Jump to content

Моторола серии 68000

(Перенаправлено из семьи 68000 )
Моторола серии 68000
Дизайнер Моторола
Биты 32-битный
Представлено 1979 год ; 45 лет назад ( 1979 )
Дизайн ЦИСК
Ветвление Код состояния
Порядок байтов Большой
Регистры
  • 8 × 32-битных регистров данных
  • 7 × 32-битных адресных регистра
  • указатель стека (адресный регистр 7)
  • 8 × 80-битных регистров с плавающей запятой, если присутствует FP

Серия Motorola 68000 (также известная как 680x0 , m68000 , m68k или 68k ) представляет собой семейство 32-разрядных со сложным набором команд (CISC) компьютерных микропроцессоров . В 1980-х и начале 1990-х годов они были популярны в компьютерах и рабочих станциях и были основными конкурентами микропроцессоров Intel персональных x86 . Они были наиболее известны как процессоры, использовавшиеся в ранних Apple Macintosh , Sharp X68000 , Commodore Amiga , Sinclair QL , Atari ST и Falcon , Atari Jaguar , Sega Genesis (Mega Drive) и Sega CD , Philips CD. -i , Capcom System I (Arcade), ПК AT&T UNIX , Tandy Model 16/16B/6000 , Sun Microsystems Sun-1 , Sun-2 и Sun-3 , компьютер NeXT , NeXTcube , NeXTstation и NeXTcube Turbo , ранние рабочие станции Silicon Graphics IRIS, Aesthedes , компьютеры MASSCOMP , калькуляторы Texas Instruments TI-89 / TI-92 , Palm Pilot (все модели под управлением Palm OS 4.x или более ранних версий), компании Control Data Corporation CDCNET интерфейс устройства . , VTech Precomputer Unlimited и Космический шаттл . Хотя ни один современный настольный компьютер не основан на процессорах серии 680x0, производные процессоры по-прежнему широко используются во встраиваемых системах .

Motorola прекратила разработку архитектуры серии 680x0 в 1994 году, заменив ее архитектурой PowerPC RISC , которая была разработана совместно с IBM и Apple Computer в рамках альянса AIM .

Члены семьи

[ редактировать ]

История улучшений

[ редактировать ]

68010 :

  • Поддержка виртуальной памяти (перезапускаемые инструкции)
  • «Режим цикла» для более быстрых примитивов библиотеки строк и памяти.
  • Инструкция умножения использует на 14 тактов меньше.
  • Память с прямым доступом 2 ГБ ( вариант 68012 )

68020 :

68030 :

68040 :

68060 :

  • Кэш инструкций и данных по 8 КБ каждый
  • 10-ступенчатый конвейер
  • Двухтактный блок целочисленного умножения
  • Прогнозирование ветвей
  • Двойной конвейер инструкций
  • Инструкции в блоке генерации адреса (AGU) и тем самым выдают результат за два цикла до ALU.
  • Низкая стоимость LC = Нет FPU
  • Низкая стоимость EC = нет FPU или MMU

Карта объектов

[ редактировать ]
Год Процессор Упаковка Частота (макс.) [в МГц] Биты адресной шины ММУ ФПУ
1979 68000 64-контактный двойной линейный корпус (DIP) , 64-контактный SPDIP , 68-контактный PLCC , 68-контактный CLCC , 68-контактный массив контактов (PGA) , 64-контактный QFP , 68-контактный QFP [2] 8–50 [3] 24 - -
1982 68008 48-контактный двухрядный корпус (DIP) , 52-контактный PLCC [4] 8–16.67 24 - -
1982 68010 64-контактный DIP , 68-контактный PLCC , 68-контактный PGA [5] 8–16.67 24 68451 -
1982 68012 84-контактный PGA [6] 8–12.5 31 68451 -
1984 68020 114-контактный PGA [7] 12.5–33.33 32 68851 68881
- 68 ЕС 020 100-контактный четырехъядерный плоский корпус (QFP) [8] 16.7–25 24 - -
1987 68030 132-контактный QFP (макс. 33 МГц ), 128-контактный PGA [9] 16–50 32 ММУ 68881
68 ЕС 030 132-контактный QFP , 128-контактный PGA 25-40 [10] [11] 32 - 68881
1991 68040 179-контактный PGA , [12] 184-контактный QFP [13] 20–40 32 ММУ ФПУ
68 ЛК 040 ПГА , [13] 184-контактный QFP [13] 20–33 32 ММУ -
68 ЕС 040 20–33 [13] 32 - -
1994 68060 206-контактный PGA [14] [15] 50–133 [16] [17] 32 ММУ ФПУ
68 ЛК 060 206-контактный PGA , [14] [15] 208-контактный QFP [18] 50–133 [16] [17] 32 ММУ -
68 ЕС 060 206-контактный PGA [14] [15] 50–133 [16] [17] 32 - -

Основное использование

[ редактировать ]
В качестве основного процессора Sega Genesis использовалась 68000 с тактовой частотой 7,67 МГц.

Линейка процессоров 680x0 использовалась в различных системах, от современных высококлассных калькуляторов Texas Instruments ( линии TI-89 , TI-92 и Voyage 200 ) до всех членов серии Palm Pilot , на которых работает Palm. OS 1.x–4.x (OS 5.x основана на ARM ) и даже радиационно-стойкие версии в критических системах управления космического корабля «Шаттл» .

Однако семейство процессоров 680x0 стало наиболее известным как процессоры, используемые в современных настольных компьютерах и игровых консолях , таких как Apple Macintosh , Commodore Amiga , Sinclair QL , Atari ST , SNK NG AES / Neo Geo CD , Atari Jaguar. , Commodore CDTV и некоторые другие. 680x0 также были процессорами выбора в 1980-х годах для Unix рабочих станций и серверов , таких как UNIX PC от AT&T , модель 16/16B/6000 от Sun Microsystems от Tandy, Sun-1 , Sun-2 , Sun-3 , NeXT Computer , Silicon Graphics. (SGI) и многие другие. Существовала версия CP/M 68000 под названием CP/M-68K, которая изначально предлагалась как операционная система Atari ST, но вместо этого Atari выбрала Atari TOS . Было доступно множество портов CP/M-68K для конкретной системы, например, TriSoft предложила порт CP/M-68K для модели Tandy 16/16B/6000.

Кроме того, что, возможно, наиболее важно, первые несколько версий интерпретаторов Adobe PostScript были основаны на 68000. 68000 в Apple LaserWriter и LaserWriter Plus работал быстрее, чем версия, использовавшаяся тогда в компьютерах Macintosh. Быстрый 68030 в более поздних интерпретаторах PostScript, включая LaserWriter IIntx, IIf и IIg со стандартным разрешением (также 300 точек на дюйм), LaserWriter Pro 600 с более высоким разрешением (обычно 600 точек на дюйм, но ограничено 300 точками на дюйм при минимальной установленной оперативной памяти) и очень высокий уровень разрешения. разрешение фотонаборных устройств Linotronic : 200PS (1500+ dpi) и 300PS (2500+ dpi). После этого Adobe обычно предпочитала RISC для своего процессора, поскольку ее конкуренты со своими клонами PostScript уже использовали RISC, часто AMD серии 29000. Первые интерпретаторы Adobe PostScript на базе 68000 и их оборудование были названы в честь холодной войны американских ракет и ракет времен : Atlas, Redstone и т. д.

Сегодня эти системы либо являются конечными (в случае Atari), либо используют разные процессоры (в случае Macintosh, Amiga, Sun и SGI). Поскольку пиковая доля этих платформ на рынке пришлась на 1980-е годы, их первоначальные производители либо больше не поддерживают операционную систему для этого оборудования, либо прекратили свою деятельность. Однако операционные системы Linux и NetBSD по-прежнему поддерживают процессоры 68000.

Процессоры 68000 также использовались в консолях Sega Genesis (Mega Drive) и SNK Neo Geo в качестве основного процессора. Другие консоли, такие как Sega Saturn, использовали 68000 для обработки звука и других задач ввода-вывода, в то время как Atari Jaguar включала 68000, которая предназначалась для базового управления системой и обработки ввода, но из-за необычного ассортимента разнородных процессоров Jaguar также была часто используется для запуска игровой логики. Многие аркадные платы также использовали процессоры 68000, включая платы Capcom, SNK и Sega.

Микроконтроллеры семейства 68000 использовались в самых разных приложениях. Например, микроконтроллеры CPU32 и ColdFire производятся миллионами в качестве контроллеров автомобильных двигателей.

Многие проприетарные системы видеомонтажа использовали процессоры 68000, например MacroSystem Casablanca, которая представляла собой черный ящик с простым в использовании графическим интерфейсом (1997 г.). Он был предназначен для рынка любителей и видеооператоров. Стоит также отметить его более ранний, более крупный и профессиональный аналог «Драко» (1995). Инновационная серия Quantel Paintbox с ранней 24-битной системой рисования и эффектов была первоначально выпущена в 1981 году и за время своего существования использовала почти весь диапазон процессоров семейства 68000, за единственным исключением 68060, который так и не был реализован в ее конструкции. . Другой претендент на видео-арену, система Abekas 8150 DVE, использовала 680EC30, а Play Trinity, позже переименованная в Globecaster, использует несколько 68030. Видеографическая система Bosch FGS-4000/4500, производимая Robert Bosch Corporation, позже BTS (1983), использовала 68000 в качестве основного процессора; это побудило нескольких других выполнить 3D-анимацию на компьютере, который мог легко применять затенение Гуро и Фонга. Он запускал модифицированную Операционная система Motorola VERSAdos .

Архитектура

[ редактировать ]
Регистры Motorola серии 68000
3 1 ... 2 3 ... 1 5 ... 0 7 ... 0 0 (битовая позиция)
Регистры данных
Д0 Данные 0
Д1 Данные 1
Д2 Данные 2
Д3 Данные 3
Д4 Данные 4
Д5 Данные 5
Д6 Данные 6
D7 Данные 7
Адресные регистры
А0 Адрес 0
А1 Адрес 1
А2 Адрес 2
А3 Адрес 3
A4 Адрес 4
А5 Адрес 5
А6 Адрес 6
Указатели стека
А7/УСП Указатель стека (пользователь)
A7' / SSP Указатель стека (супервизор)
Счетчик программ
ПК Счетчик программ
Регистр статуса
 1 5 1 4 1 3 1 2 1 1 1 0 0 9 0 8 0 7 0 6 0 5 0 4 0 3 0 2 0 1 0 0 (битовая позиция)
 Т С М 0 я 0 0 0 Х Н С V С СР

Люди, знакомые с PDP-11 или VAX, обычно чувствуют себя комфортно с серией 68000. За исключением разделения регистров общего назначения на специализированные регистры данных и адреса, архитектура 68000 во многом представляет собой 32-битную PDP-11.

У него был более ортогональный набор команд, чем у многих процессоров, выпущенных до (например, 8080) и последующих (например, x86). То есть обычно можно было свободно комбинировать операции с операндами, а не ограничиваться использованием определенных режимов адресации с определенными инструкциями. Это свойство сделало программирование относительно простым для человека, а также упростило написание генераторов кода для компиляторов.

Серия 68000 имеет восемь 32-битных регистров данных общего назначения (D0–D7) и восемь адресных регистров (A0–A7). Последний адресный регистр является указателем стека , и ассемблеры принимают метку SP как эквивалент A7.

Кроме того, он имеет 16-битный регистр состояния. Старшие 8 бит — это системный байт, и его изменение является привилегированным. Младшие 8 бит — это пользовательский байт, также известный как регистр кода состояния (CCR), и его изменение не имеет привилегий. Операции сравнения, арифметические и логические операции 68000 изменяют коды условий, записывая их результаты для использования в последующих условных переходах. Биты кода состояния: «ноль» (Z), «перенос» (C), «переполнение» (V), «расширение» (X) и «отрицательный» (N). Флаг «расширения» (X) заслуживает особого упоминания, поскольку он отделен от флага переноса . Это позволяет отделить дополнительный бит от арифметических, логических операций и операций сдвига от переноса для управления потоком управления и связи.

Хотя у 68000 был «режим супервизора», он не соответствовал требованиям виртуализации Попека и Голдберга из-за единственной инструкции «MOVE from SR», которая копирует регистр состояния в другой регистр, будучи непривилегированной, но конфиденциальной. В Motorola 68010 и более поздних версиях это было сделано привилегированным для лучшей поддержки программного обеспечения виртуализации.

серии 68000 Набор команд можно разделить на следующие широкие категории:

В Motorola 68020 добавлено несколько новых инструкций, которые включают в себя некоторые незначительные улучшения и расширения состояния супервизора, несколько инструкций по управлению программным обеспечением многопроцессорной системы (которые были удалены в 68060), некоторую поддержку языков высокого уровня, которые мало использовались (и был удален из будущих процессоров 680x0), более крупные инструкции умножения (32 × 32 → 64 бита) и деления (64 ÷ 32 → 32 бита частное и 32 бита остатка), а также манипуляции с битовыми полями.

Стандартные режимы адресации :

  • Зарегистрируйтесь напрямую
    • Регистр данных, например, «D0»
    • Адресный регистр, например "A0"
  • Регистрация косвенная
    • Простой адрес, например (A0)
    • Адрес с пост-инкрементом, например (A0)+
    • Адрес с предварительным декрементом, например −(A0)
    • Адрес с 16-битным смещением со знаком, например 16(A0).
    • Косвенный регистр с индексным регистром и 8-битным смещением со знаком, например 8(A0,D0) или 8(A0,A1).
    Для (A0)+ и -(A0) фактическое значение увеличения или уменьшения зависит от размера операнда: доступ к байту корректирует адресный регистр на 1, к слову - на 2, а к длинному - на 4.
  • ПК (счетчик программ) относительно смещения
    • Относительное 16-битное смещение со знаком, например 16(PC). Этот режим был очень полезен для позиционно-независимого кода.
    • Относительное с 8-битным смещением со знаком и индексом, например 8(PC,D2)
  • Абсолютная ячейка памяти
    • Либо число, например «$4000», либо символическое имя, переведенное ассемблером.
    • Большинство ассемблеров использовали символ «$» для шестнадцатеричного числа вместо «0x» или завершающего H.
    • Существовали 16- и 32-битные версии этого режима адресации.
  • Немедленный режим
    • Данные, хранящиеся в инструкции, например, «#400».
  • Быстрый немедленный режим
    • 3-битное беззнаковое (или 8-битное со знаком с помощью moveq) со значением, хранящимся в коде операции
    • В addq и subq 0 эквивалентно 8
    • например, moveq #0,d0 был быстрее, чем clr.l d0 (хотя оба сделали D0 равным 0)

Плюс: доступ к регистру состояния , а в более поздних моделях и другим специальным регистрам.

В Motorola 68020 добавлен режим масштабируемой индексации адреса и добавлен еще один уровень косвенности ко многим ранее существовавшим режимам.

Большинство инструкций имеют суффиксы, состоящие из точек и букв, что позволяет выполнять операции с 8-битными байтами ("".b"), 16-битными словами (".w") и 32-битными длинными словами (".l").

Большинство инструкций являются диадными , то есть операция имеет источник и пункт назначения, а пункт назначения изменяется. Известными инструкциями были:

  • Арифметика: ADD, SUB, MULU (беззнаковое умножение), MULS (знаковое умножение), DIVU, DIVS, NEG (аддитивное отрицание) и CMP (сравнение, выполняемое путем вычитания аргументов без сохранения результата, установки битов состояния)
  • Двоично-десятичная арифметика: ABCD, NBCD и SBCD.
  • Логика: EOR (исключающее или), AND, NOT (логическое нет), OR (включающее или).
  • Сдвиг: (логический, т. е. сдвиг вправо ставит ноль в самый старший бит) LSL, LSR, ( арифметические сдвиги , т. е. расширение знака самого старшего бита) ASR, ASL, (поворот через eXtend, а не через eXtend) ROXL, ROXR, РОЛ, РОР
  • Проверка битов и манипуляции в памяти или регистре данных: BSET (установлен в 1), BCLR (сброшен в 0), BCHG (инвертирован) и BTST (без изменений). Все эти инструкции сначала проверяют бит назначения и устанавливают (очищают) бит CCR Z, если бит назначения равен 0 (1) соответственно.
  • Многопроцессорное управление: TAS, test-and-set , выполнял неделимую операцию шины, позволяя семафоры для синхронизации нескольких процессоров, совместно использующих одну память. использовать
  • Поток управления: JMP (переход), JSR (переход к подпрограмме), BSR (переход к подпрограмме по относительному адресу), RTS (возврат из подпрограммы ), RTE (возврат из исключения , т.е. прерывания), TRAP (вызов программного исключения, аналогичного к программному прерыванию), CHK (условное программное исключение)
  • Ветвь: Bcc (где «cc» указывает один из 14 тестов кодов условий в регистре состояния: равно, больше, меньше, перенос, а также большинство комбинаций и логических инверсий, доступных из регистра состояния). Из оставшихся двух возможных условий, всегда истинных и всегда ложных, BRA (всегда переходить) имеет отдельную мнемонику, а BSR (переход к подпрограмме) принимает кодировку, которая в противном случае была бы «никогда не переходить».
  • Декремент и переход: DBcc (где «cc» обозначало инструкции ветвления), который, при условии, что условие было ложным , уменьшал младшее слово D-регистра и, если результат не был -1 ($FFFF) , разветвленный до пункта назначения. Такое использование -1 вместо 0 в качестве завершающего значения позволило легко кодировать циклы, которые ничего не должны были делать, если счетчик изначально был равен 0, без необходимости еще одной проверки перед входом в цикл. Это также облегчило вложение DBcc.

Motorola в основном использовала четные номера для основных версий ядра ЦП, таких как 68000, 68020, 68040 и 68060. 68010 был переработанной версией 68000 с небольшими изменениями ядра, а 68030 был переработанной версией 68020 с некоторыми более мощными функции, ни одна из которых не является достаточно значимой, чтобы ее можно было классифицировать как серьезное обновление ядра.

68050 не было, хотя когда-то это был проект внутри Motorola. Релизы с нечетными номерами всегда были реакцией на проблемы, поднятые в предыдущей четной части; следовательно, обычно ожидалось, что 68050 снизит энергопотребление 68040 (и, следовательно, тепловыделение), улучшит обработку исключений в FPU, будет использовать меньший размер функций и оптимизирует микрокод в соответствии с программным использованием инструкций. Многие из этих оптимизаций были включены в 68060 и были частью целей его разработки. По ряду причин, вероятно, что 68060 находился в разработке, что Intel 80486 не развивался так быстро, как предполагала Motorola, и что 68060 был требовательным проектом, разработка 68050 была отменена на ранней стадии разработки.

также нет Пересмотра 68060 , поскольку Motorola находилась в процессе перехода от линеек процессоров 68000 и 88k к своему новому бизнесу PowerPC , поэтому 68070 так и не был разработан. Если бы это было так, это был бы обновленный 68060, вероятно, с более совершенным FPU (о конвейерной обработке широко говорили в Usenet).

Был процессор с обозначением 68070 , который представлял собой лицензионную и несколько более медленную версию 16/32-битного 68000 с базовым контроллером DMA, хостом I²C и встроенным последовательным портом. Этот 68070 использовался в качестве основного процессора в Philips CD-i . Однако этот процессор был произведен Philips и официально не входил в линейку Motorola 680x0.

Последнее поколение

[ редактировать ]

четвертого поколения 68060 обеспечивал эквивалентную функциональность (хотя и не совместимость архитектуры набора команд) с большинством функций микроархитектуры Intel P5 .

Другие варианты

[ редактировать ]

IBM-совместимые мэйнфреймы Personal Computers XT/370 и AT/370 на базе ПК включали в себя два модифицированных процессора Motorola 68000 со специальным микрокодом для эмуляции инструкций мэйнфрейма S/370 . [19] [20]

Компания Edge Computer Corp из Аризоны , основанная, как сообщается, бывшими разработчиками Honeywell, производила процессоры, совместимые с серией 68000, которые, как утверждается, имеют «преимущество в производительности в три-пять раз и срок службы от 18 до 24 месяцев » по ​​сравнению с процессорами Motorola. собственная продукция. [21] В 1987 году компания представила линейку «32-разрядных суперминикомпьютеров Edge 1000, реализующих набор команд Motorola в архитектуре мэйнфреймов Edge», в которых использовались два независимых конвейера — конвейер выборки инструкций (IFP) и конвейер исполнения операндов (OEP). блок прогнозирования ветвей с кэшем ветвей на 4096 записей, извлекающий инструкции и операнды по нескольким шинам. [22] Соглашение между Edge Computer и Olivetti впоследствии привело к тому, что последняя представила продукты своей собственной линейки Linea Duo, основанные на машинах Edge Computer. [23] Впоследствии компания была переименована в Edgcore Technology Inc. [24] : 12  (также сообщается как Edgecore Technology Inc. [25] ). За сделкой Edgcore с Olivetti в 1987 году на поставку процессора E1000 компании в 1989 году последовала еще одна сделка с Philips Telecommunication Data Systems на поставку процессора E2000, который поддерживал набор команд 68030 и, как сообщается, предлагал рейтинг производительности 16 VAX MIPS. [26] Аналогичные сделки с Nixdorf Computer и Hitachi были подписаны в 1989 году. [27] [28]

Сообщается, что у Edge Computer было соглашение с Motorola. [25] Несмотря на растущую конкуренцию со стороны продуктов RISC, Edgcore стремилась выделить свою продукцию на рынке, подчеркивая свой «альянс» с Motorola, используя маркетинговую кампанию, основанную на баснях Эзопа о «лисе (Edgecore), которая забирается на спину жеребца (Motorola). ) срывать плоды с верхних ветвей дерева». [29] и другие народные рекламные темы, такие как Красная Шапочка . Были использованы [30] Поскольку инвесторы компании отказались финансировать компанию в дальнейшем, а ряд компаний были вовлечены в переговоры с другими сторонами, Arix Corp. объявила о приобретении Edgcore в июле 1989 года. [28] Сообщается, что Arix смогла продлить сделку с Hitachi в 1990 году, тогда как будущее предыдущих сделок с Olivetti и Philips оставалось под некоторым сомнением после приобретения Edgcore. [31]

В 1992 году компания International Meta Systems (IMS) анонсировала процессор IMS 3250 на базе RISC , который, как сообщается, мог имитировать «Intel 486 или Motorola 68040 на полной собственной скорости и за небольшую часть их стоимости». Предполагалось, что с тактовой частотой 100 МГц были разработаны эмуляции 486 с частотой 25 МГц и 68040 с частотой 30 МГц , включая поддержку модулей с плавающей запятой, при этом продукт планировалось производить в середине 1993 года по цене от 50 до 60 долларов за единицу . [32] На фоне очевидного распространения поддержки эмуляции в таких процессорах, как PowerPC 615 , в 1994 году IMS, как сообщается, подала патент на свою технологию эмуляции, но не нашла лицензиатов. [33] Неоднократные задержки с выпуском этого продукта, в одном случае причиной которых была «необходимость улучшить возможности процессора по обработке речи». [34] очевидно, привело к тому, что компания попыталась представить еще один чип, Meta6000 , с целью составить конкуренцию продуктам Intel P6. [35] В конечном итоге IMS объявила о банкротстве, продав патенты истцу TechSearch, который в 1998 году пытался подать в суд на Intel за нарушение патента IMS. [36] Сообщается, что TechSearch проиграла дело, но попыталась подать апелляцию, а также подать в суд на Intel за «клевету и клевету» на основании комментариев, сделанных представителем Intel, который неблагоприятно охарактеризовал бизнес-модель TechSearch в комментариях для прессы. [37]

После прекращения производства основных процессоров 68000 семейство 68000 в некоторой степени использовалось в версиях микроконтроллеров и встроенных микропроцессоров. В число этих чипов входят те, которые перечислены выше в разделе «другие», то есть CPU32 (также известный как 68330 ), ColdFire , QUICC и DragonBall .

С появлением технологии FPGA международная группа разработчиков оборудования воссоздала 68000 со многими улучшениями в качестве ядра FPGA. Их ядро ​​известно как 68080 и используется в ускорителях Amiga под брендом Vampire. [38]

Компания Magnetic Scrolls использовала подмножество инструкций 68000 в качестве основы для виртуальной машины в своих текстовых приключениях .

Конкуренты

[ редактировать ]

Рабочий стол

[ редактировать ]

В 1980-х и начале 1990-х годов, когда 68000 широко использовался в настольных компьютерах, он в основном конкурировал с архитектурой Intel , x86 используемой в IBM PC-совместимых устройствах . Процессоры 68000 поколения 1 конкурировали в основном с 16-битными процессорами 8086 , 8088 и 80286 . Поколение 2 конкурировало с 80386 (первым 32-битным процессором x86), а поколение 3 — с 80486 . Четвертое поколение конкурировало с P5 линейкой Pentium , но оно не использовалось так широко, как его предшественники, поскольку большая часть старого рынка 68000 либо прекратила свое существование, либо почти прекратила свое существование (как в случае с Atari и NeXT), либо перешла на более новые модели. архитектуры ( PowerPC для Macintosh и Amiga , SPARC для Sun и MIPS для Silicon Graphics (SGI)).

Встроенный

[ редактировать ]

Существуют десятки процессорных архитектур, которые успешно применяются во встраиваемых системах . Некоторые из них представляют собой микроконтроллеры, которые намного проще, меньше и дешевле, чем 68000, тогда как другие относительно сложны и могут запускать сложное программное обеспечение. Встроенные версии 68000 часто конкурируют с процессорными архитектурами на базе PowerPC , ARM , MIPS , SuperH и других.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «APOLLO 68080 — Высокопроизводительный процессор» .
  2. ^ «Семейство микропроцессоров Motorola 68000» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  3. ^ «Проекты Amiga: ускоритель Amiga 500 68HC000, работающий на частоте 50 МГц» . 12 июля 2015 г.
  4. ^ «Семейство микропроцессоров Motorola 68008» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  5. ^ «Семейство Motorola 68010 (MC68010)» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  6. ^ «Семейство Motorola 68012 (MC68012)» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  7. ^ «Семейство микропроцессоров Motorola 68020 (MC68020)» . CPU-Мир . Проверено 17 декабря 2012 г.
  8. ^ «Моторола MC68EC020FG16» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  9. ^ «Семейство микропроцессоров Motorola 68030 (MC68030)» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  10. ^ «Моторола MC68EC030RP25/MC68EC030RP25B/MC68EC030RP25C» . CPU-Мир .
  11. ^ «Моторола MC68EC030RP40/MC68EC030RP40B/MC68EC030RP40C» . CPU-Мир .
  12. ^ «Семейство микропроцессоров Motorola 68040 (MC68040)» . CPU-Мир . Проверено 17 ноября 2012 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д «Руководство пользователя M68040» (PDF) . freescale.com . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2016 года . Проверено 8 мая 2007 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Семейство процессоров Motorola 68060» . CPU-Мир . Проверено 22 ноября 2012 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с «Руководство пользователя M68060» (PDF) . freescale.com . Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2016 года . Проверено 28 июля 2010 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с «С Днем Рождения, Арне!» . Форум знаний NatAmi . Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г. Проверено 7 июня 2024 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с «68060 Маски и подделки [amiga-wiki]» .
  18. ^ Archive.org - Обзор платы ускорителя на базе 68LC060 в формате Amiga [ мертвая ссылка ]
  19. ^ «Внедрение IBM System 370 через со-микропроцессоры/сопроцессор... - IPCOM000059679D - IP.com» . Priorartdatabase.com . Проверено 23 июля 2020 г.
  20. ^ Мюллер, Скотт (1992). Модернизация и ремонт компьютеров, второе издание . Книги Que. стр. 73–75, 94. ISBN.  0-88022-856-3 .
  21. ^ «Olivetti» выпустит 68020-совместимый Mini от Edge в ноябре» « . Технический монитор . 27 августа 1987 года . Проверено 3 июня 2022 г.
  22. ^ «Edge supermini обеспечивает производительность RISC с набором инструкций CISC» . Компьютер . Сентябрь 1987 г. с. 107 . Проверено 18 июня 2022 г.
  23. ^ «Olivetti выпустит модели периферийных компьютеров под названием Linea Duo» . Технический монитор . 15 ноября 1987 года . Проверено 3 июня 2022 г.
  24. ^ «Течения» . Обзор UNIX . Декабрь 1988 г., стр. 8, 10, 12–13 . Проверено 5 июня 2022 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Edge Computer Corp, Read Edgecore Technology Inc» . Технический монитор . 26 сентября 1988 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2022 года . Проверено 3 июня 2022 г.
  26. ^ «Edgcore выигрывает четырехлетний контракт с Philips на 20 миллионов долларов на процессоры E2000» . Электронные новости . 13 марта 1989 г. с. 14 . Проверено 5 июня 2022 г.
  27. ^ «Темы данных» . Электронные новости . 27 марта 1989 г. с. 12 . Проверено 5 июня 2022 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б «Арикс может купить Edgcore» . Электронные новости . 17 июля 1989 г. с. 20 . Проверено 5 июня 2022 г.
  29. ^ Уоллер, Ларри (апрель 1989 г.). «Маркетинг высоких технологий: баланс между стилем и содержанием» . Электроника . стр. 100–102 . Проверено 5 июня 2022 г.
  30. ^ «Думаешь лечь в постель с RISC?» . Электроника (реклама Edge Computer). 28 апреля 1988 г., стр. 70–71 . Проверено 18 октября 2022 г.
  31. ^ «Hitachi раскрывает цену и характеристики новейшего DASD» . Электронные новости . 1 октября 1990 г. с. 18 . Проверено 5 июня 2022 г.
  32. ^ Хафхилл, Том Р. (ноябрь 1992 г.). «Новый RISC-чип для эмуляции 486 и 68040» . Байт . п. 36 . Проверено 12 июня 2022 г.
  33. ^ Райан, Боб (сентябрь 1994 г.). «IMS берет на себя эмуляцию 80x86» . Байт . п. 38 . Проверено 12 июня 2022 г.
  34. ^ Лаззаро, Джозеф Дж. (январь 1995 г.). «Услуги онлайн-доступа не подходят для слепых» . Байт . п. 36 . Проверено 12 июня 2022 г.
  35. ^ «IMS снова набирает обороты с Meta6000» . Байт . Ноябрь 1996 г. с. 90 . Проверено 12 июня 2022 г.
  36. ^ Браун, Питер (10 августа 1998 г.). «Юридические фирмы Chip заняты» . Электронные новости . п. 24 . Проверено 12 июня 2022 г.
  37. ^ Перельман, Майкл (апрель 2002 г.). Украдите эту идею: права интеллектуальной собственности и корпоративная конфискация творчества (1-е изд.). Пэлгрейв. стр. 62–63. ISBN  0-312-29408-5 . Проверено 12 июня 2022 г.
  38. ^ Бён, Гуннар фон. «APOLLO 68080 — Высокопроизводительный процессор» . www.apollo-core.com . Проверено 29 сентября 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Хау, Деннис, изд. (1983). Бесплатный онлайн-словарь по информатике . Имперский колледж, Лондон. http://foldoc.org . Проверено 4 сентября 2007 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e12779b3313d14175f27900d4fcd7bd3__1720280040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/d3/e12779b3313d14175f27900d4fcd7bd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Motorola 68000 series - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)