Среда знаний
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Среда знаний — это социальные практики, технологические и физические механизмы, предназначенные для облегчения совместного создания знаний , принятия решений , умозаключений или открытий, в зависимости от эпистемологических предпосылок и целей.
Обзор [ править ]
Среды знаний, отходящие от конструктивистской эпистемологии, предполагают, что знание предметной области встроено и является результатом когнитивных и/или социальных практик. С этой точки зрения основная цель сред знаний состоит в том, чтобы размещать и поддерживать деятельность по созданию знаний, средства, включая когнитивную эргономику, социальное программное обеспечение , немедленный доступ к информации с использованием средств мультимедиа и гипертекста , функциональные возможности добавления контента и структурированные онтологии . В этом смысле Arc.Ask3.Ru сама по себе является типичным примером среды знаний.
С другой точки зрения, цель среды знаний можно определить как метод, обеспечивающий согласованные результаты знаний. Результаты знаний проявляются как обучение, общение, цели, решения и т. д. Последовательные результаты знаний подразумевают предсказуемые результаты обучения или воспроизводимые результаты общения и предсказуемое качество решений. Проектирование сред знаний – это как обыденная деятельность, так и специализированная экспертная работа. На упрощенном уровне каждый учитель , каждый автор , каждый библиотекарь и каждый менеджер баз данных является создателем среды знаний. На специализированном уровне среда знаний нуждается в сложной архитектуре и возможностях моделирования. Этот подход необходим, когда создатель среды знаний хочет предоставить воспроизводимые результаты в сотнях конкретных экземпляров одной и той же среды знаний. С другой стороны, усиливающаяся тенденция публичного авторства приводит к созданию открытых онтологий посредством, скажем, тегирования или фолксономии . В значительной степени среды знаний в таких случаях создаются не только их авторами или владельцами, но также и участниками их онтологий.
Типы [ править ]
Существуют различные виды сред знаний:
- Социально-технологические среды, например виртуальные среды обучения , целью которых является совместное построение знаний.
- Среда обучения, в которой основной целью участников является получение каких-либо знаний, навыков или концептуальной ясности.
- Виртуальные среды, включающие сообщества, участвующие, например, в политических процессах.
- Творческая или экспериментальная среда, в которой знания создаются посредством совместного написания текста, но даже невербального, например аудиовизуального контента.
- Онлайн-симуляции экологии, экономики или общества
- Наукоемкие игровые среды
- Среды общения, в которых основной целью участников является передача друг другу некоторых сигналов или информации, связанных с деятельностью и поведением, генерируемыми в этой среде.
- Среда принятия решений, в которой главная цель участников — поделиться знаниями и мнениями, чтобы были созданы варианты решений и сделан выбор.
- Операционные среды, в которых среда знаний является поддержкой или средством обеспечения фактического процесса или выполняемой физической работы.
Вопросы развития [ править ]
Переменные [ править ]
Среды знаний широко распространены, но их трудно построить на масштабируемой и воспроизводимой основе. Это связано с двумя группами взаимодействующих переменных:
- Переменные, связанные с разнообразием контекста
- Переменные, связанные с последующим разнообразием точек зрения на рассматриваемые области
- Переменные, связанные со сложностью предметной области
Проблемы [ править ]
Некоторые из проблем в разработке:
- Как создать среду знаний, которая признает разнообразие участников и, как следствие, множественность точек зрения на данную область информации.
- Как облегчить исследование различных точек зрения на информационные области
- Как оптимизировать когнитивную экономику
- Как измерить эффективность среды знаний
- Как объединить несколько медиа
- Как предоставить пользователям таких сред свободу находить знания в такой среде, помещая их в операционную структуру.
Приложения [ править ]
Среды знаний полезны для проектирования:
- Обучение
- Управление знаниями
- Сценарное планирование в компаниях
- Инструменты принятия решений
- Симуляторы
- Игры
- Окружающий