Jump to content

Франтишек Кап

(Перенаправлено с Франтишека Кэпа )

Франтишек Кап
Чап с Меткой Габриельчич в 1953 году на премьере «Весны» в Белграде.
Рожденный ( 1913-12-07 ) 7 декабря 1913 г.
Умер 12 января 1972 г. (1972-01-12) (58 лет)
Род занятий Кинорежиссер
Сценарист
Годы активности 1937–1948 (Чехословакия)
1950–1970 (Западная Германия)
1953–1965 (Югославия)

Франтишек Чап (7 декабря 1913 — 12 января 1972), также известный в Германии как Франц Кап , был чешским, а затем югославским кинорежиссёром и сценаристом . В период с 1939 по 1970 год он снял 32 фильма. Создав такие классические словенские кино, как «Весна» , «Не чакай на май» и «Наша машина» , он также является одним из самых популярных режиссеров раннего словенского кино 1950-х и 1960-х годов. [ 1 ]

Кап родился в Чаховице (ныне центральная Чехия ). [ 2 ] Как уже состоявшийся профессионал, он переехал в Любляну в 1952 году по приглашению Бранимира Тума , директора «Триглав Фильм» . [ 3 ] В 1957 году он переехал в Порторож , прибрежный город на юго-западе Словении, где и прожил до своей смерти. [ 2 ]

До приезда в Югославию Чапа называли молодой звездой чешского кино. Во время Второй мировой войны он поставил дюжину легких романтических драм и мелодрам, среди них всемирно известная « Ночная бабочка» , получившая приз Венецианского кинофестиваля, и «Люди без крыльев» , получившие приз за лучшую режиссуру в Каннах. Его последний чехословацкий фильм «Белая тьма» , его личный фаворит, привел его к конфликту с коммунистическими властями. После критики, которую его фильм получил от рабочего жюри Злинского кинофестиваля, Чап назвал жюри «дебилами, которые не понимают [его] фильмы». это не понравилось В коммунистической Чехословакии , и ему запретили снимать фильмы. Он бежал в Западную Германию, где снял три фильма, в том числе « Все подсказки ведут в Берлин» , который был показан во многих странах. Он прибыл в Югославию по приглашению директора словенской кинокомпании Бранимира Тума, чтобы помочь в развитии словенской киноиндустрии в 1950-х годах. [ 4 ]

В 1950-х и 1960-х годах Чап снял пять фильмов для фильма «Триглав» и еще шесть совместных и несловенских фильмов. Первый югославский фильм Чапа, романтическая комедия «Весна» (1953), содержал элементы Heimatfilm и чешской и австрийской мелодрамы до Второй мировой войны и оказался очень успешным как в художественном, так и в коммерческом плане, как и его продолжение « Не чакай на май » (1957). [ 3 ] Весна остается одной из самых популярных словенских классических произведений. Он занял место первого коммерческого фильма и первой комедии в словенском кино и стал именно тем городским, современным и технически изысканным фильмом, на который надеялся Триглав фильм, когда использовал Чапа. [ 5 ]

Вторым словенским фильмом Чапа была военная драма Trenutki odločitve (Моменты решения, 1955) о срочности примирения между партизанами и белогвардейцами - тема, на которую он снял первый подвергнутый цензуре фильм в Словении. [ 5 ]

В свою «югославскую эпоху» Чап участвовал не только в словенских постановках, но и в различных других известных постановках и совместных постановках. Он поставил Am Anfang war es Sünde ( Sin / Greh , 1954, Saphir Film) и романтическую драму La ragazza della salina ( Песок, любовь и соль / Kruh in sol , 1957), в которой снялся Марчелло Мастроянни . Для фильма «Босна» он поставил драму о преступности несовершеннолетних «Врата остаю отворена» ( «Дверь остается открытой» , 1959), представив Милену Дравич , одну из ведущих кинозвезд Югославии, в ее самой первой роли в кино, и еще одну комедию « Срешчем се вечером » ( Встретимся сегодня вечером , 1962).

В 1956 году Чап снял «Die Geierwally» ( «Стервятник Уолли ») по роману Вильгельмины фон Хиллерн в Германии , а «X-25 javlja » («Отчеты X-25», 1960), шпионский триллер о Второй мировой войне, действие которого происходит в Загребе . также увидел обширный международный театральный релиз. [ 3 ] Однако после плохо принятой комедии «Наш авто» ( «Наша машина» , 1962) Чап не смог найти работу в Югославии и обратился к режиссеру на телевидении. Занимался режиссурой сериала и двух телефильмов для немецкого и австрийского телевидения. [ 3 ] Однако в Словении, где он жил, он смог принять участие только в еще одной постановке, сняв короткометражный фильм «Пиран» (1965).

Критика и прием

[ редактировать ]

Современная словенская кинокритика широко признает, что 5 фильмов, снятых Франтишеком Чапом на словенском языке, «Весна» , «Тренутки одлочитве» , « Не чакай на май» , «Отчеты X 25» и «Наша машина » привнесли голливудский тип повествования и космополитический облик в словенское кино 1950-х годов. Несмотря на то, что в свое время Чап боролся с негативной критикой, сегодня Чапа хвалят как мастера, который помог неразвитому словенскому и югославскому кинематографу – в то время зараженному дилетантскими техническими стандартами, проблемной ориентацией на местные проблемы и жесткими литературными адаптациями – подняться на уровень изысканного ремесла с универсальной понятностью. [ 5 ]

Некоторые критики рассматривали его как «жанровое кино» - поскольку Чап в основном снимал комедии, триллеры и мелодрамы, хотя они не соответствуют строго правилам жанра. «Мейнстримное кино» — это термин, который более точно описывает его цель привлечь аудиторию посредством классического, легко понятного повествования и за счет подчеркивания сюжета и драматической структуры не столько качеств кино, сколько формы искусства.

Негативные отзывы о творчестве Чапа появлялись в основном во времена югославской кинокритики 1960-х, 70-х и 80-х годов. Ортодоксальные коммунистические обозреватели видели в этом буржуазную угрозу социалистическим ценностям и консервативный возврат к фантомным концепциям среднего класса (например, к идее невинной романтической любви). [ 5 ] Они также обращали внимание на преобладающие в комедиях Чапа темы избалованной молодежи и ее сексуального пробуждения в «Весне» и «Не чакай на май» . [ 6 ]

Однако основным объектом ранней критики было искажение (или отсутствие представления) словенской культуры в кино Чапа, особенно в чрезвычайно популярных комедиях. Ряд рецензентов видели в Чапе иностранца, который никогда не ассимилировался со словенской культурой. Их возмущало, что фильмы недостаточно конкретны и могут происходить в любой точке Центральной Европы. С современной точки зрения эти обзоры кажутся традиционалистскими и ксенофобскими. Современные словенские теоретики кино в значительной степени хвалят «иностранность» или «инаковость» Чапа, мотивируя это тем, что его незнание региональных ценностей и конфликтов на самом деле помогло ему сохранить необходимую объективную дистанцию ​​и его особое чувство режиссуры фильма и повествования. [ 5 ]

Аист и словенский язык

[ редактировать ]

Вопреки жалобам на общий характер фильмов, общепризнано, что Чап внес значительный вклад в адаптацию словенского языка для использования в кино. Диалоги были беглыми и содержательными, было много игры слов, словесной комедии, городского сленга и аутентичных региональных акцентов. Диалоги из комедий Чапа вошли в обиход и стали предметом всеобщих шуток поколений и народов. В то время как словенский язык в докапском кино не функционировал должным образом, Чап изобрел сленг, освобожденный от ограничений пуризма и театральности. Таким образом, режиссер, хотя многие рецензенты критиковали его за постановку несловенских фильмов, на самом деле обогатил словенский язык и культуру. [ 7 ]

Избранная фильмография

[ редактировать ]
  1. ^ Ричард Тейлор, Нэнси Вуд, Джулиан Граффи, Дина Иорданова (2019). BFI Companion восточноевропейского и российского кино . Блумсбери. п. 1964. ISBN  978-1838718497 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б « Франтишек Чап – режиссер». Портал Згодовинского [Исторический портал] (на словенском языке). Згодовина.si 6 декабря 2016 г. ISSN   2463-8315 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Полимак, Ненад (5 июня 2010 г.). «Возвращение Франтишека Кэпа, первого в Югославии режиссера-гея, подвергшегося преследованиям» . Утренняя газета (на хорватском языке) . Проверено 3 сентября 2020 г.
  4. ^ Врдловец, Зденко (2013), История кино на словенском языке , Любляна: UMco.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Станкович, Питер (2013), Словенские художественные фильмы Чапо , КИНО! 21.
  6. ^ Штефанчич, Марсель (2005): На своей земле. История словенского кино , Любляна: UMco.
  7. ^ Кречич, Йела (2013), «Весна и Не чакай на Май: как мы пришли к комическому духу в серости реальных социалистических будней», КИНО! 21.
  8. ^ «Каннский фестиваль: Люди без крыльев» . фестиваль-канны.com . Проверено 2 января 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dba663f314f5d66ee054d99b7ef1631b__1722163320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/1b/dba663f314f5d66ee054d99b7ef1631b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
František Čáp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)