Франтишек Кап
Франтишек Кап | |
---|---|
Чап с Меткой Габриельчич в 1953 году на премьере «Весны» в Белграде. | |
Рожденный | |
Умер | 12 января 1972 г. | (58 лет)
Род занятий | Кинорежиссер Сценарист |
Годы активности | 1937–1948 (Чехословакия) 1950–1970 (Западная Германия) 1953–1965 (Югославия) |
Франтишек Чап (7 декабря 1913 — 12 января 1972), также известный в Германии как Франц Кап , был чешским, а затем югославским кинорежиссёром и сценаристом . В период с 1939 по 1970 год он снял 32 фильма. Создав такие классические словенские кино, как «Весна» , «Не чакай на май» и «Наша машина» , он также является одним из самых популярных режиссеров раннего словенского кино 1950-х и 1960-х годов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Кап родился в Чаховице (ныне центральная Чехия ). [ 2 ] Как уже состоявшийся профессионал, он переехал в Любляну в 1952 году по приглашению Бранимира Тума , директора «Триглав Фильм» . [ 3 ] В 1957 году он переехал в Порторож , прибрежный город на юго-западе Словении, где и прожил до своей смерти. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]До приезда в Югославию Чапа называли молодой звездой чешского кино. Во время Второй мировой войны он поставил дюжину легких романтических драм и мелодрам, среди них всемирно известная « Ночная бабочка» , получившая приз Венецианского кинофестиваля, и «Люди без крыльев» , получившие приз за лучшую режиссуру в Каннах. Его последний чехословацкий фильм «Белая тьма» , его личный фаворит, привел его к конфликту с коммунистическими властями. После критики, которую его фильм получил от рабочего жюри Злинского кинофестиваля, Чап назвал жюри «дебилами, которые не понимают [его] фильмы». это не понравилось В коммунистической Чехословакии , и ему запретили снимать фильмы. Он бежал в Западную Германию, где снял три фильма, в том числе « Все подсказки ведут в Берлин» , который был показан во многих странах. Он прибыл в Югославию по приглашению директора словенской кинокомпании Бранимира Тума, чтобы помочь в развитии словенской киноиндустрии в 1950-х годах. [ 4 ]
В 1950-х и 1960-х годах Чап снял пять фильмов для фильма «Триглав» и еще шесть совместных и несловенских фильмов. Первый югославский фильм Чапа, романтическая комедия «Весна» (1953), содержал элементы Heimatfilm и чешской и австрийской мелодрамы до Второй мировой войны и оказался очень успешным как в художественном, так и в коммерческом плане, как и его продолжение « Не чакай на май » (1957). [ 3 ] Весна остается одной из самых популярных словенских классических произведений. Он занял место первого коммерческого фильма и первой комедии в словенском кино и стал именно тем городским, современным и технически изысканным фильмом, на который надеялся Триглав фильм, когда использовал Чапа. [ 5 ]
Вторым словенским фильмом Чапа была военная драма Trenutki odločitve (Моменты решения, 1955) о срочности примирения между партизанами и белогвардейцами - тема, на которую он снял первый подвергнутый цензуре фильм в Словении. [ 5 ]
В свою «югославскую эпоху» Чап участвовал не только в словенских постановках, но и в различных других известных постановках и совместных постановках. Он поставил Am Anfang war es Sünde ( Sin / Greh , 1954, Saphir Film) и романтическую драму La ragazza della salina ( Песок, любовь и соль / Kruh in sol , 1957), в которой снялся Марчелло Мастроянни . Для фильма «Босна» он поставил драму о преступности несовершеннолетних «Врата остаю отворена» ( «Дверь остается открытой» , 1959), представив Милену Дравич , одну из ведущих кинозвезд Югославии, в ее самой первой роли в кино, и еще одну комедию « Срешчем се вечером » ( Встретимся сегодня вечером , 1962).
В 1956 году Чап снял «Die Geierwally» ( «Стервятник Уолли ») по роману Вильгельмины фон Хиллерн в Германии , а «X-25 javlja » («Отчеты X-25», 1960), шпионский триллер о Второй мировой войне, действие которого происходит в Загребе . также увидел обширный международный театральный релиз. [ 3 ] Однако после плохо принятой комедии «Наш авто» ( «Наша машина» , 1962) Чап не смог найти работу в Югославии и обратился к режиссеру на телевидении. Занимался режиссурой сериала и двух телефильмов для немецкого и австрийского телевидения. [ 3 ] Однако в Словении, где он жил, он смог принять участие только в еще одной постановке, сняв короткометражный фильм «Пиран» (1965).
Критика и прием
[ редактировать ]Современная словенская кинокритика широко признает, что 5 фильмов, снятых Франтишеком Чапом на словенском языке, «Весна» , «Тренутки одлочитве» , « Не чакай на май» , «Отчеты X 25» и «Наша машина » привнесли голливудский тип повествования и космополитический облик в словенское кино 1950-х годов. Несмотря на то, что в свое время Чап боролся с негативной критикой, сегодня Чапа хвалят как мастера, который помог неразвитому словенскому и югославскому кинематографу – в то время зараженному дилетантскими техническими стандартами, проблемной ориентацией на местные проблемы и жесткими литературными адаптациями – подняться на уровень изысканного ремесла с универсальной понятностью. [ 5 ]
Некоторые критики рассматривали его как «жанровое кино» - поскольку Чап в основном снимал комедии, триллеры и мелодрамы, хотя они не соответствуют строго правилам жанра. «Мейнстримное кино» — это термин, который более точно описывает его цель привлечь аудиторию посредством классического, легко понятного повествования и за счет подчеркивания сюжета и драматической структуры не столько качеств кино, сколько формы искусства.
Негативные отзывы о творчестве Чапа появлялись в основном во времена югославской кинокритики 1960-х, 70-х и 80-х годов. Ортодоксальные коммунистические обозреватели видели в этом буржуазную угрозу социалистическим ценностям и консервативный возврат к фантомным концепциям среднего класса (например, к идее невинной романтической любви). [ 5 ] Они также обращали внимание на преобладающие в комедиях Чапа темы избалованной молодежи и ее сексуального пробуждения в «Весне» и «Не чакай на май» . [ 6 ]
Однако основным объектом ранней критики было искажение (или отсутствие представления) словенской культуры в кино Чапа, особенно в чрезвычайно популярных комедиях. Ряд рецензентов видели в Чапе иностранца, который никогда не ассимилировался со словенской культурой. Их возмущало, что фильмы недостаточно конкретны и могут происходить в любой точке Центральной Европы. С современной точки зрения эти обзоры кажутся традиционалистскими и ксенофобскими. Современные словенские теоретики кино в значительной степени хвалят «иностранность» или «инаковость» Чапа, мотивируя это тем, что его незнание региональных ценностей и конфликтов на самом деле помогло ему сохранить необходимую объективную дистанцию и его особое чувство режиссуры фильма и повествования. [ 5 ]
Аист и словенский язык
[ редактировать ]Вопреки жалобам на общий характер фильмов, общепризнано, что Чап внес значительный вклад в адаптацию словенского языка для использования в кино. Диалоги были беглыми и содержательными, было много игры слов, словесной комедии, городского сленга и аутентичных региональных акцентов. Диалоги из комедий Чапа вошли в обиход и стали предметом всеобщих шуток поколений и народов. В то время как словенский язык в докапском кино не функционировал должным образом, Чап изобрел сленг, освобожденный от ограничений пуризма и театральности. Таким образом, режиссер, хотя многие рецензенты критиковали его за постановку несловенских фильмов, на самом деле обогатил словенский язык и культуру. [ 7 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Шаг во тьму (чеш. Krok do tmy ) (1937) - только сценарист
- Девственность (чеш: Panenství ) (1937) - только сценарист
- Огненное лето (чешский: Ohnive leto ) (1939)
- Бабушка (чеш. Babička ) (1940)
- Ян Чимбура (1941)
- Ночная бабочка (чеш. Noční mótyl ) (1941)
- Танцор (1943)
- Туман на маврах (чешский: Mlhy na Blatech ) (1944)
- Девушка из Бескид (чеш. Děvčica z Beskyd ) (1944)
- Люди без крыльев (чешский: Muži bez krídel ) (1946)
- Знак якоря (чешский: Znamení kotvy ) (1947)
- Музыкант (1948)
- Белая тьма (1948)
- Драгоценности короны (нем. Kronjuwelen ) (1950)
- Все улики ведут ( в Берлин 1952)
- Весна (1953)
- Началом был грех 1954 ( )
- Моменты решения 1955 ( )
- Стервятник Уолли (нем. Die Geierwally ) (1956)
- Не шепчи (словенский: Ne čačaj na maj ) (1957)
- Песок, любовь и соль (словенский: Kruh in sol ) (1957)
- Дверь остается открытой (сербско-хорватский: Дверь остается открытой ) (1957)
- X 25 Reports (словенский: X 25 jjavla ) (1960)
- Встретимся сегодня вечером (сербско-хорватский: Мы встретимся сегодня вечером ) (1962)
- Наша машина (словенский: Наш авто) (1962)
- Мафия – Благородное общество (1966, мини-сериал)
- Ринальдо Ринальдини (1968–1969, сериал)
Награды
[ редактировать ]- Ночная бабочка - предупреждающая табличка на Венецианском кинофестивале 1941 года.
- «Люди без крыльев» — Гран- при Каннского кинофестиваля 1946 года. [ 8 ]
- Весна - приз критиков на кинофестивале в Пуле 1954 года.
- Моменты решения - Большая золотая арена за лучший фильм на кинофестивале в Пуле 1955 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Тейлор, Нэнси Вуд, Джулиан Граффи, Дина Иорданова (2019). BFI Companion восточноевропейского и российского кино . Блумсбери. п. 1964. ISBN 978-1838718497 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б « Франтишек Чап – режиссер». Портал Згодовинского [Исторический портал] (на словенском языке). Згодовина.si 6 декабря 2016 г. ISSN 2463-8315 .
- ^ Jump up to: а б с д Полимак, Ненад (5 июня 2010 г.). «Возвращение Франтишека Кэпа, первого в Югославии режиссера-гея, подвергшегося преследованиям» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Врдловец, Зденко (2013), История кино на словенском языке , Любляна: UMco.
- ^ Jump up to: а б с д и Станкович, Питер (2013), Словенские художественные фильмы Чапо , КИНО! 21.
- ^ Штефанчич, Марсель (2005): На своей земле. История словенского кино , Любляна: UMco.
- ^ Кречич, Йела (2013), «Весна и Не чакай на Май: как мы пришли к комическому духу в серости реальных социалистических будней», КИНО! 21.
- ^ «Каннский фестиваль: Люди без крыльев» . фестиваль-канны.com . Проверено 2 января 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1913 рождений
- 1972 смертей
- Жители Млада-Болеславского района
- Люди из Королевства Богемия
- Чешские кинорежиссеры
- Чехословацкие кинорежиссёры
- Чешские сценаристы
- Чешские сценаристы-мужчины
- Югославские режиссеры
- Югославские сценаристы
- Немецкоязычные режиссеры
- Словенские кинорежиссеры
- Режиссеры ЛГБТ-фильмов
- Чешские сценаристы ЛГБТ
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Золотая арена для победителей за лучшую режиссуру
- Сценаристы 20 века
- Чешские ЛГБТ 20-го века
- Чехословацкие эмигранты
- Иммигранты в Югославию