Jump to content

Пафосформель

Пафосформель или «формула пафоса» (нем. множественное число: Pathosformeln ) — термин, придуманный немецким историком искусства и теоретиком культуры Аби Варбургом (1866–1929) в его исследовании загробной жизни античности ( das Nachleben der Antike ). Его описывают как «примитивные слова страстного языка жестов». [1] и «эмоционально заряженный визуальный образ». [2] которые повторяются на изображениях в Западной Европе. Хотя этот термин связан с формализмом , Варбург ограничивает эту концепцию культурно-психологическими темами, поскольку он испытывал «искреннее отвращение к эстетизации истории искусства». [3] Несмотря на свое название, пафосформель не дает вычислимой формулы для определения визуальных связей между изображениями. Вместо этого он требует коллективного и индивидуального воображения, чтобы найти такие связи, помимо тех, которые основаны на возрасте, типе, размере или происхождении. По словам историка Курта Форстера, «он осуществляет контроль над существующими образами таким образом, что наделяет их новыми, «дающими знаки» качествами». [3] Историк искусства Эрнст Гомбрих описал пафосформель как «первобытную реакцию человека на всеобщие тяготы его существования, [которая] лежит в основе всех его попыток умственной ориентации». [4]

Боттичелли «Рождение Венеры» ок. 1486.

Ранние работы Варбурга над картинами Боттичелли и Гирландайо, а также его более поздние работы по новому появлению астрологических символов в произведениях искусства и популярных эфемерах используют концепцию пафосформели. [3] Его диссертация, завершенная в 1893 году, представляет собой раннюю формулировку концепции сравнения « Рождения Венеры » Боттичелли с «Примаверой» путем рассмотрения bewegtes Beiwerk или «оживленного происшествия», которое появляется среди них. Для Варбурга этот инцидент — изображение ветра, оживляющего картины. В первом он виден в распущенных волосах Венеры, а во втором - в струящемся платье нимфы Флоры в крайнем правом углу. [3]

Боттичелли Весна ок. 1482.

В 1905 году Варбург прочитал лекцию о Дюрере и итальянской античности, в которой он использовал пафосформель, чтобы подойти к изображениям Дюрера , Андреа Мантенья , Антонио Поллайуоло и других с точки зрения исторической психологии человеческого выражения. [5]

Незаконченный монтаж Варбурга, «Атлас Мнемозины», представляет собой еще один пример патоформели. [6] [3] Там Варбург сочетает гравюру Дюрера из «Апокалипсиса с картинками» (1498) с изображением из популярного Таро, иллюстрированного тем же художником (1494/5). Хотя образ колесницы композиционно объединяет эти произведения, сама колесница означает для Варбурга необходимость контролировать потенциально катастрофический конфликт, связывая тем самым схожую психологическую динамику в разных произведениях, независимо от их высокого или низкого культурного происхождения. [2] Однако Варбург признал, что сохранение мотива не обязательно несет в себе тот же смысл. [7]

Pathosformel тесно связана с (Einfühlung) Роберта Вишера понятием эмпатии , хотя и отличается от него, которое Варбург называет «силой, действующей в создании стиля». [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сливински, Шэрон (14 июня 2008 г.). «Нью-Йорк потрясен» (PDF) . Обзор образования, педагогики и культурологии . 30 : 246–247. дои : 10.1080/10714410802142965 . S2CID   145782284 .
  2. ^ Jump up to: а б Беккер, Коллин (2013). «Пафосформель Аби Варбурга как методологическая парадигма» (PDF) . Журнал историографии искусства (9): 1–25.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Форстер, Курт В.; Бритт, Дэвид (1996). «Аби Варбург: его исследование ритуалов и искусства на двух континентах». Октябрь . 77 : 5–24. дои : 10.2307/778958 . JSTOR   778958 .
  4. ^ Гомбрих, Эрнст Ганс (1986). Эби Варбург: интеллектуальная биография . Файдон. стр. 223. ИСБН  0714824275 .
  5. ^ Форстер, Курт; Бритт, Дэвид; Варбург, Эби (1999). Обновление языческой древности: вклад в историю культуры европейского Возрождения . Гетти Научно-исследовательский институт истории искусства и гуманитарных наук. ISBN  978-0892365371 .
  6. ^ Jump up to: а б Рэмпли, Мэтью (1997). «От символа к аллегории: теория искусства Эби Варбурга». Художественный вестник . 79 (1): 41–55. дои : 10.2307/3046229 . JSTOR   3046229 .
  7. ^ Посек, Авигдор (1996). «Левая и правая ориентация пафосформели у Дюрера». Заметки по истории искусства . 16 (1): 7–17. дои : 10.1086/су.16.1.23204947 . S2CID   191383356 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9c4f2fa855e997fed700a9327b66c23__1666682040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/23/d9c4f2fa855e997fed700a9327b66c23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pathosformel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)