Совместная фантастика
Совместная художественная литература — это форма письма группы авторов, которые разделяют творческий контроль над историей .
Совместная художественная литература может создаваться для коммерческой выгоды, как часть образования или для развлечения - многие совместно написанные произведения стали предметом обширных академических исследований.
Процесс
[ редактировать ]Наш общий процесс меняется от книги к книге. Обычно, пока я работаю над другим проектом, Мэри приходит в голову идея, обсуждает ее со мной, чтобы я мог внести свой вклад, а затем приступает к составлению сюжета и исследованию. Ничего никогда не было забетонировано. Никакие две книги не следуют одинаковой процедуре.
Автор Бронвин Уильямс [1]
Совместный . автор может сосредоточиться на конкретном главном герое или персонаже в повествовательной нити , а затем передать историю другому писателю для дальнейших дополнений или изменения фокуса на другого главного героя В качестве альтернативы авторы могут написать текст для своего конкретного подсюжета в рамках общего повествования, и в этом случае один автор может нести ответственность за интеграцию истории в целом. В Италии различные авторские коллективы разработали более совершенные методы взаимодействия и производства. [2]
Методы, используемые писателями, работающими в коммерческих целях, сильно различаются. Приступая к написанию рассказа «Игрушечная фабрика», Карл Шредер и Дэвид Никл начали с написания чередующихся предложений: [3] тогда как когда английские авторы Терри Пратчетт и Нил Гейман писали «Благие знамения», они в основном писали отдельные сюжетные линии, а затем гораздо активнее сотрудничали при редактировании рукописи. [4]
Сотрудничество действительно может быть очень ограниченным: когда Джон Грин и Дэвид Левитан написали «Уилл Грейсон, Уилл Грейсон», единственная сюжетная линия, которую они решили, заключалась в том, что два персонажа встретятся в какой-то момент романа и что их встреча окажет огромное влияние на их судьбу. жизни. После этого решения они отдельно написали первые три главы для своей половины, а затем поделились ими друг с другом. Поделившись информацией, они «сразу поняли, что это сработает», как заявил Левитан. [5] [6]
Споры о ценности совместного авторства
[ редактировать ]Некоторые учёные озабочены возможностью выяснить, кто что написал и кому какие идеи принадлежат. [7] В частности, в гуманитарных науках совместное авторство осуждается в пользу индивидуального автора. В этих случаях устаревшие идеи индивидуальной гениальности влияют на то, как ученые смотрят на вопросы присвоения и владения. [8] Исследователи сотрудничества Эде и Лансфорд отмечают: «Повседневная практика в гуманитарных науках продолжает игнорировать или даже наказывать сотрудничество, одновременно разрешая работу, приписываемую (автономным) людям». [8] В частности, литературно-критические эссе часто направлены на «решение» вопросов авторства, прежде чем перейти к их основным интерпретативным целям. [9] Вудманси использует исследования практики письма со времен Возрождения, чтобы прийти к выводу, что современное определение авторства представляет собой «относительно недавнее формирование» и что ранее преобладали «более корпоративные и совместные» формы письма. [10] предполагая долгую историю совместной художественной литературы. Далее она утверждает, что концепция, согласно которой «подлинное авторство состоит в индивидуальных актах создания», является совершенно современным мифом. [10]
Для драматургов эпохи Возрождения сотрудничество, похоже, было нормой; Бентли отмечает, что почти две трети пьес, упомянутых в статьях Хенслоу, отражают участие более чем одного писателя. [11] Существует также проблема постоянного пересмотра: в английском театре эпохи Возрождения было обычной практикой, когда профессиональные писатели, прикрепленные к труппе, сочиняли новых персонажей, сцены, прологи и эпилоги для пьес, к которым они изначально не приложили руку. [12] Скотт Макмиллин представил ревизию как деконструкцию авторской индивидуальности в рукописи сэра Томаса Мора . [13]
В художественном смысле, как отмечает Лоррейн Йорк , «критики и читатели ощущают настойчивую потребность «разъединить» эти произведения, разобрать коллективный текст на отдельные вклады двух или более авторов». [14] Это часть традиции критики рассматривать сотрудничество как подмножество или аберрантный вид индивидуального авторства – такой, который более поздние читатели могли бы выделить, исследуя совместный текст. [15] Конкретными примерами такого подхода к критике являются Сайрус Хой , изучающий авторство пьес Бомонта и Флетчера . [9]
Было несколько университетских проектов, которые исследовали совместную художественную литературу как с точки зрения письма, так и в качестве испытательного полигона для научных методов, таких как визуализация структуры повествования. [16] Совместное письмо в небольших группах — широко распространенный и успешный метод обучения.
«Миллион пингвинов» представлял собой крупномасштабное и полностью открытое совместное произведение художественной литературы, спонсируемое Penguin Books в 2007 году, которое не преуспело в развитии сообщества или связном повествовании. [17] [18] [19]
Совместная фантастика в разных странах
[ редактировать ]В Италии
[ редактировать ]Италия имеет сильные традиции [20] в совместной художественной литературе: наиболее замечательными текстами являются « Lo zar non è morto , коллективный роман 1929 года. [21] группы футуристов «Gruppo dei Dieci», Дона Милани эксперимент «Scuola di Barbiana», «Письмо профессору» (1967), различные исторические бестселлеры, выпущенные коллективом Wu Ming в период с 1999 по 2011 год, и «Территориальный враг », 115-автор [22] роман, реализованный в рамках проекта SIC – Scrittura Industriale Collettiva , основанного Грегорио Маджини и Ванни Сантони , [23] который установил кодифицированную методологию [24] для коллективного производства литературных текстов.
В Австралии
[ редактировать ]В Австралии есть несколько известных писательских коллективов. В 1944 году Джеймс Маколи и Гарольд Стюарт в сотрудничестве с Эрном Мэлли написали за один день семнадцать стихотворений как мистификацию против Макса Харриса и его журнала Angry Penguins . С конца 1920-х до конца 1940-х годов Флора Элдершоу и Марджори Барнард писали под именем М. Барнарда Элдершоу . За это время они опубликовали работу, включающую пять романов. Очевидно, Барнард больше писал тексты, в то время как Элдершоу сосредоточился на развитии и структуре произведений. Луиза Элизабет Рорабахер , написавшая о сотрудничестве, заявила: «в их ранних совместных романах невозможно выделить их отдельные вклады». Партнерство сработало, потому что, по словам Нетти Палмер , ведущего литературного критика того времени: «Любая разница в характерах двух женщин не влияет на разницу в их точке зрения или ценностях». Димфна Кьюсак написала двенадцать романов, два из которых были совместными. Она написала «Come In Spinner». , роман, действие которого происходит в Сиднее в конце Второй мировой войны с Флоренс Джеймс . Завершенная книга была представлена и выиграла конкурс романов Daily Telegraph 1948 года . Кьюсак также сотрудничал с другим писателем — Майлзом Франклином над романом 1939 года «Пионеры на параде» .
В период с 1997 по 2000 год австралийские детские писатели Пол Дженнингс и Моррис Гляйтцман написали в соавторстве две серии детских книг: «Злые и смертельные» .
Эта традиция продолжилась и в 21 веке. Роман об австралийской глубинке 2015 года «Нарисованное небо» [25] был написан группой из пяти австралийок, и его продолжение 2017 года «Смещающийся свет» [26] четырьмя авторами, которые совместно пишут под псевдонимом Элис Кэмпион . Их уникальный процесс написания привел к тому, что критики аплодировали их «единому» авторскому голосу. В рамках «Групповой художественной литературы» трое членов коллектива также написали руководство по совместному написанию художественной литературы под названием «Как писать художественную литературу в группе». В 2020 году писатель Крейг Кормик в сотрудничестве с австралийским писателем из числа коренных народов Гарольдом Людвиком написал альтернативный исторический роман «На варварском побережье » о капитана Кука путешествии в Австралию в 1768–1771 годах.
Общественное и образовательное использование
[ редактировать ]
Совместное письмо использовалось для повышения вовлеченности сообщества в писательство: одна из трех премий TED 2008 года была вручена Дэйву Эггерсу , частично за его работу с проектом 826 , который использует множество методов сотрудничества для вовлечения школьников и общественных групп в писательство. Отделение 826 в Валенсии состоит из писательской лаборатории, уличного магазина пиратских товаров, который частично финансирует программы, и двух дополнительных классов в близлежащих средних школах. С момента основания отделения более 1400 волонтеров, в том числе авторы публикаций, основатели журналов, преподаватели курсов SAT и режиссеры-документалисты, пожертвовали время для работы с тысячами студентов. [27] Его желание получить премию TED заключалось в том, чтобы члены сообщества лично взаимодействовали с местными государственными школами. [28] [29]
Другая образовательно мотивированная работа была разработана Лондонским университетом и использовалась как для улучшения навыков письма участников, так и в качестве испытательного полигона для научных методов, таких как визуализация структуры повествования. [16] [30] В рамках проекта была предпринята попытка показать студентам рабочий процесс создания романа от зарождения до создания, а также улучшить навыки командной работы и обратной связи. [31] Семинары длились до недели и были направлены на создание полнометражного романа на основе сюжетной идеи, предложенной известным автором, а младшие школьники создавали романы меньшего размера. [32] Поскольку семинары были очень короткими, требовалось совместное написание романа, чтобы можно было написать роман в установленные сроки. [31] методы разработки программного обеспечения . Для распределения рабочей нагрузки среди студентов использовались [31]
Совместным романом, написанным в образовательных целях, был «Пещеры» , написанный совместно в 1989 году в качестве эксперимента Кеном Кизи и классом творческого письма, который он преподавал в Университете Орегона . Благодаря привязанности Кизи к этому проекту, книга получила широкое распространение в газетах и журналах. Критики в целом были заинтригованы книгой, но в конечном итоге раскритиковали ее недостатки: особо отметив отсутствие связного голоса и слишком большой состав персонажей. В статье для Los Angeles Times Боб Сипчен отметил: « Пещеры » — это забавная забава, полная странных персонажей и нелепых поворотов сюжета. Это был достаточно интригующий проект, чтобы заставить ведущие СМИ снова окружить Кизи. Но никто не называет « Пещеры» литературой. ." [33]
Развлекательное совместное письмо
[ редактировать ]Совместная художественная литература может быть полностью открытой, без каких-либо правил или принудительной структуры по мере перехода от автора к автору; однако во многих совместных художественных произведениях принимаются определенные правила относительно того, что является приемлемым вкладом. [34]
Написание игр для совместного письма имеет традицию в таких литературных группах, как дадаисты и Улипо . С появлением Интернета многие такие совместные писательские игры стали онлайн, что привело как к гипертекстовой художественной литературе , так и к более традиционной литературной продукции. Например, форум бара Baen's , известный как 1632 Tech , был главной движущей силой многих работ в популярной альтернативной истории серии 1632 года под эгидой Эрика Флинта , особенно The Grantville Gazettes . Другие примеры совместного онлайн-писательства включают вики SCP Foundation и написание статей на форуме 4chan /lit/. В статье автора и ученого Скотта Реттберга «Коллективное повествование» обсуждаются связи между авангардными литературными группами и совместной онлайн-беллетристикой. [35]
С разными произведениями мы поступили по-разному, Для нашей детской книги у нас был полный план. Каждый из нас писал один раздел каждую неделю, и мы исправляли его при встрече. Этот метод сработал хорошо. В конце даже не разберешь, кто что написал.
Ли Руланд [36]
Влияние настольных игр
[ редактировать ]Другие формы совместной художественной литературы возникли из практики игроков в настольные и ролевые видеоигры и связанной с ними « фандомной » деятельности. Ролевые игры, такие как «Подземелья и драконы», часто рассматриваются как процесс создания повествования посредством взаимодействия каждого персонажа. [34] Такие настольные ролевые игры всегда были упражнением в совместной художественной литературе, но могут иметь более структурированные правила: игроки, действующие антиобщественным образом, могут быть наказаны игровой механикой (хотя они с такой же вероятностью будут наказаны социально). [37]
В конце концов, такое настольное поведение слилось с гипертекстовой художественной литературой, чтобы создать текстовые интерактивные ролевые среды, такие как ролевые игры MUSHes . В 2001 году OtherSpace стала первой такой игрой, опубликовавшей роман, основанный на этих взаимодействиях. [38]
Создание мира
[ редактировать ]«Огненное кольцо» (серия) — это серия книг по альтернативной истории Эрика Флинта и других авторов, действие которых происходит во вселенной, созданной Эриком Флинтом с целью интеграции нескольких авторов в ткань структуры вселенной.
Такие сайты, как «Рука Ориона» и «Эпические легенды иерархов: Сага об элементах» поощряют разработку вымышленных вселенных, а не романов (хотя «Эпические легенды» — это пародия на фэнтезийные вселенные). [39]
Платформы онлайн-сотрудничества
[ редактировать ]С развитием Интернета совместное письмо приобретает новую актуальность благодаря появлению различных онлайн-платформ для совместного письма. Наиболее популярными являются редакторы для совместной работы в реальном времени, такие как Etherpad и Google Docs, которые, однако, в основном используются для координации проектов и мозгового штурма. Тем не менее, их также использовали для коллективного написания художественных произведений, таких как «Гиперсфера». [40] или Наследие тоталитаризма в тундре [41] [42] [43] анонимные пользователи литературного форума ( /lit/ ) 4chan из более чем 71 страны, использующие Документы Google. [44]
Коммерческое сотрудничество
[ редактировать ]Традиционные писатели- фантасты и писательские круги экспериментировали с созданием групповых рассказов, таких как Роберта Асприна » «Воровской мир и «Мифические приключения» — такие подходы восходят, по крайней мере, к «Плавучему адмиралу» 1931 года. произведения, созданные как пародии или мистификации, такие как «Голый пришел незнакомец» , которые якобы были написаны, чтобы проиллюстрировать тот факт, что популярная американская литературная культура стала бездумно вульгарной. [45] Австралийские соавторы жанровой фантастики, известные как Элис Кэмпион, считаются первыми в мире, кто публикует коммерческую фантастику в команде из пяти, а теперь и четырех человек. Их популярные романы «Нарисованное небо» . [25] (2015) и Меняющийся свет [26] (2017) были опубликованы издательством Penguin Random House.
Юридические аспекты
[ редактировать ]К недостаткам процесса совместного написания можно отнести проблемы с сериями или продолжениями успешных книг; если у одного партнера есть другие обязательства или проект ему наскучил, то могут возникнуть потери, задержки и давление на отношения. [46] Ассоциация представителей авторов рекомендует, чтобы «соглашение о сотрудничестве должно было предусматривать прекращение сотрудничества: как соавторы могут расстаться, кому принадлежат деньги, кому принадлежат права на материал». [47]
Более того, могут возникнуть юридические сложности, если, например, два автора заключили контракт на написание других книг индивидуально для разных издателей – если есть какое-либо совпадение типов книг, тогда необходимо тщательно изучить договорные обязательства, чтобы избежать проблем с авторским правом. [48]
См. также
[ редактировать ]- Совместный блог
- Совместное написание
- Совместная работа с компьютерной поддержкой
- Круговая история
- Общая вселенная , когда авторы сотрудничают в сеттинге, а не в конкретной сюжетной линии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ МакГолдрик , с. 79
- ^ «Коллективное письмо – Память» . 3 октября 2016 г.
- ^ МакГолдрик с. 85
- ^ Журнал Нила Геймана , 2005 г.
- ^ Сиэтл Таймс, 30 апреля 2005 г.
- ↑ San Francisco Chronicle, 12 мая 2010 г.
- ^ Йорк, Лоррейн М. (2002). Переосмысление совместного женского письма: сила, различие, собственность . Торонто, Онтарио: Издательство Университета Торонто. п. 7. ISBN 978-1-4426-7931-3 . OCLC 244764760 .
- ^ Перейти обратно: а б Эде и Лансфорд (2001) , стр. 354–69.
- ^ Перейти обратно: а б Мастен (1997) , с. 173
- ^ Перейти обратно: а б Вудманзее
- ^ Бентли (1971) , стр.199
- ^ Мастен (1997) , стр. 14.
- ^ Макмиллин (1987) , стр. 153–159.
- ^ Йорк , с. 7
- ^ Мастен (1997) , с. 17
- ^ Перейти обратно: а б Мурта и др. (2010)
- ^ Мейсон, Брюс; Томас, Сью (24 апреля 2008 г.). «Отчет об исследовании миллиона пингвинов» (PDF) . Отчет Института креативных технологий Университета де Монфор, Лестер, Великобритания .
- ^ Ровер, Пол (2010). «Заметка об ограничениях человеческих вычислений» . Материалы семинара ACM SIGKDD по человеческим вычислениям . Вашингтон, округ Колумбия: ACM Press. стр. 38–40. дои : 10.1145/1837885.1837897 . ISBN 978-1-4503-0222-7 . S2CID 16286982 .
- ^ Конг-Хуен, Энн (2013). « Тёмная месса, или Проблемы творческого облачного труда» . Журнал исследований электронных СМИ . 3 (1). дои : 10.1349/PS1.1938-6060.A.427 . ISSN 1938-6060 .
- ^ «История и перспективы коллективного письма в Италии – Чтение 10.03.2013» . Scribd.com . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Андреа Палеари. «книги: царь не умер» . Sironieditore.it . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Подвиг сотни
- ^ Коллективное письмо и исторический роман в век информации: метод SIC
- ^ «Обзор прессы | Коллективное промышленное письмо» . Websitecollettiva.org . Проверено 21 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Нарисованное небо | Penguin Books Australia, ISBN 9780857984852, 384 страницы» . penguin.com.au . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Смещающийся свет | Penguin Books Australia, ISBN 9780143781110, 368 страниц» . penguin.com.au . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ Блог TED (2008)
- ^ Выступление Дэйва Эггерса на TED (2008)
- ^ Премия TED (2008)
- ↑ The Guardian (1 декабря 2009 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с Игра слов 2011
- ^ Идея «новеллы» передана в школы, чтобы поощрить начинающих молодых авторов»
- ↑ The Los Angeles Times (11 февраля 1990 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Спирлинг и Силас (2008) , с. 33
- ^ Скотт (2011)
- ^ МакГолдрик , с. 84
- ^ Харриган (2004) , с. 168
- ^ Платт, Уэс (2002). OtherSpace: Конец Света, Арки IV-V . iUniverse . стр. ix–x. ISBN 978-0595230464 .
- ^ Проект вселенной руки Ориона
- ^ «Гиперсфера» . Гудриддс . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Наследие тоталитаризма в тундре» . Гудриддс . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Наследие тоталитаризма в тундре .
- ^ Аноним (2014). Наследие тоталитаризма в тундре .
- ^ «Библиотека художественной печати на заказ» . apod.li. Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Шредер (1997)
- ^ Масса , с. 170
- ↑ Ассоциация представителей авторов, 4 марта 1992 г.
- ^ МакГолдрик , с. 71
Ссылки
[ редактировать ]- Нику МакГолдрик; Джеймс А. Макголдрик (май 2000 г.). Брак умов: совместное написание художественной литературы . Хайнеманн. ISBN 978-0-325-00232-3 . Проверено 19 сентября 2011 г.
- Эдмунд Уилсон; Леон Эдель (декабрь 1999 г.). Дьяволы и каноник Бархэм: десять эссе о поэтах, писателях и монстрах . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-52669-6 . Проверено 19 сентября 2011 г.
- Дональд Маасс (июль 1996 г.). Карьерный писатель: литературный агент предлагает стратегии успеха . Хайнеманн. ISBN 978-0-435-08693-0 . Проверено 19 сентября 2011 г.
- Лоррейн Мэри Йорк (25 мая 2002 г.). Переосмысление совместного женского письма: сила, различие, собственность . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8465-1 . Проверено 19 сентября 2011 г.
- Марта Вудманси; Питер Яси (1994). Конструкция авторства: текстовая апроприация в праве и литературе . Издательство Университета Дьюка. стр. 15–. ISBN 978-0-8223-1412-7 . Проверено 19 сентября 2011 г.
- «Журнал Нила Геймана: несколько дней неопубликованного мешка с почтой» .
- "вики-новинка" . Архивировано из оригинала 17 января 2013 г. Проверено 22 февраля 2007 г.
- Джеральд Идс Бентли (1971). Профессия драматурга во времена Шекспира… Американское философское общество. п. 199. ИСБН 9788510348928 . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Эде, Лиза и Андреа А. Лансфорд. « Сотрудничество и концепции авторства ». PMLA 116.2 (март 2001 г.): 354–69.
- Пэт Харриган (2004). От первого лица: новые медиа как история, перформанс и игра . МТИ Пресс. п. 168. ИСБН 978-0-262-23232-6 . Проверено 31 октября 2011 г.
- Джеффри Мастен (1997). Текстуальное общение: сотрудничество, авторство и сексуальность в драме эпохи Возрождения . Издательство Кембриджского университета. п. 173. ИСБН 978-0-521-58920-8 . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Скотт Макмиллин (1987). Елизаветинский театр и книга сэра Томаса Мора . Издательство Корнельского университета. стр. 153–159 . ISBN 978-0-8014-2008-5 . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Прессли, Джеймс (7 февраля 2007 г.). «В Викиновелле Большой Тони жаждет пиццы, Карло стреляет» . Bloomberg.com . Проверено 2 марта 2007 г.
- Андреас Шредер (19 апреля 1997 г.). Мошенники, шарлатаны и мошенничество: еще больше возмутительных историй о мошенничестве . Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-0-7710-7953-5 . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Мурта, Фионн; Ганц, Адам; Реддингтон, Джо (2011). «Новые методы анализа повествования и семантики в поддержку интерактивности». Развлечения Компьютеры . 2 (2): 115. arXiv : 1011.3241 . дои : 10.1016/j.entcom.2010.12.008 . S2CID 8611063 .
- Реттберг, Скотт (2005). «Теперь все вместе: коллективные знания, коллективные повествования и архитектура участия» (PDF) . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Ульрика Шпирлинг; Николас Силас (2008). Интерактивное повествование: Первая совместная международная конференция по интерактивному цифровому рассказыванию историй, ICIDS 2008, Эрфурт, Германия, 26–29 ноября 2008 г.: материалы . Спрингер. п. 33. ISBN 978-3-540-89424-7 . Проверено 31 октября 2011 г.
- «Блог TED: объявление лауреатов премии TED 2008 года» . 2007. Архивировано из оригинала 23 декабря 2009 г. Проверено 21 ноября 2007 г.
- Джеффри Мастен (1997). Текстуальное общение: сотрудничество, авторство и сексуальность в драме эпохи Возрождения . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-58920-8 . Проверено 21 сентября 2011 г.
- Сипчен, Боб. « Кизи и компания; общительный автор снова в центре внимания ». Лос-Анджелес Таймс (11 февраля 1990 г.).
- Бендиксен, Альфред. « Идет пещера ». Нью-Йорк Таймс (21 января 1990 г.). Проверено 25 февраля 2008 г.
- Отчет об исследовании миллиона пингвинов. Брюс Мейсон и Сью Томас. 24 апреля 2008 г. Институт креативных технологий, Университет Де Монфор, Лестер, Великобритания.
- Ассоциация представителей авторов, протокол общего собрания от 4 марта 1992 г.
- «Миллион пингвинов засыпает»
- Катбамна, Мира (1 декабря 2009 г.). «Секрет рейтингового успеха» . Хранитель .
- Сторителлинг Web 2.0: появление нового жанра , Б. Александр, обзор EDUCAUSE, 2008 г.
- «Выступления Дэйва Эггерса: Желание получить премию TED 2008: Однажды в школе» (видео) . Веб-сайт конференции TED . 18 марта 2008 года . Проверено 19 марта 2008 г.
- «Победитель TEDPrize 2008: Дэйв Эггерс» . Веб-сайт премии TED . Проверено 19 марта 2008 г.
- « Идея «новаторства» донесена до школ, чтобы поощрить начинающих молодых авторов» . Проверено 30 сентября 2011 г.
- «Рука Ориона – Ранние годы» .
- Макферсон, Карен (30 апреля 2010 г.). « Детские книги: «Уилл Грейсон, Уилл Грейсон» наносит 1-2 удара по подросткам» – The Seattle Times» .
- Виганд, Дэвид (27 июня 2011 г.). «Авторы и персонажи в тандеме в «Уилле Грейсоне» » . Хроника Сан-Франциско .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Учебные материалы по совместному написанию пьес в Викиверситете