Jump to content

Трент Кодис

« Трентские кодексы» — собрание из семи больших музыкальных рукописей, составленное примерно в середине XV века и в настоящее время хранящееся в северном итальянском городе Трент . Они содержат в основном духовную вокальную музыку, написанную между 1400 и 1475 годами. Содержащие более 1500 отдельных музыкальных произведений 88 композиторов с разными именами, а также огромное количество анонимной музыки (включая знаменитую Missa Caput ), они являются крупнейшим и наиболее значимым синглом. рукописный источник всего столетия из любой точки Европы. [ 1 ]

Содержание

[ редактировать ]
«Глория» Гийома Дюфе из «Кодисов Трента». Имя композитора вверху в центре.

Трентские кодексы состоят из семи отдельных томов. Шесть из них хранятся в «Провинциальном музее искусства» в замке Буонконсильо и имеют грифы «Монументы и провинциальные коллекции, 1374–1379». Однако почти всегда их называют по старым маркам Trent 87–92. Таким образом, часто можно увидеть RISM sigla I-TRmn 87-92 или I-TRmp . Седьмая рукопись была обнаружена в 1920 году Рудольфом Фикером и хранится в Капитолийской библиотеке в Тренте (см. «История» ниже). Хотя технически он имеет маркировку «BL», почти повсеместно его называют «Трент 93», продолжая серию Кастелло.

Рукописи переписывались в течение более тридцати лет, примерно с 1435 года и где-то после 1470 года. Сохранились имена двух писцов: Иоганна Вайзера и Иоганна Лупи , обоих священнослужителей, связанных с собором в Тренте. Однако часть работ по копированию, особенно для самых ранних частей комплекта (Трент 87 и 92), не была выполнена в Тренте: изучение водяных знаков и других особенностей рукописей показало, что они происходят из Пьемонта , на северо-востоке Франции. и Савойя - Базель , а также города на севере Италии, такие как Больцано. [ 2 ]

Что необычно для рукописей той эпохи, Трентские кодексы малы: примерно 9 х 12 дюймов (20 х 30 см) и являются эквивалентом «миниатюрной партитуры» 15-го века. Поскольку их небольшой размер и многочисленные ошибки затруднили или сделали невозможным пение по ним, они, возможно, использовались в качестве источника для создания копий исполнения. [ 3 ] С другой стороны, они достаточно велики, чтобы их можно было петь по одному человеку на каждой части (что, можно утверждать, было нормой для большей части XV века). В некоторых произведениях голосовые партии даже были разделены между двумя разными собраниями («буклетами»), что делало возможным выступление двух групп певцов.

Самый ранний «слой» рукописного набора, включенный в «Трент 87 и 92», содержит отдельные части мессы и мотеты, с произведениями таких композиторов, как Сакара да Терамо , Якоб Виде , Иоганн Брассар , а также ранними произведениями Гийома Дюфе , чей музыка появляется во всех кодексах. Есть также произведения английских композиторов, в том числе Джона Данстейпла , которые дают некоторое представление об уважении, с которым пользовались английские композиторы того времени. Большинство рукописных источников XV века из Англии были уничтожены Генрихом VIII во время роспуска монастырей ; Сохранившаяся музыка английских композиторов XV века в основном происходит из континентальных источников, таких как эти итальянские книги.

Переписчик Йоханнес Вайзер переписал большую часть пяти рукописей Трента 88, 89, 90, 91 и 93, главным образом между 1445 и 1475 годами. Не все его копии были компетентными; он, очевидно, обладал ограниченной музыкальной грамотностью, хотя и занимал должность органиста, так как допустил множество ошибок. [ 4 ] Большая часть музыки, которую он скопировал в этих пяти книгах, написана композиторами бургундской школы , в том числе Дюфе и Антуаном Бюснуа , и существует значительное количество unica (сочинений, которые сохранились только в одном источнике), а также произведений композиторов, чьи имена появляются больше нигде (например, у Г. Дюпуа ) и анонимных сочинений. Кодексы Трента необычны для того времени, поскольку так часто включают в себя авторство композиторов; большая часть музыки той эпохи анонимна, поскольку писцы обычно не упоминали имена композиторов. [ 5 ] [ 6 ]

Части Тридентских кодексов были написаны едкими чернилами, которые разъедали бумагу, в результате чего, среди прочего, выпадали центральные головки. Хотя рукописи были недавно восстановлены в 1975 году, они все еще находятся в неудовлетворительном состоянии, и на некоторых страницах более ранние фотографии более разборчивы, чем сами рукописи.

Кодексы Трента хранятся в Кастелло дель Буонконсильо в Тренте, Италия.

В 15 веке областью, в которой копировалась музыка, была самая южная часть Священной Римской империи , где в ту эпоху существовало обширное музыкальное учреждение. императора Фридриха III Двоюродный брат Сигизмунд , герцог Тирольский , большую и изысканную музыкальную капеллу имел в Инсбруке . Территория вокруг перевала Бреннер , включая Инсбрук на севере и Трент на юге, была перекрестком, через который должны были пройти многие музыканты, путешествующие между Италией и музыкально богатыми странами Бенилюкса. Разумно предположить, что Трент, как центральное место и коммерческий центр на главном торговом и туристическом маршруте, также был центральным музыкальным хранилищем. [ 7 ] Кодексы, возможно, были основной антологией всей полифонической музыки, исполнявшейся во всех часовнях и дворах Габсбургских владений на севере Италии и юге Германии в середине 15 века. [ 8 ]

Шесть из семи рукописей на протяжении веков хранились в библиотеке Трентского собора и были обнаружены только в середине XIX века. Первое их обсуждение в музыковедческой литературе было сделано в 1885 году Ф. Ф. Хаберлем в его огромной монографии о Гийоме Дюфе « Bausteine ​​zur Musikgeschichte» . Вскоре после открытия шесть кодексов были переданы в Вену для изучения . По условиям Сен-Жерменского договора в конце Первой мировой войны Кодексы должны были вернуться в Трент. В 1920 году они прибыли, и в том же году была найдена последняя из семи рукописных книг.

Публикация содержания рукописей уже началась в Австрии в рамках серии Denkmäler der Tonkunst in Österreich (DTÖ) . Хотя первый том Кодексов Sechs Trienter появился в 1900 году, последний том из семи Кодексов Trienter не был опубликован до 1970 года.

Значение

[ редактировать ]

Кодексы Трента демонстрируют первый интерес и постепенное развитие циклической мессы , единого музыкального оформления частей Ординария мессы . Ранние тома набора содержат отдельные массовые движения, что было характерно для композиционной практики конца XIV века; далее идут пары движений и части циклов; а в более поздних томах Кодексы содержат самые ранние известные наборы из трех и четырех движений. Все самые ранние унифицированные наборы имеют английское происхождение. Последние тома Кодексов включают многочисленные циклы масс композиторов поколения Дюфе, в течение которых месса cantus Firmus приобрела зрелую форму. [ 9 ]

Другие музыкальные рукописи в Тренте

[ редактировать ]

Хотя «Кодексы Трента» обычно относятся только к этим семи рукописям, они не являются единственным свидетельством активного интереса к музыке позднего Средневековья и Возрождения в Тренте. В конце монофонического требника (Biblioteca Comunale 1563, но постоянно находящегося в Провинциальном музее искусства) находится единственный фолиант, предположительно из гораздо более крупной рукописи ок. 1400 г., содержит Кредо Антонио Диктуса Захара да Терамо. [ 10 ] Молитвы, посвященные местным святым, были добавлены к рукописи где-то в пятнадцатом веке, что свидетельствует о том, что рукопись находилась в Тренте по крайней мере с пятнадцатого века. Еще один фрагмент того же периода найден в инкунабуле № 1. 60 в Фонде Библиотеки Сан-Бернардино (бывший Падри Франческани). Этот источник может быть связан с фрагментами в Падуе. [ 11 ] В этой библиотеке также хранится замечательная коллекция так называемых cantus fractus , или ритмизированных песнопений, которая недавно была опубликована. [ 12 ]

Более поздние полифонические произведения можно найти в рукописях в Archivio di Stato Трента (Sezione tedesca № 105) и Biblioteca Comunale (MSS. 283 и 1947/4, последняя включает инструментальные композиции), а также среди пожертвований музыковеда Лоуренса Фейнингера в Museo Provinciale. д'Арте. Коллекция Фейнигера также отражает его пожизненную преданность коллекционированию более поздних образцов литургического песнопения, коллекция, которая также недавно была каталогизирована и опубликована, частично, в виде факсимиле. [ 13 ]

Публикация Трентских кодексов

[ редактировать ]

Серия Denkmäler der Tonkunst in Österreich, опубликованная в 1900 году, на седьмом году своего существования, состоит из 14 и 15 томов, связанных вместе, которые содержат первый из нескольких отрывков из Трентских кодексов. Кроме того, тома содержат полный тематический каталог первых шести Кодексов Триэнтера (87, 88, 89, 90, 91 и 92), а также указатель текстовых инципитов.

Кодексы 87–92 были опубликованы по факсимиле издательством Bibliopola (находится в Риме) между 1969 и 1970 годами. [ 14 ]

  • Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN   0-393-97169-4
  • Маргарет Бент, «Новые священные полифонические фрагменты раннего кватроченто». Музыкальные студии 9 (1980). стр. 171–189.
  • Майкл Скотт Катберт, «Фрагменты Треченто и полифония за пределами Кодекса». доктор философии Диссертация: Гарвардский университет, 2006. [1]
  • Джулия Габриелли, Il canto fratto в рукописях Библиотечного фонда Сан-Бернардино в Тренто. Историческое и художественное наследие Трентино 28. Трент: Автономная провинция Тренто, 2006 г. ISBN   88-7702-126-8 .
  • Марко Гоцци, «Новый Трентинский фрагмент полифонии начала пятнадцатого века». Музыкальные исследования 21 (1992). стр. 237–51.
  • Чарльз Хэмм / Джерри Колл: «Источники, MS, §IX: полифония эпохи Возрождения», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 29 июля 2007 г.), (доступ по подписке)
  • Аделин Пек Леверетт, «Песенные мессы в Трентских кодексах: австрийская связь». В истории старинной музыки: исследования ранней средневековой и ранней современной музыки , под ред. Иэн Фенлон. Издательство Кембриджского университета , 1995. ISBN   0-521-55843-3 (доступ по подписке)
  • Чезарино Руини, Литургические рукописи музыкальной библиотеки Л. Фейнингера в замке Буонконсильо в Тренто. Историческое и художественное наследие Трентино 21-22. Трент: Автономная провинция Тренто, 1998 г. ISBN   88-7702-083-0 .
  • Мартин Штелин . «Остатки североитальянской массовой рукописи начала 15 века». Музыкальные исследования 27.1 (1998). стр. 7–18.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Атлас, с. 156
  2. ^ Хамм/Колл, Гроув
  3. ^ Атлас, с. 156-7, Роща
  4. ^ Леверетт, с. 208
  5. ^ Атлас, с. 156-7
  6. ^ Леверетт, с. 207
  7. ^ Атлас, с. 157
  8. ^ Хамм / Звонок, Гроув онлайн
  9. ^ Леверетт, с. 206
  10. ^ Бент, 175
  11. ^ Плюсы: Гоцци; Против: Катберт, чп. 2
  12. ^ Габриэлли
  13. ^ Руини
  14. ^ Кодекс Трентинус 87-93 , Рим: Библиопола, 1969-1970.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e29ea23bb16579e962c5f5d4b610e99a__1722851100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/9a/e29ea23bb16579e962c5f5d4b610e99a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trent Codices - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)