Иммануил Герман Фихте
Иммануил Герман Фихте | |
---|---|
![]() Портрет Ели, 1859 г. | |
Рожденный | |
Умер | 8 августа 1879 г. | (83 года)
Альма-матер | Берлинский университет |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Немецкий идеализм Спекулятивный теизм [1] |
Учреждения | Боннский университет (1836–1842) Тюбингенский университет (1842–1863) |
Научные консультанты | И.Г. Фихте (его отец) |
Известные студенты | Кристиан Герман Вайссе (эпистолярный корреспондент) |
Основные интересы | Метафизика , этика , философия религии |
Известные идеи | Конкретный теизм |
Иммануил Герман Фихте ( / ˈ f ɪ k t ə / ; [4] Немецкий: [ˈfɪçtə] ; удостоен звания Иммануила Германа фон Фихте в 1863 году; 18 июля 1796 — 8 августа 1879) — немецкий философ , сын Иоганна Готлиба Фихте . По своей философии он был теистом и резко выступал против гегелевской школы .
Жизнь
[ редактировать ]Фихте родился в Йене . Он рано посвятил себя философским исследованиям, его привлекли более поздние взгляды своего отца, которые он считал по существу теистическими. В 1818 году он окончил Берлинский университет. Вскоре после этого он стал там преподавателем философии. Он также посещал лекции Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , но чувствовал отвращение к тому, что он считал своими пантеистическими тенденциями. В результате полуофициальных предложений, основанных на официальном неодобрении его якобы либеральных взглядов, он решил в 1822 году покинуть Берлин и принял должность профессора гимназии в Саарбрюккене . В 1826 году он отправился в том же качестве в Дюссельдорф . В 1836 он стал экстраординарным профессором философии Боннского университета , а в 1840 — полным профессором . Здесь он быстро стал успешным лектором, пользующимся большим уважением. Недовольный реакционными тенденциями прусского министерства образования, он в 1842 году принял вызов на кафедру философии Тюбингенского университета , где продолжал читать лекции по всем философским предметам до выхода на пенсию в 1875 году, когда он переехал в Штутгарт. Он умер в Штутгарт , 8 августа 1879 года.
В 1837 году Фихте основал « Журнал философии и спекулятивной теологии» , который с тех пор редактировал. В 1847 году название было изменено на «Журнал философии и философской критики» . Публикация была приостановлена в 1848–1852 гг., После чего к нему в качестве редакторов присоединились Герман Ульричи и Иоганн Ульрих Вирт . Этот журнал служил органом взглядов Фихте, особенно по вопросу философии религии , где он состоял в союзе с Ч. Х. Вейсе (с которым регулярно переписывался после 1829 г.); [5] но в то время как Вейсе считал, что гегелевская структура в целом правильна и ее несовершенства можно исправить, Фихте считал ее дефектной и говорил о ней как о шедевре ошибочной последовательности или последовательной ошибки. Общие взгляды Фихте на философию, по-видимому, значительно изменились с годами, а его влияние было ослаблено некоторыми непоследовательностью и видимостью эклектизма, который усиливается его преимущественно историческим подходом к системам, его стремлением включить в свою философию расходящиеся системы. собственный и его примирительный тон. [6]
Философская работа
[ редактировать ]Великой целью его размышлений было найти философское обоснование личности Бога, и для своей теории по этому вопросу он предложил термин « конкретный теизм ». [7] Его философия пытается примирить монизм (Гегель) и индивидуализм ( Гербарт ) посредством монадизма ( Лейбниц ). Он нападает на гегельянство за его пантеизм , принижение человеческой личности и несовершенное признание требований нравственного сознания. Бога , говорит он, следует рассматривать не как абсолют , а как Бесконечную Личность, чье желание состоит в том, чтобы реализовать себя в конечных личностях. Эти люди являются объектами любви Бога, и Он устраивает мир для их блага. Непосредственным связующим звеном между Богочеловеком является гений, высшая духовная индивидуальность, существующая рядом с его низшей, земной индивидуальностью. Фихте защищает этический теизм , и его аргументы могут быть использованы апологетами христианства. В концепции конечной личности он возвращается к чему-то вроде монадизма Лейбница. Его настойчивость в отношении морального опыта связана с его настойчивостью в отношении личности. [6]
Одним из критериев, по которому Фихте различает ценность предшествующих систем, является адекватность, с которой они интерпретируют моральный опыт. Та же самая причина, которая заставила его обесценивать Гегеля, заставила его восхвалять Краузе ( панентеизм ) и Шлейермахера и уважительно отзываться об английской философии. Для чрезвычайной восприимчивости Фихте характерно то, что в своей последней опубликованной работе « Der neuere Spiritualismus» (1878) он поддерживает свою позицию аргументами несколько оккультного или теософского толка, мало чем отличающимися от аргументов, принятых Ф. У. Майерсом . [6]
Возрождение христианства, согласно Фихте, будет состоять в том, чтобы оно стало жизненной и организующей силой в государстве, а не было занято, как прежде, исключительно спасением отдельных людей.
Работает
[ редактировать ]- О происхождении новой платоновской философии (1818).
- Приговоры о подготовительной богословской школе (1826 г.). Калифорнийский университет .
- Вклад в характеристику современной философии (1829 г.). Гарвард . 2-е издание , 1841 год. Галлика ; НЙПЛ .
- Жизнь и литературная переписка Иоганна Готлиба Фихте (1830–31). 2 тома.
- О контрасте, повороте и цели современной философии (1832 г.). Мичиганский университет .
- Основы системы философии (1833–1846). 3 тома.
- Том 1 , 1833. Узнавание как самопознание . Галлика .
- Том 2 , 1836. Онтология . Галлика ; Мичиганский университет .
- Том 3 , 1846. Спекулятивная теология или общая религиозная доктрина . Галлика .
- Идея личности и индивидуального увековечивания (1834). 2-е издание , 1855 г.
- О началах противоречия (1840). французский
- Система этики (1850–53). 2 тома.
- Том 1 , 1850 год. Галлика ; НЙПЛ ; Стэнфорд ; Мичиганский университет .
- Том 2, часть 1 , 1851 год. Галлика ; НЙПЛ ; Оксфорд (1 и 2) ; Мичиганский университет (1 и 2) .
- Том 2, часть 2 , 1853 год. Галлика ; НЙПЛ .
- Антропология, Учение о человеческой душе (1856 г.). Галлика ; Переулок ; Мичиганский университет . 2-е издание , 1860 г. Оксфорд ; Оксфорд (Тейлор) . 3-е издание , 1876 г.
- О различии этического и натуралистического теизма (1857).
- К вопросу о душе. Философская исповедь (1859). Калифорнийский университет .
- (на английском языке) Вклад в ментальную философию (1860). Гарвард .
- Психология. Учение о сознательном человеческом духе (1864–73). 2 тома. Оксфорд ; Мичиганский университет .
- Том 1 , 1864 год.
- Том 2 , 1873 год . Гарвард .
- Продолжение о душе и положении человека в мире (1867).
- Разные сочинения по философии, теологии и этике (1869 г.). 2 тома. Оксфорд .
- Теистическое мировоззрение и его обоснование (1873). Оксфорд ; Мичиганский университет .
- Вопросы и опасения по поводу дальнейшего дальнейшего развития немецких спекуляций (1876 г.). Галлика ; Оксфорд ; Мичиганский университет .
- Современный спиритуализм, его ценность и обманы (1878 г.). Оксфорд .
Он также редактировал полное собрание сочинений и литературную переписку своего отца. Некоторые из его работ были переведены Дж. Д. Мореллем под названием «Вклад в ментальную философию» (1860). [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Келли Паркер, Кшиштоф Сковронски (ред.), Иосия Ройс для XXI века: исторические, этические и религиозные интерпретации , Lexington Books, 2012, стр. 202.
- ^ Майкл Гейдельбергер, Природа изнутри: Густав Теодор Фехнер и его психофизическое мировоззрение , University of Pittsburgh Press, 2004, стр. 38.
- ^ Джон Стюарт (редактор), Товарищ Кьеркегора , John Wiley & Sons, 2015, стр. 68.
- ^ "Фихте" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Анатоль Шнайдер, Личность и реальность: постидеалистический прием Шеллинга у Иммануила Германа Фихте и Кристиана Германа Вайссе , Königshausen & Neumann, 2001, стр. 73–4.
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ^ Иммануил Герман Фихте. Архивировано 9 ноября 2005 г. в записи Wayback Machine в Интернет-энциклопедии философии .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фихте, Иммануил Герман фон ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 313. В этой работе, в свою очередь, цитируется:
- Р. Ойкен , Памяти IHF , в журнале «Философия» , сх. (1897)
- CC Шерер, Божественная доктрина IHF (1902)
- Карл Хартманн (1904), « Фихте, Иммануил Герман (фон) », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 48, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 539–552.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в - Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . В этой работе цитируются те же источники, что и в Британской энциклопедии 1911 года, а также:
- Эрдманн, Дж. Э., История философии (3 тома, Лондон, 1890 г.)
. - Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.