Трент Кодис
« Трентские кодексы» — собрание из семи больших музыкальных рукописей, составленное примерно в середине XV века и в настоящее время хранящееся в северном итальянском городе Трент . Они содержат в основном духовную вокальную музыку, написанную между 1400 и 1475 годами. Содержащие более 1500 отдельных музыкальных произведений 88 композиторов с разными именами, а также огромное количество анонимной музыки (включая знаменитую Missa Caput ), они являются крупнейшим и наиболее значимым синглом. рукописный источник всего столетия из любой точки Европы. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]
Трентские кодексы состоят из семи отдельных томов. Шесть из них хранятся в «Провинциальном музее искусства» в замке Буонконсильо и имеют грифы «Монументы и провинциальные коллекции, 1374–1379». Однако почти всегда их называют по старым маркам Trent 87–92. Таким образом, часто можно увидеть RISM sigla I-TRmn 87-92 или I-TRmp . Седьмая рукопись была обнаружена в 1920 году Рудольфом Фикером и хранится в Капитолийской библиотеке в Тренте (см. «История» ниже). Хотя технически он имеет маркировку «BL», почти повсеместно его называют «Трент 93», продолжая серию Кастелло.
Рукописи переписывались в течение более тридцати лет, примерно с 1435 года и где-то после 1470 года. Сохранились имена двух писцов: Иоганна Вайзера и Иоганна Лупи , обоих священнослужителей, связанных с собором в Тренте. Однако часть работ по копированию, особенно для самых ранних частей комплекта (Трент 87 и 92), не была выполнена в Тренте: изучение водяных знаков и других особенностей рукописей показало, что они происходят из Пьемонта , на северо-востоке Франции. и Савойя - Базель , а также города на севере Италии, такие как Больцано. [ 2 ]
Что необычно для рукописей той эпохи, Трентские кодексы малы: примерно 9 х 12 дюймов (20 х 30 см) и являются эквивалентом «миниатюрной партитуры» 15-го века. Поскольку их небольшой размер и многочисленные ошибки затруднили или сделали невозможным пение по ним, они, возможно, использовались в качестве источника для создания копий исполнения. [ 3 ] С другой стороны, они достаточно велики, чтобы их можно было петь по одному человеку на каждой части (что, можно утверждать, было нормой для большей части XV века). В некоторых произведениях голосовые партии даже были разделены между двумя разными собраниями («буклетами»), что делало возможным выступление двух групп певцов.
Самый ранний «слой» рукописного набора, включенный в «Трент 87 и 92», содержит отдельные части мессы и мотеты, с произведениями таких композиторов, как Сакара да Терамо , Якоб Виде , Иоганн Брассар , а также ранними произведениями Гийома Дюфе , чей музыка появляется во всех кодексах. Есть также произведения английских композиторов, в том числе Джона Данстейпла , которые дают некоторое представление об уважении, с которым пользовались английские композиторы того времени. Большинство рукописных источников XV века из Англии были уничтожены Генрихом VIII во время роспуска монастырей ; Сохранившаяся музыка английских композиторов XV века в основном происходит из континентальных источников, таких как эти итальянские книги.
Переписчик Йоханнес Вайзер переписал большую часть пяти рукописей Трента 88, 89, 90, 91 и 93, главным образом между 1445 и 1475 годами. Не все его копии были компетентными; он, очевидно, обладал ограниченной музыкальной грамотностью, хотя и занимал должность органиста, так как допустил множество ошибок. [ 4 ] Большая часть музыки, которую он скопировал в этих пяти книгах, написана композиторами бургундской школы , в том числе Дюфе и Антуаном Бюснуа , и существует значительное количество unica (сочинений, которые сохранились только в одном источнике), а также произведений композиторов, чьи имена появляются больше нигде (например, у Г. Дюпуа ) и анонимных сочинений. Кодексы Трента необычны для того времени, поскольку так часто включают в себя авторство композиторов; большая часть музыки той эпохи анонимна, поскольку писцы обычно не упоминали имена композиторов. [ 5 ] [ 6 ]
Части Тридентских кодексов были написаны едкими чернилами, которые разъедали бумагу, в результате чего, среди прочего, выпадали центральные головки. Хотя рукописи были недавно восстановлены в 1975 году, они все еще находятся в неудовлетворительном состоянии, и на некоторых страницах более ранние фотографии более разборчивы, чем сами рукописи.
История
[ редактировать ]В 15 веке областью, в которой копировалась музыка, была самая южная часть Священной Римской империи , где в ту эпоху существовало обширное музыкальное учреждение. императора Фридриха III Двоюродный брат Сигизмунд , герцог Тирольский , большую и изысканную музыкальную капеллу имел в Инсбруке . Территория вокруг перевала Бреннер , включая Инсбрук на севере и Трент на юге, была перекрестком, через который должны были пройти многие музыканты, путешествующие между Италией и музыкально богатыми странами Бенилюкса. Разумно предположить, что Трент, как центральное место и коммерческий центр на главном торговом и туристическом маршруте, также был центральным музыкальным хранилищем. [ 7 ] Кодексы, возможно, были основной антологией всей полифонической музыки, исполнявшейся во всех часовнях и дворах Габсбургских владений на севере Италии и юге Германии в середине 15 века. [ 8 ]
Шесть из семи рукописей на протяжении веков хранились в библиотеке Трентского собора и были обнаружены только в середине XIX века. Первое их обсуждение в музыковедческой литературе было сделано в 1885 году Ф. Ф. Хаберлем в его огромной монографии о Гийоме Дюфе « Bausteine zur Musikgeschichte» . Вскоре после открытия шесть кодексов были переданы в Вену для изучения . По условиям Сен-Жерменского договора в конце Первой мировой войны Кодексы должны были вернуться в Трент. В 1920 году они прибыли, и в том же году была найдена последняя из семи рукописных книг.
Публикация содержания рукописей уже началась в Австрии в рамках серии Denkmäler der Tonkunst in Österreich (DTÖ) . Хотя первый том Кодексов Sechs Trienter появился в 1900 году, последний том из семи Кодексов Trienter не был опубликован до 1970 года.
Значение
[ редактировать ]Кодексы Трента демонстрируют первый интерес и постепенное развитие циклической мессы , единого музыкального оформления частей Ординария мессы . Ранние тома набора содержат отдельные массовые движения, что было характерно для композиционной практики конца XIV века; далее идут пары движений и части циклов; а в более поздних томах Кодексы содержат самые ранние известные наборы из трех и четырех движений. Все самые ранние унифицированные наборы имеют английское происхождение. Последние тома Кодексов включают многочисленные циклы масс композиторов поколения Дюфе, в течение которых месса cantus Firmus приобрела зрелую форму. [ 9 ]
Другие музыкальные рукописи в Тренте
[ редактировать ]Хотя «Кодексы Трента» обычно относятся только к этим семи рукописям, они не являются единственным свидетельством активного интереса к музыке позднего Средневековья и Возрождения в Тренте. В конце монофонического требника (Biblioteca Comunale 1563, но постоянно находящегося в Провинциальном музее искусства) находится единственный фолиант, предположительно из гораздо более крупной рукописи ок. 1400 г., содержит Кредо Антонио Диктуса Захара да Терамо. [ 10 ] Молитвы, посвященные местным святым, были добавлены к рукописи где-то в пятнадцатом веке, что свидетельствует о том, что рукопись находилась в Тренте по крайней мере с пятнадцатого века. Еще один фрагмент того же периода найден в инкунабуле № 1. 60 в Фонде Библиотеки Сан-Бернардино (бывший Падри Франческани). Этот источник может быть связан с фрагментами в Падуе. [ 11 ] В этой библиотеке также хранится замечательная коллекция так называемых cantus fractus , или ритмизированных песнопений, которая недавно была опубликована. [ 12 ]
Более поздние полифонические произведения можно найти в рукописях в Archivio di Stato Трента (Sezione tedesca № 105) и Biblioteca Comunale (MSS. 283 и 1947/4, последняя включает инструментальные композиции), а также среди пожертвований музыковеда Лоуренса Фейнингера в Museo Provinciale. д'Арте. Коллекция Фейнигера также отражает его пожизненную преданность коллекционированию более поздних образцов литургического песнопения, коллекция, которая также недавно была каталогизирована и опубликована, частично, в виде факсимиле. [ 13 ]
Публикация Трентских кодексов
[ редактировать ]Серия Denkmäler der Tonkunst in Österreich, опубликованная в 1900 году, на седьмом году своего существования, состоит из 14 и 15 томов, связанных вместе, которые содержат первый из нескольких отрывков из Трентских кодексов. Кроме того, тома содержат полный тематический каталог первых шести Кодексов Триэнтера (87, 88, 89, 90, 91 и 92), а также указатель текстовых инципитов.
Кодексы 87–92 были опубликованы по факсимиле издательством Bibliopola (находится в Риме) между 1969 и 1970 годами. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Маргарет Бент, «Новые священные полифонические фрагменты раннего кватроченто». Музыкальные студии 9 (1980). стр. 171–189.
- Майкл Скотт Катберт, «Фрагменты Треченто и полифония за пределами Кодекса». доктор философии Диссертация: Гарвардский университет, 2006. [1]
- Джулия Габриелли, Il canto fratto в рукописях Библиотечного фонда Сан-Бернардино в Тренто. Историческое и художественное наследие Трентино 28. Трент: Автономная провинция Тренто, 2006 г. ISBN 88-7702-126-8 .
- Марко Гоцци, «Новый Трентинский фрагмент полифонии начала пятнадцатого века». Музыкальные исследования 21 (1992). стр. 237–51.
- Чарльз Хэмм / Джерри Колл: «Источники, MS, §IX: полифония эпохи Возрождения», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 29 июля 2007 г.), (доступ по подписке)
- Аделин Пек Леверетт, «Песенные мессы в Трентских кодексах: австрийская связь». В истории старинной музыки: исследования ранней средневековой и ранней современной музыки , под ред. Иэн Фенлон. Издательство Кембриджского университета , 1995. ISBN 0-521-55843-3 (доступ по подписке)
- Чезарино Руини, Литургические рукописи музыкальной библиотеки Л. Фейнингера в замке Буонконсильо в Тренто. Историческое и художественное наследие Трентино 21-22. Трент: Автономная провинция Тренто, 1998 г. ISBN 88-7702-083-0 .
- Мартин Штелин . «Остатки североитальянской массовой рукописи начала 15 века». Музыкальные исследования 27.1 (1998). стр. 7–18.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Атлас, с. 156
- ^ Хамм/Колл, Гроув
- ^ Атлас, с. 156-7, Роща
- ^ Леверетт, с. 208
- ^ Атлас, с. 156-7
- ^ Леверетт, с. 207
- ^ Атлас, с. 157
- ^ Хамм / Звонок, Гроув онлайн
- ^ Леверетт, с. 206
- ^ Бент, 175
- ^ Плюсы: Гоцци; Против: Катберт, чп. 2
- ^ Габриэлли
- ^ Руини
- ^ Кодекс Трентинус 87-93 , Рим: Библиопола, 1969-1970.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Трент Кодис : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Рейнхард Штром. Йоханнес Лупи , сайт Музыкальная жизнь позднего средневековья в австрийском регионе
- В 2014 году Автономная провинция Тренто обновила свой культурный веб-сайт, а также все страницы семи Кодексов . Сайт включает музыкальные примеры некоторых предметов в виде факсимиле, транскрипций и звуковых файлов Trentino Cultura . Веб-страницы и описания на итальянском языке.
- {{ChoralWiki|prep=из}
- https://urresearch.rochester.edu/institutionalPublicationPublicView.action?institutionalItemVersionId=25629