Однопредметное исследование
Однопредметное исследование — это группа исследовательских методов, которые широко используются в экспериментальном анализе поведения и прикладном анализе поведения с участием как людей, так и нечеловеков. Эта исследовательская стратегия фокусируется на одном участнике и отслеживает его прогресс в теме исследования за определенный период времени. Исследование одного субъекта позволяет исследователям отслеживать изменения в человеке на протяжении длительного периода времени вместо наблюдения за разными людьми на разных стадиях. Этот тип исследования может предоставить важные данные в нескольких областях, в частности в психологии. Чаще всего он используется в экспериментальном и прикладном анализе поведения. Это исследование активно обсуждалось на протяжении многих лет. Некоторые считают, что этот метод исследования вообще неэффективен, другие хвалят данные, которые можно с его помощью собрать. Основными методами этого типа исследований являются: планы ABAB, многоэлементные планы, множественные базовые планы, повторяющиеся планы сбора данных, краткие экспериментальные планы и комбинированные планы. [1]
Эти методы составляют основу сбора данных и аналитического кода анализа поведения. Анализ поведения основан на данных, является индуктивным и не склонен к гипотетико-дедуктивным методам. [2]
Экспериментальные вопросы
[ редактировать ]Экспериментальные вопросы имеют решающее значение при определении характера выбранного плана эксперимента. Существует четыре основных типа экспериментальных вопросов: демонстрация, сравнение, параметрические и компонентные. [3] Демонстрация: «Влияет ли А на Б?». Сравнение: «Влияет ли A1 или A2 на B больше?». Параметрический вопрос: «Какая часть А вызовет какое-то изменение или влияние на Б?». Компонентный вопрос: «Какая часть A{1,2,3} — A1, A2 или A3… — вызывает или влияет на B?» где A состоит из частей, которые можно разделить и протестировать. [3]
Дизайн ABAB полезен для демонстрационных вопросов.
АБАБ
[ редактировать ]АБАБ
[ редактировать ]Проекты ABAB начинаются с установления исходного уровня (A № 1), а затем вводятся новое поведение или лечение (B № 1). Затем происходит возврат к исходному состоянию (А №2) за счет удаления Б №1. Б №2 — возвращение нового поведения или обращения.
АБ
[ редактировать ]План AB представляет собой двухэтапный или поэтапный план, состоящий из исходного уровня («фаза А») без изменений и этапа лечения или вмешательства («Б»). [4] [5] Если есть изменения, можно сказать, что лечение дало эффект. Однако он подвержен множеству возможных конкурирующих гипотез, что затрудняет серьезные выводы. Варианты схемы AB представляют способы контроля конкурирующих гипотез, позволяющие сделать более убедительные выводы.
Реверс или ABA
[ редактировать ]Реверсивный дизайн является наиболее мощным из дизайнов исследований с одним субъектом, демонстрирующий сильный переход от исходного уровня («А») к лечению («Б») и обратно. Если переменная возвращается к исходному значению без лечения, а затем возобновляет свое действие при повторном применении, исследователь может быть более уверен в эффективности этого лечения. Однако многие вмешательства невозможно отменить, некоторые по этическим причинам (например, членовредительство, курение), а некоторые по практическим причинам (их нельзя разучить, как навык). [6]
Дополнительные замечания по этике: Завершение эксперимента по базовому показателю может быть неэтичным, если лечение является самоподдерживающимся, очень полезным и/или связано со здоровьем. Участники контрольных условий также могут заслужить преимущества исследования после сбора всех данных. Этический долг исследователя — максимизировать выгоды и обеспечить, чтобы все участники имели доступ к этим выгодам, когда это возможно.
АВС
[ редактировать ]Дизайн ABC — это вариант, который позволяет расширить исследовательские вопросы на компонентные, параметрические и сравнительные вопросы. [7]
Многоэлементный
[ редактировать ]Многоэлементные планы, иногда называемые планами с чередующимся лечением, используются для установления сравнительного эффекта двух методов лечения. [8] Два лечения чередуются в быстрой последовательности, и коррелирующие изменения наносятся на график для облегчения сравнения. [9] Многоэлементные планы обычно используются в исследованиях с одним предметом для точного тестирования нескольких независимых переменных одновременно.
Множественная базовая линия
[ редактировать ]Впервые о множественном базовом дизайне было сообщено в 1960 году, когда он использовался в фундаментальных оперантных исследованиях. Его применили в конце 1960-х годов к экспериментам на людях в ответ на практические и этические проблемы, возникшие при отказе от явно успешных методов лечения у людей. [10] В нем два или более (часто три) поведения, людей или условий представлены в шахматном порядке, где вносятся изменения в одно, но не в два других, а затем во второе, но не в третье поведение, человека или обстановку. Дифференциальные изменения, которые происходят с каждым поведением, человеком или в каждой ситуации, помогают усилить то, что по сути является дизайном AB с его проблемными конкурирующими гипотезами. [ нужна ссылка ]
Для определения полезности вмешательства используются многочисленные базовые тесты. Сосредоточив ежедневный сбор данных на одном участнике, исследователи могут подготовиться к расширению своих исследований. Этот метод исследования дает большой объем данных, которые могут быть проанализированы исследователями. Эти данные затем могут быть использованы для поддержки гипотезы исследователей и/или предоставления информации перед переходом к групповому исследовательскому проекту.
Повторное приобретение
[ редактировать ]В дополнение к множественным базовым планам, способом решения проблемы обратимости является использование повторных сборов данных. [11]
Краткий
[ редактировать ]Варианты многоэлементных конструкций и конструкций типа ABAB, которые предпочитают исследователи прикладных условий, где логистические проблемы, временные и другие ограничения затрудняют исследования. [12] [13]
Комбинированный
[ редактировать ]Комбинированные исследования по одному предмету используются для получения дополнительных знаний по вопросу исследования и для улучшения проведения групповых исследований. Комбинированный дизайн возник из-за необходимости получить ответы на более сложные исследовательские вопросы. Такие ответы могут дать объединение двух или более однотипных планов, таких как ABAB и несколько базовых планов. [14]
Многозондовый
[ редактировать ]Популярный в исследованиях вербального поведения метод исследования с использованием нескольких зондов имеет элементы других методов исследования. [ нужна ссылка ]
Изменение критерия
[ редактировать ]В исследовании с изменяющимися критериями критерий подкрепления меняется на протяжении всего эксперимента, чтобы продемонстрировать функциональную связь между подкреплением и поведением. [15]
См. также
[ редактировать ]- Однопредметный дизайн
- N из 1 испытания
- Прикладной анализ поведения
- Вербальное поведение
- Б. Ф. Скиннер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, 2005.
- ^ Кьезе, Мекка. (2004). Радикальный бихевиоризм: философия и наука .
- ^ Jump up to: а б Кеннеди, 2005, стр. 65–66.
- ^ «Введение в дизайны для отдельных субъектов: дизайн AB (базовый и интервенционный)» . www.msu.edu , 2000. Архивировано 31 июля 2001 года в Wayback Machine.
- ^ Кеннеди, 2005, с. 124.
- ^ Каздин, Алан (1982). Дизайны единичных исследований . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-503021-4 .
- ^ Кеннеди, 2005, с. 132
- ^ Кеннеди, 2005, с. 137
- ^ Купер, Джо; Херон, TE; Хьюард, WL (2007). Прикладной анализ поведения (2-е изд.). Прентис Холл. ISBN 978-0-13-142113-4 .
- ^ Херсен, Майкл и Барлоу, Дэвид Х. (1976) Экспериментальные планы для одного случая: стратегии изучения поведенческих изменений . Пергамон, Нью-Йорк. ISBN 978-0205474554
- ^ Борен, Джей-Джей (1963). «Повторное приобретение новых поведенческих цепочек». Американский психолог , 18 , с. 421.
- ^ Кеннеди, 2005, с. 169
- ^ Купер, Вакер, Сассо, Реймерс и Данн (1990) «Использование родителей в качестве терапевтов для оценки надлежащего поведения их детей: обращение в третичную диагностическую клинику». Журнал прикладного анализа поведения , 23 , стр. 285-296.
- ^ Баер, Вольф, Рисли (1968) «Некоторые все еще актуальные аспекты прикладного анализа поведения». Журнал прикладного анализа поведения , 1 , 91-97.
- ^ Диксон, MR; Фалькомата, ТС (2004). «Предпочтение прогрессивным задержкам и одновременным физическим упражнениям у взрослых с приобретенной черепно-мозговой травмой» . Журнал прикладного анализа поведения . 37 (1): 101–105. дои : 10.1901/jaba.2004.37-101 . ПМЦ 1284485 . ПМИД 15154223 .
Источники
[ редактировать ]- Кеннеди, Крейг Х. (2005). Индивидуальные планы образовательных исследований . Бостон: Пирсон / A & B. ISBN 0-205-34023-7 .
- ХЕЙНС, ЭНН ХИГГИНС. «Многоэлементные планы для исследований раннего вмешательства». Журнал раннего вмешательства , том. 15, нет. 2, 1991, стр. 185–192, https://doi.org/10.1177/105381519101500207.