Донат Макийонек
Донат Адуйович Макийонек | |
---|---|
Рожденный | Дамбовка, Российская империя | 19 мая 1890 г.
Умер | 18 июня 1941 г. [ 1 ] Освенцим-Биркенау , оккупированная немцами Польша. | (51 год)
Верность | Российская Империя |
Услуга/ | Пехота; Императорская Российская Воздушная Служба ; Польские ВВС |
Классифицировать | Капитан |
Единица | Русский: 97-й стрелковый Лифландский полк, 3rd Korpusnoi Aviatsionniy Otryad (Corps Aviation Detachment), 7th Aviatsionniy Otryad Istrebitlei (Fighter Aviation Detachment), |
Команды | 1-й польский авиационный отряд, 3-я польская эскадрилья |
Награды | Российская Империя: Орден Святого Георгия IV степени, Крест Святого Георгия (награды 1, 2, 3 и 4 степени), Орден Святого Владимира (награда 4-й степени), Орден Святого Станислава (Императорский Дом Романовых) (награды 2-й и 3-й степени), Орден Святой Анны (награды 3-й и 4-й степени), Польский : Виртути Милитари пятого класса, Крест Доблести , Орден Креста Независимости , Медаль Победы , Сербские награды: Орден Орлы Бялего. |
Другая работа | Помог основать польскую военную авиацию; участвовал в польско-советской войне |
Поручик Донат Адуйович Макийонек (19 мая 1890 г. - 18 июня 1941 г.) [ 1 ] Первой мировой войны, ) был летчиком-асом одержавшим восемь воздушных побед. Он был единственным асом польского этнического происхождения , сражавшимся против центральных держав . [ 2 ] В дальнейшей жизни он помог основать польскую военную авиацию сразу после Первой мировой войны и участвовал в польско-советской войне 1919–1921 годов.
Биография
[ редактировать ]Молодость и довоенная служба
[ редактировать ]Донат Макийонек родился в крестьянской семье в селе Дамбовка Осведской волости Витебской губернии Российской империи 19 мая 1890 года. [ 3 ] Он был этническим поляком и был воспитан в католической вере. [ 4 ] Учился в ПТУ в Витебске. Окончил его в 1906 году в возрасте 16 лет. 7 ноября 1911 года был призван на военную службу в 97-й пехотный Лифландский полк. [ 3 ] На момент его прихода Императорская российская воздушная служба планировала значительно расшириться в следующем году. [ 4 ]
В декабре 1911 года Макийонек попросил о назначении на авиационную службу. 4 апреля 1912 г. [ 4 ] he transferred to 3rd Korpusnoi Aviatsionniy Otryad (Corps Aviation Detachment) of the 4th Aviation Company. [ 3 ] 10 июня 1912 года был направлен в Севастопольское военное авиационное училище для обучения на автомеханика; впоследствии он служил в школе в этом качестве. [ 3 ] В то время IRAS не могло найти достаточного количества офицеров для обучения пилотов; следовательно, они открыли обучение для военнослужащих . Макийонек подал заявку и был принят на обучение пилотов и прошел обучение на моноплане Nieuport IV . Окончил обучение 7 марта 1914 г. [ 4 ] получил бревет номер 239. [ 3 ] Затем его трижды подряд повышали в должности - 17 мая 1914 года до Эфрейтора ; 1 июня 1914 г. Младшему унтер-офицеру ; а 27 июня 1914 г. — Старшему унтер-офицеру (старшему сержанту). [ 4 ]
Служба Первой мировой войны
[ редактировать ]Через три дня после начала боевых действий 3-й корпусной авиационный отряд в составе Макийонека был направлен в бой в Восточной Пруссии . В начале войны он летал на двухместном «Ньюпоре IV» в разведывательных миссиях. 21 августа 1914 года Макионек доставил по воздуху жизненно важные приказы из высшего штаба генералу Гусейну Хану Нахчиванскому из гвардейского кавалерийского корпуса; За этот подвиг пилот был награжден Георгиевским крестом четвертой степени. [ 3 ] В следующем месяце, сентябре 1914 года, Макийонек прошел переходную подготовку на самолетах Morane-Saulnier L , которыми переоснащался 3-й КАО, поскольку имеющиеся у него самолеты были сильно изношены. Он завершил обучение 19 ноября и вернулся в свою часть. 3-й КАО закончил 1914 год, вернувшись в действующий статус по состоянию на 23 декабря, хотя и совершил мало рейсов из-за зимних погодных условий. [ 4 ]
Такие полеты, которые выполнялись в начале 1915 года, подвергались опасности зенитного огня. 27 апреля 1915 года Макийонек летел в разведку на самолете Моран-Солнье G с серийным номером MS107, когда в его двигатель попала пуля. После того, как мотор остановился, он едва успел пролететь над линиями противника и оказаться в безопасности среди российских войск возле Ниды. Он вытащил своего воздушного наблюдателя из перевернувшегося самолета и затащил их обоих в ближайшую траншею, пока вражеская артиллерия обрушивалась на обломки. Этот подвиг принес отважному молодому летчику Георгиевский крест третьей степени, врученный 28 апреля 1915 года. [ 3 ]
16 июня 1915 года Макийонек и его наблюдатель заметили наступление противника, строящегося в окрестностях Сандомира ; строился мост через реку Сан для переброски наступления на российскую территорию. [ 3 ] Своевременное сообщение об этом в российский штаб принесло ему награду Георгиевского креста второй степени и повышение до подпрапорщика 19-го числа. [ 4 ] Смелые выступления Макийонека продолжались все лето 1915 года; 4 октября 1915 года за мужество ему было произведено в прапорщики заслуженное звание . [ 3 ]
Также в октябре 3-я КАО была выведена из боя и отправлена на отдых в Одессу . За исключением тренировочных полетов, подразделение простояло почти месяц. Они собрались вернуться в бой 12 декабря 1915 года, и теперь их часть находится в составе 7-й императорской российской армии. К концу года они вернулись в строй. [ 3 ]
13 января 1916 года Донат Макийонек был признан достаточно опытным, чтобы императорским указом быть назначен военным летчиком. Некоторое время спустя он подал заявку на обучение на истребительной авиации. [ 3 ] После поступления он тренировался на «Ньюпорах-11» в Одессе. Окончил его 12 августа 1916 года и был зачислен в офицерские ряды подпоручиком . В декабре 1916 года он был направлен в 7-й авиационный отряд истребитлей (истребительный авиационный отряд), базировавшийся под Тарнополем под командованием Ивана Орлова . В феврале 1917 года Макийонек провел несколько ожесточенных боев, но безуспешно. Он понял, что опытный нападающий повысит его шансы. у него завязались как рабочее сотрудничество, так и близкая дружба С Василием Янченко . [ 4 ]
Впервые он победил 7 марта 1917 года, разделив победу с Янченко. Пять недель спустя, 13 апреля, Макийонек разделил пару триумфов с Янченко и Юрием Гилшером . 16 апреля и 29 июня он одержал чистые сольные победы. 4 июля 1917 г. его командир Иван Орлов погиб в бою; Гилшер принял командование на себя. И 6-го, и 11-го Макийонек и Янченко вновь разделили победы. [ 3 ] [ 4 ]
20 июля Макийонек, Гилшер и Янченко совершили вечерний вылет на перехват восьми истребителей противника. Макийонек был подстерегнут на пути вражеским истребителем и вступил в бой с ним. Гилшер и Янченко полетели в однобокий бой против 16 самолетов противника. Юрий Гилшер погиб в бою, когда его самолет развалился в воздухе. [ 4 ] После смерти своего командира Макийонек занял вакантное командное место. [ 3 ]
Есть две версии того, что произошло дальше. Согласно одному источнику, Макийонек был тяжело ранен во время своей восьмой победы 5 августа 1917 года. Он был эвакуирован по медицинским показаниям и попал в госпиталь в Севастополе. Во время выздоровления его повысили до Поручика 27 сентября 1917 года. 8 ноября 1917 года он вернулся на передовую и обнаружил, что русские войска практически бездействуют. [ 4 ] Более поздний источник сообщает, что свой последний полет он совершил 19 августа 1917 года. В этом отчете он сделал два боевых заявления, которые остались неодобренными. Затем, 24-го числа, он заболел, и его сменили в командовании. Затем его отправили в тыл «учиться пулеметной технике» в Евпатории в Крыму. Макийонек сначала попал в больницу Красного Креста в Севастополе. Находясь там, 27 сентября 1917 года его повысили до Stabskapitän . Затем он поступил на пулеметные курсы, которые окончил в ноябре. Его направили в Петроград на работу в Авиационный и воздухоплавательный отдел, но его работа застопорилась из-за революции . В этой версии он затем вернулся в 7-й АОИ. [ 3 ]
Независимо от того, какая версия верна, Макийонек затем подал заявление о переводе в Польский корпус на основании приказа Верховного комитета об объединении поляков на русской службе. 18 января 1918 года капитан Макийонек погрузил своего механика в двухместный автомобиль и вылетел в Каменец-Подольский . Он покинул Императорскую российскую воздушную службу после почти 600 боевых вылетов и более 30 воздушных боев. При этом он эксплуатировал 14 типов самолетов. [ 3 ]
Жизнь после Первой мировой войны
[ редактировать ]Макийонек помог основать 1-й польский авиационный отряд и стал его заместителем командира. В 1919 году он был членом комиссии, выбравшей завод Plage i Laśkiewicz для строительства новых Ansaldo самолетов . К началу польско-советской войны в 1920 году Макийонек командовал 3-й польской эскадрильей. Он все еще находился у власти в 1921 году, после окончания войны. [ 4 ] После этого о нем мало что известно. Считается, что он умер в концентрационном лагере Освенцим во время Второй мировой войны. [ 3 ] В записях Освенцима сообщается, что Донат Макийонек {KZ № 16301}, родившийся 15 мая 1891 года, оккупационный шофер, прибыл в Освенцим 24 мая 1941 года; дата кончины неизвестна [ 5 ]
Список воздушных побед
[ редактировать ]Подтвержденные победы нумеруются и перечисляются в хронологическом порядке. Неподтвержденные победы обозначаются «u/c».
Нет. | Дата/время | Самолет | Враг | Результат | Расположение | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
у/ц | 28 марта 1916 г. | Моран-Сольнье L, серийный номер MS239 | Вражеский самолет | Принудительно вниз | Лешовка [ 3 ] | |
1 | 7 марта 1917 г. | Ньюпорт 21 серийный номер 2453 | Вражеский самолет | Vicinity of Svistelniki | Победу разделил с Василием Янченко | |
2 | 13 апреля 1917 года, 09:00. | Ньюпорт 21 серийный номер 2453 | Hansa-Brandenburg CI, серийный номер 67.04 | Загорелся при ударе о землю | Bogorodchany | Победу разделили Юрий Гильшер и Янченко; вражеский экипаж австро-венгерской Fliegerkompanie 7 |
3 | 13 апреля 1917 года, 09:00. | Ньюпорт 21 серийный номер 2453 | Hansa-Brandenburg CI, серийный номер 67.03 | Машина разрушена при аварийной посадке на своей территории | Bogorodchany | Победу разделили Юрий Гильшер и Янченко; вражеский экипаж из Flik 7 |
4 | 16 апреля 1917 г. | Ньюпорт 21 серийный номер 2453 | Вражеский самолет | Крашленд | Между Ямрицей и Козерками | |
у/ц | 27 апреля 1917 г. | Ньюпорт 21 серийный номер 2453 | Вражеский самолет | Крашленд | Козерки | |
5 | 29 июня 1917 г. | Ньюпорт 21 серийный номер 2453 | Двухместный самолет противника | Вынужденная аварийная посадка | Воля Марженьска , ныне Польша. | |
6 | 6 июля 1917 г. | Ньюпор 21 серийный номер N1889 | Вражеский самолет | Удар едва в пределах линии противника | Vicinity of Berezhany | Победу разделили с Янченко |
7 | 11 июля 1917 г. | Ньюпор 17 | Вражеский самолет | Разбился во время сильного курения | Berezhany | Победу разделили с Янченко |
8 | 5 августа 1917 г. | Ньюпор 17 | Вражеский двухместный автомобиль | Разбился | Berezhany | Победу разделили с Янченко [ 6 ] [ 7 ] |
у/ц | 19 августа 1917 г. | Ньюпор 21 серийный номер N2453 | Вражеский самолет | Вынужденная посадка | Окрестности Хабаровки | |
у/ц | 19 августа 1917 г. | Ньюпор 21 серийный номер N2453 | Вражеский самолет | Вынужденная посадка на собственном аэродроме | Окрестности Копичинцев [ 3 ] |
Почести и награды
[ редактировать ]Награды Российской Империи:
- Орден Святого Георгия четвертой степени: награжден осенью 1917 г.
- Георгиевский крест четвертой степени: награжден примерно в сентябре 1914 г.
- Георгиевский крест третьей степени: награда № 21450 вручена 28 апреля 1915 г.
- Крест Святого Георгия второй степени: Награда № 602.
- Крест Святого Георгия первой степени
- Орден Святого Владимира четвертой степени с мечом и лентой: награжден 28 апреля 1916 г.
- Орден Святой Анны IV степени
- Орден Святой Анны третьей степени с мечом и лентой
- Орден Святого Станислава III степени с мечом и лентой
- Орден Святого Станислава II степени с мечом [ 3 ] [ 8 ]
Польские награды:
- Виртути Милитари пятого класса
- Крест Доблести
- Орден Креста Независимости
- Медаль Победы
Сербские награды:
Источники информации
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б (in Russian) Макиенок Донат Адамович
- ^ Фрэнкс 2000, с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Kulikov 2013, pp. 57-62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дуркота и др. 1995, стр. 86-89.
- ^ База данных узников Освенцима
- ^ Фрэнкс и др. 1997, стр. 210-211.
- ^ Дуркота и др. 1995, стр. 474.
- ^ Дуркота и др. 1995, стр. 86 подписей.
- ^ Kulikov 2013, p. 62.
Ссылки
[ редактировать ]- Аллен Дуркота; Томас Дарси; Виктор Куликов. Императорская российская воздушная служба: известные пилоты и самолеты и Первая мировая война . Flying Machines Press, 1995. ISBN 0963711024 , 9780963711021.
- Норман Фрэнкс . Асы Ньюпора Первой мировой войны . Osprey Publishing, 2000. ISBN 1-85532-961-1 , ISBN 978-1-85532-961-4 .
- Норман Фрэнкс; Рассел Гест; Григорий Алеги. Над военными фронтами: британские асы-пилоты и наблюдатели двухместных бомбардировщиков, британские асы-наблюдатели за двухместными истребителями, а также бельгийские, итальянские, австро-венгерские и российские асы-истребители, 1914–1918: Том 4 «Боевых летчиков Первой мировой войны». Серия: Том 4 Воздушных асов Первой мировой войны . Груб-стрит, 1997 год. ISBN 1-898697-56-6 , ISBN 978-1-898697-56-5 .
- Виктор Куликов. Русские асы Первой мировой войны: Самолеты асов . Издательство Оспри, 2013. ISBN 1780960611 , 9781780960616.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1890 рождений
- 1941 смертей
- People from Verkhnyadzvinsk District
- Жители Дриссенского уезда.
- Белорусские летающие асы
- Белорусы польского происхождения
- Выходцы из Российской империи польского происхождения
- Белорусские католики
- Пионеры воздушной войны
- Белорусский народ Первой мировой войны
- Русские военнослужащие Первой мировой войны
- Кавалеры ордена Святой Анны 4-й степени.
- Кавалеры ордена Святой Анны 3-й степени.
- Кавалеры ордена Святого Владимира 4-й степени.
- Персонал Императорской Российской Воздушной Службы
- Русские летающие асы Первой мировой войны
- Кавалеры Военной Доблести
- Кавалеры Креста Доблести (Польша)
- Поляки во время польско-советской войны
- Поляки, погибшие в концлагере Освенцим
- Военнослужащие, погибшие в нацистских концлагерях
- Польские военнослужащие в Российской Императорской армии Первой мировой войны.