Jump to content

Укрепленная позиция Льежа

Координаты : 50 ° 47'49 "N 5 ° 40'52" E  /  50,79694 ° N 5,68111 ° E  / 50,79694; 5.68111
(Перенаправлено с Укрепленной позиции Льежа )
Укрепленная позиция Льежа
Льеж , Бельгия
Карта укрепленной позиции Льежа. Форты, построенные между 1888 и 1891 годами, отмечены синим цветом (PFL II), форты, построенные в 1930-х годах, — красным (PFL I).
Укрепленная позиция Льеж находится в Бельгии.
Укрепленная позиция Льежа
Укрепленная позиция Льежа
Координаты 50 ° 47'49 "N 5 ° 40'52" E  /  50,79694 ° N 5,68111 ° E  / 50,79694; 5.68111

Укрепленная позиция Льежа ( по-французски : позиция fortifiée de Liège [PFL]) была создана после Первой мировой войны Бельгией , чтобы заблокировать традиционный коридор вторжения через Бельгию между Германией и Францией. Во время Первой мировой войны бельгийская армия в течение недели сдерживала немцев в Льеже , задерживая немецкое вторжение во Францию, что заставило Бельгию рассмотреть аналогичную оборонительную стратегию. Бельгия перестроила укрепления Льежа и расширила их до Пэи-де-Эрве (плато Эрве) ближе к Германии, используя самые передовые доступные фортификационные технологии.

ПФЛ была разделена на современную оборонительную линию, закрепленную на канале Альберта фортом Эбен-Эмаэль и простирающуюся на юг через запланированные пять дополнительных фортов, обозначенных как ПФЛ I, и кольцо фортов вокруг Льежа. Льеж контролировал важные автомобильные и железнодорожные переправы через Маас и имел такое же стратегическое значение в 1930-х годах, как и в 1914 году. Модернизированные льежские форты назывались PFL II.

В 1936 году нейтралитет Бельгии был снова провозглашен королем Бельгии Леопольдом III в тщетной попытке предотвратить новое вторжение, не позволив Франции использовать бельгийскую оборону и территорию для передовой защиты Франции. С началом Второй мировой войны бельгийской обороне пришлось сопротивляться в одиночку, пока Франция не смогла продвинуться в Бельгию после того, как ее нейтралитет был нарушен. И снова укрепления не смогли устоять против немцев.

Статуя Анри Бриальмона в Брюсселе работы Франса Гюйгелена [ nl ]

Когда Бельгия получила независимость от Нидерландов в 1830 году, она унаследовала четыре линии наполеоновских фортов, называемые Веллингтонским барьером , которые государство не могло и не хотело поддерживать. Форты были обращены к Франции, стране, вместе с которой Бельгия боролась за свою независимость . Демонтаж фортов Веллингтонского барьера начался в 1839 году, но после революций 1848 года и создания Второй Французской империи в 1851 году Бельгия столкнулась с возможностью вторжения Франции. Бельгийские лидеры искали новую оборонительную стратегию и боролись с народными антивоенными настроениями или противодействием коммерческим интересам в отношении существующих фортов, но к 1859 году остановились на плане, отстаиваемом бельгийским генералом Пьером Эммануэлем Феликсом Шазалем . Начиная с 1847 года, Шазал призвал Антверпен укрепить и превратить его в Национальный редут как запасной опорный пункт для бельгийской армии . Задача строительства Национального редута была поручена протеже Шазаля, капитану Анри Алексису Бриальмону . Бриальмон завершил строительство Национального редута в 1868 году, но технологические достижения в артиллерии и очередное изменение геополитического ландшафта Европы снова сделали оборонительную стратегию Бельгии неадекватной. [ 1 ]

Франко -прусская война 1870–1871 годов имела огромные геополитические последствия для Бельгии. Теперь объединенная Германия в составе Германской империи аннексировала Эльзас-Лотарингию у Франции и тем самым обеспечила новую войну между двумя странами. [ 2 ] Новый путь для французских и немецких солдат в страны друг друга лежал через слабозащищенную долину реки Маас, через слабозащищенную южную Бельгию и неукрепленную французскую границу. Согласно доктрине Шазаля, форты на Маасе должны были стать опорой и пунктами переправы для армии в Антверпене. На тот момент этих крепостей было две: цитадели Льежа и Намюра, которые вместе контролировали 18 из 26 переправ через Маас. [ 3 ] Только в Льеже было семнадцать дорог, двенадцать мостов через Маас и три железнодорожных вокзала, соединяющих семь железнодорожных линий. Высоты возле города управляли не только близлежащими равнинами Эрве и Эсбай , но и 16-километровым (9,9 миль) разрывом между Льежем и голландской границей. [ 4 ] На протяжении более десяти лет после франко-прусской войны несколько бельгийских военных министров и даже Отто фон Бисмарк призывали к укреплению Мааса. В 1882 году премьер-министр Вальтер Фрер-Орбан наконец поручил разработать проект плана строительства крепостей в Льеже и Намюре, а также стратегически важных переправ в Визе и Уи . [ 5 ]

Бриальмону было поручено разработать эти проекты, но политические дебаты снова замедлили милитаризацию Мааса до 31 декабря 1886 года, когда Бриальмону было предложено провести еще одно исследование. Он закончил и представил свой отчет 15 января 1887 года, призывая к созданию системы военных объектов вокруг Льежа и Намюра, аналогичной той, которую он построил вокруг Антверпена. [ 6 ] Его планы были утверждены 1 февраля 1887 г. [ 7 ] но политические разногласия задержали принятие бюджета Бриальмона до июня 1887 года. [ 8 ] [ 9 ]

Проектирование и строительство

[ редактировать ]
Проекты форта Бриальмонт
Треугольный след
Трапециевидный след
Разрез форта Бриальмонт

К 1870-м годам технологические достижения в артиллерии, такие как нарезы , мелинит и взрыватели замедленного действия , дали ей большую дальность, точность и разрушительную силу. Бастионные форты – традиция европейской военной архитектуры на протяжении столетия – устарели. В ответ на увеличение радиуса действия артиллерии военные архитекторы в 1850-х годах начали строить отдельные многоугольные форты дальше от городов, чтобы защитить их от бомбардировок. Чтобы противостоять его новой разрушительной силе, архитекторы начали делать эти форты более прочными. [ 10 ] [ 11 ]

В 1887 году французский военный инженер Анри-Луи-Филипп Мужен разработал планы «форта будущего» ( Форт-де-л'Авенир ), который будет в основном находиться под землей, построен из бетона и будет вооружен артиллерией в выдвижных стальных орудийных башнях. . [ 12 ] Бетон, изобретенный в начале XIX века, оказался гораздо более устойчивым к новым артиллерийским снарядам, а после его использования при модернизации системы Сере-де-Ривьер в 1887 году [ 13 ] он стал стандартным строительным материалом для крепостей. Успех броненосных кораблей в Крымской войне вдохновил Мужена на другие инновации в конструкции: артиллерийские башни и металлическую броню. [ 12 ] Первые шаги в этой области были сделаны немцами Германом Грузоном и Максимилианом Шуманом [ де ] , но французы , такие как сам Мужен , усовершенствовали фортовые артиллерийские башни и сделали их выдвижными с помощью противовесов . Швейцарцы построили прототип форта Мужена в Айроло [ де ] , [ 14 ] как и французы во Фруатерре [ фр ] , недалеко от Вердена . [ 12 ] План Мужена так и не был принят на вооружение французскими военными, но Бриальмон, вероятно, был с ним знаком. [ 15 ]

В Льеже 12 фортов - шесть малых и шесть больших - должны были быть расположены кольцом в 7–9 км (4,3–5,6 миль ) от города. [ 16 ] Окружность крепостного кольца города составляла около 46 километров (29 миль), а расстояние между некоторыми фортами составляло около 3,8 км (2,4 мили). [ 17 ] проводятся промежуточными работами. Кольцевые форты располагались вдали от оврагов и впадин, которые могли скрыть нападавших. Также должен был быть форт в Визе для охраны брода через Маас и в Юи , на полпути между Льежем и Намюром. [ 18 ] Строительство фортов на Маасе первоначально оценивалось в 24 миллиона франков . [ 16 ] и именно эта сумма была передана Бриальмону 1 июня 1887 года еще до того, как его геологические изыскания были завершены. К его ужасу, на Визе и Уи не было выделено никаких средств. [ 9 ] [ 16 ] и Бриальмону пришлось экономить на планах по строительству фортов. Его форты имели две трассы — треугольную или трапециевидную форму, в зависимости от местности, и их конструкции были одинаково регламентированы. Существовало три плана ущелий и два — центрального бункера , его казематов и соединительных галерей. Крепости Мааса станут первыми, полностью построенными из бетона. «База» форта обращена к Льежу, как и въездная рампа. Во время битвы при Льеже кольцо крепости было усилено за счет добавления 31 редута и 63 траншей позади и перед фортами и окружено колючей проволокой . [ 19 ]

1 июля 1888 года бельгийское правительство заключило контракт на строительство фортов с французской фирмой Hallier, Letellier Brothers и Jules Barratoux. Строительство началось 28 июля 1888 года с расчистки и раскопок территории, а также строительства складских и рабочих сооружений. Работа была закончена три года спустя, 29 октября 1891 г. [ 20 ] и стоимость ₣71 600 000. [ 7 ] [ 21 ] В окрестностях Льежа рабочие раскопали 1 480 000 м². 3 (52 000 000 куб. футов) земли, насыпано 601 140 м 3 (21 229 000 куб. футов) бетона и уложено 12 720 м 3 (449 000 куб. футов) кирпича . [ 22 ]

Фотография части рва ущелья Форт-де-Лонсен. В верхней части изображения в центре стены имеется воронка от снаряда.
Ущелье в форте Лонсен

Бриальмон спроектировал форты Мааса так, чтобы они могли выдерживать мощь самой тяжелой артиллерии своего времени: 21-сантиметровых (8,3 дюйма) орудий, снаряды которых выдавали 240 метрических тонн (240 длинных тонн ; 260 коротких тонн силу ). В ответ на испытания мелинита в 1886 году он покрыл кладку стен толстым слоем бетона, который затем был засыпан 3 метрами (9,8 футов) почвы. [ 23 ] Используемые бетонные смеси, которых было две, [ 9 ] [ а ] были определены путем испытаний в Форт-де-Брасшаат [ Нидерланды ] . [ 13 ] Бетон залили в деревянные рамы и оставили на месте более двух недель. После высыхания раствор наносится на бетон до гладкого состояния внутри и покрывается землей снаружи. Уязвимость конструкции определяла толщину защищающего ее бетона; стена ущелья барака имела толщину 1,5 м (4,9 футов), а открытая вершина массива - 4 м (13 футов). Защиту от пехоты обеспечивало море колючей проволоки на гласисе вокруг рва и казематах ущелья, где располагались 5,7-см пушки и гарнизонная пехота. Эти войска также должны были быть собраны в массиве для вылазки на случай нападения вражеской пехоты. [ 25 ]

Немецкая осадная артиллерия , которая атаковала форты Маас во время Первой мировой войны, произвела более 3600 метрических тонн (3500 длинных тонн; 4000 коротких тонн) силы. Дефицит современной артиллерии и фортов Мааса усугублялся тем, что ночью нельзя было заливать бетон из-за отсутствия осветительного оборудования. [ 26 ] Оставленный на ночь сохнуть, бетон, залитый накануне, не сможет полностью сцепиться с бетоном следующего дня. Последствия этого были тяжелыми. Взрыв, уничтоживший форт де Лонсен в августе 1914 года, сместил множество различных слоев бетона, что привело к огромному повреждению всего форта. Относительная тонкость бетона передней части ущелья позволила бы бельгийской армии в случае захвата форта обстрелять его из города - сзади. Таким образом, бетон и броня вокруг окон будут разрушаться до тех пор, пока внутри казарм не начнут взрываться снаряды, загоняя гарнизон глубже внутрь. Имперская немецкая армия, войдя в Льеж и Намюр и атакуя их форты, смогла сделать именно это, причем с разрушительным эффектом. [ 27 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Вырезка из журнала «Популярная механика», посвященная фортам Мааса, с разрезом орудийной башни.
Разрез и описание орудийной башни форта Маас в «Популярной механике».
Одно из бывших 21-см башенных орудий, переоборудованных в орудие полевой артиллерии.

Форты Мааса имели на вооружении в общей сложности 171 орудийную башню. [ 21 ] [ 28 ] Общая стоимость изготовления, транспортировки и установки составила 24 210 775 фунтов стерлингов. [ 21 ] [ б ] Их изготавливали из стали и помещали в бетонный колодец массива или главного редута. Сама турель располагалась на наборе роликов, позволяя ей поворачиваться на 360 °, и перемещалась вверх и вниз по колодцу с помощью гусениц, проходящих по всей длине колодца. В то время как башни меньшего размера могли полностью убираться в крепость, орудия большего калибра не могли этого сделать из-за длины стволов. Стальной воротник хорошо защищал выступ башни и предотвращал ее смещение в случае повреждения близлежащего бетона. [ 29 ] Однако в октябре 1912 года цикл артиллерийских испытаний, проведенных в России при участии бельгийских чиновников, показал неэффективность этого ошейника. Снаряды калибра 15 см могли заклинить башню на месте, а снаряды калибра 28 см — полностью ее выбить. [ 17 ]

Башня и находившиеся внутри нее орудия перемещались, прицеливались и стреляли изнутри башни. Это делалось либо наблюдателем непосредственно внутри башни, либо косвенно с помощью градуированного кольца, показывающего 1/20 градуса. По спецификации Бриальмонта, орудийная башня должна была совершать полный оборот за 1,5 минуты, а три оборота за пять минут. Как только правильный угол и высота были найдены, включился тормоз, удерживающий башню на месте. Боеприпас поднимали в корзине с помощью ручного подъемника к орудию, оснащенному гидравлическим тормозом отката, содержащим раствор, состоящий из 80% глицерина и 20% воды. В башне поддерживалось положительное давление с помощью ручного вентилятора для удаления дыма из орудия и предотвращения попадания дыма от летящих снарядов за пределы форта. В случае неисправности пистолет можно было снять и заменить в течение нескольких часов. Боеприпасы размещались под башнями в раздельном виде, без гильз для орудий большего калибра и в полной оболочке для орудий калибра 5,7 см. Все использованные орудия форта Маас черный порох и никогда не модифицировались для использования бездымной альтернативы. [ 30 ]

Самой маленькой артиллерией, использовавшейся в фортах Мааса, была 5,7-сантиметровая (2,2 дюйма) пушка Норденфельт , использовавшаяся против атакующей пехоты с близкого расстояния. Обычно они устанавливались на колесный треугольный лафет, но иногда и в форме башни. В крупных фортах в казематах имелось девять 5,7-см орудий — по два в каждом каземате ущелья, четыре в головном каземате и одно в каземате, охранявшем въездной пандус. В малых фортах также имелось девять 5,7-см орудий. Четверо были размещены в казематах рва возле входа, а еще один защищал пандус. Каждый трапециевидный форт имел два из девяти 5,7-сантиметровых орудий в каземате, защищавшей четвертый угол форта. Большие форты имели четыре башни калибра 5,7 см, а малые - три. Все они имели одно орудие с экипажем из шести человек и стреляли исключительно картечью . Казематные орудия производились компаниями Cockerill и Krupp , а турельные варианты — фирмой Gruson. [ 31 ]

Остальное вооружение форта находилось в башнях, и его состав зависел от его размера. Крупные форты получили одну двухорудийную 15-см башню, две двухорудийные 12-см башни и две одноорудийные 21-см башни. Малые форты имели две одноорудийные 12-см башни и одноорудийную 21-см башню. Их производили Gruson, Creusot , Saint-Chamond , Ateliers de la Meuse и Chatillon-Commentry . Дополнительные орудия были поставлены Марсинель-Куйе, но только для форта Бонсель и больших фортов Намюра, и Вандеркерхове, но только для больших фортов Льежа. Все форты имели в башне прожектор диаметром 60 см производства Ateliers de la Meuse. [ 32 ]

Все орудия, кроме 57-мм, были орудиями прямой наводки с настильной траекторией и не могли вести огонь по позициям, замаскированным местностью, что ограничивало их эффективность. [ 33 ]

Гарнизон и коммунальные услуги

[ редактировать ]

Гарнизоны фортов Мааса состояли из пехоты, артиллеристов, инженеров и вспомогательного персонала. В мирное время они жили во временных деревянных бараках. Во время боевых действий гарнизон разобрал эти казармы и переселился в Казерну ущелья по восемь-двенадцать человек на комнату. Электроэнергия подавалась паровым двигателем на нижних уровнях массива форта, хотя бензиновые лампы большую часть форта освещали . Около 80 метрических тонн (79 длинных тонн; 88 коротких тонн) угля и 3500 литров (770 имп галлонов ; 920 галлонов США ) нефти хранилось в форте. Основным средством связи между фортами были наземные телеграфные или телефонные переговорные устройства, которыми управляли гражданские лица. Туалеты были плохо спланированы, а вентиляция отсутствовала, за исключением форта де Лонсен . Дренажная система также была плохо спроектирована. Воду брали из подземных колодцев или собирали во время и после дождей в цистерну для использования в форте. Во время битвы при Льеже в результате артиллерийского огня образовались обломки, которые заблокировали водопроводные трубы, ведущие в машинное отделение, или затопили складские помещения и жилые помещения. [ 34 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Карикатура на пунш из издания 1914 года, изображающая Бельгию, сопротивляющуюся немецкой агрессии.

Война началась в 1914 году, и Льеж стал первым центром немецкого нападения на пути во Францию. Было известно, что форты имели недостатки в способности противостоять тяжелой артиллерии и никогда не модернизировались. [ 35 ] Во время битвы при Льеже форты подверглись обстрелу тяжелой немецкой артиллерии калибра 21 см, 28 см и 42 см. Форты никогда не были рассчитаны на сопротивление такой тяжелой артиллерии. Бомбардировка выявила недостатки фортов в жилищных условиях, санитарии, вентиляции, строительстве и защите, кульминацией которой стал взрыв форта де Лонсен, подвергшегося бомбардировке. Еще до этого форты начали сдаваться один за другим, поскольку стали непригодными для проживания и неспособными реагировать на атаки. Немецкие войска разгромили войска, назначенные для защиты промежутков между фортами, прорвались к Льежу и взяли его до того, как первый форт сдался. [ 36 ]

Задача фортов заключалась в том, чтобы задержать продвижение врага на время, необходимое для мобилизации бельгийской армии. По оценкам, сделанным в 1888 году, форты, предоставленные сами себе, должны были сопротивляться осаде около месяца. В 1914 году форты были полностью превзойдены гораздо более мощной немецкой артиллерией, в которую входила огромная 42-см гаубица «Большая Берта» . Поэтому было неожиданностью, что форты сопротивлялись так долго и успешно. Однако плохая способность фортов справляться с пороховыми газами, пылевидной пылью и зловонием неадекватных санитарных условий стала определяющим фактором выносливости гарнизонов фортов. Ни один из фортов, за исключением форта де Лонсен , не имел принудительной вентиляции. [ 37 ]

форта Бельгийские форты мало заботились о повседневных нуждах своих гарнизонов во время войны, располагая уборные, душевые, кухни и морг в контрэскарпе , месте, которое было бы непригодно для боевых действий. Это оказало глубокое влияние на способность фортов выдержать длительное нападение. Эти служебные зоны располагались прямо напротив казарм, которые выходили в ров в задней части форта (т.е. по направлению к Льежу), с меньшей защитой, чем две «выступающие» стороны. Такое расположение было рассчитано на то, чтобы разместить более слабую сторону сзади, чтобы обеспечить возможность отбития бельгийскими войсками с тыла, а в эпоху, когда механическая вентиляция находилась в зачаточном состоянии, обеспечивалась естественная вентиляция жилых помещений и вспомогательных помещений. Однако на практике эта концепция оказалась катастрофической. Сильный артиллерийский огонь сделал задний ров несостоятельным, и немецкие войска смогли проникнуть между фортами и атаковать их с тыла. Массированные немецкие бомбардировки вытеснили людей в центральный массив, где не хватало санитарных помещений для 500 человек, что делало воздух невозможным для дыхания, а немецкая артиллерия разрушала форты сверху и с тыла. [ 38 ]

Битва при Льеже

[ редактировать ]

Укрепления Льежа выполнили свою роль, остановив немецкую армию на время, достаточное для того, чтобы позволить бельгийской и французской армиям провести мобилизацию. Битва выявила недостатки в действиях фортов и в бельгийской стратегии. Сами форты страдали от присущей им слабости конструкции из-за плохого понимания технологии бетонирования, а также от общей недостаточной защиты гарнизона и складов боеприпасов от артиллерийских обстрелов тяжелого калибра. Непригодный для дыхания воздух от бомбардировок, собственные орудийные газы форта и человеческие отходы вынудили сдать большую часть позиций. [ 39 ]

Укрепленная позиция Льежа (ПФЛ)

[ редактировать ]

Укрепленная позиция Льежа была задумана комиссией, которой было поручено рекомендовать варианты восстановления обороны Бельгии. В отчете 1927 года рекомендовалось построить линию новых укреплений к востоку от Мааса. Работы серьезно задержались из-за бюджетного кризиса, в результате чего работы по строительству всех укреплений, кроме Эбен-Эмаэля, были отложены. Наконец, в 1933 году начались работы над фортами в Баттисе, Обен-Нёвшато и Танкремоне. Две другие запланированные позиции так и не были реализованы: Обен-Нёвшато взял на себя роль фортов, запланированных в Моэне и Ле-Вайде. [ 40 ] В системе было пять уровней:

  • Передовые позиции : 66 небольших бункеров, расположенных недалеко от границы в качестве позиции задержки.
  • PFL I: Четыре современных форта, поддерживаемые 178 бункерами.
  • PFL II: южная и восточная части крепости Бриальмон, окружающие Льеж, модернизированы и снабжены интервальными бункерами и противотанковыми заграждениями. На этом участке было 62 пехотных убежища и 8 фортов.
  • PFL III: небольшие укрепления, защищающие три переправы через Маас, состоящие из 42 бункеров на восточном берегу реки.
  • PFL IV: три уровня обороны на западном берегу Мааса, включая линию на Маасе с 31 бункером, линию на канале Альберта с девятью бункерами и десять бункеров с фортами де Понтисс и Флемаль. [ 41 ]

Бельгийцы сначала перестроили восемь фортов кольца к югу и востоку от Льежа, а позже начали работы на западной стороне крепостного кольца. Полностью разрушенный форт восстановить не удалось. Улучшения устранили недостатки, выявленные в битве при Льеже, позволив крепостному кольцу стать опорой для основной линии укреплений дальше на восток. Ринг Льежа получил обозначение PFL II. [ 42 ] хотя форты на западном берегу реки были частью PFL IV. [ 41 ]

Усовершенствования включали замену 21-см гаубиц на более дальнобойные 15-см орудия, 150-мм гаубиц на 120-мм орудия, а также добавление пулеметов. Были улучшены электростанции, вентиляция, санитария и размещение войск, а также связь. В работу вошли изменения, которые уже были внесены немцами во время оккупации фортов во время Первой мировой войны. В частности, модернизированные форты получили защищенные воздухозаборные башни, которые должны были выглядеть как водонапорные башни, которые могли выполнять функции наблюдательных пунктов и аварийных пунктов. выходит. [ 42 ]

Четыре новых форта были построены примерно в 20 км (12 миль) к востоку от Льежа из запланированных шести. В отличие от кольца фортов, защищающих Льеж, новая линия укреплений по своей концепции была похожа на французскую линию Мажино : ряд позиций на линии вдоль границы, предназначенных для предотвращения продвижения противника на территорию Бельгии, а не для защиты конкретная сильная сторона. [ 43 ] [ 44 ] Эта новая линия получила обозначение PFL I, основная линия защиты от наступления Германии, а также наступления Германии через территорию Нидерландов в Маастрихте . Форт Эбен-Эмаэль был расположен для защиты водной преграды канала Альберта и закрепления северного конца линии с полем огня на всем пути на север до Маастрихта. Форт-де-Баттис занимал вторую стратегическую точку на главной дороге и железнодорожных линиях из Аахена . Форты Танкремон и Обен-Нёвшато заполнили промежутки. Отмененный форт Сунье-Ремушан должен был быть похож на меньшие форты, в то время как от планов строительства двух небольших фортов в Комблен-дю-Пон и Ле-Вайд отказались на раннем этапе процесса планирования. В больших фортах было до 2000 человек, в меньших — 600. [ 45 ]

Хотя организация общей линии обороны имитировала линию Мажино, дизайн отдельных фортов был консервативным. В отличие от французских укреплений, распределенных по единой главной галерее в концепции форта Пальме , бельгийские форты представляли собой набор мощновооруженных, плотно сгруппированных боевых блоков, окруженных защищенным рвом. Эбен-Эмаэль и Баттис имели 120-мм орудийные башни с дальностью действия 18 километров (11 миль), а все четыре форта были оснащены 75-мм орудийными башнями (10 километров (6,2 мили)) и французскими 81-мм минометами в ямах. [ 46 ] Эбен-Эмаэль, расположенный вдоль искусственного обрыва канала Альберта, был единственным фортом, оснащенным артиллерийскими казематами. Отвесная стена также обеспечивала естественно защищенное место для воздухозаборников форта. Новые форты отличались высочайшим уровнем бетонной и броневой защиты: от 3,5 метров (11 футов) до 4,5 метров (15 футов) бетонного покрытия и до 450 миллиметров (18 дюймов) брони на башнях. Учитывая опыт Первой мировой войны, промежутки между фортами были обильно снабжены наблюдательными позициями и убежищами для пехоты. [ 47 ]

Бои Второй мировой войны

[ редактировать ]

Бельгийское командование рассчитывало на Эбен-Эмаэля как на ключевую оборону северной границы у Льежа. Это, естественно, вызвало первые немецкие атаки. Его огромные размеры диктовали нетрадиционную стратегию нападения с использованием воздушно-десантных войск. Форт подвергся нападению 10 мая 1940 года и за несколько часов был выведен из строя группой из 75 человек, вооруженных новой кумулятивной взрывчаткой . Неэффективная бельгийская защита поверхности форта позволила немецкой штурмовой группе использовать свои заряды взрывчатого вещества, чтобы разрушить или сделать непригодными для проживания артиллерийские башни и пулеметные башни форта. [ 48 ]

Когда Эбен-Эмаэль выбыл из строя, немцы могли атаковать другие новые форты более традиционными средствами, продолжая атаки с 10 мая. Форты PFL I и II пытались поддерживать друг друга прикрывающим огнем, но без особого успеха. Форты PFL I быстро пали, а 22 мая сдались Баттис и Обен-Нёфшато. Танкремона обошли. [ 49 ]

Форты PFL II подверглись нападению начиная с 12 мая после того, как бельгийские полевые войска отступили из Льежа. Изолированные форты продолжали сражаться. Форт де Флемаль подвергся воздушной атаке 15 мая и сдался на следующий день. 18 мая форт де Баршон был атакован тем же пехотным батальоном, который атаковал Эбен-Эмаэль, при поддержке 420-мм гаубицы. Форт сдался в тот же день, как и Флерон и Понтисс. Эвенгни сдался 20 мая. Остальные форты на юге были обойдены и сданы 28 мая в рамках общей капитуляции Бельгии. Танкремон продержался до следующего дня, последний форт сдался. [ 48 ]

Во время Второй мировой войны Эбен-Эмаэль был заброшен, за исключением использования для пропагандистских фильмов и экспериментов по воздействию оружия, в том числе бронебойных снарядов . также использовались Баттис и Обен-Нёфшато Для этих экспериментов .

Сегодняшний день

[ редактировать ]
Воздухозаборная башня, внешний вид
Интерьер

Из дюжины фортов Бриальмон семь открыты для посещения и доступны для посещения – Лонсен, Лантен, Флемаль, Оллонь, Понтисс, Баршон и Эмбур. Шодфонтен также можно посетить при определенных обстоятельствах, но он не был реабилитирован. Форт-де-Лонсен после взрыва 15 августа 1914 года стал военным кладбищем и мемориалом. Форт-де-Лантен был тщательно отреставрирован, и, поскольку между войнами он не перевооружался, он имеет вид форта 1888 года. [ 50 ]

Другие форты частично засыпаны землей (Флерон, Бонсель) и недоступны для посещения, за исключением воздухозаборной башни Бонселя. Другие являются складами снабжения бельгийской армии. [ 50 ]

Четыре межвоенных форта находятся в разной степени сохранности, хотя все их можно посетить. Танкремон практически не поврежден, все оборудование присутствует. [ 50 ] [ 51 ] Эбен-Эмаэль и другие остаются военной собственностью, но Эбен-Эмаэль находится в ведении Ассоциации Форт Эбен-Эмаэль как музей. [ 52 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Первый предназначался для фундамента, а второй — для каменных стен и сводов. Оба были смешаны на месте из портландцемента , 300 000 метрических тонн (300 000 длинных тонн; 330 000 коротких тонн), из которых было произведено в Бельгии и Франции, а также местного гравия и песка, добытых из реки Маас. [ 24 ]
  2. ^ Gruson, немецкая фирма, предложила 17 409 378 фунтов стерлингов в качестве единственного поставщика для фортов Маас, но французские и бельгийские фирмы оказали давление на бельгийское правительство, вынудив его разделить контракт. Это было сделано для того, чтобы предоставить бельгийским компаниям доступ к технологиям своих французских и немецких коллег. [ 21 ]
  1. ^ Дрейпер 2018 , стр. 157–63, 166–68.
  2. ^ Варлей 2008 , стр. 62–80.
  3. ^ Дрейпер 2018 , стр. 167–69, 172, 175.
  4. ^ Доннелл 2007 , с. 8.
  5. ^ Дрейпер 2018 , стр. 169–70.
  6. ^ Дрейпер 2018 , стр. 166–67, 170–72.
  7. ^ Перейти обратно: а б Доннелл 2007 , с. 6.
  8. ^ Дрейпер 2018 , стр. 172, 173–175.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Доннелл 2007 , с. 9.
  10. ^ Доннелл 2007 , стр. 4–5.
  11. ^ Доннелл 2013 , стр. 7, 8.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Доннелл 2007 , с. 5.
  13. ^ Перейти обратно: а б Доннелл 2013 , с. 8.
  14. ^ Доннелл 2013 , с. 10.
  15. ^ Доннелл 2013 , с. 12.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Дрейпер 2018 , с. 172.
  17. ^ Перейти обратно: а б Кауфманн и Кауфманн 2014 , с. 89.
  18. ^ Доннелл 2007 , стр. 30, 32, 35.
  19. ^ Доннелл 2007 , стр. 5, 9, 21, 33.
  20. ^ Доннелл 2007 , стр. 6, 9, 12.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Дрейпер 2018 , с. 173.
  22. ^ Доннелл 2007 , с. 9, 10, 12.
  23. ^ Дрейпер 2018 , стр. 172–73.
  24. ^ Доннелл 2007 , стр. 9, 12.
  25. ^ Доннелл 2007 , стр. 9, 12–13, 35, 36.
  26. ^ Дрейпер 2018 , стр. 172, 173.
  27. ^ Доннелл 2007 , стр. 13, 36.
  28. ^ Доннелл 2007 , с. 13.
  29. ^ Доннелл 2007 , стр. 14–15.
  30. ^ Доннелл 2007 , стр. 14–15, 16–17.
  31. ^ Доннелл 2007 , стр. 13, 16, 35.
  32. ^ Доннелл 2007 , стр. 16, 17.
  33. ^ Кауфманн, Дж. Э.; Кауфманн, HW (2022). Крепость Европа: от камня к стальным укреплениям 1850-1945 гг . Ручка и меч. п. 7. ISBN  9781399002721 .
  34. ^ Доннелл 2007 , с. 17, 19–20, 36.
  35. ^ Данстан 2005 , с. 4.
  36. ^ Доннелл 2007 , стр. 19, 36, 49, 52–53.
  37. ^ Доннелл 2007 , стр. 6, 17, 18.
  38. ^ Доннелл 2007 , стр. 32, 26, 52–53.
  39. ^ Доннелл 2007 , стр. 52–54.
  40. ^ Данстан 2005 , стр. 11–12.
  41. ^ Перейти обратно: а б Блок 2005 .
  42. ^ Перейти обратно: а б Кауфманн и Юрга 2002 , с. 100.
  43. ^ Кауфманн и Юрга 2002 , с. 103.
  44. ^ Данстан 2005 , стр. 10–12.
  45. ^ Кауфманн и Юрга 2002 , с. 109.
  46. ^ Кауфманн и Юрга 2002 , стр. 114.
  47. ^ Кауфманн и Юрга 2002 , стр. 108-110.
  48. ^ Перейти обратно: а б Кауфманн и Юрга 2002 , стр. 115–116.
  49. ^ Кауфманн и Юрга 2002 , стр. 116–117.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Доннелл 2007 , стр. 57–61.
  51. ^ «Новый сильный» . ПФЛ (на французском языке). Льежский центр военной истории и археологии. Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 26 октября 2010 г.
  52. ^ Данстан 2005 , с. 60.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8892f84034ff90442451f8e564886d9__1716660540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/d9/d8892f84034ff90442451f8e564886d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fortified position of Liège - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)