Jump to content

Воздушная война в Югославии (1941–1945)

Воздушная война во время Второй мировой войны в Югославии столкнула югославские ВВС, как Королевские , так и NOVJ , ВВС США (USAAF), Королевские ВВС (RAF), включая Балканские ВВС , и советские ВВС против немецких Люфтваффе. , итальянская Regia Aeronautica и ВВС Независимого государства Хорватия ( Zrakoplovstvo Nezavisne Države Hrvatske , ZNDH). Последние обеспечивали большую часть поддержки наземных операций против партизан . Союзные войска провели масштабную бомбардировку , пытаясь ослабить власть Оси в стране.

Операции

[ редактировать ]

Вторжение в Югославию

[ редактировать ]

Королевские югославские военно-воздушные силы в апреле 1941 года состояли из оперативных военно-воздушных сил ( сербо-хорватский : Operativno vazduhoplovstvo ), армейских военно-воздушных сил для непосредственной поддержки наземной армии и военно-морских военно-воздушных сил на ранней стадии организации. Оперативная авиация состояла из 4 истребительных и 4 бомбардировочных бригад, одной отдельной бомбардировочной группы из двух эскадрилий, одной отдельной разведывательной группы из двух эскадрилий и одной отдельной истребительной эскадрильи. Всего оно насчитывало 300 самолетов разных типов (61 Bf 109 E , 8 ИК-2 , 6 ИК-3, 25 Hawker Hurricane , 30 Hawker Fury , 60 Dornier Do 17 , 40 Savoia-Marchetti SM.79 , 58 Bristol Blenheim ) . [1] Армейские ВВС были оснащены 150 устаревшими самолетами-разведчиками Breguet 19 и Potez 25 . [1] Части ВВС ВМФ были оснащены 150 гидросамолётами. [2]

Оперативная авиация понесла большие потери во время вторжения в Югославию . 49 самолетов сбиты противником, 42 повреждены, 85 уничтожены на земле противником, 75 уничтожены на земле югославским персоналом во избежание захвата противником, 21 сломан или поврежден при взлете или посадке, 6 сбиты дружественным огнем, и только 23 машины продолжили боевые действия: 11 улетели в Советский Союз, а 12 - в Грецию. [3]

ZNDH выполнила множество миссий по поддержке армейских войск в операциях ограниченного масштаба против партизан, в основном над восточной и западной Боснией , а также над Хорватией, используя самолеты-бипланы Breguet 19 и Potez 25 . К сентябрю 1941 года ZNDH представила более крупные самолеты для бомбардировок партизанских сил и территории. Также были выполнены миссии визуальной разведки с использованием ручных камер. Воздушная разведка снабжала хорватскую армию жизненно важными данными о передвижениях и позициях партизан, а также о ситуации на партизанской территории в целом. Это было тем более важно, что хорватской армии катастрофически не хватало всякого радиооборудования. Легкие самолеты часто использовались для обеспечения связи, особенно для связи с окружающими гарнизонами NDH и высшим командованием. Часто армия запрашивала временное прикрепление одного или двух самолетов к определенным армейским подразделениям для тесного сотрудничества с наземными войсками. [4]

В 1942 году ZNDH участвовал в крупном наступлении Германии против партизанских сил в восточной Боснии. Первоначально в этой кампании участвовала и Regia Aeronautica , но после трагического инцидента, когда итальянский бомбардировщик по ошибке атаковал немецкие позиции возле Власеницы, немецкое командование возложило на ZNDH ответственность за обеспечение всей миссии воздушной поддержки наземных соединений. В то время в Югославии не располагалось значительных сил Люфтваффе .

Помимо постоянных бомбардировок, самолеты Potez 25 и Breguet 19 также использовались для ежедневных операций по снабжению осажденного гарнизона хорватской армии в Рогатице . Они приземлялись под обстрелом на небольшой импровизированной взлетно-посадочной полосе из травы, разгружали боеприпасы и другие припасы, сохраняя при этом двигатели работающими, и взлетали, как только это было возможно. [5] Большую часть задач выполняли эскадрильи 2-й и 3-й группы, базировавшиеся в Сараево, являвшемся на тот момент сильнейшей оперативной базой. Авиабаза в Загребе в основном использовалась для атак на позиции партизан в западной Славонии и Боснии. Эта группа средних бомбардировщиков не только выполняла разведывательные и бомбардировочные вылеты против партизанских сил, но также летала вглубь территории, находившейся под контролем партизан, и атаковала железнодорожные станции, дорожное движение, сельскохозяйственные склады и запасы продовольствия.

Югославские партизанские силы осознавали угрозу для своих операций, которую представляла ZNDH, и постоянно пытались улучшить свою противовоздушную оборону, которая опиралась в основном на пулеметы . [6]

В декабре 1942 года также вернулась в Хорватию бомбардировочная эскадрилья легиона хорватских ВВС (HZL) со службы на Восточном фронте . По возвращении бомбардировочная эскадрилья Легиона была переименована в 1./(Kroat.)KG перелетели после того, как девять бомбардировщиков Dornier Do 17Z из России обратно в Хорватию. Дорнье оказались долгожданным дополнением к ударной мощи сил Оси , сражавшихся с югославскими партизанами вплоть до конца 1944 года. [7]

20 января 1943 года немецкий штаб в Югославии начал наступление под кодовым названием «Падение Вайс» (Дело Уайт), намереваясь вернуть утраченные территории. Атаку поддерживали самолеты Люфтваффе, Regia Aeronautica и ZNDH. Самолеты 2-й и 3-й групп из Сараево и 6-й группы из Баня-Луки участвовали в бомбардировках, а также в разбрасывании листовок.

К середине 1943 года, после захвата южной Италии, авиация союзников начала появляться над Балканами . Военное командование NDH осознавало эту опасность и пыталось убедить немцев предоставить Messerschmitt Bf 109 ZNDH как минимум две эскадрильи истребителей . Однако вместо «Мессершмиттов» единственными истребителями подкрепления, прибывшими из Германии, были первые из партии из 36 отремонтированных трофейных французских истребителей Morane-Saulnier MS406 в октябре плюс еще дюжина, прибывшая в декабре. Немцы также поставили 25 двухместных монопланов «Бенеш-Мраз Бета-Минор» , которые были отправлены между эскадрильями для обеспечения связи, поскольку нехватка оборудования радиосвязи на уровне эскадрильи все еще была очевидна. [8]

Однако атаки на югославские партизанские силы продолжались, и 3 октября 1943 года семь ZNDH Dornier Do 17 Zs поймали 2-й батальон бригады Брача Радич (2-й батальон бригады братьев Радич) в движении в Шемоваце, на дороге Вараждин -Лудбрег. В результате концентрированной воздушной бомбардировки, длившейся более часа, батальон потерял около шестидесяти человек, в том числе 42 человека убитыми. [9]

Самолеты союзников впервые начали атаковать базы и самолеты ZNDH и Люфтваффе в результате Седьмого антипартизанского наступления , включая операцию «Рёссельспрунг» в конце мая 1944 года. До этого времени самолеты Оси могли летать вглубь страны почти по своему желанию, пока они оставались там. на небольшой высоте. Югославские партизанские отряды на земле часто жаловались на атакующие их самолеты противника, в то время как сотни самолетов союзников летали над ними на большей высоте. Ситуация изменилась во время Россельспрунга , когда истребители-бомбардировщики союзников впервые массово снизились, установив полное превосходство в воздухе. Следовательно, и ZNDH, и Люфтваффе были вынуждены ограничить свои операции в ясную погоду ранним утром и поздним вечером. [10]

Балканские ВВС

[ редактировать ]
Спитфайры 352- й эскадрильи RAF перед первым вылетом подразделения 18 августа 1944 года. Самолеты базировались в Каннах , Италия, Югославский музей авиации.

Союзные балканские ВВС (BAF) базировались в Бари в Италии и были активированы 7 июня 1944 года для принятия на себя командования операциями в этом районе отдельно от итальянской кампании. В основном он поддерживал операции партизан под руководством Иосипа Броз Тито против сил Германии и Независимого государства Хорватия (NDH) в Югославии. Он доставлял партизанам припасы, эвакуировал раненых, сбрасывал агентов, чтобы помочь им, и обеспечивал поддержку с воздуха в их операциях против немецких войск и войск NDH. В этом отношении он сыграл решающую роль в том, чтобы позволить партизанам выдержать рейд на Дрвар (Седьмое наступление).

В конце 1943 года союзники начали ограниченные воздушные операции на Балканах для защиты своего фланга. Самолеты выполняли противокорабельные миссии против Адриатического побережья. Далее последовали нападения на стратегические объекты. [11]

Балканские ВВС представляли собой многонациональное подразделение, включавшее 15 типов самолетов и людей из восьми стран: Греции, воюющей Италии, Польши, Южной Африки, Югославии (две эскадрильи истребителей), [12] Великобритании, США и СССР (транспортная эскадрилья). С момента своего создания по май 1945 года BAF совершили 38 340 боевых вылетов, сбросили 6 650 тонн бомб, доставили 16 440 тонн припасов и переправили 2 500 человек в Югославию и 19 000 (в основном раненых) оттуда. [13]

Средние бомбардировщики Dornier Do 17 из ZNDH все еще наносили ответный удар, когда и где могли, и 31 декабря 1944 года Dornier Do 17E атаковал бомбардировщик 148-й эскадрильи RAF Handley Page Halifax на земле на партизанском аэродроме в Грабовнице недалеко от Чазмы , уничтожив его. с бомбами. 10 февраля 1945 года одиночный ZNDH Dornier Do 17Z поймал 1-ю Загорскую бригаду (1-ю Загорскую бригаду), маршировавшую на открытой местности возле Дарувара . Югославский партизанский отряд потерял около двух десятков человек. [14] 15 апреля 1945 года отряд в составе Dornier Do 17Z в сопровождении двух Messerschmitt 109G уничтожил два самолета югославских партизан на их аэродроме в Сански-Мост . [15]

К концу своего существования BAF располагала небольшим количеством подразделений с югославской территории, чтобы преследовать отступающих немцев. Однако разногласия с Тито (в частности, арест членов Специальной лодочной эскадрильи 13 апреля 1945 года, хотя они были быстро освобождены) привели к выводу всех британских сухопутных войск, хотя самолеты BAF, действовавшие из Задара, продолжали поддерживать партизанское наступление. С 19 марта по 3 мая они совершили 2727 боевых вылетов, атакуя путь отхода немецких войск от Сараево до Загреба и поддерживая 4-ю югославскую армию, наступающую от Бихача к Фиуме ( Риека ). [16]

16 мая 1945 года 351-я и 352-я эскадрильи RAF были административно переданы ВВС Югославии . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Терзич 1982 , стр. 171.
  2. ^ Терзич 1982 , стр. 133.
  3. ^ Терзич 1982 , стр. 527.
  4. ^ Фрка, май 1993 г., с. 30.
  5. ^ Ликсо и др., 1998, с. 31.
  6. ^ Фрка, июнь 1993 г., с. 26.
  7. ^ Ликсо и др., 1998, с. 34.
  8. ^ Frka, июнь 1993 г., с. 29.
  9. ^ Чиглик и Савич 2007, с. 91.
  10. ^ Ciglic и др., 2007, с. 113.
  11. ^ «Балканы и Ближний Восток»
  12. ^ Савич и Чиглик 2002, с. 74.
  13. ^ Оксфордский спутник Второй мировой войны с. 79.
  14. ^ Чиглик и Савич 2007, с. 118.
  15. ^ Чиглик и Савич 2007, с. 120.
  16. ^ Оксфордский спутник Второй мировой войны с. 80.

Источники

[ редактировать ]
  • Чиглич Б. и Савич Д., Дорнье До 17 История Югославии, Оперативные протоколы 1937-1947 гг . Джероплан, Белград, 2007 г. ISBN   978-86-909727-0-8
  • Димитриевич, Боян (2012). Югославские ВВС . Белград: Институт современной истории. ISBN  978-8674031636 .
  • Фрка, Д., «Хорватские ВВС во Второй мировой войне», в журнале Scale Models International , май и июнь 1993 г., Аргус, Лондон.
  • Ковачевич, Милош, изд. (1965). Авиация в Югославской войне за национальное освобождение (PDF) . Земун: Командование ВВС.
  • Лазаревич, Божо (1972). АВИАЦИЯ В НОРЕ 1941-1945 гг . Белград: Военное издательство.
  • Ликсо Т. и Чанак Д. Хорватские ВВС во Второй мировой войне . Загреб, 1998 год. ISBN   953-97698-0-9
  • Нойлен, Х.В., В небе Европы – военно-воздушные силы Люфтваффе в 1939–1945 гг . Crowood Press, Уилтшир, 2000. ISBN   1-86126-326-0
  • Савич Д. и Чиглич Б. Хорватские асы Второй мировой войны , Самолеты асов Osprey - 49, Оксфорд, 2002. ISBN   1-84176-435-3 .
  • Шоу, Л., Суд по клевете: предыстория Независимого государства Хорватия , Harp Books, Канберра, 1973. ISBN   0-909432-00-7
  • Оксфордский спутник Второй мировой войны
  • Терзич, Велимир (1982). РАСПАД КОРОЛЕВСТВА ЮГОСЛАВИЯ; Причины и последствия поражения - книга 2 . Белград - Любляна - Подгорица: Национальная книга - Партизанская книга - Победа.
  • Томас Н., Микулан К. и Павелич Д. Силы Оси в Югославии, 1941–45 Оспри, Лондон, 1995. ISBN   1-85532-473-3
  • Томас Н., Эббот П. и Чаппелл М. Партизанская война 1941–45 гг. Оспрей, Лондон, 2000 г. ISBN   0-85045-513-8
  • Томасевич, Дж. Война и революция в Югославии 1941–1945: оккупация и сотрудничество Стэнфорд, Калифорния, Stanford University Press, 2001. ISBN   0-8047-3615-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e170e7f0c15e27ed563ea5376cd16f3b__1711242000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/3b/e170e7f0c15e27ed563ea5376cd16f3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air warfare in Yugoslavia (1941–1945) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)