Jump to content

Иммануил Герман Фихте

Иммануил Герман Фихте
Портрет Ели, 1859 г.
Рожденный ( 1796-07-18 ) 18 июля 1796 г.
Умер 8 августа 1879 г. ( 1879-08-08 ) (83 года)
Альма-матер Берлинский университет
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Немецкий идеализм
Спекулятивный теизм [1]
Учреждения Боннский университет
(1836–1842)
Тюбингенский университет
(1842–1863)
Научные консультанты И.Г. Фихте (его отец)
Известные студенты Кристиан Герман Вайссе (эпистолярный корреспондент)
Основные интересы
Метафизика , этика ,
философия религии
Известные идеи
Конкретный теизм

Иммануил Герман Фихте ( / ˈ f ɪ k t ə / ; [4] Немецкий: [ˈfɪçtə] ; удостоен звания Иммануила Германа фон Фихте в 1863 году; 18 июля 1796 — 8 августа 1879) — немецкий философ , сын Иоганна Готлиба Фихте . По своей философии он был теистом и резко выступал против гегелевской школы .

Фихте родился в Йене . Он рано посвятил себя философским исследованиям, его привлекли более поздние взгляды своего отца, которые он считал по существу теистическими. В 1818 году он окончил Берлинский университет. Вскоре после этого он стал там преподавателем философии. Он также посещал лекции Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , но чувствовал отвращение к тому, что он считал своими пантеистическими тенденциями. В результате полуофициальных предложений, основанных на официальном неодобрении его якобы либеральных взглядов, он решил в 1822 году покинуть Берлин и принял должность профессора гимназии в Саарбрюккене . В 1826 году он отправился в том же качестве в Дюссельдорф . В 1836 он стал экстраординарным профессором философии Боннского университета , а в 1840 — полным профессором . Здесь он быстро стал успешным лектором, пользующимся большим уважением. Недовольный реакционными тенденциями прусского министерства образования, он в 1842 году принял вызов на кафедру философии Тюбингенского университета , где продолжал читать лекции по всем философским предметам до выхода на пенсию в 1875 году, когда он переехал в Штутгарт. Он умер в Штутгарт , 8 августа 1879 года.

В 1837 году Фихте основал « Журнал философии и спекулятивной теологии» , который с тех пор редактировал. В 1847 году название было изменено на «Журнал философии и философской критики» . Публикация была приостановлена ​​в 1848–1852 гг., После чего к нему в качестве редакторов присоединились Герман Ульричи и Иоганн Ульрих Вирт . Этот журнал служил органом взглядов Фихте, особенно по вопросу философии религии , где он состоял в союзе с Ч. Х. Вейсе (с которым регулярно переписывался после 1829 г.); [5] но в то время как Вейсе считал, что гегелевская структура в целом правильна и ее несовершенства можно исправить, Фихте считал ее дефектной и говорил о ней как о шедевре ошибочной последовательности или последовательной ошибки. Общие взгляды Фихте на философию, по-видимому, значительно изменились с годами, а его влияние было ослаблено некоторыми непоследовательностью и видимостью эклектизма, который усиливается его преимущественно историческим подходом к системам, его стремлением включить в свою философию расходящиеся системы. собственный и его примирительный тон. [6]

Философская работа

[ редактировать ]

Великой целью его размышлений было найти философское обоснование личности Бога, и для своей теории по этому вопросу он предложил термин « конкретный теизм ». [7] Его философия пытается примирить монизм (Гегель) и индивидуализм ( Гербарт ) посредством монадизма ( Лейбниц ). Он нападает на гегельянство за его пантеизм , принижение человеческой личности и несовершенное признание требований нравственного сознания. Бога , говорит он, следует рассматривать не как абсолют , а как Бесконечную Личность, чье желание состоит в том, чтобы реализовать себя в конечных личностях. Эти люди являются объектами любви Бога, и Он устраивает мир для их блага. Непосредственным связующим звеном между Богочеловеком является гений, высшая духовная индивидуальность, существующая рядом с его низшей, земной индивидуальностью. Фихте защищает этический теизм , и его аргументы могут быть использованы апологетами христианства. В концепции конечной личности он возвращается к чему-то вроде монадизма Лейбница. Его настойчивость в отношении морального опыта связана с его настойчивостью в отношении личности. [6]

Одним из критериев, по которому Фихте различает ценность предшествующих систем, является адекватность, с которой они интерпретируют моральный опыт. Та же самая причина, которая заставила его обесценивать Гегеля, заставила его восхвалять Краузе ( панентеизм ) и Шлейермахера и уважительно отзываться об английской философии. Для чрезвычайной восприимчивости Фихте характерно то, что в своей последней опубликованной работе « Der neuere Spiritualismus» (1878) он поддерживает свою позицию аргументами несколько оккультного или теософского толка, мало чем отличающимися от аргументов, принятых Ф. У. Майерсом . [6]

Возрождение христианства, согласно Фихте, будет состоять в том, чтобы оно стало жизненной и организующей силой в государстве, а не было занято, как прежде, исключительно спасением отдельных людей.

Работает

[ редактировать ]

Он также редактировал полное собрание сочинений и литературную переписку своего отца. Некоторые из его работ были переведены Дж. Д. Мореллем под названием «Вклад в ментальную философию» (1860). [6]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Келли Паркер, Кшиштоф Сковронски (ред.), Иосия Ройс для XXI века: исторические, этические и религиозные интерпретации , Lexington Books, 2012, стр. 202.
  2. ^ Майкл Гейдельбергер, Природа изнутри: Густав Теодор Фехнер и его психофизическое мировоззрение , University of Pittsburgh Press, 2004, стр. 38.
  3. ^ Джон Стюарт (редактор), Товарищ Кьеркегора , John Wiley & Sons, 2015, стр. 68.
  4. ^ "Фихте" . Полный словарь Random House Webster .
  5. ^ Анатоль Шнайдер, Личность и реальность: постидеалистический прием Шеллинга у Иммануила Германа Фихте и Кристиана Германа Вайссе , Königshausen & Neumann, 2001, стр. 73–4.
  6. ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 года .
  7. ^ Иммануил Герман Фихте. Архивировано 9 ноября 2005 г. в записи Wayback Machine в Интернет-энциклопедии философии .
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фихте, Иммануил Герман фон ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 313. В этой работе, в свою очередь, цитируется:
  • Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). «Фихте, Иммануил Герман фон» . Американская энциклопедия . В этой работе цитируются те же источники, что и в Британской энциклопедии 1911 года, а также:
    • Эрдманн, Дж. Э., История философии (3 тома, Лондон, 1890 г.)
  • Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Фихте, Иммануил Герман» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1508f91695ec5ed19829acdcdcc310c__1689779700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/0c/e1508f91695ec5ed19829acdcdcc310c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Immanuel Hermann Fichte - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)