Soviet destroyer Sposobny (1970)
![]() Способный на ходу в Японском море , начало 1982 года.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Sposobny |
Строитель | Верфь им. 61 коммунара |
Заложен | 10 марта 1969 г. |
Запущен | 11 апреля 1970 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 сентября 1971 г. |
Выведен из эксплуатации | 6 января 1993 г. |
Судьба | Списан в 1995 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса Кашин Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 144 м (472 фута) ( о/а ) |
Луч | 15,8 м (52 фута) |
Черновик | 4,46 м (14,6 футов) |
Установленная мощность | 4 × M8E gas turbines M3 unit aggregate; 72,000 hp (54,000 kW) |
Движение | 2 х вала CODAG |
Скорость | 34 узла (63 км / ч; 39 миль в час) |
Диапазон | 3500 миль (6500 км; 4000 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 266 |
Датчики и системы обработки | |
Вооружение |
|
Способный (русский: Способный , «Способный») — эсминец проекта 61 ( по классификации НАТО «Кашин -класс») эсминец ВМФ СССР , который на короткое время вошел в состав ВМФ России . Корабль служил во время Холодной войны с 1971 по 1989 год.
На протяжении всей своей карьеры она служила на Тихоокеанском флоте , часто действуя в Индийском и Тихом океане, чтобы показать флаг . Способный совершил круиз в Индийском и Тихом океанах в 1973–1974, 1983 и 1985 годах, что было отмечено визитом доброй воли в 1976 году в Ванкувер , Канада, и активной поддержкой Вьетнама во время китайско-вьетнамской войны 1979 года . Запланированная в 1987 году модернизация Севастопольского морского завода на Украине так и не была завершена из-за распада Советского Союза , и он был передан ВМФ России, несмотря на неудачную попытку Украины взять под свой контроль. Проданный верфи в счет погашения долгов, эсминец был выведен из эксплуатации продан на металлолом в 1993 году, а два года спустя .
Дизайн
[ редактировать ]
«Способный» был одним из второй серии из двадцати советских эсминцев Беркут А» (по классификации НАТО — «Кашин») проекта 61 « . Первоначально корабли обозначались как сторожевые корабли , но в 1966 году были переклассифицированы в большие противолодочные корабли. Все уцелевшие корабли, включая «Способный» , в январе 1992 года вновь были переклассифицированы в сторожевые корабли. [ 1 ] Этот класс был построен для замены эсминца класса «Котлин» и класса «Рига» фрегата , которые устарели с появлением управляемых ракет. Он был разработан для защиты крупных военных кораблей и транспортных средств от низколетящих самолетов, крылатых ракет и подводных лодок. [ 2 ] хотя противолодочная роль в конечном итоге стала второстепенной по сравнению с задачей противовоздушной обороны. Это были первые классы советских военных кораблей, спроектированные так, чтобы выдержать ядерный взрыв, и в результате главный пост управления кораблем находился на нижней палубе глубоко в корпусе, отдельно от закрытого мостика. [ 3 ]
Эсминцы класса «Кашин» имели длину 144 метра (472 фута), ширину 15,8 метра (52 фута) и осадку 4,46 метра (14,6 фута). Водоизмещение "Способный" - 3440 тонн (3386 длинных тонн), стандартное 4290 тонн (4222 длинных тонны) полное - , а экипаж - 266 человек. Корабль был оборудован вертолетной площадкой в кормовой части для перевозки одного вертолета Ка-25 ПЛ "Гормон-А". ; вертолет мог находиться на борту корабля лишь временно из-за отсутствия ангара . [ 4 ] [ 5 ]
Способный приводился в движение двумя комбинированными дизель-газовыми (КОДАГ) валами с приводом от четырех газовых турбин М-3А , [ 6 ] мощность которого составляла 72 000 л.с. (54 000 кВт), что давало ей максимальную скорость 34 узла (63 км / ч; 39 миль в час); ее класс был первым советским военным кораблем, оснащенным газовыми турбинами. [ 3 ] У нее был запас хода 3500 миль (6500 км; 4000 миль) на скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) и 2000 миль (3700 км; 2300 миль) на скорости 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). [ 3 ] [ 4 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Для выполнения функций противовоздушной обороны она была оснащена двумя сдвоенными пусковыми установками ЗИФ-101 с шестнадцатью ракетами 4К90 каждая для зенитного ракетного комплекса М-1 Волна (по классификации НАТО SA-N-1 Goa), морской версии С -125 Нева . Две спаренные пушки АК-726 калибра 76,2 мм защищали как от воздушных, так и от надводных угроз. Он также был оснащен двумя 12-ствольными противолодочными ракетными установками РБУ-6000 и двумя 6-ствольными противолодочными ракетными установками РБУ-1000 , а также пятиствольной установкой для 533-миллиметровых (21,0 дюйма) двойных торпед . [ 3 ] [ 4 ] Вертолет Ка-25, который можно было посадить на эсминец, также был способен оказать помощь в поиске и уничтожении подводных лодок. [ 5 ]
Датчики и радиоэлектронная борьба
[ редактировать ]Как корабль второй серии своего класса, «Способный» был оснащен более совершенными датчиками. Вместо двух поисковых радиолокаторов МР-300 первой серии она получила МР-310 «Ангара» на фок-мачте и МР-500У «Кливер» на грот-мачте. От предыдущих представителей своей серии он отличался тем, что был оснащен двумя более совершенными навигационными радарами «Волга» на фок-мачте вместо одной РЛС «Дон». Эсминец был оснащен гидролокатором МГ-312 «Титан» и МГ-311 «Вычегда». [ 4 ] [ 6 ]
Для управления огнем «Способный» получил РЛС наведения «Ятаган» для своей «Волны», «Турел» для ее АК-726 и «Гроза» для ее торпед. Также у Способной имелся аппарат связи МГ-26, приемопередатчик «Тритон», дистанционный индикатор МПП-315 для ее «Волги» и система опознавания «свой-чужой» «Никель-КМ» . Для радиоэлектронной борьбы она была оснащена системой пеленгации МРП 13–14 . [ 4 ] [ 6 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Построенный на верфи имени 61 коммунара в Николаеве под заводским номером 1713, эсминец был заложен 10 марта 1969 года, спущен на воду 11 апреля 1970 года и завершен 25 сентября 1971 года. [ 7 ] Способный был зачислен в Список ВМФ 25 апреля 1970 года. [ 8 ]
1970-е годы
[ редактировать ]Приписанный к Тихоокеанскому флоту 27 октября, вышел из Севастополя под командованием капитана 3-го ранга Г. Кудрявцева 15 февраля 1972 года. Пройдя мыс Доброй Надежды достиг базы ТОФ во Владивостоке , 26 августа и вошел в состав 175-й ракетной дивизии. Корабельная бригада флота 10-й (Тихоокеанской) оперативной эскадры . В период с 17 по 24 декабря 1973 года в составе отряда флота с командирским кораблем «Адмирал Сенявин» и подводной лодкой проекта 641 под флагом первого заместителя командующего Тихоокеанским флотом контр-адмирала Владимира Маслова эсминец посетил Порт-Луи , Маврикий. . На обратном пути адмирал Сенявин и Способный посетили Бомбей с 9 по 15 февраля 1974 года. [ 9 ]
В составе отряда флота с «Удалой» типа эсминцем «Гневный» и танкером «Илим» под флагом командира эскадры контр-адмирала Владимира Варганова с 25 по 30 августа 1976 года посетила Ванкувер , Канада, будучи открытой для всеобщего обозрения. Визит был частью программы обмена, ответом на которую стал визит канадских военных кораблей в Ленинград позднее в том же году. [ 10 ] хотя против кораблей устраивались антикитобойные и антисоветские демонстрации; визит стал первым с 1944 года. [ 11 ] В составе отряда боевых кораблей и во взаимодействии с противолодочной авиацией участвовала в противолодочных учениях 26 августа 1977 года. [ 9 ] Вместе с «Адмиралом Сенявиным» , крейсерами «Василий Чапаев» и «Адмирал Фокин» , эсминцами «Строгий» и «Бозбуждённый» , а также фрегатом «Разящий » он поддерживал Вьетнам во время китайско-вьетнамской войны с февраля по март 1979 года. [ 12 ] Действуя в Южно-Китайском море, корабли перехватывали китайские боевые сообщения и передавали их вьетнамским войскам. [ 13 ]
1980-е и конец службы
[ редактировать ]Переведённый в 201-ю противолодочную бригаду в 1982 году, Способный в том же году дважды действовал в Японском море , отслеживая американские корабли. С 9 по 13 июня 1983 года в составе отряда флота 8-й (Индоокеанской) оперативной эскадры , в состав которой входили также фрегат «Грозящий» и танкер «Печенга» под флагом командира эскадры контр-адмирала Геннадия Семенова , совершила официальный визит в Коломбо . Шри-Ланка. В 1985 году эсминец действовал в Южно-Китайском море и Индийском океане, получив за свои характеристики отличную оценку. [ 9 ]
16 июля 1987 года временно передан в состав ЧФ и 30 июля доставлен на Севастопольский морской завод для ремонта и модернизации в качестве прототипа проекта 01090 перед передачей на Северный флот . [ 9 ] С началом работ проект модернизации был изменен на проект 01091. Модернизация должна была быть завершена к 30 сентября 1989 года и отличалась от модернизации проекта 01090 ее однотипного корабля « Сметливый» тем, что он должен был получить экспериментальную систему неакустического обнаружения подводных лодок. оборудование вместо гидролокатора «Кайра», которое Сметливому . подарили [ 14 ] Для обеспечения места для оборудования кормовую артиллерийскую башню пришлось снять и установить комплекс на кормовой вертолетной площадке с двумя спонсонами для спуска буксируемых антенн. К моменту распада Советского Союза модернизация была завершена на 70%. [ 15 ]
Из-за распада Советского Союза модернизация не была завершена, и 29 октября 1992 года передача в состав Черноморского флота стала постоянной. Это последовало за неудачной попыткой Украины поднять украинский флаг над кораблем 3 июля после того, как экипаж принес присягу на верность Украине; корабль остался под контролем России. 6 января 1993 года исключен из списков ВМФ, а для погашения долгов ВМФ перед заводом передан в собственность Севастопольского морского завода. Переведенный из Северного дока в бухту Южную для вывоза вооружения и оборудования, он был разобран к 20 ноября, когда экипаж был расформирован и корабль перешел в собственность завода. Корпус был продан индийской компании на слом и 2 апреля 1995 года отбуксирован из Севастополя. [ 14 ] [ 15 ]
За время карьеры Способной были присвоены временные тактические номера 522 (в 1971 г.), 109 (в 1973 г.), 547 (в 1982 г.), 544 (в 1982 г.) и 578 (в 1987 г.). [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Berezhnoy 1995 , p. 10.
- ^ Заблоцкий и Костриченко 2005 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер, Чамбли и Бадзбон, 1995 , стр. 390–391.
- ^ Jump up to: а б с д и Павлов 1995 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Заблоцкий и Костриченко 2005 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Заблоцкий и Костриченко 2005 , стр. 31–32.
- ^ Заблоцкий и Костриченко 2005 , с. 127.
- ^ Berezhnoy 1995 , p. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и Заблоцкий и Костриченко 2005 , с. 126.
- ^ «Советы отрицают план прекращения охоты на китов» . Ванкувер Сан . 26 августа 1976 г. стр. 1, 2 . Проверено 23 ноября 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Миссия доброй воли Советов, омраченная демонстрантами» . Ванкувер Сан . 30 августа 1976 г. с. 17 . Проверено 23 ноября 2018 г. - через Newspapers.com.
- ^ Аверин 2007 , с. 70
- ^ Клемент 1984 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б Заблоцкий и Костриченко 2005 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Заблоцкий и Костриченко 2005 , с. 190.
Библиография
[ редактировать ]- Аверин, А.Б. (2007). Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. [ Адмиралы и маршалы: Корабли проектов 1134 и 1134А ] (на русском языке). Москва: Военная книга. ISBN 978-5-902863-16-8 .
- Berezhnoy, S.S. (January 1995). Советский ВМФ 1945-1995: крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы [Soviet Navy, 1945–1995: Cruisers, large anti-submarine ships, and destroyers]. Морская коллекция [Morskaya kollektsiya] (in Russian) (1).
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-132-5 .
- Келемен, Пол (март 1984 г.). «Советская стратегия в Юго-Восточной Азии: фактор Вьетнама». Азиатский опрос . 24 (3): 335–348. дои : 10.2307/2644070 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644070 .
- Павлов, Александр (1995). Военные корабли СССР и России 1945-1995 гг. Справочник. [ Военные корабли России и Советского Союза, 1945–1995: Справочник ] (на русском языке). Якутск: Сахаполиградиздат. OCLC 464542777 .
- Заблоцкий Владимир; Костриченко, Виталий (2005). Гончие океанов. История кораблей проекта 61. [ Гончие океана: История кораблей проекта 61 ] (на русском языке). Москва: Военная книга. ISBN 9785902863038 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (in Russian) Sposobny photographs on navsource.narod.ru
- (на русском языке) Неофициальный сайт корабля