивид, «самоэкоопределяет свое место жизни» ( «Свобода в эволюции »). Что касается образов: «Если живые виды самоопределяются, образы самоиконизируются. Это не тавтология. Образы обновляют некоторые из своих знаковых виртуальностей. Они живут среди других образов, прошлых или настоящих. , но и будущее (это всего лишь человеческие классификации), с которым они имеют отношения. Они самоиконизируются в иконической среде, с которой они взаимодействуют и которая, в частности, делает их теми образами, которыми они являются. Точнее, в той мере, в какой они есть. активный часть: изображения сами по себе эко-иконизируют свою знаковую среду . [ 24 ] "
Исследования по иконологии
[ редактировать ]«Исследования по иконологии» — так называется книга Эрвина Панофски о гуманистических темах в искусстве Возрождения, впервые опубликованная в 1939 году. [ 25 ] Это также название рецензируемой серии книг, начатой в 2014 году под редакцией Барбары Баерт и опубликованной международным академическим издательством Peeters, Левен , Бельгия, в которой рассматривается более глубокое значение визуальной среды на протяжении всей истории человечества в области философии. , история искусства, теология и культурная антропология. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рулоф ван Стратен, Введение в иконографию: символы, аллюзии и значения в изобразительном искусстве . Абингдон и Нью-Йорк, 1994, стр.12.
- ^ Оксфордские библиографии: Пол Тейлор, «Иконология и иконография».
- ^ Иконография и иконология
- ^ Виктор Юнггрен Сепесси, «Пановски - Иконология и иконография». В «Создателе брака: Пергамский гермафродит как бог Гермафродит, божественный идеал и эротический объект» . Магистерская диссертация, Университет Осло, 2014 г., стр. 16.
- ^ Словарь искусствоведов: Панофски, Эрвин
- ^ Клаус фон Бейме, «Почему нет политической науки искусств?» В под ред. Удо Дж. Хебеля и Кристофа Вагнера, « Изобразительные культуры и политические иконографии: подходы, перспективы, примеры из Европы и Америки» . Берлин и Нью-Йорк 2011, стр.16.
- ^ Эндрю Тюдор, Имидж и влияние: исследования по социологии кино . Нью-Йорк, 1974, стр.115.
- ^ Эрвин Панофски, Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения . Оксфорд, 1939 год.
- ^ Рулоф ван Стратен, Введение в иконографию: символы, аллюзии и значения в изобразительном искусстве . Абингдон и Нью-Йорк, 1994, с. 12.
- ^ Майкл Хэтт и Шарлотта Клонк, «Иконография - иконология: Эрвин Панофски». В истории искусств: критическое введение в ее методы . Издательство Манчестерского университета, 2006, с. 98.
- ^ Эрвин Панофски, «К проблеме описания и интерпретации содержания произведений изобразительного искусства». Логос , Том 21 (1932), стр. 103-119.
- ^ Эрвин Панофски, Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения . Оксфорд, 1939 год.
- ^ Виктор Юнггрен Сепесси, «Пановски - Иконология и иконография». В «Создателе брака: Пергамский гермафродит как бог Гермафродит, божественный идеал и эротический объект» . Магистерская диссертация, Университет Осло, 2014 г., стр. 13, 16.
- ^ Майкл Энн Холли, Панофски и основы истории искусств . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета, 1984, стр.14.
- ^ Э. Х. Гомбрич, Размышления об истории искусства: взгляды и обзоры , изд. Ричард Вудфилд. Оксфорд, 1987, стр. 246.
- ^ Доминик Э. Гарсиа, «Националистическая иконография и антииконология ацтекской скульптуры Коатликуэ»
- ^ Encyclepedia.com: Иконология и иконография.
- ^ Карен Хоуп, Культовый образ: иконология
- ^ WJT Митчелл, Иконология: изображения, текст, идеология . Издательство Чикагского университета, 1986.
- ^ с Митчеллом и изображением (обзор)
- ^ WJT Митчелл, «Иконология и идеология: Панофски, Альтюссер и сцена признания». В книге Дэвида Б. Даунинга и Сьюзен Базарган, ред., «Образ и идеология в современном/постмодернистском дискурсе» . Нью-Йорк, 1991, стр. 321–329.
- ^ Иконология и теория изображений WJT Митчелла
- ^ Денниз Бартело и Роберт Мортон, «Иконология: альтернативная форма письма»
- ^ Жан-Мишель Дюрафур, «Странное существо из Черного озера» Джека Арнольда. Обад для зоологии изображений , Экс-ан-Прованс, Руж Дип, 2017, 200 с. ( ISBN 978-2915083910 ), с. 13
- ^ Эрвин Панофски, Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения . Оксфорд, 1939 год.
- ^ «Питерс Паблишерс: Исследования по иконологии» . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 г. Проверено 19 апреля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрнст Гомбрих , «Цели и пределы иконологии». В символических образах (Очерки по искусству Возрождения, 2). Лондон: Phaidon, 1972, стр. 1–25.
- Панофски Кейт Мокси, «Концепция иконологии и проблема интерпретации в истории искусства». Новая литературная история , Vol. 17, № 2: Интерпретация и культура (зима 1986 г.), стр. 265–274.
- Тимоти Эрвин, «Современная иконология, постмодернистские иконологии». В книге Дэвида Б. Даунинга и Сьюзен Базарган, ред., «Образ и идеология в современном/постмодернистском дискурсе» . Нью-Йорк, 1991, стр. 309–320.
- Майкл Хэтт и Шарлотта Клонк , «Иконография – иконология: Эрвин Панофски». В истории искусств: критическое введение в ее методы . Издательство Манчестерского университета, 2006, стр. 96–119.
- Пол Тейлор, «Введение». В иконографии без текстов . Лондон: Институт Варбурга, 2008, стр. 1–10.
- Андреас Бейер (ред.): Читабельность искусства: о наличии ума иконологии. Вагенбах, Берлин, 1992 г., ISBN 978-3-8031-5137-7 .
- Андреас Байер: 78 лет спустя - комментирует присутствие духа иконологии. В: Лена Бадер, Йоханнес Грейв, Маркус Рат (ред.): Искусство – открытое. Вагенбах, Берлин, 2017 г., стр. 135–145. ISBN 978-3-8031-2784-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Encyclepedia.com: Иконология и иконография
- Worldmuseum Иконография: ИКОНОГРАФИЯ - ИКОНОЛОГИЯ
- Словарь искусствоведов: Панофски, Эрвин
- Эрвин Панофски, Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения . Оксфорд, 1939 год.
- Росс Вудроу, «Иконология Эрвина Панофски»
- Иконография и иконология
- Лоренцо Джулини, «Загадочное измерение визуального искусства»
- Мария-Ирина Попеску, «Иконография против иконологии в методе Эрвина Панофски»
- Ричард Вудфилд, «Эрнст Гомбрих: иконология и лингвистика изображения». "
- Джейн Дэвисон. «Икона, иконография, иконология: Визуальный брендинг, банковское дело и футляр с котелком»
- Ян Верстеген, «Призыв к когнитивной иконологии в визуальной культуре»