Марк Гавий Апиций
Считается, что Марк Гавий Апиций был римским гурманом и любителем роскоши, жившим где-то в I веке нашей эры, во времена правления Тиберия . Ему часто приписывают римскую кулинарную книгу «Апиций» , хотя доказать связь невозможно. Он был героем «О роскоши Апиция» знаменитого, ныне утерянного, произведения греческого грамматика Апиона . М. Гавий Апиций, по-видимому, был обязан своим когноменом (своим третьим именем) более раннему Апицию , жившему около 90 г. до н. э., чья это могла быть фамилия: если это правда, то Апиций стал означать «гурман» в результате слава этого раннего любителя роскоши.
Биография
[ редактировать ]Свидетельства о жизни М. Гавия Апиция частично происходят из современных или почти современных источников, но частично просачиваются через вышеупомянутую работу Апиона, целью которой, по-видимому, было объяснение названий и происхождения роскошных продуктов питания, особенно тех, которые анекдотически связаны с Апиций. Из этих источников сохранились следующие анекдоты об Апиции: в какой степени они составляют реальную биографию, сомнительно.
- Сеян (20 г. до н.э. – 18 октября 31 г.), впоследствии хорошо известный как министр и доверенное лицо императора Тиберия , в юности «продал свое тело Апицию»: Тацит , Анналы . Жена Сеяна Апиката могла быть дочерью Апиция.
- Апиций обедал у Мецената (70–8 до н. э.), Августа советника : Боевой , Эпиграммы 10.73. Вполне возможно, что Марсьяль почерпнул эту идею из поверхностного сравнения, сделанного Сенекой между Меценатом, советником по культуре, и Апицием, советником по гастрономии.
- Друз (13 г. до н. э. — 14 сентября 23 г. н. э.), сын Тиберия, был убеждён Апицием не есть цимы , кочанную ботву или капустные ростки, потому что они были обычной пищей: Плиний Старший , Natural History 19.137 .
- Консулы 28 года нашей эры Юний Блез и Луций Антистий Вет роскошно обедали в доме Апиция: Элиан , Letters nos 113-114 Доминго-Форасте ( Grocock & Grainger 2006 , стр. 55).
- Тиберий увидел на рынке большую барабульку и поспорил, что ее купят Апиций или Публий Октавий. Оба мужчины начали претендовать на него, и Октавий выиграл: Сенека, Письма к Луцилию 95.42.
- Апиций жил в Минтурнах (Кампания). Услышав о хваленых размерах и сладости креветок, выловленных у ливийского побережья, Апиций реквизировал лодку и команду, но когда он прибыл, разочарованный креветками, ему предложили местные рыбаки, подошедшие на своих лодках, и сравнили их. к превосходным ракам, к которым он привык на своей вилле, он повернулся и вернулся в Минтурны «не сходя на берег»: Афиней , Деипнософистэ Аф. 1.12 .
- Апиций «был рожден, чтобы наслаждаться каждой экстравагантной роскошью, которую только можно придумать». Он сообщил, что барабулька будет лучше всего, если перед приготовлением ее утопить в ванне с рыбным соусом, приготовленным из барабульки: Плиний, Естественная история 9:30 .
- Апиций сообщил, что язык фламинго обладает превосходным вкусом: Плиний, Естественная история , 10:133.
- На основе существовавших способов получения гусиной печени ( фуа-гра ) Апиций разработал аналогичный способ получения свиной печени. Он кормил своих свиней сушеным инжиром и забивал их мульсумом Естественная (медовым вином): Плиний, история 8.209.
- Потратив на свою кухню состояние в 100 миллионов сестерциев, истратив все подарки, полученные им от императорского двора, и таким образом поглотив свои доходы в щедром гостеприимстве, Апиций обнаружил, что у него осталось всего 10 миллионов сестерциев. Боясь умереть в относительной бедности, он отравил себя: Сенека, Consolatio ad Helviam 10.
Несколько рецептов были названы в честь Апиция, и, вероятно, предназначался М. Гавиус Апиций:
- Способ приготовления капусты, маринованной в масле и соли с использованием соды для сохранения зелени: Плиний, Естественная история 19.143.
- Разновидность торта: Хрисипп Тианский, цитируемый Афинеем, Deipnosophistae 647c.
- Семь рецептов в кулинарной книге Апиция ( Dalby 2003 , стр. 17).
Во всей римской литературе Апиций в морализирующих контекстах упоминается как типичный гурман или обжора. Сенека, например, говорит, что он «провозгласил науку о кулинарии» и своим примером развратил эпоху (Сенека, Consolatio ad Helviam 10). Примерно в IV и V веках Апиций начинает называться автором: это может указывать на то, что кулинарные книги под названием Апиций к тому времени в обращении находились . Первое такое упоминание может быть в Схолиях Ювенала (4.22), в которых утверждается, что Апиций писал о том, как устраивать обеды, и о соусах.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Далби, Эндрю (2003), Еда в древнем мире от А до Я , Лондон, Нью-Йорк: Routledge , ISBN 0-415-23259-7 , стр. 16–18.
- Грокок, Кристофер; Грейнджер, Салли (2006), Апиций. Критическое издание с введением и английским переводом , Totnes: Prospect Books, ISBN. 1-903018-13-7 , стр. 54–58.