Jump to content

1964 г. Кризис кабинета министров Малави

Гастингс Банда , изображенный во время визита в Танзанию в 1960-х годах, оказался в центре кабинетного кризиса 1964 года.

Кабинетский кризис 1964 года в Малави произошел в августе и сентябре 1964 года, вскоре после обретения независимости, когда после неразрешенной конфронтации между премьер-министром Гастингсом Бандой (впоследствии первым президентом Малави) и министрами кабинета, присутствовавшими 26 августа 1964 года, три министра и парламентский Секретарь был уволен 7 сентября. За этими увольнениями последовали отставки еще трех членов кабинета министров и еще одного парламентского секретаря в знак сочувствия уволенным. Первоначально на посту остались только президент и еще один министр, хотя один из ушедших в отставку отозвал свою отставку в течение нескольких часов. Причинами конфронтации и последующих отставок экс-министры назвали автократическую позицию Банды, который не советовался с другими министрами и держал власть в своих руках, его настойчивое стремление поддерживать дипломатические отношения с Южной Африкой и Португалией, а также ряд внутренних мер жесткой экономии. Неясно, намеревались ли бывшие министры полностью отстранить Банду, свести его роль до роли неисполнительного номинального руководителя или просто заставить его признать коллективную ответственность кабинета министров. Банда перехватил инициативу, во-первых, уволив часть диссидентов вместо того, чтобы вести переговоры, и, во-вторых, (после отставок) проведя дебаты по вотуму доверия 8 и 9 сентября 1964 года. Поскольку в результате дебатов был получен вотум доверия подавляющего большинства, Банда отказался восстановить в должности кого-либо из министров или предложить им какие-либо другие должности, несмотря на настояния генерал-губернатора Малави , сэр Глин Джонс идет на компромисс. После некоторых волнений и столкновений между сторонниками экс-министров и Банды, большинство из них в октябре покинули Малави вместе со своими семьями и ведущими сторонниками и отправились в Замбию или Танзанию . Один из бывших министров, Генри Чипембере, скрылся в Малави и в феврале 1965 года возглавил небольшое, но безуспешное вооруженное восстание. После неудачи ему удалось организовать его перевод в США. Другой бывший министр, Ятута Чисиза , организовал в 1967 году еще меньшее вторжение из Мозамбика, в ходе которого он был убит. Некоторые из бывших министров умерли в изгнании или, как в случае с Ортоном Чирва, в малавийской тюрьме, но некоторые выжили и вернулись в Малави после свержения Банды и вернулись к общественной жизни.

Кризис кабинета министров, иногда называемый восстанием министров, является одним из самых важных, но и самых противоречивых эпизодов в истории независимой Малави. Многие из современных документальных источников были написаны дипломатами и чиновниками-эмигрантами, не близкими к экс-министрам, а в некоторых случаях и антипатичными к ним. Этим рассказам противоречат автобиографии самих бывших министров, часто написанные спустя много времени после события, хотя они также несовместимы друг с другом. Основные цитируемые опубликованные работы основаны на сочетании документальных источников и интервью с участниками, как африканцами, так и иностранцами, и предполагают, что кризис возник в политической культуре, которая не допускала инакомыслия и рассматривала попытки обсуждения проблем как заговор.

Африканский конгресс Ньясаленда

[ редактировать ]

Развитие Конгресса

[ редактировать ]

На протяжении большей части колониального периода большинство африканцев в Ньясаленде не имели политического голоса, и лишь небольшое количество вождей имело очень ограниченное влияние на колониальное правительство и не представляло интересов растущего числа африканских горожан. Большинство ранних африканских групп интересов были местными, представляли собой лишь небольшую, в основном городскую, образованную африканскую элиту и продвигали свои требования политического голоса, а не независимости. Лишь в 1940-х годах, с образованием Африканского конгресса Ньясаленда , одна организация стала представлять весь Ньясаленд. [ 1 ] С 1944 года различные африканские местные ассоциации объединились в Африканский конгресс Ньясаленда , который потребовал представительства Африки в Законодательном совете , который консультировал колониальных губернаторов. [ 2 ] С 1946 года Африканский конгресс Ньясаленда получал финансовую и политическую поддержку от Гастингса Банды, жившего тогда в Великобритании. Послевоенные британские правительства обеих основных партий согласились на формирование федерации трех британских территорий в Центральной Африке, а не на их полное объединение, как предпочитало правительство Южной Родезии: ​​Федерация Родезии и Ньясаленда в 1953 году была продавлена против очень сильная африканская оппозиция. [ 3 ] Федерация радикализировала некоторых молодых членов Конгресса, и когда в 1955 году Управление по делам колоний согласилось, что в Законодательный совет должны входить пять африканских членов, назначенных советами провинций, они воспользовались этой возможностью. Хотя провинциальные советы в основном состояли из вождей, их члены были восприимчивы к пожеланиям народа и назначали членов Конгресса или сторонников в Законодательный совет. В 1956 году Генри Чипембере и Каньяма Чиуме , два молодых радикальных члена Конгресса, были номинированы вместе с двумя умеренными членами Конгресса и сторонником Конгресса. Этот успех привел к быстрому росту числа членов Конгресса в 1956 и 1957 годах. [ 4 ]

Чипембере и Чиуме были членами нового поколения панафриканских политиков, находившихся под глубоким влиянием социалистических, а иногда и марксистских идей и опыта, приобретенных за пределами Малави, которые осознавали ценность хорошо организованного массового движения. Чипембере был южанином, но многие другие были северянами. Чиуме родился в районе залива Нхата, но получил образование полностью в Танганьике и Уганде. Дундузу Чисиза и его старший брат Ятута Чисиза родились в районе Каронга, а затем стали постоянными жителями Уганды и Танганьики. На них повлияли как Джулиус Ньерере , так и Кеннет Каунда ; Дундузу также жил в Южной Родезии, прежде чем был депортирован в Ньясаленд за свою политическую деятельность. [ 5 ] В 1950-е годы эти молодые люди вытеснили старшее поколение на посту лидеров Конгресса. Они выразили враждебность по отношению к европеизации, которая отрезала их от их культурных корней, африканского среднего класса, симпатизирующего Федерации и автократическим вождям. Однако, поскольку им не хватало статуса и знаний местных африканских обычаев, им нужен был харизматичный пожилой человек в качестве лидера. Избранный лидер, доктор Банда, чутко относился к политическим традициям страны. Проповедуя неповиновение «глупой Федерации», Банда соответствовал настроениям народа, но он также защищал вождей и права старшего поколения образованных людей. [ 6 ]

Возвращение Банды

[ редактировать ]

Более молодые члены Африканского конгресса Ньясаленда мало верили в его лидера ТДТ Банду и хотели заменить его доктором Гастингсом Бандой , который к тому времени переехал на Золотой Берег . Доктор Банда объявил, что вернется только в том случае, если ему будет предоставлен пост президента Конгресса: после того, как это было согласовано, он вернулся в Ньясаленд в июле 1958 года, и ТДТ Банда был свергнут. [ 7 ]

Когда Банда вернулся в Ньясаленд, который он покинул в 1915 году, ему было за 60. Чипембере, Чиуме и большинству других ведущих активистов Конгресса было около 20 или чуть больше 30 лет. Помимо разницы в возрасте, с самого начала существовали разногласия по поводу роли Банды: активисты видели в нем номинальное лицо, но он видел себя лидером Конгресса и ожидал от них послушания. [ 8 ] Банда был категорически против Федерации, но в остальном более умерен в своих выступлениях, чем более молодые члены Конгресса. И Чипембере, и Чиуме избегали социальных контактов с европейцами и в своих выступлениях часто осуждали европейцев как группу, в отличие от относительно сердечных отношений Банды с отдельными европейцами. [ 9 ]

Банда назначил Чипембере казначеем, Чиуме - секретарем по связям с общественностью, а Дундузу Чисизу - генеральным секретарем Конгресса. Он также назначил еще четырех молодых радикалов в исполнительный комитет партии, игнорируя более старших умеренных, но ясно дал понять, что рассматривает своих назначенцев как подчиненных, а не коллег. Хотя эти назначенцы занимали руководящие должности, они были связаны с большой нагрузкой и привязывали их к штаб-квартире MCP в Блантайре , вдали от поддержки на местах. [ 10 ] За девять месяцев между своим возвращением и объявлением чрезвычайного положения Банда объединил оппозицию Федерации с более популярными причинами, такими как нелюбовь африканских мелких землевладельцев к навязанным им методам ведения сельского хозяйства. Он использовал эти популярные проблемы, чтобы мобилизовать сторонников Конгресса на забастовки, неповиновение и протесты, которые могли нарушить повседневную работу колониального правительства. [ 11 ] [ 12 ]

Чрезвычайная ситуация 1959 года

[ редактировать ]

В январе 1958 года Банда представил губернатору сэру Роберту Армитиджу предложения Конгресса по созданию африканского большинства в Законодательном совете . Поскольку это привело бы к требованию выхода из Федерации, Армитаж отказался. Этот срыв переговоров привел к тому, что Конгресс потребовал более жестоких антиправительственных действий, а ведущие активисты Конгресса стали делать все более подстрекательские заявления. На Армитиджа повлияли сообщения полицейских информаторов, которые утверждали, что Конгресс планировал неизбирательное убийство европейцев и азиатов, а также своих африканских оппонентов, так называемый «заговор с убийством». Нет никаких доказательств того, что заговор с убийством существовал, но отказ Банды или других лидеров Конгресса осудить насильственные действия членов Конгресса придал ему некоторую правдоподобность. Армитидж приготовился к массовым арестам, и 20 февраля войска из Родезии были переброшены в Ньясаленд. В течение нескольких дней после 20 февраля Чипембере и Ятута Чисиза произнесли ряд провокационных речей, многие из которых сопровождались беспорядками, а полиция или войска открыли огонь по некоторым из них, что привело к гибели четырех человек. [ 13 ] [ 14 ]

3 марта 1959 года Армитидж объявил чрезвычайное положение на всей территории протектората и арестовал Банду, других членов исполнительного комитета Конгресса и более сотни местных партийных чиновников. На следующий день Африканский конгресс Ньясаленда был запрещен. Арестованных содержали под стражей без суда, и общее число задержанных в конечном итоге превысило 1300 человек. Вместо того, чтобы немедленно успокоить ситуацию, в последовавшей за этим чрезвычайной ситуации пятьдесят один африканец был убит и многие другие были ранены. [ 15 ] К ночи 3 марта большинство основных лидеров Конгресса были арестованы и помещены под стражу. Некоторые были освобождены очень быстро, но 72 видных задержанных, включая Банду, были доставлены самолетом в Южную Родезию . Остальные были задержаны в Ньясаленде. Сразу после ареста 21 человек был убит и многие ранены. [ 16 ]

Последствия

[ редактировать ]

Через два дня после объявления чрезвычайного положения британский кабинет министров под руководством Гарольда Макмиллана решил создать комиссию по расследованию беспорядков. Макмиллан не выбрал своего председателя Девлина и позже раскритиковал его назначение на основании его ирландского происхождения и католического воспитания. Макмиллан не только в целом отверг отчет Девлина, на подготовку которого ушло несколько месяцев, но и организовал выпуск конкурирующего отчета Армитиджа , который был подготовлен очень быстро, чтобы его можно было опубликовать в тот же день, что и отчет Девлина. [ 17 ]

Комиссия Девлина сконцентрировалась на трех областях: чрезвычайном положении, заговоре с убийством и африканской оппозиции Федерации. Он установил, что объявление чрезвычайного положения было необходимо для восстановления порядка и предотвращения сползания к анархии, но подверг критике случаи незаконного применения силы полицией и войсками. Было также установлено, что подавление правительством Ньясаленда критики и поддержки Конгресса оправдывает название его «полицейским государством». Его самая сильная критика касалась «заговора с убийством», которого, по его словам, не существует, а также использования его правительствами Ньясаленда и Великобритании в попытке оправдать чрезвычайное положение, которое оно осудило. В нем также заявили, что Банда ничего не знал о подстрекательских разговорах некоторых активистов Конгресса о нападениях на европейцев. Наконец, он отметил почти всеобщее неприятие Федерации африканским народом Ньясаленда и предложил британскому правительству провести переговоры с африканскими лидерами о конституционном будущем страны. [ 18 ] [ 19 ]

Правительство Ньясаленда заключило Банду в тюрьму, не осознавая, что он был единственным африканским политиком, с которым они могли вести переговоры о заслуживающей доверия конституции протектората. Сначала британское правительство пыталось успокоить ситуацию, выдвинув в Законодательный совет дополнительных африканских членов (которые не были сторонниками Конгресса). Однако вскоре было решено, что Федерация Родезии и Ньясаленда не может быть сохранена и что Ньясаленду и Северной Родезии должно быть предоставлено ответственное правительство под управлением большинства. Заключение Девлина о том, что заговора с убийством не было и что Банда не участвовал в пропаганде насилия, открыло британскому правительству возможность разобраться с ним. Банда был освобожден в апреле 1960 года и приглашен в Лондон для обсуждения предложений по ответственному правительству. [ 20 ]

Чипембере, Дундузу Чисиза и его брат Ятута были арестованы в условиях чрезвычайного положения и заключены в тюрьму вместе с Бандой на 13 месяцев в Гвело в Южной Родезии, но Чиуме, находившийся в Лондоне, избежал ареста. Это мало помогло сблизить Банду и остальных: Банду обеспокоил вспыльчивый характер Чипембере, а все более авторитарное отношение Банды встревожило троих его товарищей по заключению. Чипембере и братья Чисиза остались под стражей сначала в Родезии, а затем в Ньясаленде, после того как Банда был освобожден. Иэн Маклауд , министр по делам колоний, сначала с подозрением относился к Банде и считал троих других экстремистами. В конце концов он согласился на просьбу Банды об их освобождении, но они были одними из последних, кого освободили в сентябре 1960 года. [ 21 ] Это произошло после того, как Банда вернулся с переговоров по конституции в Лондоне, где его сопровождали Ортон Чирва адвокат Алеке Банда и молодой активист . В мае 1960 года Чиуме вернулся в Ньясаленд, и его попытки снискать расположение Банды привели к его отчуждению от Чипембере и братьев Чисиза. После освобождения Чипембере произнес серию пламенных речей: колониальные власти посчитали, что они были достаточно угрожающими, чтобы оправдать его арест, и он снова был заключен в тюрьму, получив трехлетний срок в январе 1961 года. Чиуме избежал судебного преследования за свои речи, поскольку его считали менее важным. Чипембере все еще находился в тюрьме в августе 1961 года, когда Банда (который настаивал на выборе всех кандидатов от своей партии) одержал подавляющую победу на выборах. Новый губернатор Глин Смоллвуд Джонс был готов обсудить досрочное освобождение Чипембере, но, несмотря на настояния Дундузу Чисизы, Банда позволил Чипембере отбывать большую часть своего наказания до его освобождения в январе 1963 года. В августе 1961 года отец Чипембере был избран в Законодательный совет в место своего сына, но отказался от своего места после освобождения Чипембере. [ 22 ] [ 23 ]

Партия Конгресса Малави

[ редактировать ]

Формирование

[ редактировать ]

Чирва и Алеке Банда находились под стражей лишь непродолжительное время, и в 1959 году они сформировали Партию Конгресса Малави (MCP), чтобы заменить запрещенный Африканский Конгресс Ньясаленда , дав понять, что они действуют от имени заключенного Банды. Преобразование Конгресса в Партию Конгресса Малави в сентябре 1959 года ознаменовало серьезный сдвиг в его характере. Африканский конгресс Ньясаленда был антиколониальным освободительным движением, но после выборов 1961 года в правительстве оказалась MCP. В поддержке ККП произошел региональный сдвиг: как в южных, так и в центральных провинциях люди стекались в партию, но на севере отделения были сформированы только в ограниченном количестве мест. MCP быстро превратилась в более крупную партию, явно более авторитарную в своем подходе, чем Конгресс. Она стала массовой партией, но Чипембере и Чисиза были неизвестны многим новым членам, которые считали Банду единственным лидером. [ 24 ] [ 25 ]

На выборах 1961 года MPC получила 22 из 28 доступных мест в Законодательном совете, включая все места «нижнего списка», на которых преобладал африканский электорат. Самая большая группа членов Законодательного совета MPC состояла из восьми человек, получивших как минимум среднее образование, в основном бывших студентов; пять из шести досрочных министерских назначений пришлись на эту группу. Как правило, им было меньше 35 лет (только Чирва был старше 40 лет), и непропорционально большое их число было выходцами из Северного региона , потому что в нескольких миссионерских школах там преподавали на высоком уровне. Следующая группа состояла из местных руководителей MCP, которые, как правило, были на десять лет старше первой группы. Они, как правило, были менее образованы, но имели более сильные связи на местном уровне, и после кризиса 1964 года некоторые из них заменили бывших министров первой группы. Сначала члены задней скамьи MPC поднимали вопросы по деликатным вопросам и допрашивали министров с относительной свободой, но к концу 1962 года это прекратилось, и только немногие члены Законодательного совета, не входящие в MCP, могли высказывать какую-либо критику. Банда начал вмешиваться в речи министров и прерывать дебаты, утверждая, что политику принимает он один. [ 26 ]

Перед выборами Управление по делам колоний предполагало, что MPC будет иметь право на три места в Исполнительном совете, если получит большинство мест в «нижнем списке». Поскольку соглашение Ланкастерской палаты предусматривало, что два места в Исполнительном совете будут доставаться министрам, избранным «верхним списком» преимущественно европейских и азиатских избирателей, считалось, что преимущественно белая Объединенная федеральная партия оба этих места получит : при этом пять чиновников также будут сидеть , в Исполнительном совете будет большинство, не принадлежащее к MCP. В действительности Объединенная федеральная партия получила только пять мест в Законодательном совете: два достались MPC и одно - независимому Колину Кэмерону , стороннику MCP . Губернатор предложил Объединенной федеральной партии одно место в Исполнительном совете, но она отказалась. В результате все пять избранных мест остались для кандидатов от MCP. Теоретически губернатор Джонс имел право распределять портфели, но он позволил Банде выдвигать кандидатуры. Банда решил взять себе двоих, став одновременно министром природных ресурсов и министром местного самоуправления. Чиуме стал министром образования и Августин Бванауси стал министром труда. Двумя министрами верхнего уровня были Колин Кэмерон (министр труда) и Микка Мкандавире в качестве министра без портфеля. Два парламентских секретаря MCP также были назначены, но не заседали в Исполнительном совете. Это были Дундузу Чисиза из Министерства финансов и Ортон Чирва из Министерства юстиции. В марте 1962 года были произведены два дополнительных назначения: Джона Мсонти и Уилли Чокани Чирва стал министром юстиции и генеральным прокурором . , а в начале 1964 года [ 27 ] [ 28 ]

В правительстве

[ редактировать ]

Когда Банда и четыре других министра MCP присоединились к пяти чиновникам Исполнительного совета, они сформировали ответственное правительство, подотчетное губернатору. График полной независимости самоуправления был согласован на конституционной конференции в Лондоне в 1962 году, и Джонс позволил Банде, министрам и парламентским секретарям MPC, которых теперь всего семь, инициировать политику. Ньясаленд добился внутреннего самоуправления с Бандой в качестве премьер-министра в феврале 1963 года. Полная независимость была получена (и название страны стало Малави) 6 июля 1964 года, когда Банда стал премьер-министром. Малави стала республикой в ​​составе Содружества 6 июля 1966 года, когда Банда стал ее первым президентом. [ 29 ] [ 30 ]

В феврале 1963 года Банда, будучи премьер-министром, смог выбрать кабинет из 10 членов, который заменит Исполнительный совет. Это включало временное назначение Генри Филлипса, бывшего финансового секретаря, министром финансов, этот пост занял бы Дундузу Чисиза, если бы не его смерть в 1962 году. Другие официальные члены покинули свой пост. Чипембере вошел в кабинет министров в качестве министра местного самоуправления, а Чиуме добавил социальное развитие к своему посту в области образования. Произошли некоторые изменения в портфелях: Вилли Чокани занял пост министра труда, заменив Августина Бванауси, который стал министром внутренних дел, а Джон Тембо был назначен секретарем парламента с намерением заменить Филлипса, вышедшего на пенсию в начале 1964 года. Губернатор предположил, что Бванауси имеет больше опыта и будет лучшим выбором на посту министра финансов, но Банда настаивал на Тембо. Мсонти и Кэмерон сохранили свои существующие посты, а Мкандавире покинул кабинет по собственному выбору. В это время Алеке Банда, близкий помощник Банды, был назначен генеральным секретарем MCP. [ 31 ]

В целом министры MCP были очень активны в своих новых ролях и, хотя были некоторые разногласия с постоянными должностными лицами, они действовали эффективно. [ 32 ] Банда, будучи министром природных ресурсов (включая сельское хозяйство), провел три важные реформы: отмену карательного элемента природоохранной практики (но не самих природоохранных мер), окончательную отмену тангаты посредством Закона об африканцах в частных владениях в 1962 году, и реформа сбыта крестьянских культур. [ 33 ] Чиуме, министр образования, способствовал расширению среднего образования, созданию педагогического колледжа и политехнического института, а также отправке малавийских студентов в зарубежные университеты в ожидании создания университета в Малави. Последнее привело к обвинениям в оказании поддержки землякам-северянам при предоставлении стипендий. Чиуме, резкий человек, более спорно критиковал задержку миссий по образованию и настаивал на том, чтобы поставить их под больший государственный контроль. [ 34 ]

Руководство Банды

[ редактировать ]

Вскоре после конституционной конференции в Ланкастерском доме в 1962 году Банда ясно дал понять Законодательному совету, что он один несет ответственность за разработку политики, которую министры должны были осуществлять без дебатов и разногласий. Никакая критика Банды не допускалась, но Банда позволял министрам критиковать друг друга и не опровергал утверждения о том, что значительное количество министров с севера отдают предпочтение своим собратьям-северянам. Чиуме, в частности, был вовлечен в споры с Кэмероном, министром труда, и Дундузу Чисиза, парламентским секретарем министерства финансов. В августе 1962 года и Кэмерон, и Чисиза подали губернатору заявление об отставке, но их убедили остаться на своем посту; Вскоре после этого Чисиза умерла. Банду обвинили в создании окружения на основе его собственной группы Чева , но до выборов 1963 года он поддерживал баланс между конкурирующими фракциями MCP. [ 35 ]

Дундузу Чисиза погиб в сентябре 1962 года, по-видимому, в автокатастрофе, хотя многие люди в Малави продолжают считать, что он был убит по указанию Банды. Хотя баланс вероятностей таков, что смерть Чисизы была случайной, ясно, что до своей смерти он видел в возможности диктатуры серьезную угрозу. Он предпочитал сильное центральное правительство, объединяющее интересы всех групп и позволяющее выражать инакомыслие. В брошюре, написанной незадолго до его смерти, он утверждал, что, хотя для сильного руководства одного человека и принятия его решений во время борьбы за независимость было необходимо, как только независимость будет достигнута, бывшие подчиненные должны перестать подчиняться. Он считал, что лидер, окруженный только добровольными подчиненными, вскоре станет диктатором; дальновидное утверждение, учитывая более поздние действия Банды. Чисиза был согласен с Бандой по многим вопросам, однако по другим он выражал несогласие более и более публично, чем любой другой министр. [ 36 ]

Независимость

[ редактировать ]

До тех пор, пока Банда не был приведен к присяге в качестве премьер-министра 1 февраля 1963 года, губернатор сохранял полную ответственность за закон и порядок. Сразу после этого, несмотря на некоторые нападения боевиков ККП на Свидетелей Иеговы и членов оппозиционных партий, ситуация в целом была спокойной, пока в конце 1963 года не началась избирательная кампания, предшествовавшая обретению независимости. К январю 1964 года почти все лидеры оппозиции бежали из страны и покинули страну. В январе и феврале 1964 года было зафиксировано 1800 нападений на политических оппонентов МКП и Свидетелей Иеговы. Это насилие было организовано местными боссами МКП, но Банда мало что сделал, чтобы остановить это. [ 37 ]

В июле 1963 года Банда взял на себя управление транспортом и связью Мсонти и исключил его из кабинета министров без объяснения причин, хотя позже Чипембере заявил, что вполне вероятно, что Мсонти подозревали в коррупции, а другие упомянули о его пьянстве. В то время другие министры подозревали, что Банда отстранил Мсонти, чтобы проверить их реакцию на произвольное увольнение. Банда также заявил в кабинете министров, что он рассматривал возможность увольнения других (неназванных) министров, и все это усилило нестабильность министров. Мсонти был повторно назначен в кабинет министров в августе 1963 года, и вскоре после этого три региональных председателя MCP получили министерский статус, что ослабило влияние существующих министров. [ 38 ] [ 39 ]

Разногласия между Бандой и министрами возникли по нескольким причинам. Во-первых, Банда настаивал на принятии всех важных решений, касающихся государства и ККП, включая выдвижение всех кандидатов на выборы, и отказывался передать им реальную ответственность. Внутри MCP Банда создал новый комитет для укрепления и централизации партийной дисциплины, уменьшения местного контроля. Он также стал пожизненным президентом MCP в феврале 1963 года. После выборов 1963 года Банда начал пренебрежительно упоминать министров в своих выступлениях. Ранее его критика высказывалась в частном порядке, но 27 октября 1963 года он раскритиковал их в длинной публичной речи. В частном порядке он обвинил Чипембере, Чиуме и Бванауси в формировании заговора против него. В ноябре 1963 года он принял на себя обязанности министра образования и социального развития Чиуме, не удаляя его из кабинета министров, где на него была возложена ответственность за переход к независимости. Чипембере затем стал министром образования. Позже Банда утверждал, что это было сделано, чтобы вбить клин между Чипембере и Чиуме. В ходе дальнейших перестановок в кабинете министров Ятуца Чисиза взял на себя внутренние дела, а Бванауси перешел в отдел развития и транспорта. Сам Банда сохранил за собой портфели в сфере торговли и промышленности, здравоохранения, природных ресурсов и социального развития, а также пост премьер-министра. Его занятие таким большим количеством постов и передача повседневной работы парламентским секретарям подверглось критике, как и частота, с которой он менял министров. Назначение Бандой своих последователей в уставные органы также, похоже, уменьшило власть и влияние существующих министров. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]

Во-вторых, Банда продолжил дипломатические отношения с ЮАР и Португалией Народную Республику , но отказался признать Китайскую или Восточную Германию , несмотря на идеологические опасения большинства министров, и презрительно отверг попытки Чиуме и Ятуты Чисизы установить более тесные связи с Замбией и Танганьикой . В-третьих, медленные темпы африканизации государственной службы, замораживание заработной платы государственных служащих и введение платы за амбулаторное лечение в государственных больницах не рассматривались как передача людям преимуществ независимости. [ 43 ]

Кабинетский кризис

[ редактировать ]

Первоначальные разногласия

[ редактировать ]

После кабинетного кризиса 1964 года существовали разногласия относительно того, в какой степени соперничество внутри MCP в начале 1960-х годов отражало поколенческую и идеологическую напряженность между доктором Бандой и его младшими министрами или региональными подразделениями. После освобождения братьев Чисиза и Чипембере в октябре 1960 года влияние северян, казалось, росло, достигнув пика в сентябре 1961 года, когда Ятута Чисиза был назначен административным секретарем партии вместе со своим братом Дундузу, генеральным секретарем; Чиуме был секретарем по связям с общественностью; Ортон Чирва был юрисконсультом; а Роуз Чибамбо, единственная женщина в Национальном исполнительном органе партии, была председателем Женской лиги. Это очевидное северное доминирование, замаскированные разногласия и политики, родившиеся на севере, преследовали различные личные и идеологические цели и не действовали как региональный блок. После того, как конференция в Ланкастерском доме дала понять, что независимость будет достигнута, MCP стала более разделенной партией. Акцент сместился с достижения независимости на распределение ресурсов между министерствами и регионами. Негодование по поводу влияния, которое более образованные северяне имели на дефицитные рабочие места, Банда использовал для утверждения своей власти, настраивая министров друг против друга, но нет никаких свидетельств того, что он принял про- Чева , антисеверная позиция перед кризисом 1964 года. Ни один из министров, ушедших в отставку в 1964 году, не обратил внимания на региональные различия, но союзники Банды из Центрального региона обвинили северных политиков в целом и Чиуме в частности в фаворитизме и выразили недовольство Чева высокопоставленными государственными служащими с севера, многие из которых продемонстрировали в пользу бывших министров. Роуз Чибамбо подверглась особенно жестоким издевательствам, вероятно, из-за антиженских и антисеверных предрассудков. [ 44 ] [ 45 ]

Колин Кэмерон , единственный европейский министр, оставшийся независимым 6 июля 1964 года, заявил, что в то время все африканские министры, кроме Чиуме, решили настаивать на быстрой африканизации и связях с другими африканскими государствами, а также положить конец диктаторскому поведению Банды. По возвращении из визита в Каир 26 июля Банда выступил с публичной речью с угрозами министрам; это имело извращенный эффект, объединив их всех, включая Чиуме. Предложение Банды вновь ввести содержание под стражей без суда на заседании кабинета министров 29 июля 1964 года объединило против него всех министров, но только Колин Кэмерон подал в отставку. Позже Чипембере объяснил, что другие министры не ушли в отставку, поскольку задержание было популярным вопросом, которому они не могли противостоять, но они надеялись, что к нему будут относиться экономно. [ 46 ] 10 августа присутствовавшие министры (Тембо не присутствовал, и Чиуме, вероятно, тоже отсутствовал) попросили Банду прекратить пренебрежительно упоминать их в своих выступлениях и не занимать самому так много правительственных портфелей. Позже Чипембере записал, что Банда выслушал их, но был обеспокоен тем, что они «объединились» против него, и не хотел встречаться с ними как с группой. Однако Банда, похоже, принял их опасения и извинился за обидные замечания, которые он сделал в их адрес. [ 47 ]

Министры жалуются

[ редактировать ]

На заседании кабинета министров 26 августа 1964 года все присутствовавшие министры (включая в некоторой степени Джона Тембо ) выразили обеспокоенность по поводу неспособности Банды африканизироваться, его отношений с Португалией и Южной Африкой и их собственной двусмысленной позиции. Присутствующие министры представили Банде список претензий: он не дал немедленного ответа, не приняв и не отвергнув то, что содержалось в списке. [ 48 ] [ 49 ] Банда, очевидно, был удивлен силой оппозиции на этом заседании кабинета министров, хотя его недавние отношения с Чипембере и Ятуту Чисиза были трудными. Ряд министров во главе с Чисизой, по-видимому, хотели преобразовать роль Банды из роли премьер-министра с ожидаемым переходом к исполнительному президенту и стать в будущем президентом без исполнительных функций, с назначенным премьер-министром в качестве главы правительства. Чиуме был видным сторонником Банды и с 1959 года не был близок к более радикальной группе. Однако, как только Банда решительно отверг его план принять помощь от Китая, Чиуме начал нападать на него и спровоцировал конфронтацию 26 августа 1964 года. [ 50 ] [ 51 ]

Министры считали, что их единая позиция увенчалась успехом. Они не знали, что Банда уже решил не соглашаться на их требования, но хотели проверить, насколько сильна его поддержка, посоветовавшись с лидерами MCP, прежде чем принимать меры. У него также были отчеты специального отдела о министрах, чтобы оценить их вероятную реакцию на увольнение некоторых из их коллег. 31 августа Банда сообщил секретарю своего кабинета министров, что он не намерен вести дальнейшие переговоры с министрами. Он намеревался уйти с поста премьер-министра, но только потому, что это автоматически положило бы конец срокам полномочий других министров: при повторном назначении он сформировал бы новый кабинет без Чипембере, Чиуме и Чисизы, но с добавлением четырех новых лояльных ему министров. 1 сентября он сообщил генерал-губернатору о своем намерении не назначать повторно Чиуме или Чисизу: он сказал, что Чипембере и Мсонти также могут быть уволены. [ 52 ]

На следующей встрече с министрами, за исключением Чипембере, который находился в Канаде, 2 сентября 1964 года, Банда не пошел на уступки министрам, и встреча закончилась хаосом, когда Банда приказал им покинуть кабинет министров. Затем министры встретились и предложили заставить Банду уйти в отставку, при этом Чирва станет премьер-министром, а Чипембере останется вне кабинета министров. После неудавшегося заседания кабинета министров Банда связался с генерал-губернатором, который посоветовал ему выразить вотум доверия в парламенте, а не уходить в отставку. Его успех в парламенте Малави в 1964 году был предрешен, поскольку в нем не было членов оппозиционной партии и поскольку все члены MCP были лично выдвинуты Бандой. [ 53 ]

Вотум доверия

[ редактировать ]

7 сентября на неформальной встрече Банда обратился к членам парламента с призывом поддержать его в вотуме доверия, который состоится после дебатов 8 и 9 сентября. Также 7 сентября Банда призвал сэра Глина Джонса , как генерал-губернатора Малави, направить письма об увольнении Чирве, Чиуме и Бванауси, которые все приняли свои увольнения с достоинством. Роуз Чибамбо , парламентский секретарь, также была уволена. Остальные члены кабинета министров, за исключением Джона Тембо, проявили солидарность со своими коллегами. В тот же день Ятута Чисиза , Чокани и, после некоторых колебаний, Мсонти подали генерал-губернатору прошение об отставке. Позже Чокани утверждал, что Джонс убеждал его не уходить в отставку, и, послушав совет, Мсонти через несколько часов отозвал свое заявление об отставке: Банда немедленно принял это. Затем Джонс предложил встречу других уходящих в отставку министров и Банды, но Чисиза и Чокани отказались. Неясно, ожидал ли Банда, уволив Чиуме, Чирва и Бванауси, что Чипембере и Ятуту Чисиза продолжат занимать свои посты, но они подали в отставку. [ 54 ] [ 55 ] Ни один из министров, которые были уволены или ушли в отставку, не предпринял каких-либо значительных усилий для мобилизации поддержки со стороны других членов парламента, большинство из которых были обязаны своим назначением Банде, хотя они имели значительную поддержку со стороны африканских государственных служащих. [ 56 ]

Тембо и Мсонти, единственные оставшиеся члены кабинета министров, открыли дебаты, предложив вотум доверия, но длинная речь Банды доминировала в них. При этом он утверждал, что министры сговорились против него, потому что он не позволял им злоупотреблять своим положением и потому что они контролировались послом Китая в Дар-эс-Саламе . В ответ только Чиуме высказал подробную критику Банды, остальные сосредоточились на заявлении о своей неизменной лояльности ему, несмотря на то, что их объявили предателями. Чипембере вернулся из Канады 8 сентября. Банда написал ему письмо с просьбой остаться в кабинете министров, но это было до дебатов, когда Банда не был уверен в том, какую поддержку он имеет. Чипембере хотел добиться примирения между Бандой и министрами и обратился к генерал-губернатору с просьбой попросить Банду отложить дебаты. Однако, поскольку первый день дебатов прошел в пользу Банды, он отказался от примирения и отказался от отсрочки. Поэтому Чипембере подал в отставку утром 9 сентября и присутствовал в парламенте в качестве заместителя, сидя вместе с другими бывшими министрами. В речи Чипембере выражалось сожаление по поводу распада партийного единства и того, что бывших министров назвали предателями. Он выразил свою общую поддержку их недовольства, и хотя он выразил лояльность к Банде, он многозначительно утверждал, что ответственность кабинета министров должна быть коллективной и что по важным вопросам должны проводиться консультации. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]

Конец дебатов стал своего рода разочаровывающим: Банда заявил, что «это вовсе не кризис кабинета министров ...». Однако, поскольку все члены парламента должны были выступить, они должны были высказаться за или против вотума доверия. Мало кто высказался в пользу экс-министров, даже члены их семей. После дебатов Джонс предложил Банде встретиться с бывшими министрами. Банда не желал встречаться с ними, пока они настаивали на восстановлении в должности «все или ничего», но он был готов рассмотреть возможность восстановления в должности Чокани и Бванауси и, возможно, Чирва, но не Чипембере или Чиуме. Попытки Джонса восстановить в должности некоторых министров в период с 16 по 18 сентября провалились, как и его последняя попытка найти компромисс 26 сентября, когда встречи, запланированные Чипембере в Блантайре в тот и следующий день, были запрещены якобы потому, что он не получил разрешения полиции. [ 60 ] Когда начались столкновения между сторонниками экс-министров и Бандой, всякая надежда на примирение угасла. В течение следующих нескольких недель ряд высокопоставленных государственных служащих и соратников бывших министров покинули Малави по мере расширения конфликта.

Зомба стала центром поддержки бывших министров, и чтобы противодействовать этому, в ночь с 27 на 28 сентября сторонники Банды из Молодежной лиги ККП были доставлены в Зомбу и попытались закрыть рынок Зомбы и заставить тех государственных служащих, которые объявили забастовку и вернулись на работу. Однако более многочисленные государственные служащие вооружились палками, напали на сторонников MCP и сожгли общенациональную штаб-квартиру партии и магазин, принадлежащий местному председателю MCP. Во время этих беспорядков один недавно назначенный министр, Альберт Мувало, подвергся нападению со стороны толпы сторонников Чипембере, а другой был жестоко избит. К 30 сентября Мувало и все остальные министры, которые поддерживали Банду, покинули Зомбу, и сторонники уволенных министров продолжали контролировать Зомбу, пока несколько дней спустя войска и полиция не пришли, чтобы восстановить спокойствие. [ 61 ] [ 62 ]

Министры, которые ушли в отставку или были уволены, не имели внятных планов по сопротивлению Банде и расходились во мнениях относительно того, что должно произойти, когда его полномочия будут сокращены. С другой стороны, Банда за шесть лет, прошедших с тех пор, как он вернулся в страну, получил контроль над ПКМ, где его сторонники контролировали ее во всех трех регионах Малави и многих округах, и назначил многих ее депутатов. Кроме того, силы безопасности и полиция оставались лояльными, поэтому Банду было бы трудно сместить, если бы он, как он это сделал, отказался отказаться от власти. [ 63 ]

Причины кризиса кабинета министров

[ редактировать ]

Позже Чиуме обратил внимание на давние политические разногласия между Бандой и молодым поколением лидеров MCP, некоторые из которых восходят к возвращению Банды в 1959 году, хотя незадолго до кризиса августа 1964 года Чиуме публично с энтузиазмом поддерживал Банду. Чипембере отверг это утверждение, относя их сопротивление к периоду после обретения независимости, когда действия Банды стали для них нетерпимыми. [ 64 ] В сентябре и октябре 1964 года Банда утверждал, что бывшие министры, особенно Чиуме и Чипембере, планировали отстранить его от должности и что эти заговоры продолжались в течение некоторого времени. Это маловероятно ввиду отсутствия у министров согласованных целей и незапланированного характера их реагирования. [ 65 ] [ 66 ] Превращение Чиуме из лояльности Банде, граничащей с подхалимством, вступавшим в противоречие с некоторыми из его коллег по кабинету, в лидера кабинетной оппозиции Банде, произошло чрезвычайно быстро в августе 1964 года, и его действия по руководству оппозицией Банде были самым близким к чему-либо согласованный сюжет. И Чипембере в сентябре, и Чирва в октябре пытались разрешить кризис путем компромисса, а не заговора. [ 67 ] [ 68 ]

В статье, написанной Чипембере (перепечатанной в «Бейкере»), Чипембере приписывает Банде начало публично критиковать министров с октября 1963 года офицерам британской администрации и разведки, которые окружали доктора Банду и чувствовали себя неуверенно на своей работе. Это, по словам Чипембере, способствовало увольнению радикалов из кабинета министров, создавая подозрения и недоверие в сознании доктора Банды. Он утверждал, что обнаружил это во время посещения соседней африканской страны примерно в это же время, но не назвал источник этой информации. [ 69 ] С февраля 1963 года Банда ежемесячно получал отчеты от специального отдела полиции, которыми он не делился со своими коллегами по кабинету министров. В ряде этих отчетов содержалась критика некоторых конкретных действий Чипембере и Чиуме. [ 70 ] [ 71 ]

Поскольку Чипембере не указывает источник своей информации и не уточняет, кем были британские офицеры, окружавшие Банду, его утверждения трудно оценить. Однако и он, и Банда говорят о заговорах и дезинформации. Это может быть результатом преобладающей нетерпимости ПКП к любому предполагаемому инакомыслию. С 1956 года Чипембере и Чиуме пропагандировали массовый национализм и возглавили масштабную кампанию по набору кадров в Африканский конгресс Ньясаленда. Уже в первые годы начали проявляться элементы тоталитарной идеологии, нетерпимой к любому инакомыслию. Как отметил Чипембере о себе в 1961 году, он осудил многопартийную систему как «... систему правления со встроенным подрывным механизмом». [ 72 ]

Между своим освобождением в апреле 1960 года и обретением независимости в июле 1964 года Банда и его последователи превратили MCP в абсолютистскую организацию. Еще в августе 1958 года Банда заявил о своем праве назначать все назначения в MCP и увольнять любого члена партии. Он также стал ее пожизненным президентом и центром культа личности, созданного Чиуме в качестве секретаря по связям с общественностью. Члены оппозиционных партий подвергались преследованиям и нападениям, профсоюзы подвергались жесткой критике, а в партийной газете было опубликовано нападение на миссионерские церкви. Всех считали соперниками MCP, даже Свидетелей Иеговы, чье движение было оторвано от политики и чьи члены отказались присоединиться к MCP. Перед выборами 1963 года, предшествовавшими независимости, усилились все формы политической нетерпимости и насилия. [ 73 ]

В мае 1964 года Чиуме надеялся, что Малави будет организована без какого-либо сопротивления, и заявил, что в диктатуре нет ничего плохого. Банда пошел еще дальше, заявив, что любое правительство, избранное самим народом, не является диктатурой. К тому времени, когда многие министры выразили обеспокоенность по поводу возобновления превентивного заключения в июле 1964 года, возможность аргументированной оппозиции Банде уже давно миновала. Таким образом, кабинетный кризис не ознаменовал каких-либо изменений в природе MCP, а лишь то, что, поскольку внешние враги были подавлены, ее лидер нажил врагов среди своих давних членов партии. [ 74 ]

После кризиса и восстания Чипембере

[ редактировать ]

Министры уходят

[ редактировать ]

В октябре 1964 года Чокани и Бванауси, которые отказались вернуться в кабинет без своих коллег, добровольно уехали в Замбию после отказа Банды вести переговоры. Чиуме и Чисиза, отправившиеся на север Малави в сентябре, оба пересекли границу Танзании (как и Танганьика) 1 октября, опасаясь за свою безопасность. Чирва встретил Банду в надежде стать судьей, но был избит охранниками Банды и скрылся, прежде чем тайно уехать в Танзанию 22 октября. Чипембере остался в своем доме в районе Форт-Джонстон , избегая любых контактов с Бандой или Джонсом, под защитой многочисленных местных сторонников. 25 октября Банда заявил на заседании MPC, что бывшие министры планировали свергнуть его силой. Чипембере покинул свой дом 28 октября, чтобы скрыться, после чего Банда приказал арестовать его «... живым, если возможно, но если не живым, то любым другим способом». [ 75 ] После того, как Кэмерон ушел в отставку в июле 1964 года, ему посоветовали покинуть страну в ноябре 1964 года и вернуться в Шотландию. [ 76 ]

Британское правительство считало, что исход кризиса, при котором Банда отдаст часть своих полномочий министрам, но останется у власти, был бы идеальным, но в противном случае оно было готово поддержать его против своих министров. Существовали опасения, что Чипембере и Чиуме слишком тесно сблизят Малави с Китаем, тогда как Банда будет более благосклонен к британским интересам. Сэр Глин Джонс, будучи генерал-губернатором Малави, находился в затруднительном положении, поскольку мог только давать советы и не имел никакой исполнительной власти. В сентябре 1964 года его частые встречи с Бандой и министрами, за исключением Чиуме (который отказался встретиться с ним), как до, так и после их ухода с поста, были направлены на достижение соглашения между Бандой и, по крайней мере, некоторыми министрами. Однако его конституционная обязанность заключалась в том, чтобы поддержать Банду, как только он выиграет вотум доверия. Позже Чипембере утверждал, что иностранные государственные служащие и сотрудники службы безопасности настроили Банду против него и его коллег. Хотя нет никаких сомнений в том, что многие эмигранты предпочитали Банду Чипембере и Чиуме, нет никаких реальных доказательств того, что именно они стали причиной этого отчуждения. [ 77 ]

Вооруженный конфликт

[ редактировать ]

Хотя на севере Малави было широко распространено недовольство, после кабинетного кризиса там не произошло крупного восстания. Были опасения, что Чиуме и Чисиза начнут вторжение из Танзании, но вооруженное восстание велось на юге. После того, как Чипембере скрылся на востоке округа Форт-Джонстон , он собрал группу поддержки, включая политиков, государственных служащих и молодых активистов, которые контролировали большую часть округа. Он разбил тренировочный лагерь и в ночь на 12 февраля 1965 года повел около 200 сторонников в Форт Джонстон, чтобы атаковать полицейский участок. Затем они попытались добраться до столицы Зомбы, находящейся примерно в 160 километрах (100 миль). Точные намерения Чипембере неизвестны, но он, возможно, надеялся, что армия, базирующаяся в Зомбе, выступит в поддержку восстания. Его небольшой отряд был остановлен на пароме Ливонде силами безопасности и после некоторых боев беспорядочно бежал. [ 78 ]

Хотя за его поимку была награда, Чипембере смог оставаться в округе Форт-Джонстон до марта, когда, заболев диабетом, он написал сэру Глину Джонсу , генерал-губернатору Малави, с предложением покинуть Малави в обмен на амнистию. Банда сначала отверг это предложение, но после того, как Чипембере связался с послом США в начале апреля, было решено (с согласия Банды), что он должен покинуть Малави и поехать через Южную Родезию и Лондон в США. Он согласился не готовить там заговор против Банды. Позже Чипембере утверждал, что его последователям была обещана амнистия, но многие из них были задержаны, а некоторые продолжали рейды на правительственные объекты в течение некоторого времени, что привело к ответным поджогам местных деревень и публичному повешению одного из лидеров в январе 1966 года. Многие из сторонников Чипембере были Яо и Банда, которые способствовали вербовке членов конкурирующей группы Ломве в качестве военизированной полиции для их сдерживания. [ 79 ] Во время и после подавления вооруженного восстания Чипембере несколько сотен государственных служащих были уволены или задержаны вместе с другими его предполагаемыми сторонниками, а вожди, подозреваемые в симпатиях к нему, были свергнуты. [ 80 ]

В марте 1965 года произошло незначительное вторжение из Танзании боевиков, верных Ятуте Чисизе , когда двое его бойцов были убиты. В сентябре 1967 года Чисиза сам возглавил отряд численностью менее 20 человек, прошедший подготовку в Замбии, через Мозамбик, в район Мванза . Они были замечены полицией 3 октября, а девять человек были схвачены в течение следующих нескольких дней. Сам Чисиза был убит в перестрелке с войсками 11 октября, а его труп был выставлен на всеобщее обозрение по приказу Банды. [ 81 ]

Судьбы министров

[ редактировать ]

Несколько министров, бежавших из Малави после кабинетного кризиса, умерли за границей, но некоторые выжили и вернулись в Малави после свержения Банды и вернулись к общественной жизни. Некоторые из тех, кто поддерживал Банду во время кабинетного кризиса, позже пострадали от понижения в должности, увольнения или тюремного заключения по его вине. Один из новых министров, назначенных после кабинетного кризиса в 1964 году, Альберт Мувало , был повешен за государственную измену в 1976 году. [ 82 ]

Чипембере сначала учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), затем преподавал в Танзании с 1966 по 1969 год, а затем вернулся в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, чтобы получить докторскую степень и пройти лечение от диабета. Позже он преподавал в Калифорнийском государственном университете . Между 1970 и 1975 годами он работал над своей автобиографией, которая после его смерти оказалась неполной. Он умер 24 сентября 1975 года от осложнений диабета, так и не вернувшись в Малави. После отстранения Банды в 1993 году репутация Чипембере была реабилитирована. [ 83 ]

Чиуме находился в изгнании в Танзании с 1964 по 1994 год, где он начал активно заниматься журналистикой и основал политическое движение, направленное на содействие переменам в Малави. Он вернулся в Малави в 1994 году после смещения Банды и стал председателем Национальной библиотечной службы Малави, пока не вышел на пенсию в 1996 году. Затем он жил в своем родном районе Нхата-Бей до 2002 года, когда он переехал в Нью-Йорк по состоянию здоровья и умер. там 21 ноября 2007 г. [ 84 ]

Ортон Чирва поселился в Танзании, где преподавал и занимался юридической практикой. В канун Рождества 1981 года Чирва, его жена Вера и их сын были похищены из Замбии сотрудниками службы безопасности Малави, возможно, после того, как их обманом заставили отправиться в приграничный район. Два года спустя Ортон и Вера Чирва предстали перед судом по обвинению в государственной измене в «традиционном» суде , и им не было предоставлено адвоката. Их признали виновными и приговорили к смертной казни, но после многочисленных просьб о помиловании ее заменили пожизненным заключением. Ортон Чирва умер в тюрьме Зомба 20 октября 1992 года, после почти 11 лет одиночного заключения. Когда он умер, он был практически глухим и слепым. [ 85 ]

Вилли Чокани и Августин Бванауси в октябре 1964 года уехали в Замбию, где стали школьными учителями. Чокани стал директором средней школы и преподавателем колледжа, прежде чем переехать в Танзанию, где он принимал активное участие в малавийской политике в изгнании. Он вернулся в Малави в 1993 году и до выхода на пенсию был послом Малави в США с 1994 по 1999 год, затем послом в Эфиопии и верховным комиссаром в Намибии. Бванауси оставался учителем в Замбии до своей смерти в автокатастрофе в 1973 году. [ 86 ]

После увольнения с поста парламентского секретаря и из Женской лиги Роуз Чибамбо ушла с поста депутата и присоединилась к своему мужу, который работал в районной администрации Чирадзулу , а затем и в Мванзе , но после угроз со стороны членов MCP они оба бежали в Замбию в начале 1965 года. Ее муж умер в Замбии в 1968 году, но она выжила и вернулась в Малави в 1994 году. [ 87 ] Мсонти занял прежний пост Чипембере в качестве министра образования и занимал несколько должностей в кабинете министров до своего отстранения от должности по обвинению в нарушении партийной дисциплины MCP в 1973 году. Он был сослан в свой родной округ на пять лет, прежде чем был частично реабилитирован и получил должность. в полугосударственном правительстве, которым он владел до своей смерти в 1982 году. [ 88 ]

Алеке Банда , который стал генеральным секретарем MCP в 1962 году, стал министром кабинета министров в 1962 году и занимал три поста в кабинете министров, прежде чем был уволен Бандой в 1973 году. В 1975 году он был назначен управляющим директором компании Press Holdings Ltd. контролировался Бандой, но в 1979 году был заключен под стражу без предъявления обвинений на 12 лет. После смещения Банды он снова вошел в политику в оппозиции к MCP и в период с 1997 по 2005 год занимал два поста в кабинете министров. Он вышел на пенсию из-за болезни в 2005 году и умер от лейкемии в 2010 году. Джон Тембо перестал быть членом кабинета министров в 1971 году, став управляющим Резервного банка Малави, но сохранив свою должность MCP. В 1982 году Тембо покинул Резервный банк и, хотя до 1989 года он не занимал министерских постов, он был близким советником Банды и занимал ряд постов в полугосударственных органах. В 1989 году он стал казначеем MCP и снова занял министерский пост. В 1995 году его обвиняли вместе с Бандой в убийстве, но оправдали. После 1994 года Тембо остался в MCP и в политике и в настоящее время является представителем Малави. Лидер оппозиции . [ 89 ]

  1. ^ ван Велсон (1966), Некоторые группы раннего давления в Малави, стр. 376-8, 400, 411.
  2. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 271, 313–16.
  3. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, стр. 62, 65–6.
  4. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 341–2.
  5. ^ Дж. Маккракен, (2002). Двусмысленность национализма, с. 76.
  6. ^ М.Л. Чанок, (1975). Неясности в малавийской политической традиции, с. 344.
  7. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 344–5.
  8. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 2–3.
  9. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, с. 207.
  10. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 6–7.
  11. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 347–49.
  12. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, с. 155.
  13. ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, стр. 296–7.
  14. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 296, 349–51.
  15. ^ С. Бейкер, (2007). Механика опровержения, с. 28.
  16. ^ С. Бейкер, (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г., стр. 40–2, 48.
  17. ^ Хорн, (2008) Макмиллан: Официальная биография, стр. 180–1.
  18. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 356, 359.
  19. ^ С. Бейкер (2007). Механика опровержения, стр. 40–1.
  20. ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, стр. 287–94, 296–9, 309–13.
  21. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 377.
  22. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 9, 14, 27.
  23. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, стр. 209–11.
  24. ^ Дж. Маккракен, (2002). Двусмысленность национализма, стр. 76, 80-1.
  25. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, с. 198.
  26. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 381, 403-4.
  27. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 381–2.
  28. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965 гг. с. 45.
  29. ^ Дж. Г. Пайк, (1969). Малави: Политическая и экономическая история, стр. 159, 170.
  30. ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, с. 313.
  31. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 80–1, 91–2, 95–6, 333.
  32. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 388.
  33. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 390–2.
  34. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 400–2.
  35. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 403, 406–7.
  36. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 410–2.
  37. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 418–20.
  38. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 91–2, 95–6, 333.
  39. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 430.
  40. ^ С. Бейкер, (2006). Чипембере, Пропавшие годы, стр. 80–1.
  41. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 91–2, 95–6, 333.
  42. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 403–4.
  43. ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, стр. 317–8.
  44. ^ Дж. Маккракен, (2002). Неоднозначность национализма, стр. 80–1, 83–4.
  45. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 404–5, 435–6.
  46. ^ С. Бейкер, (2001). Чипембере, «Пропавшие годы», с. 72.
  47. ^ С. Бейкер, (2001). Чипембере, Пропавшие годы, стр. 72–3.
  48. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 431, 451.
  49. ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, стр. 317–8.
  50. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 159–60.
  51. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, стр. 212.
  52. ^ С. Бейкер, (2001). Чипембере, «Пропавшие годы», с. 77.
  53. ^ С. Бейкер, (2001). Чипембере, «Пропавшие годы», с. 78.
  54. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 162–3.
  55. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, стр. 220–1.
  56. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 431–3.
  57. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 433–5.
  58. ^ С. Бейкер, (2006). Чипембере, Пропавшие годы, стр. 82, 85.
  59. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 162–4.
  60. ^ С. Бейкер, (2000). Сэр Глин Джонс, проконсул в Африке, стр. 234, 237.
  61. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 435, 437–9.
  62. ^ С. Бейкер, (2006). Чипембере, Пропавшие годы, стр. 103–4.
  63. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 446.
  64. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 446.
  65. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, стр. 2–3.
  66. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 404, 433, 440.
  67. ^ AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, стр. 211–2, 220.
  68. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 433–4, 439.
  69. ^ С. Бейкер, (2006). Чипембере, Пропавшие годы, стр. 265–6.
  70. ^ С. Бейкер, (2006). Чипембере, Пропавшие годы, стр. 60, 68.
  71. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965 гг. с. 179.
  72. ^ Дж. Маккракен, (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе, стр. 237–40.
  73. ^ Дж. Маккракен, (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе, стр. 242–4.
  74. ^ Дж. Маккракен, (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе, стр. 245, 248–9.
  75. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 439–40.
  76. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965 гг. с. 355.
  77. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 446.
  78. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, стр. 440–5.
  79. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 449.
  80. ^ Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке, стр. 321.
  81. ^ Дж. Маккракен, (2012). История Малави, 1859–1966, с. 445.
  82. ^ OJM Калинга, (2012). Исторический словарь Малави.
  83. ^ Р.И. Ротберг, некролог Чипембере, журнал Harvard Magazine, май – июнь 2010 г. http://harvardmagazine.com/2010/05/vita-masauko-chipembere
  84. ^ Биография Чиуме http://www.kanyamachiume.com/about.html
  85. ^ «Некролог: Ортон Чирва» . Независимый . 21 октября 1992 года . Проверено 28 июня 2023 г.
  86. ^ OJM Калинга, (2012). Исторический словарь Малави.
  87. ^ Дж. Пауэр, (2010). Политическая культура и национализм в Малави, с. 187.
  88. ^ С. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965 гг. с. 179.
  89. ^ OJM Калинга, (2012). Исторический словарь Малави.

Опубликованные источники

[ редактировать ]
  • К. Бейкер (1997). Чрезвычайное положение: Ньясаленд, 1959 г. , IBTauris. ISBN   1-86064-068-0 .
  • К. Бейкер, (2000). Сэр Глин Джонс, проконсул в Африке , IB Tauris, Лондон. ISBN   978-1-86064-461-0 .
  • К. Бейкер, (2001). Восстание министров: кризис кабинета министров Малави 1964–1965, IB Tauris. ISBN   978-1-86064-642-3 .
  • К. Бейкер, (2006). Чипембере, Пропавшие годы , Коллектив африканских книг ISBN   978-99908-76-33-8 .
  • С. Бейкер (2007). Механика опровержения: ответ правительств Великобритании и Ньясаленда на отчет Девлина, 1959 г. , Журнал Общества Малави, Vol. 60, № 2.
  • М. Л. Чанок, (1975). Неясности в малавийской политической традиции , Дела Африки, Том 74, № 296.
  • Хорн, (2008) Макмиллан: Официальная биография , Пэн Макмиллан. ISBN   0-230-73881-8 .
  • ОЖМ Калинга, (2012). Исторический словарь Малави, Роумана и Литтлфилда. ISBN   978-0-8108-5961-6 .
  • Дж. Маккракен (1998). Демократия и национализм в исторической перспективе: пример Малави , Дела Африки Том. 97, № 387
  • Дж. Маккракен (2002). Неоднозначность национализма: лен Мусополь и северный фактор в малавийской политике, ок. 1956–1966 , Журнал исследований Южной Африки, Vol. 28, № 1.
  • Дж. Маккракен (2012). История Малави, 1859–1966 , Вудбридж, Джеймс Карри. ISBN   978-1-84701-050-6 .
  • Дж. Г. Пайк, (1968) Малави: политическая и экономическая история , Pall Mall.
  • Дж. Пауэр, (2010). Политическая культура и национализм в Малави: строительство квачи, University of Rochester Press, ISBN   978-1-58046-310-2 .
  • AC Росс, (2009). От колониализма до кризиса кабинета министров: политическая история Малави, Коллектив африканских книг. ISBN   978-99908-87-75-4 .
  • Р. И. Ротберг, (1965). Рост национализма в Центральной Африке: создание Малави и Замбии, 1873–1964 гг ., Кембридж (Массачусетс), издательство Гарвардского университета.
  • Дж ван Велсон (1966). Некоторые группы раннего давления в Малави. в Э. Стоксе и Р. Брауне (редакторы). Прошлое Замбеза: исследования по истории Центральной Африки . Издательство Манчестерского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd835e9ad8f9eba93eb4b47dcfc8da42__1724720040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/42/dd835e9ad8f9eba93eb4b47dcfc8da42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1964 Malawi cabinet crisis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)