Jump to content

Цепочка создания стоимости в сельском хозяйстве

Цепочка создания стоимости в сельском хозяйстве — это интегрированный набор товаров и услуг ( цепочка создания стоимости ), необходимых для продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя к конечному потребителю. Эта концепция использовалась с начала тысячелетия, в первую очередь теми, кто занимается развитием сельского хозяйства в развивающихся странах , хотя общепринятого определения этого термина не существует.

Представление цепочки создания стоимости

Термин «цепочка создания стоимости» был впервые популяризирован в книге Майкла Портера , опубликованной в 1985 году . [1] который использовал его, чтобы проиллюстрировать, как компании могут достичь того, что он назвал «конкурентным преимуществом», увеличивая ценность внутри своей организации. Впоследствии этот термин был принят для целей развития сельского хозяйства. [2] и в настоящее время стал очень популярен среди тех, кто работает в этой области, и все большее число двусторонних и многосторонних организаций по оказанию помощи используют его для руководства своими действиями в области развития.

В основе концепции цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве лежит идея участников, связанных в цепочке производства и доставки товаров потребителям посредством последовательности действий. [3] Однако эта «вертикальная» цепочка не может функционировать изолированно, и важным аспектом подхода к цепочке создания стоимости является то, что он также учитывает «горизонтальные» воздействия на цепочку, такие как предоставление ресурсов и финансирования, поддержка распространения знаний и общая благоприятная среда. Этот подход был признан полезным, особенно донорами, поскольку он позволил учесть все факторы, влияющие на способность фермеров получать прибыльный доступ к рынкам, что привело к более широкому спектру цепных мер вмешательства. Он используется как для модернизации существующих сетей, так и для доноров для выявления рыночных возможностей для мелких фермеров. [4]

Определения

[ редактировать ]

Не существует общепринятого определения того, что на самом деле подразумевается под сельскохозяйственными производственно-сбытовыми цепочками. Действительно, некоторые агентства используют этот термин, не имея рабочего определения или определений, и просто переопределяют текущую деятельность как работу «цепочки создания стоимости», когда этот термин вошел в моду. [5] Опубликованные определения включают предложенный Всемирным банком «термин «цепочка создания стоимости» описывает полный спектр деятельности по добавлению стоимости, необходимой для прохождения продукта или услуги через различные этапы производства, включая закупку сырья и других ресурсов». [6] «Субъекты ЮНИДО , связанные цепочкой, производящей, преобразующей и доставляющей товары и услуги конечным потребителям посредством последовательного набора действий», [7] и «стратегическая сеть CIAT среди ряда деловых организаций». [8]

Без универсального определения термин «цепочка создания стоимости» в настоящее время используется для обозначения целого ряда типов цепочек, в том числе:

  • Международный или региональный товарный рынок. Примеры могут включать «глобальную цепочку создания стоимости хлопка», [9] «цепочка добавленной стоимости кукурузы в Южной Африке» или «цепочка добавленной стоимости бразильского кофе»;
  • Национальный или местный товарный рынок или система маркетинга, такая как «цепочка добавленной стоимости томатов в Гане» или «цепочка добавленной стоимости томатов в Аккре»;
  • Цепочка поставок , которая может охватывать оба вышеперечисленных направления;
  • Расширенная цепочка поставок или маркетинговый канал, который охватывает все виды деятельности, необходимые для производства продукта, включая информацию/распространение, планирование, поставку ресурсов и финансы. Вероятно, это наиболее распространенное использование термина цепочки создания стоимости;
  • Специальная сеть, предназначенная для удовлетворения потребностей одного или ограниченного числа покупателей. Такое использование, которое, возможно, наиболее соответствует концепции Портера, подчеркивает, что цепочка создания стоимости предназначена для получения ценности для всех участников путем осуществления деятельности по удовлетворению спроса потребителей или конкретного розничного торговца, переработчика или компании общественного питания, снабжающей этих потребителей. Особое внимание уделяется спросу как источнику стоимости.

Методологии цепочки создания стоимости

[ редактировать ]

Доноры и другие организации, поддерживающие развитие сельского хозяйства, такие как ФАО , Всемирный банк , GIZ , DFID , МОТ , IIED и ЮНИДО , подготовили ряд документов, призванных помочь их сотрудникам и другим лицам оценить цепочки создания стоимости, чтобы принять решение о наиболее подходящих мерах. либо обновлять существующие сети, либо продвигать новые. [7] [8] [10] [11] [12] [13] Однако применение анализа цепочки создания стоимости интерпретируется разными организациями по-разному, что может иметь последствия для их воздействия на развитие. Распространение руководств произошло в условиях, когда ключевые концептуальные и методологические элементы анализа и развития цепочки создания стоимости все еще находятся в стадии развития. [14] Многие из этих руководств включают не только подробные процедуры, которые требуют проведения анализа экспертами, но также используют подробные квазиакадемические методологии. [3] Одной из таких методологий является сравнение одной и той же цепочки создания стоимости с течением времени (сравнительное или панельное исследование) для оценки изменений в арендной плате , управлении , системной эффективности и институциональной структуре. [15]

Связывание фермеров с рынками

[ редактировать ]

Основная часть работы по развитию цепочки создания стоимости связана со способами связывания производителей с компаниями и, следовательно, с цепочками создания стоимости. [16] Хотя существуют примеры полностью интегрированных цепочек создания стоимости, в которых не участвуют мелкие землевладельцы (например, компания Unilever управляет чайными плантациями и предприятиями по переработке чая в Кении, а затем смешивает и упаковывает чай в Европе, прежде чем продавать его под торговыми марками Lipton , Brooke Bond или PG Tips ), большая часть цепочек создания стоимости в сельском хозяйстве включает продажи компаниям независимых фермеров. Такие соглашения часто включают контрактное сельское хозяйство , при котором фермер обязуется поставлять согласованное количество продукции растениеводства или животноводства, исходя из стандартов качества и требований покупателя к поставке, часто по заранее установленной цене. Компании часто также соглашаются поддержать фермера, предоставляя необходимые материалы, подготавливая землю, предоставляя консультации и транспортируя продукцию к ним на территорию. [17]

Инклюзивные цепочки создания стоимости

[ редактировать ]

Работа по развитию рыночных связей в развивающихся странах часто основывается на концепции «инклюзивных цепочек создания стоимости», в которой обычно упор делается на определение возможных способов, с помощью которых мелкие фермеры могут быть включены в существующие или новые цепочки создания стоимости или могут извлекать большую выгоду из них. цепочки, либо за счет повышения эффективности, либо за счет осуществления деятельности дальше по цепочке. [18] В различных публикациях по этой теме определение «инклюзивности» часто бывает неточным, поскольку часто неясно, заключается ли цель развития в том, чтобы охватить всех фермеров или только тех, кто лучше всех способен воспользоваться возможностями. [19] В появившейся за последние два десятилетия литературе все чаще упоминается ценность ответственного снабжения или так называемых «устойчивых цепочек поставок». [20] [21]

Устойчивость в цепочках добавленной стоимости в сельском хозяйстве

[ редактировать ]

Роль частного сектора в достижении устойчивости получила все большее признание после публикации в 1987 году « Нашего общего будущего » (Доклада Брундтланд) Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию . В последнее время роль цепочек создания стоимости стала очень заметной, и бизнес становится основным катализатором устойчивого развития. Кевин Дули, главный научный сотрудник Консорциума устойчивого развития, утверждает, что такие рыночные механизмы являются наиболее эффективным и действенным способом стимулировать внедрение устойчивых практик. Тем не менее, существуют опасения по поводу того, действительно ли цепочки создания стоимости способствуют устойчивому развитию. [22] или просто зеленая отмывка. [23]

Эти концепции также можно расширить или понять как динамику власти. За последнее десятилетие или около того появились гибридные формы управления, в которых взаимодействуют бизнес, гражданское общество и государственные субъекты, и эти подходы с участием многих заинтересованных сторон требуют новых концепций легитимности и, что еще более вероятно, устойчивости. [24]  

Ученые, в том числе Михаэль Шмидт (декан и заведующий кафедрой Бранденбургского университета) и Даниэле Джованнуччи (президент Комитета по оценке устойчивости ), считают, что появляются данные о том, что делает цепочку создания стоимости устойчивой. [25]

Есть также свидетельства того, что глобальные цепочки создания стоимости, которые оказывают влияние на окружающую среду и общества, которым они служат, например, фермеров и поставщиков, можно эффективно измерить. Всемирный банк также поддерживает точку зрения о том, что ГЦС могут быть ценными для устойчивого развития, и предоставляет множество примеров и данных. [26]

Финансирование цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве

[ редактировать ]

Финансирование цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве связано с потоками средств в цепочку создания стоимости и внутри нее для удовлетворения потребностей участников цепочки в финансировании, обеспечения продаж, покупки ресурсов или продукции или повышения эффективности. Изучение потенциала финансирования цепочки создания стоимости предполагает целостный подход к анализу цепочки, тех, кто в ней работает, и их взаимосвязей. Эти связи позволяют финансированию течь по всей цепочке. Например, фермерам могут быть предоставлены ресурсы, а затраты могут быть возмещены непосредственно при доставке продукта, без необходимости для фермеров брать кредит в банке или аналогичном учреждении. [27] Это обычное явление при контрактном ведении сельского хозяйства. Виды финансирования цепочки создания стоимости включают финансирование продукции посредством кредита торговца и поставщика ресурсов или кредита, предоставляемого маркетинговой компанией или ведущей фирмой. Другие инструменты торгового финансирования включают финансирование дебиторской задолженности, когда банк предоставляет средства под уступку будущей дебиторской задолженности от покупателя, и факторинг , при котором предприятие продает свою дебиторскую задолженность со скидкой. К финансированию цепочки создания стоимости также относятся обеспечение активов, например, на основе складских расписок, и снижение рисков, например, форвардные контракты, фьючерсы и страхование. [28]

Использование ИКТ в цепочках создания стоимости

[ редактировать ]

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали важным инструментом повышения эффективности цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве. В частности, наблюдается быстрое расширение использования мобильных технологий. Цены на услуги ИКТ падают, и технологии становятся более доступными для многих в развивающихся странах. Приложения могут оказывать поддержку фермерам напрямую посредством SMS-сообщений. Примеры включают iCow, [29] разработанный в Кении, который предоставляет информацию о периоде беременности, искусственном осеменении коров и о том, как за ними ухаживать. Такие приложения, как M-Pesa [30] может обеспечить доступ к услугам мобильных платежей для большого процента тех, у кого нет банков, тем самым облегчая транзакции в цепочке создания стоимости. Другие приложения были разработаны, например, для содействия страхованию урожая через дилеров ресурсов. [31]

ИКТ также используются для укрепления потенциала специалистов по распространению сельскохозяйственных знаний и полевого персонала НПО, позволяющих предоставлять фермерам своевременную и точную информацию и в то же время помогать собирать данные с полей. Программа «Работники общественных знаний» (CKW) Фонда Грамин является небольшим примером. [32] Представители фермеров обучены использовать приложения ИКТ на смартфоне для предоставления сельскохозяйственной информации и поддержки распространения знаний. Другие усилия включают в себя программу «Мобильный фермер» Lutheran World Relief и различные проекты, финансируемые Фондом Билла и Мелинды Гейтс в Африке. Большая часть информации о рыночных ценах теперь доставляется фермерам посредством SMS. Далее по цепочке технологии открывают значительные возможности для улучшения прослеживаемости , что особенно актуально, поскольку важность сертификации возрастает. При необходимости многие экспортеры теперь могут отследить поставки до отдельных фермеров и принять необходимые меры для решения проблем. [33] Наконец, такие системы, как eRails , продвигаемые Форумом сельскохозяйственных исследований в Африке, также поддерживают исследователей сельского хозяйства посредством сбора и анализа данных, а также доступа к новейшим исследовательским публикациям. [34]

Благоприятная среда

[ редактировать ]

Как и в случае любого роста сельского хозяйства, для успешного развития цепочки создания стоимости необходимы две вещи: создание подходящей среды для сельского хозяйства и инвестирование в сельские общественные блага. Благоприятная среда предполагает мир и общественный порядок, макроэкономическую стабильность, инфляцию под контролем, обменные курсы, основанные на рыночных принципах, а не государственное распределение иностранной валюты, предсказуемое налогообложение, которое реинвестируется в общественные блага и права собственности. Существует положительная корреляция роста сельского хозяйства с инвестициями в ирригацию, транспортную инфраструктуру и другие технологии. [35] Правительства несут ответственность за предоставление основных товаров и услуг, инфраструктуры, такой как сельские дороги, а также сельскохозяйственных исследований и распространения знаний. Развитие цепочки создания стоимости часто сдерживается коррупцией, как на высоком уровне, так и на повсеместных препятствиях, встречающихся во многих странах, особенно в Африке. Многие меры по совершенствованию производственно-сбытовых цепочек требуют сотрудничества между широким кругом различных министерств, а этого может быть трудно достичь. [36]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Портер, Майкл Э. (1998). Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходных показателей; с новым введением (1-е изд. Free Press). Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN  978-0684841465 .
  2. ^ Каплинский Р.; Моррис, М. «Справочник по анализу цепочки создания стоимости» (PDF) . ИДРК. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б Хенриксен, Л.; Л. Рийсгаард; С. Понте; Ф. Хартвич; П. Кормава. «Вмешательства в агропродовольственную цепочку создания стоимости в Азии: обзор и анализ тематических исследований. Рабочий документ» (PDF) . ЮНИДО. Архивировано из оригинала (PDF) 1 марта 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
  4. ^ «Редакционная статья: Добавление ценности, Майкл Хайлу, Спора № 157» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  5. ^ Андреас Стамм и Кристиан фон Драхенфельс «Развитие цепочки создания стоимости: подходы и деятельность семи агентств ООН и возможности межведомственного сотрудничества» МОТ
  6. ^ Уэббер, КМ; П. Лабасте. «Построение конкурентоспособности в сельском хозяйстве Африки: руководство по концепциям и приложениям цепочки создания стоимости» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 25 февраля 2014 г.
  7. ^ Jump up to: а б Рийсгаард, Л; С. Понте. «Развитие цепочки создания стоимости в интересах бедных: 25 руководящих вопросов для разработки и реализации проектов агропромышленного комплекса» (PDF) . ЮНИДО. Архивировано из оригинала (PDF) 31 октября 2014 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
  8. ^ Jump up to: а б Ланди, М.; М. В. Готтрет; К. Остертаг; Р. Бест; С. Феррис. «Совместный анализ рыночной цепочки мелких производителей» . ЦИАТ. Архивировано из оригинала 25 декабря 2009 г.
  9. ^ Европейский парламент , Глобальная цепочка создания стоимости хлопка: резолюция Европейского парламента от 14 марта 2013 г. об устойчивости глобальной цепочки создания стоимости хлопка (2012/2841(RSP)) , по состоянию на 24 апреля 2021 г.
  10. ^ Спрингер-Хайнце, А. «Связи ценности: методология продвижения цепочки создания стоимости» . ГИЗ. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 года . Проверено 24 февраля 2014 г.
  11. ^ DFID. «Практическое руководство по тому, как заставить рынки работать на бедных (M4P)» . DFID. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
  12. ^ Вермюлен, С.; Дж. Вудхилл; Ф. Проктор; Р. Дельное. «Общесетевое обучение для инклюзивного развития агропродовольственного рынка» . ИИЭД. Архивировано из оригинала 6 октября 2008 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
  13. ^ Герр, МЛ; Ти Джей Музира. «Развитие цепочки создания стоимости для достойного труда» . МОТ. Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
  14. ^ Дж. Донован; М. Кунья; С. Франзель; А. Гьяу; Д. Митхефер. «Руководства по развитию цепочки создания стоимости: сравнительный обзор» (PDF) . СТА и ИКРАФ . Проверено 24 февраля 2014 г.
  15. ^ Проуз, М. и Дж. Мойер-Ли (2014) «Сравнительный анализ цепочки добавленной стоимости мелкомасштабного производства табака Берли в Малави, 2003/4 и 2009/10» Журнал аграрных изменений 14:3 https://lucris.lub .lu.se/ws/files/2140085/5218863.pdf
  16. ^ Шеперд, Эндрю. «Подходы к связи производителей с рынками» (PDF) . ФАО . Проверено 16 октября 2023 г.
  17. ^ Итон, К; Шеперд, А. «Контрактное фермерство: партнерство во имя роста» (PDF) . ФАО . Проверено 25 февраля 2014 г.
  18. ^ Хаггблейд, С.; Терио, В.; Стаатц, Дж.; Дембеле, Н.; Диалло, Б. «Концептуальная основа продвижения инклюзивных цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве» (PDF) . Мичиганский государственный университет и МФСР. Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2013 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
  19. ^ Шеперд, А. (5 ноября 2016 г.). Включение мелких фермеров в прибыльные цепочки создания стоимости (PDF) . Вагенинген, Нидерланды: Издательство CTA. ISBN  978-92-9081-607-2 . Проверено 18 апреля 2017 г. .
  20. ^ Каплинский, Рафаэль (2000). «Глобализация и неравенство: что можно узнать из анализа цепочки создания стоимости?». Журнал исследований развития . 37 (2): 117–146. дои : 10.1080/713600071 . S2CID   154941945 .
  21. ^ Гереффи; Каплинский, Рафаэль; Гэри (2001). «Введение: Глобализация, цепочки создания стоимости и развитие» (PDF) . Бюллетень IDS . 32 (3): 1–8. дои : 10.1111/j.1759-5436.2001.mp32003001.x . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Лион, Томас П.; Максвелл, Джон В. (2011). «Greenwash: корпоративное раскрытие экологической информации под угрозой аудита». Журнал экономики и стратегии управления . 20 (1): 3–41. CiteSeerX   10.1.1.597.2679 . дои : 10.1111/j.1530-9134.2010.00282.x . S2CID   2593420 .
  23. ^ Greenwash: Крупные бренды и мошенничество с выбросами углекислого газа . 2012.
  24. ^ Бизнес, власть и устойчивость в мире глобальных цепочек создания стоимости: история власти, политики и прибыли .
  25. ^ Устойчивые глобальные цепочки создания стоимости. Управление природными ресурсами в переходный период, Vol. 2. Шпрингер-Верлаг, Берлин-Гейдельберг .
  26. ^ «Торговля ради развития в эпоху глобальных цепочек создания стоимости» (PDF) . Открытый репозиторий знаний .
  27. ^ ФАО. «Финансирование цепочки создания стоимости» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2013 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
  28. ^ Миллер, К.; Джонс, Л. «Финансирование цепочки создания стоимости в сельском хозяйстве: инструменты и уроки» (PDF) . ФАО и практические действия . Проверено 25 февраля 2014 г.
  29. ^ «Что такое iCOW?» . Проверено 11 марта 2014 г.
  30. ^ «M-PESA: революция мобильных кошельков в Кении» . Новости Би-би-си . 22 ноября 2010 года . Проверено 11 марта 2014 г.
  31. ^ «Инновационное страхование мобильным» . Новый интернационалист . Проверено 11 марта 2014 г.
  32. ^ «Общественный работник» . Фонд Грамин. Архивировано из оригинала 11 марта 2014 года . Проверено 11 марта 2014 г.
  33. ^ Мойер-Ли, Дж. и М. Проуз (2015) «Как отслеживаемость реструктурирует табачную промышленность Малави». Обзор политики развития 33:2 http://web.unitn.it/files/download/34693/moyer-leeandprowse2012iobworkingpaper-traceabilityandtobaccoinmalawi .pdf. Архивировано 9 августа 2017 г. в Wayback Machine.
  34. ^ «Африканский портал по сельскому хозяйству» . Архивировано из оригинала 13 марта 2014 года . Проверено 11 марта 2014 г.
  35. ^ Виггинс, Стив. «Африканское сельское хозяйство в меняющемся глобальном контексте: извлеченные уроки» (PDF) . СТА . Проверено 16 марта 2014 г.
  36. ^ Пай-Смит, Чарли. Указатель политики: Цепочки создания стоимости для преобразования мелкомасштабного сельского хозяйства (PDF) . Вагенинген, Нидерланды: CTA. стр. 15–19.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbdd5274c3ac7956e847263955e6f4bd__1705029240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/bd/dbdd5274c3ac7956e847263955e6f4bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agricultural value chain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)