Бо Нильссон
Бо Нильссон (1 мая 1937 г. - 25 июня 2018 г.) [ 1 ] был шведским композитором и автором текстов .
Карьера
[ редактировать ]Бо Нильссон родился в Шеллефтео и впервые привлек внимание как композитор в возрасте 18 лет, когда его Zwei Stücke (Две пьесы) для флейты, бас-кларнета, ударных и фортепиано были исполнены в 1956 году на Западногерманском радио (WDR) «Музыка». Концерт der Zeit» в Кёльне . Он научился композиции, слушая радио, поскольку до этого имел лишь базовую подготовку у местного учителя музыки и некоторый опыт работы джазовым пианистом. Хотя его ранний стиль во многом обязан Пьеру Булезу и Карлхайнцу Штокхаузену , он также демонстрирует ряд личных особенностей: использование ярких перкуссионных звуков за тонко проработанными линиями вокала или флейты (обычно альтовой флейты ), «нервное» трепетание тональных нюансов, и чувство миниатюрных, рассчитанных форм. [ 2 ] Поскольку он решил жить в маленьком городке Мальмбергет , он получил журналистский эпитет «гений из Мальмбергета».
К 1957 году Нильссон оставался практически неизвестным в своей стране, но привлек значительное внимание в Германии серией небольших композиций камерной музыки, характеризующихся изысканными и необычными инструментами. Самый известный из них — Frequensen (нем. Frequenzen , 1957) для пикколо, флейты, вибрафона, ксилофона, электрогитары, контрабаса и ударных инструментов. [ 3 ]
Электронная музыка
[ редактировать ]В конце 1950-х годов Нильссон написал двенадцатистраничную партитуру для своего первого электронного произведения « Аудиограмма» Штокхаузена , используя только радиопередачи и опубликованную партитуру « Исследования II» в качестве источников, на которые можно было опираться, поскольку в то время у него не было доступа к электронному оборудованию. . Он отправил партитуру в студию электронной музыки WDR в надежде, что она будет продюсирована там, и Готфрид Михаэль Кениг согласился взять на себя роль «переводчика», даже выразив сомнения в том, что композитор полагается на «устоявшийся стиль». Штокхаузена Studien . К тому времени, когда реализация была завершена в 1958 году, Нильссон, еще не услышав результатов своего первого эссе на медиуме, завершил еще одну электронную пьесу и планировал третью. [ 4 ] Эта вторая работа под названием Würfelspiel (Игра в кости) также была реализована в WDR, хотя есть некоторые сомнения, третья работа, Zellen (1958). была ли когда-либо завершена [ 5 ]
Стиль и техника
[ редактировать ]В 1950-е годы критики предполагали, что Нильссон использовал серийные приемы композиторов, стилю которых он подражал, и чьи нотации заимствовали его партитуры. Однако в 1961 году он устроил скандал в Швеции и Германии, опубликовав статью [ 6 ] в котором он признался, что «блефовал» и просто использовал свой слух для создания музыки в так называемом дармштадтском стиле. [ 7 ] Несмотря на это публичное признание, в справочных изданиях его до сих пор иногда называют «сериалистом». [ 8 ] и даже как «один из первых, кто сериализовал методы открытой формы и случайные методы». [ 9 ] Нильссон поощрял предположение о том, что в его композициях использовался сериализм, отчасти приправляя свои партитуры цифрами. Сложные ритмы обозначались числовыми пропорциями (например, 4:5, 7:8, 8:9, 3:16), а динамика иногда определялась численно, как, например, когда он ввел динамическую шкалу от 1,0 до 10,5 в Quantitäten для фортепиано. Другой метод увековечения этого мифа заключался в предоставлении математических формул, которые считались основой различных аспектов музыки. Когда Вольфганг Штайнеке процитировал одно из этих утверждений в радиопрограмме, немецкие газеты подхватили его и распространили эту историю. На самом деле формулы, связанные с интегралами рациональных функций, Нильссон просто переписывал, часто с ошибками, из книг своего дяди Оки, большого любителя математики. [ 10 ]
Начав с «Entrée» для оркестра и кассеты (1962), Нильссон обратился к стилю, родственному позднему романтизму, а позже, в 1960-х годах, он написал музыку для фильмов и телевидения, например, «Hemsöborna» (1966) и «Röda Rummet» .
Entrée в сезоне 1962–63 годов был заказан Шведским радио для последнего концерта Nutida Musik , концерта, который также служил открытием Стокгольмского фестиваля (отсюда и название произведения). Символично начало нового этапа в творчестве Нильссона, Entrée исследует крайности. Он включает в себя множество музыкальных стилей и динамики, от очень мягких до чрезвычайно громких, с использованием оркестра со значительно расширенной перкуссионной секцией, включая масляные бочки, стальные диски, мраморные тарелки, кастрюли, сковородки и бутылки. Это всего лишь две короткие вставки электронной музыки, реализованные при участии Карла-Эрика Велина. На них наложена скудная оркестровая музыка, исполняемая вживую, и состоят из неясных, почти нарочито бесцветных звуков. [ 11 ]
Композиции
[ редактировать ]Среди его наиболее важных произведений - Quantität для фортепиано соло (1957), Этт блокирует тимме для сопрано и камерного ансамбля по тексту Ойвинда Фальстрёма , Brief an Gösta Oswald (трилогия кантат, написанная в 1958–62 годах, состоящая из Эйн Эррен Зона для альта) . голос, альтовая флейта и камерный ансамбль, Mädchentotenlieder для голоса сопрано, альтовая флейта и камерный ансамбль, и И руки его очи замедлились вернулся для голоса альт или сопрано с оркестром), «Три сцены для оркестра» (1960–61), «Антре для оркестра» (1962) и «Фатуме» для чтеца, хора, рок-группы и симфонического оркестра (1971). [ 2 ] [ 3 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Бо Нильссон получил степень почетного доктора Лулео Технологического университета . По этому случаю университет заказал портрет Бо Нильссона, написанный художником Эчи Обергом.
Сочинения
[ редактировать ]- «Актуальные проблемы состава». Современная музыка 1, н. 2 (1957–58), 6–7.
- Пиковая книга . Стокгольм: Боннье, 1966.
- Ракета или Жизнь в кепке . Елливаре: Общественное объединение прихода Гелливаре, 1994 г. ISBN 91-971835-3-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Сильвандер, Стефан Олоф. 1974. «Электронная музыкальная композиция в Швеции 1952–1970». Кандидатская дисс. Мэдисон: Университет Висконсина.
Сноски
- ^ 2018. « Уведомление о смерти Бо Нильссона ». Веб-сайт Fonus.se (по состоянию на 2 июля 2018 г.).
- ^ Jump up to: а б Остранд, Ганс (2001). «Нильссон, Бо». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
- ^ Jump up to: а б Валлнер, Бо. 1965. «Скандинавская музыка после Второй мировой войны». Музыкальный ежеквартальный журнал 51, вып. 1 (январь, «Современная музыка в Европе: комплексный обзор»): 111–43. п. 124.
- ^ Кениг, Готфрид Майкл . 1958. «Бо Нильссон». Серия 4:85–88; английский пер. в серии 4 (1960): 85–88. С. 85–6, 88.
- ^ Сильвандер 1974 , с. 79.
- ^ Нильссон, Бо. 1961. «Коллаж из города Каменный пруд». Слово и изображение 70:384–87.
- ^ Броман, Пер. 2002. «Новая музыка Швеции». В «Новой музыке скандинавских стран » под редакцией Джона Дэвида Уайта, 445–588. Музыковедческая серия Pendragon Press. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 9781576470190 . п. 468.
- ^ Кеннеди, Майкл. 2006. «Нильссон, Бо». Оксфордский музыкальный словарь , второе переработанное издание. Заместитель редактора Джойс Борн. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-861459-3 .
- ^ Зальцман, Эрик. 1988. Музыка двадцатого века: Введение , третье издание. Серия «История музыки» Прентис-Холла. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 0139350578 . п. 181.
- ^ Okuneva, Ekaterina Gur'evna (Окунева, Екатерина Гурьевна). 2011. "Композитор-авангардист Бу Нильсон: Забытый «гений из Мальмбергета»" [The Avant-Garde Composer Bo Nilsson: A Forgotten "Genius from Malmberget"]. Problemy muzykal'noj nauki: Rossijskij naučnyj specializirovannyj žurnal/Music Scholarship: Russian Journal of Academic Studies , n. 2, part 9:200–204. p. 201. Reprinted in Izrail' XXI , no. 31 (online publication, accessed 25 April 2013).
- ^ Сильвандер 1974 , с. 81.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергендал, Горан. 1967. «Музыкальный взрыв». Мусикревы (специальный выпуск 1967): 83–85.
- Бергендаль, Йоран. 1970. «От Бломдала до Лундстена и Нильсона [ так в оригинале ]». Музыкальное обозрение 25: 251–63.
- Эдлунд, Ларс . 1971. «Новая хоровая музыка. Некоторые наблюдения за период 1945–1970 годов относительно смешанного хора а капелла». С точки зрения шведской музыки: День памяти короля. 200-летие Музыкальной академии, 1971 г. , под редакцией Густава Хиллестрема, 323–60. Публикации под ред. из. Королевская музыкальная академия 9. Стокгольм: Nordiska Musikförlaget.
- Херхенредер, Мартин. 2002. «От Дармштадта до Стокгольма: прослеживая вклад Швеции в развитие нового органного стиля». В книге «Орган как зеркало своего времени: размышления в Северной Европе (1610–2000)» под редакцией Кералы Джонсона Снайдера, 303–21. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514414-7 (ткань); ISBN 978-0-19-514415-4 (пбк).
- Креллманн, Ханспетер. 1974. "Невозможное как высшая мера возможного. Забытый авангардист Бо Нильссон". Музыка 28, вып. 4:329–32.
- Читай, Гарднер . 1969. Нотная запись: Руководство по современной практике , второе издание. Бостон: Аллейн и Бэкон, Inc.
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1964. «Джон Кейдж (и Бо Нильссон): Дэвид Тюдор играет новую фортепианную музыку». В его текстах о музыке 2 (о наших собственных произведениях, о чужом искусстве, текущих событиях), под редакцией Дитера Шнебеля , 146–48. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Валкаре, Гуннар. 1997. Аудиографическая сфера: об отношении музыки к писательству и стратегиях молодого Бо Нильссона . Сочинения факультета музыковедения Гетеборгского университета / Публикации факультета музыковедения Гетеборгского университета. Гетеборг: Гетеборгский университет (факультет музыковедения). ISBN 91-85974-41-2 .
- Валкаре, Гуннар. 2010. Бо Нильссон . Серия сочинений Королевской музыкальной академии 119. Стокгольм: Атлантида. ISBN 978-91-7353-344-7 .
- 1937 рождений
- смертей в 2018 году
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Люди из муниципалитета Шеллефтео
- Шведские композиторы-классики
- Шведские композиторы-классики мужского пола
- Шведские композиторы музыки к фильмам
- Шведские композиторы-мужчины для фильмов
- Шведские музыканты-мужчины 20-го века
- Шведские музыканты 20 века
- Шведские музыканты-мужчины XXI века