Jump to content

Донат Макийонек

Донат Адуйович Макийонек
Рожденный ( 1890-05-19 ) 19 мая 1890 г.
Дамбовка, Российская империя
Умер 18 июня 1941 г. ( 1941-06-18 ) (51 год) [ 1 ]
Освенцим-Биркенау , оккупированная немцами Польша.
Верность  Российская Империя
Услуга/ ветвь Пехота;
Императорская Российская Воздушная Служба ;
Польские ВВС
Классифицировать Капитан
Единица Русский: 97-й стрелковый Лифландский полк,
3rd Korpusnoi Aviatsionniy Otryad (Corps Aviation Detachment),
7th Aviatsionniy Otryad Istrebitlei (Fighter Aviation Detachment),
Команды 1-й польский авиационный отряд,
3-я польская эскадрилья
Награды Российская Империя: Орден Святого Георгия IV степени,
Крест Святого Георгия (награды 1, 2, 3 и 4 степени),
Орден Святого Владимира (награда 4-й степени),
Орден Святого Станислава (Императорский Дом Романовых) (награды 2-й и 3-й степени),
Орден Святой Анны (награды 3-й и 4-й степени),
Польский : Виртути Милитари пятого класса,
Крест Доблести ,
Орден Креста Независимости ,
Медаль Победы ,
Сербские награды: Орден Орлы Бялего.
Другая работа Помог основать польскую военную авиацию; участвовал в польско-советской войне

Поручик Донат Адуйович Макийонек (19 мая 1890 г. - 18 июня 1941 г.) [ 1 ] Первой мировой войны, ) был летчиком-асом одержавшим восемь воздушных побед. Он был единственным асом польского этнического происхождения , сражавшимся против центральных держав . [ 2 ] В дальнейшей жизни он помог основать польскую военную авиацию сразу после Первой мировой войны и участвовал в польско-советской войне 1919–1921 годов.

Биография

[ редактировать ]

Молодость и довоенная служба

[ редактировать ]

Донат Макийонек родился в крестьянской семье в селе Дамбовка Осведской волости Витебской губернии Российской империи 19 мая 1890 года. [ 3 ] Он был этническим поляком и был воспитан в католической вере. [ 4 ] Учился в ПТУ в Витебске. Окончил его в 1906 году в возрасте 16 лет. 7 ноября 1911 года был призван на военную службу в 97-й пехотный Лифландский полк. [ 3 ] На момент его прихода Императорская российская воздушная служба планировала значительно расшириться в следующем году. [ 4 ]

В декабре 1911 года Макийонек попросил о назначении на авиационную службу. 4 апреля 1912 г. [ 4 ] he transferred to 3rd Korpusnoi Aviatsionniy Otryad (Corps Aviation Detachment) of the 4th Aviation Company. [ 3 ] 10 июня 1912 года был направлен в Севастопольское военное авиационное училище для обучения на автомеханика; впоследствии он служил в школе в этом качестве. [ 3 ] В то время IRAS не могло найти достаточного количества офицеров для обучения пилотов; следовательно, они открыли обучение для военнослужащих . Макийонек подал заявку и был принят на обучение пилотов и прошел обучение на моноплане Nieuport IV . Окончил обучение 7 марта 1914 г. [ 4 ] получил бревет номер 239. [ 3 ] Затем его трижды подряд повышали в должности - 17 мая 1914 года до Эфрейтора ; 1 июня 1914 г. Младшему унтер-офицеру ; а 27 июня 1914 г. — Старшему унтер-офицеру (старшему сержанту). [ 4 ]

Служба Первой мировой войны

[ редактировать ]

Через три дня после начала боевых действий 3-й корпусной авиационный отряд в составе Макийонека был направлен в бой в Восточной Пруссии . В начале войны он летал на двухместном «Ньюпоре IV» в разведывательных миссиях. 21 августа 1914 года Макионек доставил по воздуху жизненно важные приказы из высшего штаба генералу Гусейну Хану Нахчиванскому из гвардейского кавалерийского корпуса; За этот подвиг пилот был награжден Георгиевским крестом четвертой степени. [ 3 ] В следующем месяце, сентябре 1914 года, Макийонек прошел переходную подготовку на самолетах Morane-Saulnier L , которыми переоснащался 3-й КАО, поскольку имеющиеся у него самолеты были сильно изношены. Он завершил обучение 19 ноября и вернулся в свою часть. 3-й КАО закончил 1914 год, вернувшись в действующий статус по состоянию на 23 декабря, хотя и совершил мало рейсов из-за зимних погодных условий. [ 4 ]

Такие полеты, которые выполнялись в начале 1915 года, подвергались опасности зенитного огня. 27 апреля 1915 года Макийонек летел в разведку на самолете Моран-Солнье G с серийным номером MS107, когда в его двигатель попала пуля. После того, как мотор остановился, он едва успел пролететь над линиями противника и оказаться в безопасности среди российских войск возле Ниды. Он вытащил своего воздушного наблюдателя из перевернувшегося самолета и затащил их обоих в ближайшую траншею, пока вражеская артиллерия обрушивалась на обломки. Этот подвиг принес отважному молодому летчику Георгиевский крест третьей степени, врученный 28 апреля 1915 года. [ 3 ]

16 июня 1915 года Макийонек и его наблюдатель заметили наступление противника, строящегося в окрестностях Сандомира ; строился мост через реку Сан для переброски наступления на российскую территорию. [ 3 ] Своевременное сообщение об этом в российский штаб принесло ему награду Георгиевского креста второй степени и повышение до подпрапорщика 19-го числа. [ 4 ] Смелые выступления Макийонека продолжались все лето 1915 года; 4 октября 1915 года за мужество ему было произведено в прапорщики заслуженное звание . [ 3 ]

Также в октябре 3-я КАО была выведена из боя и отправлена ​​на отдых в Одессу . За исключением тренировочных полетов, подразделение простояло почти месяц. Они собрались вернуться в бой 12 декабря 1915 года, и теперь их часть находится в составе 7-й императорской российской армии. К концу года они вернулись в строй. [ 3 ]

13 января 1916 года Донат Макийонек был признан достаточно опытным, чтобы императорским указом быть назначен военным летчиком. Некоторое время спустя он подал заявку на обучение на истребительной авиации. [ 3 ] После поступления он тренировался на «Ньюпорах-11» в Одессе. Окончил его 12 августа 1916 года и был зачислен в офицерские ряды подпоручиком . В декабре 1916 года он был направлен в 7-й авиационный отряд истребитлей (истребительный авиационный отряд), базировавшийся под Тарнополем под командованием Ивана Орлова . В феврале 1917 года Макийонек провел несколько ожесточенных боев, но безуспешно. Он понял, что опытный нападающий повысит его шансы. у него завязались как рабочее сотрудничество, так и близкая дружба С Василием Янченко . [ 4 ]

Впервые он победил 7 марта 1917 года, разделив победу с Янченко. Пять недель спустя, 13 апреля, Макийонек разделил пару триумфов с Янченко и Юрием Гилшером . 16 апреля и 29 июня он одержал чистые сольные победы. 4 июля 1917 г. его командир Иван Орлов погиб в бою; Гилшер принял командование на себя. И 6-го, и 11-го Макийонек и Янченко вновь разделили победы. [ 3 ] [ 4 ]

20 июля Макийонек, Гилшер и Янченко совершили вечерний вылет на перехват восьми истребителей противника. Макийонек был подстерегнут на пути вражеским истребителем и вступил в бой с ним. Гилшер и Янченко полетели в однобокий бой против 16 самолетов противника. Юрий Гилшер погиб в бою, когда его самолет развалился в воздухе. [ 4 ] После смерти своего командира Макийонек занял вакантное командное место. [ 3 ]

Есть две версии того, что произошло дальше. Согласно одному источнику, Макийонек был тяжело ранен во время своей восьмой победы 5 августа 1917 года. Он был эвакуирован по медицинским показаниям и попал в госпиталь в Севастополе. Во время выздоровления его повысили до Поручика 27 сентября 1917 года. 8 ноября 1917 года он вернулся на передовую и обнаружил, что русские войска практически бездействуют. [ 4 ] Более поздний источник сообщает, что свой последний полет он совершил 19 августа 1917 года. В этом отчете он сделал два боевых заявления, которые остались неодобренными. Затем, 24-го числа, он заболел, и его сменили в командовании. Затем его отправили в тыл «учиться пулеметной технике» в Евпатории в Крыму. Макийонек сначала попал в больницу Красного Креста в Севастополе. Находясь там, 27 сентября 1917 года его повысили до Stabskapitän . Затем он поступил на пулеметные курсы, которые окончил в ноябре. Его направили в Петроград на работу в Авиационный и воздухоплавательный отдел, но его работа застопорилась из-за революции . В этой версии он затем вернулся в 7-й АОИ. [ 3 ]

Независимо от того, какая версия верна, Макийонек затем подал заявление о переводе в Польский корпус на основании приказа Верховного комитета об объединении поляков на русской службе. 18 января 1918 года капитан Макийонек погрузил своего механика в двухместный автомобиль и вылетел в Каменец-Подольский . Он покинул Императорскую российскую воздушную службу после почти 600 боевых вылетов и более 30 воздушных боев. При этом он эксплуатировал 14 типов самолетов. [ 3 ]

Жизнь после Первой мировой войны

[ редактировать ]

Макийонек помог основать 1-й польский авиационный отряд и стал его заместителем командира. В 1919 году он был членом комиссии, выбравшей завод Plage i Laśkiewicz для строительства новых Ansaldo самолетов . К началу польско-советской войны в 1920 году Макийонек командовал 3-й польской эскадрильей. Он все еще находился у власти в 1921 году, после окончания войны. [ 4 ] После этого о нем мало что известно. Считается, что он умер в концентрационном лагере Освенцим во время Второй мировой войны. [ 3 ] В записях Освенцима сообщается, что Донат Макийонек {KZ № 16301}, родившийся 15 мая 1891 года, оккупационный шофер, прибыл в Освенцим 24 мая 1941 года; дата кончины неизвестна [ 5 ]

Список воздушных побед

[ редактировать ]

Подтвержденные победы нумеруются и перечисляются в хронологическом порядке. Неподтвержденные победы обозначаются «u/c».

Нет. Дата/время Самолет Враг Результат Расположение Примечания
у/ц 28 марта 1916 г. Моран-Сольнье L, серийный номер MS239 Вражеский самолет Принудительно вниз Лешовка [ 3 ]
1 7 марта 1917 г. Ньюпорт 21 серийный номер 2453 Вражеский самолет Vicinity of Svistelniki Победу разделил с Василием Янченко
2 13 апреля 1917 года, 09:00. Ньюпорт 21 серийный номер 2453 Hansa-Brandenburg CI, серийный номер 67.04 Загорелся при ударе о землю Bogorodchany Победу разделили Юрий Гильшер и Янченко; вражеский экипаж австро-венгерской Fliegerkompanie 7
3 13 апреля 1917 года, 09:00. Ньюпорт 21 серийный номер 2453 Hansa-Brandenburg CI, серийный номер 67.03 Машина разрушена при аварийной посадке на своей территории Bogorodchany Победу разделили Юрий Гильшер и Янченко; вражеский экипаж из Flik 7
4 16 апреля 1917 г. Ньюпорт 21 серийный номер 2453 Вражеский самолет Крашленд Между Ямрицей и Козерками
у/ц 27 апреля 1917 г. Ньюпорт 21 серийный номер 2453 Вражеский самолет Крашленд Козерки
5 29 июня 1917 г. Ньюпорт 21 серийный номер 2453 Двухместный самолет противника Вынужденная аварийная посадка Воля Марженьска , ныне Польша.
6 6 июля 1917 г. Ньюпор 21 серийный номер N1889 Вражеский самолет Удар едва в пределах линии противника Vicinity of Berezhany Победу разделили с Янченко
7 11 июля 1917 г. Ньюпор 17 Вражеский самолет Разбился во время сильного курения Berezhany Победу разделили с Янченко
8 5 августа 1917 г. Ньюпор 17 Вражеский двухместный автомобиль Разбился Berezhany Победу разделили с Янченко [ 6 ] [ 7 ]
у/ц 19 августа 1917 г. Ньюпор 21 серийный номер N2453 Вражеский самолет Вынужденная посадка Окрестности Хабаровки
у/ц 19 августа 1917 г. Ньюпор 21 серийный номер N2453 Вражеский самолет Вынужденная посадка на собственном аэродроме Окрестности Копичинцев [ 3 ]

Почести и награды

[ редактировать ]

Награды Российской Империи:

Польские награды:

Сербские награды:

Источники информации

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б (in Russian) Макиенок Донат Адамович
  2. ^ Фрэнкс 2000, с. 85.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Kulikov 2013, pp. 57-62.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дуркота и др. 1995, стр. 86-89.
  5. ^ База данных узников Освенцима
  6. ^ Фрэнкс и др. 1997, стр. 210-211.
  7. ^ Дуркота и др. 1995, стр. 474.
  8. ^ Дуркота и др. 1995, стр. 86 подписей.
  9. ^ Kulikov 2013, p. 62.
  • Аллен Дуркота; Томас Дарси; Виктор Куликов. Императорская российская воздушная служба: известные пилоты и самолеты и Первая мировая война . Flying Machines Press, 1995. ISBN   0963711024 , 9780963711021.
  • Норман Фрэнкс . Асы Ньюпора Первой мировой войны . Osprey Publishing, 2000. ISBN   1-85532-961-1 , ISBN   978-1-85532-961-4 .
  • Норман Фрэнкс; Рассел Гест; Григорий Алеги. Над военными фронтами: британские асы-пилоты и наблюдатели двухместных бомбардировщиков, британские асы-наблюдатели за двухместными истребителями, а также бельгийские, итальянские, австро-венгерские и российские асы-истребители, 1914–1918: Том 4 «Боевых летчиков Первой мировой войны». Серия: Том 4 Воздушных асов Первой мировой войны . Груб-стрит, 1997 год. ISBN   1-898697-56-6 , ISBN   978-1-898697-56-5 .
  • Виктор Куликов. Русские асы Первой мировой войны: Самолеты асов . Издательство Оспри, 2013. ISBN   1780960611 , 9781780960616.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbc3e40824ac47e1e3bbba654097ec6f__1720106640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/6f/dbc3e40824ac47e1e3bbba654097ec6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Donat Makijonek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)