Язу люди
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерло как племя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Миссисипи ) | |
Языки | |
Туника язык | |
Религия | |
Родная племенная религия | |
Родственные этнические группы | |
Туника , Короа , Тиу |
Язу — племя исторически коренных американцев Туника, проживавшее вдоль нижнего течения реки Язу в районе, ныне известном как Дельта Миссисипи . Они были тесно связаны с другими народами, говорящими на языке туника , особенно туника, короа и, возможно, тиу.
Язык
[ редактировать ]Ничего точно не известно об их языке, который, как полагают, связан с Туникой , изолированным языком .
История
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]Французские исследователи и миссионеры задокументировали это племя. В 1699 году отец Антуан Дэвион из Квебекской семинарии иностранных миссий в Новой Франции (Канада) основал миссию среди туников. Он также обратился к союзным племенам, таким как Таэнса .
18 век
[ редактировать ]В это время язу, как и чикасо , находились под влиянием английских торговцев из Каролины на Атлантическом побережье. В 1702 году язу помогли короа убить французского священника Николаса Фуко и трех его товарищей. Семинария временно вывела отца Антуана из этого района.
В 1718 году французы основали форт возле деревни Сен-Пьер для контроля над рекой. В 1722 году молодой священник -иезуит Жан Руэль получил миссию Язу возле французского поста. Он работал там до начала восстания Натчеза в 1729 году. [1]
В то время язу и короа присоединились к натчезам в нападении на французских колонистов, пытаясь полностью изгнать их из региона.
29 ноября 1729 года натчезы напали на форт Розали , убив более 200 человек, в том числе священника-иезуита Поля Дю Пуассона. Они увезли в плен большую часть французских женщин и детей, а также их африканских рабов. Узнав об этом событии, язу и Короа 11 декабря 1729 года подстерегли и убили Руэля и его черного раба. На следующий день они атаковали соседний пост, перебив весь гарнизон. Племена похоронили тело Руэля. Его колокол и некоторые книги были впоследствии возвращены французам квапо . Другой священник, Стивен Дутрело , подвергся нападению 1 января 1730 года, но смог бежать. [2]
Натчезская война 1729 года стала катастрофой для французских поселений в Луизиане. Колонисты отступили в Новый Орлеан . Это также стало катастрофой для Натчезов и Язу. Французы объединились с чокто для возмездия и в подавляющем большинстве разгромили натчезов и язу. Выживших продавали в рабство на карибских плантациях. Чикасо захватили многих других людей Язу и продали их в рабство торговцам из Каролины. [3] Это положило конец Язу как племени; выжившие из них вступили в брак с чикасо, африканцами и другими народами.
В художественной литературе
[ редактировать ]В рассказе Джона Гришэма «Казино», включенном в сборник рассказов « Округ Форд» (2009), рассказывается о сомнительном бизнесмене из современной Миссисипи, собирающем несколько десятков человек предполагаемого происхождения язу, чтобы добиться статуса племени. Он добивается федерального признания их как индейского племени , что позволит им использовать свою землю для создания игрового казино .
Известные люди Язу
[ редактировать ]- Монкахт Апе был исследователем, который в конце 1600-х или начале 1700-х годов, возможно, совершил первое зарегистрированное трансконтинентальное путешествие туда и обратно через Северную Америку .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карл Вальдманн: Энциклопедия индейских племен . Издательство Информбаза 2009, ISBN 9781438110103 , с. 327 ( онлайн-копия , стр. 327, в Google Книгах )
- ^ «Католические индийские миссии США» . Католическая энциклопедия.
- ^ Гибсон, Аррелл М. «Индейцы Миссисипи», в МакЛеморе, Ричард Обри, изд. История Миссисипи (Хаттисбург: Издательство Университета и колледжа Миссисипи, 1973), том 1, стр. 76